Что не является формой организации учебной деятельности
Доклад «Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и достижений учащихся.»
Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 106 города Донецка»
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и достижений учащихся.
Учитель информатики МОУ «Школа №106 г.Донецка»
Фронтальной форме организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель работает со всем классом одновременно, общается с учениками непосредственно в процессе своего рассказа, объяснения, показа, привлечение школьников к обсуждению конкретных вопросов и тому подобное. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общению между учителем и учениками, а также учащихся между собой, воспитывает у детей чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного, объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими задачами.
Однако, фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. По своей природе она направлена на некоего абстрактного ученика, в связи с чем в практике работы школы часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему они не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал. им нужно больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение задач, больше упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задания, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Такими задачами могут быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, различными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии) решение задач, примеров, написанные переводов, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программируемом обучении.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым методом. Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения школьников для закрепления, повторения, организации разнообразных упражнений. Однако, она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предыдущем домашнем обработке.
Групповая (цепная) форма организации учебной работы учащихся, ее главными признаками являются:
¾ класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
¾ каждая группа получает отдельное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
¾ задачи в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
¾ состав группы не является постоянным, а подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Количество членов группы различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Не менее половины группы должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и их состав могут быть различными по различным учебным предметам и добираются они по принципу объединения школьников разного уровня подготовки, внеурочной информации по данному предмету, совместимости учащихся, позволяет им взаимно дополнять и компенсировать преимущества и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Групповая деятельность учащихся состоит из следующих элементов:
1. Подготовка учащихся к выполнению группового задания, определения учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.
3. Выполнение учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и
отдельных учащихся.
5. Взаимопроверка и контроль за выполнением задач в группе.
6. Сообщение учеников по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя и формирование общих выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, управляющий учебно-познавательной деятельностью школьников. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить методику определения задач для групповой работы учащихся, умело направлять и обеспечивать эффективность их деятельности, выделяя ключевые моменты, акцентируя внимание на самом главном в учебном материале, следя за сотрудничеством учеников в разных группах.
Преимущества групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учеников достаточно заметны как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных моральных качеств личности.
Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий своего, собственного практического опыта. Ответом может стать принцип разно уровневого обучения, а значит учет индивидуальных особенностей ребенка при изучении нового материала и выбор того уровня его усвоения, который понятен и доступен ему.
Отбирая материал для изучения курса, учитывается ещё одна из основных целей обучения – учащийся должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую программу или приложение, знание которых ему потребуется на его жизненном пути.
Педагог, при таком нестандартном изучении материала стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
Обобщение результатов использования технологии разно уровневого обучения позволяет сделать следующие выводы :
1) Самостоятельная познавательная деятельность школьников при изучении нового материала на уроках информатики делает учебный труд учащихся рациональным, целенаправленным, творческим, интересным и увлекательным.
2) Использование разно уровневого обучения способствует повышению успеваемости и качества знаний (в особенности за счёт уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших и отличных оценок).
3) Разно уровневая дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.
4) В результате использования разно уровневого обучения в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.
5) На таких уроках комфортно учащимся с разным уровнем подготовки. Ученикам, с высоким уровнем подготовки, особенно нравятся те задания, которые требуют применения их собственных знаний, которые дают дополнительную информацию, им не приходится скучать на уроках, ждать отстающих. Учащиеся со слабым уровнем получают удовлетворение, у них создаётся «ситуация успеха», поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем при традиционной форме организации урока.
Доклад:«Формы организации учебной деятельности на уроке».
«Формы организации учебной деятельности на уроке».
Подготовила учитель нач.классов
Шутова Елена Анатольевна
Формы организации учебной деятельности на уроке.
Фронтальная форма организации учебной деятельности.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думанья. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувства сопричастности в общих достижениях класса.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности.
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабо успевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
Групповая форма организации учебной деятельности.
Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Группы могут быть постоянного и сменного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость. Как показала практика нецелесообразно составлять группу только из слабоуспевающих учеников. Нужно, чтобы в ее составе были среднеуспевающие, а также хорошо и отлично успевающие учащиеся.
Заключение: применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журнале “Математика в школе”, “Директор школы”, “Педагогика” и т.п. Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.
Рассмотрение общих форм организации учебной деятельности учеников
Понятие и особенности формы организации обучения
Рассмотрение классификации форм организации обучения необходимо начать с определения самого понятия «форма». В науке оно рассматривается с лингвистической и философской позиции. Толковый словарь С. И. Ожегова понятие «форма» трактует в качестве вида, устройства, типа, структуры, конструкции чего-либо, что обусловлено соответствующим содержанием.
Форма представляет собой наружный вид, внешние черты, установленный определенным образом порядок. Основной формы любого предмета, процесса или явления является его содержания, которое, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние.
«Философская энциклопедия» рассматривает понятие «форма» как внутреннюю организацию содержания, при этом форма как бы «обнимает систему устойчивых связей предмета», отражая внутреннюю связь и способ организации, взаимодействие частей и процессов явления как с внешними условиями, так и между собой. Для формы характерна относительная самостоятельность, которая усиливается тем больше, чем большей историей обладает данная форма.
Если использовать понятие по отношению к обучению, то форму можно представить в виде специальной конструкции процесса обучения. Ее характер зависит от содержания процесса обучения, методов, приемов, средств, видов деятельности учащихся.
Рассматриваемая конструкция обучения — это внутренняя организация содержания процесса взаимодействия, общения учителя и учеников при работе над определенным образовательным материалом.
Содержание является основой развития процесса образования, способом его существования. Для него характерно собственное движение, которое заключает в себе возможность беспредельного совершенствования, что отражает его основное значение в повышении эффективности обучения.
Форма обучения представляет собой конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, которые реализуются в сочетании управляющей деятельности учителя с управляемой учебной деятельностью учащихся в процессе усвоения определенного содержания образовательного материала и освоения различных видов деятельности.
Внешнее очертание отрезков (циклов обучения) представляет собой наружный вид, при этом форма характеризует систему их устойчивых связей и связей между компонентами внутри каждого цикла обучения. В качестве дидактической категории она обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая относится к количеству обучаемых, времени и месту обучения, а также к порядку его осуществления.
Форма обучения и форма организации обучения
Некоторые ученые полагали, что в педагогике необходимо отразить различие терминов, которые включают слово «форма» — это «форма обучения» и «форма организации обучения». Форма обучения представляет собой коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроках или любых учебных занятиях. Форма организации обучения представлена каким-либо видом занятия (урок, лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, диспут, конференция, зачеты, предметные кружки и др.).
Философия трактует организацию в качестве «упорядочения, налаживания, приведения в систему определенного духовного или материального объекта, расположения, соотношения элементов объекта». Здесь важными являются именно «два значения понятия организации, которые относятся как к объектам природы, так и к социальной деятельности, что характеризует ее как расположение и связь элементов чего-то целого (предметную часть организации), их действие и взаимодействие (функциональную часть). По этой причине, в соответствии с определением Чередова И. М., форма организации обучения характеризуется «упорядочиванием, налаживанием, приведением в систему» взаимодействия учителей и учеников при работе над определенным содержанием материала.
Организация обучения имеет целью обеспечение оптимального функционирования процесса управления, что предполагает учебная деятельность обучающихся, организованная со стороны учителя. Такая организация оптимально сочетает компоненты процесса в качестве целостной динамической системы, способствуя его результативности. Для организации обучения необходимо использование конструирования конкретных форм, способных обеспечивать условия эффективности учебной работы учеников под управлением учителя.
Учебное занятие ученики начинают с чтения параграфа учебника под углом зрения определенного задания. Они выписывают вопросы, которые возникают в процессе чтения и фиксируют то, что им не понятно. В свою очередь преподаватель собирает эти вопросы, может их классифицировать, отмечая глубину и качество, степень содержательности. Он устанавливает их связь с предыдущей темой, другими учебными предметами, актуальными вопросами в области культуры, производства и экономики. После ознакомления учениками в своем темпе с новым материалом, происходит уточнение и разбор их вопросов. На вопросы могут отвечать наиболее подготовленные ученики, при этом учитель может по мере необходимости уточнить или дополнить ответы, ответить на самые сложные из них с использованием известных ему методов и приемов обучения. Далее начинаются практические занятия, которые могут включать решение задач и упражнений, лабораторную работу. Здесь преподаватель производит оценку не только знаний, но и умения их использовать. Для помощи слабым ученикам привлекаются более сильные, создаются творческие группы, расширяется деловое общение. По итогу практической работы выставляются оценки, а тот, кто не справился с заданием, должен проработать материал во внеурочное время.
Мы рассмотрели на примере общие формы организации учебной деятельности. Приведенный пример означает, что для одной и той же формы обучения (например, для урока, лекции) характерна различная модификация и структура в соответствии с задачами и методами учебной работы.
Классификация форм обучения
История мировой педагогической мысли и практики обучения встречает разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых связано с требованиями, потребностями общественного развития. Это обусловлено тем, что каждый новый этап истории накладывает собственный отпечаток на организацию обучения. В итоге педагогической наукой был накоплен значительный эмпирический материал, поэтому появилась необходимость систематизировать все формы организации обучения, вычлененяя самые эффективные и соответствующие духу времени и эпохе. Исследователи выделили несколько оснований для классификации форм организации обучения: число и состав учащихся, место учебы, длительность учебной работы. В соответствии с данными основаниям формы обучения можно классифицировать на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные, аудиторные, внеклассные, внеаудиторные. Данную классификацию нельзя считать исключительно научной, поскольку она признана далеко не всеми учеными педагогами. Наряду с этим подобный подход дает возможность в определенной мере упорядочить их разнообразие.
Эпохальным явлением в истории развития педагогической мысли и в развитии общества можно считать обоснование Я. А. Коменским классно-урочной системы обучения. Она представляет собой основную единицу учебных занятий в виде урока. Достоинства этой системы включают:
Для рассматриваемой системы существует и несколько недостатков. Так, классно-урочная система ориентируется, главным образом, на средних учеников, создавая непосильные трудности для слабых и задерживая развитие способностей у более сильных учеников. Также здесь возникают сложности при учете индивидуальных особенностей учащихся в организационно-индивидуальной работе с ними. Это касается как содержания, так и темпов и методов обучения. Система не способна обеспечить организованное общение старших и младших учащихся.
Кроме рассмотренной системы, общие форм организации учебной деятельности состоят из комплекса форм организации учебного процесса, включая лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, конференции, зачеты, экзамены, факультативы, консультации. Также это могут быть формы внеклассной, внеаудиторной работы, в том числе кружки, студии, научные общества, олимпиада или конкурс и др.
Лекция представляет собой органичное единство метода обучения и организационной формы. Оно состоит в последовательном и систематическом изложении педагогом учебного материала, который носит, как правило, ярко выраженный теоретический характер.
Семинар представлен одной из основных форм организации практических занятий. Их специфика заключается в групповом обсуждении студентами или учениками сообщений, докладов, рефератов, то есть того, что они выполнили самостоятельно под руководством педагога. Цель семинара состоит в углубленном изучении темы или раздела курса.
Лабораторно-практические занятия являются важной формой взаимодействия педагога и учащихся. Она заключается в том, что преподаватель по заданию может обучать с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений. В ходе лабораторно-практических занятий используется наблюдение, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулируются выводы. Здесь происходит сочетание мыслительных операций и физических действий. Ученики с помощью технических средств осуществляют воздействие на изучаемые вещества и материалы, вызывая интересующие их явления и процессы. Это в значительной мере способствует росту продуктивности познавательного интереса.
Еще одним видом дифференциации обучения по интересам является факультатив в виде необязательного учебного предмета, который изучается студентами по их желанию с целью расширить общекультурный и теоретический кругозор или получить дополнительную специальность.
Форма обучения может быть представлена и диспутом в виде группового обсуждения актуальных проблем, которые лежат в сфере жизни и деятельности участников и их социального опыта. Эта форма способствует применению имеющихся знаний и опыта в процессе осмысления и разрешения обсуждаемых проблем.
Необходимо отметить, что в рамках рассматриваемых форм обучения педагог может организовать коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу учащихся. Она может быть как дифференцированного, так и недифференцированного характера. В случае, если одинаковое задание преподаватель дает всему классу, то это является примером недифференцированной индивидуальной работы фронтального характера. Если же классом, учебной группой в целом или каждой подгруппой в отдельности происходит коллективное решение одной проблемы с совместным овладением общей темой, то можно говорить о коллективной, фронтальной или групповой работе.
Важнейшая особенность рассмотренных форм организации учебной деятельности заключается в том, на любой из них ученик может учиться работать, включая слушание, обсуждение вопросов при групповой работе; сосредоточение и организацию своей работы, высказывание своих суждений, выслушивание других, опровержение их доводов или согласие с ними, аргументация своих доказательств и дополнение чужих, составление конспектов и библиографий, работа с источниками знаний, организация рабочего места, планирование своих действий и др.
В процессе групповой работы учащимися усваиваются элементы организационной деятельности лидеров, сотрудников, подчиненных; происходит формирование опыта контактов со средой взрослых, что включено в естественные деловые, производственные, социальные отношения. Учащиеся могут учиться адаптации к производственному, жизненному ритму. Большое значение имеют организационные формы обучения в воспитании учеников, где на первый план выходит характер самоуправления личностью.