Что не является формой использования специальных знаний

Использование специальных знаний в процессе расследования

Материал из CrimLib.info

Что не является формой использования специальных знаний

Cпециальные знания, используемые при расследовании преступлений — это система знаний, навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, применяемых субъектами расследования уголовного дела при выполнении процессуальных, следственных, организационных действий, оперативно-разыскных мероприятий, в разных их формах выражения.

Привлечение лиц, обладающих познаниями в науке, технике и ремесле, обычно вызвано либо требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 57, 58, 168, 178, 179, 196 УПК), либо необходимостью выполнения сведущими лицами действий вне следственных мероприятий, но в интересах проводимого расследования.

Круг лиц, обладающих специальными познаниями, довольно широк. Это сотрудники экспертных учреждений Минюста России, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений полиции, представители контролирующих органов, банковских и иных органов, инженеры, финансисты, экономисты, бухгалтеры, механики и другие специалисты предприятий, сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, а также иные лица, имеющие специальную подготовку.

Субъектами использования специальных знаний являются: эксперт, специалист, следователь, дознаватель, прокурор, судья, оперативный работник.

Достижения наук широко используются в различных формах привлечения специалистов к производству следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Содержание

Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений

На предварительном следствии специальные познания можно использовать в двух условно выделяемых формах: в форме консультаций и в форме участия специалистов в следственных действиях (в том числе в производстве экспертиз).

Консультативная форма — это привлечение специалиста в случаях, не оформленных как следственное действие. По существу, эта форма представляет собой приглашение специалиста для освещения вопросов узкопрофессионального характера в областях знаний, где следователь не компетентен.

Консультация специалиста может иметь вид как справочной, так и исследовательской деятельности. В первом случае следователь рассчитывает на получение справок по общим вопросам.

Справочная деятельность специалиста дает возможность следователю правильно ориентироваться в создавшейся обстановке, принимать решения о назначении экспертиз, определять круг вопросов, адресованных эксперту и т.п. Сущность ее заключается в том, что следователь в устной или письменной форме задает вопросы специалисту, который дает ответ на них в виде справки, не проводя специального исследования. Справка приобщается к материалам уголовного дела или первичным материалам проверки. Подобные справки не содержат выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного деяния, но дают некоторую предварительную и очень важную для следствия информацию. Полезность этой формы взаимодействия делает необходимым дальнейшее накопление опыта подобного участия специалистов в деле.

Исследовательская деятельность специалиста заключается в оценке им соответствия определенного факта требованиям ведомственных норм и правил, в выявлении разного рода нарушений и отклонений. Такая деятельность осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по требованию следователя или адвоката.

Широко распространено мнение о том, что если ответ на интересующий следствие вопрос обязывает специалиста проводить какие-то исследования, то необходимо назначение экспертизы. Однако этот вопрос касается не существа, а формы. Выбор же формы обусловлен интересами следствия. Безусловно, специалист может исследовать свойства предметов, взаимосвязь процессов, происхождение определенных явлений и т.п. Другое дело — в какой форме следователь будет использовать результаты этого исследования: в форме экспертизы или консультации.

Перечень следственных действий, участие в которых принимают специалисты, ограничен уголовно-процессуальным законом.

В период подготовки и проведения осмотров, следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других следственных действий специалист участвует в составлении планов совместных действий, помогает следователю в выдвижении версий, определении вопросов, подлежащих выяснению. В некоторых ситуациях специалист оказывает содействие в выборе оптимального момента производства следственных действий, использовании наиболее экономичных приемов, быстром и точном ориентировании в сложной обстановке.

Специалист, привлекаемый для участия в следственных действиях, своими консультациями, советами помогает в обнаружении, закреплении и изъятии широкого круга доказательств, дает пояснения по поводу выполняемых действий, оказывает содействие в технически грамотном оформлении протокола. Следователь обязан зафиксировать в протоколе, какие технические средства имелись у специалиста и какие объекты, материалы ему были предоставлены.

Использование специальных познаний в форме экспертизы не ограничивается перечисленным. В каждом конкретном деле необходимы скрупулезный поиск специалистов и установление тех отраслей знаний, которые могли бы помочь в получении достоверных и достаточных сведений.

Непроцессуальные формы использования специальных знаний

К непроцессуальным формам относятся:

Основная цель непроцессуальной деятельности заключается в своевременном получении следователем от специалистов криминалистически значимой информации, позволяющей правильно выбрать порядок, время и место процессуального действия, подо-брать его участников, научно-технические средства и методы, тактические приемы, правильно сориентироваться в создавшейся обстановке и т.д.

Консультации можно обозначить как научно обоснованный профессиональный совет, даваемый специалистом по поводу использования конкретных научно-технических приемов и средств для разрешения возникающих задач с учетом возмоyностей криминалистических исследований в определенной следственной ситуации.

Консультации и справки специалистов даются как в письменной, так и в устной форме. Письменная информация приобщается к уголовному делу или к материалам предварительной проверки.

Справочная информация,как правило, основывается на криминалистических учетах и предполагает использование информации: концентрирующейся в картотеках, следотеках, коллекциях; составляющей содержание какой-либо отрасли знания; полученной путем умозаключений специалистов одной или различных областей знаний.

Наиболее распространенная непроцессуальная форма помощи специалиста — проведение исследований. Основанием для его назначения служит письмо, составленное следователем или дознавателем. Виды исследований встречаются самые разнообразные, они ничем не ограничены: криминалистические, физические, химические, биологические, исследование пищевых продуктов и т.д.

Результаты исследований специалист излагает в справке, содержащей следующие данные:

Специалист в отличие от эксперта не осуществляет инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК).

Деятельность специалиста в условиях оперативно-разыскной деятельности используется также в форме консультаций, исследования, выдачи справок, технической помощи и др. Непосредственное участие в оперативно-разыскных мероприятиях, которые проводятся как гласно, так и негласно, заключается:

Оказывая техническую помощь, специалист может:

Документальные проверки и ревизии представляют собой частный случай использования специальных знаний при расследовании преступлений. Необходимость в их производстве возникает при проверке сообщений и при расследовании преступлений в сфере экономики. Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций за определенный период, проводимую в установленном порядке. Проверка определяется как единичное контрольное действие или исследование дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Основное отличие проверки от ревизии связано с объемом проверочных действий.

Проведение ревизии (документальной проверки) имеет целью проверку соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций и их обоснованности, проверку наличия и движения имущества и выполнения субъектом обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В зависимости от объема проверяемой деятельности ревизии могут быть полными или частичными, в зависимости от объема документов, подвергающихся исследованию, сплошными и выборочными. При комбинированных ревизиях исследование одной части документов осуществляется сплошным способом, а другой — выборочным. Кроме того, могут быть выделены: полные ревизии, проводимые сплошным методом; полные ревизии, проводимые выборочным методом, и т.д.

В зависимости от того, кому следователь поручает производство ревизии, проверки, она может быть проведена специалистом, состоящим в отделе (штате) какой-либо организации, занимающейся их проведением, либо лицом, сведущим в области бухгалтерского учета, но не работающим в контролирующей организации.

При наличии в материалах предварительной проверки акта ревизии (документальной проверки) необходимо его проанализировать. Этот анализ включает проверку соблюдения установленной формы документа, изучение его реквизитов, выявление логических ошибок и противоречий, а также оценку содержащихся в нем фактических данных.

К этой же форме использования специальных знаний при расследовании преступлений относятся специальные проверочные обследования должностными лицами; ведомственные проверки и исследования.

Результаты ревизий и иных проверок отражаются в актах, составляемых в установленной соответствующими ведомствами форме.

Результаты такого использования непроцессуальных форм специальных знаний не имеют доказательственного значения, поскольку содержатся в источниках, не предусмотренных процессуальным законодательством, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступника, установлении способа совершения и сокрытия преступления, выявлении признаков готовящегося или совершенного преступного акта.

Процессуальные формы использования специальных знаний

К процессуальной форме использования специальных познаний относится привлечение соответствующих специалистов к проведению следственных действий, перечень которых установлен уголовно-процессуальным законом:

1) использование следователем собственных специальных знаний;

2) участие специалиста в процессуальных и следственных действиях (ст. 58, 168 УПК);

3) производство экспертизы (ст. 195 Кодекса).

По способу реализации специальных знаний различают два вида участия специалистов: обязательное и факультативное. К обязательному участию относится использование специальных знаний самим следователем как субъектом расследования преступления.

Специальные знания следователя или дознавателя — это система или совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, приобретенных посредством специальной подготовки или профессионального опыта и применяемых в целях расследования преступлений.

Следователь, обладая специальными знаниями и соответствующими научно-техническими средствами, в некоторых наиболее простых ситуациях может обойтись без помощи специалиста.

Случаи обязательного участия прямо указаны в законе:

1) участие педагога в допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, по усмотрению следователя — при допросе субъекта в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 191 УПК);

2) участие переводчика (ст. 18, 59, 169 УПК);

3) участие судебного медика, а при невозможности его участия — иного врача при наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК);

4) участие врача в освидетельствовании двух видов (ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК): освидетельствование, проводимое следователем в поисках на одежде и теле следов и повреждений; освидетельствование, проводимое врачом при необходимости обнажения освидетельствуемого.

Факультативное участие возможно во многих непроцессуальнных формах и некоторых процессуальных: в осмотре места происшествия, местности, помещения, предметов и документов, наружном осмотре трупа, эксгумации, выемке, обыске, следственном эксперименте, получении образцов для сравнительного исследования и производстве экспертизы.

Участие специалиста в следственных действиях является одной из важных форм использования специальных знаний при расследовании преступлений. Многие важные следы, вещественные доказательства и обстоятельства, имеющие значение для расследования и раскрытия преступлений, как правило, выявляются именно в тех случаях, когда в следственных действиях принимает участие специалист. Уголовно-процессуальный закон определяет круг следственных действий, в проведении которых может участвовать соответствующий специалист. Решение о привлечении специалиста к участию в следственном действии следователь принимает по собственному усмотрению на основе оценки сложившейся следственной ситуации. Следственными ситуациями определяются также особенности тактического взаимодействия следователя и специалиста в ходе следственных действий. При этом выбор тактики зависит от ряда факторов: степени осведомленности следователя о том, какую информацию и каким способом можно получить в ходе следственного действия; трудностей поискового характера, которые могут возникнуть; знании следователя о возможных приемах действий специалиста по выявлению, фиксации и предварительному совместному изучению каких-либо следов и объектов.

Если следователь недостаточно хорошо знаком с криминалистической и иной техникой, используемой специалистом, то специалист проявляет бОльшую самостоятельность в оказании следователю помощи в обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств. В этих случаях следователь имеет меньше возможностей для контроля за деятельностью специалиста, но в любом случае он должен поставить перед специалистом задачу и по возможности определить район поиска следов и вещественных доказательств, а затем оценить полученные результаты, а в случае необходимости сформировать новые задания.

На выбор тактики совместной работы следователя со специалистом влияет и то, как часто они вместе работали по уголовным делам. Длительная совместная работа в ходе расследования упрощает тактику их взаимодействия. Специалист использует свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, оказывает помощь в постановке вопросов эксперту, а также дает разъяснения по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного действия. Устные консультации специалиста или его письменные разъяснения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58 УПК).

При детальном структурировании виды специальных познаний, используемых при расследовании уголовных дел, выглядят следующим образом:

1) самостоятельное использование специальных знаний следователем;

2) консультационно-справочная деятельность специалиста;

3) участие специалиста в производстве процессуальных и следственных действий;

4) организация и проведение исследований, ревизий, документальных и иных проверок в рамках возбужденного уголовного дела;

5) назначение экспертиз.

Главным критерием при выборе организационной формы использования специальных знаний в расследовании преступления является четкое представление о ее сущности и возможностях.

Источник

Формы использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве

а) консультации, которую можно получить как в устной, так и в письменной формах;
б) предварительного исследования в рамках проверки первоначальных материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела;
в) привлечения специалистов к осуществлению оперативно-разыскных мероприятий;
г) проведения ревизий, аудиторских проверок до возбуждения уголовного дела. Оформляется в виде заключения специалиста.

а) основная – это участие специалиста в следственныхдействиях;
б) назначение экспертизы.

Наиболее распространенными формами применения специальных знаний в уголовном судопроизводстве являются привлечение специалиста и назначение экспертизы. Специалист и эксперт как участники уголовного судопроизводства обладают рядом сходных черт, однако не следует их отождествлять, поскольку между ними существуют значительные различия.

Специалист является фигурой, процессуально зависимой от следователя, так как в силу прямого указания ст. 58 УПК РФ он привлекается к проведению следственных действий в целях оказания помощи в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств.

Эксперт является самостоятельным лицом, составляет заключение от своего имени и несет за него личную ответственность. Эксперт несет уголовную ответственность за заведомо ложное заключение.

Основное различие между специалистом и экспертом состоит в том, что эксперт выносит заключение, признаваемое законом в качестве доказательства, а специалист способствует обнаружению, закреплению и изъятию предметов и документов, содействует в применении технических средств, оказывает помощь следователю, дознавателю и суду при формулировке вопросов эксперту в постановлении и назначении экспертизы, разъясняет стороне и суду вопросы, входящие в область его компетенции.

Специалист может участвовать как в следственных действиях (осмотре места происшествия, допросе), так и в некоторых процессуальных действиях(описи имущества, наложении ареста на имущество и др.).

Привлечение специалиста оформляется в протоколе, специалисту разъясняются права и обязанности, берется подписка о неразглашении данных предварительного расследования. За разглашение таких данных специалист несет уголовную ответственность в соответствии с УПК РФ (ст. 58).

Привлекать специалиста нужно с учетом сложившейся практики.

Специалист не вправе указывать, он вправе оказывать помощь в отыскании какого-либо предмета или может рекомендовать ту или иную технику.

Специалист участвует в следственном действии; может формулировать выводы (в протокол эти выводы не заносятся).

Источник

Использование специальных познаний в деятельности органов следствия и дознания

В процессе раскрытия и расследования преступлений, судебном разбирательстве уголовных, гражданских и арбитражных дел нередко возникают вопросы, решение которых требует использования специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Такие вопросы решают сведущие лица, наделенные в этих целях должностными полномочиями.

Специальными являются познания, приобретенные субъектом в процессе практической деятельности путем специальной подготовки или профессионального опыта, основанные на системе теоретических знаний в соответствующей области (например, знание технологии швейного производства).

Специальные познания могут использоваться и в процессуальной, и в непроцессуальной формах. Субъектами их использования являются: следователь; лица, производящие дознание; начальник следственного отдела; прокурор-криминалист; прокурор в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования; специалисты; эксперты; лица, обладающие познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные процессуальными правами эксперта или специалиста; оперативные работники.

Непроцессуальные формы использования специальных познаний:

участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику и т. п. Результаты такого использования доказательственного значения не имеют, поскольку содержатся в источниках, не предусмотренных УПК, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступника, установке способа совершения и сокрытия преступления, выявлении признаков готовящегося или совершенного преступного акта и др.

Цель как консультативной, так и справочной деятельности сведущих лиц заключается в передаче следователю некоторой предварительной информации, позволяющей правильно ориентироваться в создавшейся обстановке. Как консультации, так и справки могут даваться и в письменной, и в устной форме. Письменная информация приобщается к уголовному делу или первичному материалу проверки. Справочными сведениями могут снабдить следователя (суд) и сотрудники экспертных подразделений, в ведении которых имеются специализированные картотеки и коллекции.

Цель ревизионных и аудиторских проверок совпадает с целью консультаций и справочных данных.

Непроцессуальные формы участия сведущих лиц в расследовании не регулируются нормами УПК, а осуществляются либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрению следователя.

К процессуальным формам использования специальных познаний относятся:

Источник

Формы использования специальных знаний

Тетюев Станислав Владимирович, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

Вопросы использования специальных знаний всегда находились в центре внимания ученых и практиков, интересующихся проблемами уголовного процесса и криминалистики. В науке до сих пор не сформировался единый подход к определению указанного понятия, его признаков, форм использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве, их классификации и т.д. Ведется дискуссия даже по поводу того, как правильнее говорить: специальные «знания» или специальные «познания». Безусловно, плюрализм мнений во многом обусловлен несовершенством уголовно-процессуального законодательства как действующего, так и уже утратившего силу.

Институт использования специальных знаний в уголовном процессе претерпел некоторые изменения с принятием УПК РФ и его последующими дополнениями. Если в период действия УПК РСФСР 1960 г. традиционно назывались две процессуальные формы использования специальных знаний (судебная экспертиза и участие специалиста в следственных действиях), не считая разнообразных непроцессуальных форм, то сегодня этот вопрос перешел в разряд остродискуссионных. Причиной тому стали в первую очередь новеллы УПК РФ о показаниях и заключении специалиста, которые уже неоднократно обсуждались в научной литературе.

Помимо экспертизы и участия специалиста в следственных и судебных действиях некоторые авторы называют и исследуют такие формы использования специальных знаний, как привлечение следователем (дознавателем, прокурором, судьей) собственных специальных знаний, использование научно-технических средств в уголовном процессе, участие переводчика и педагога (психолога) в следственных и судебных действиях.

По обоснованному мнению Д. Сорокотягиной и И. Сорокотягина, это непроцессуальная форма. См.: Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006. С. 78.

В свете сказанного судебная экспертиза и участие специалиста в следственно-судебных действиях, безусловно, являются процессуальными формами использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

К их числу следует также относить участие педагога (психолога) и участие переводчика в следственных действиях, поскольку эти формы не только упоминаются в УПК, но и в определенной степени регламентируются им (ст. ст. 18, 59, 69, 164, 169, 191, 263, 280, 425), а результаты деятельности педагога, психолога и переводчика, не имея самостоятельного доказательственного значения, являются частью следственного действия, в котором они принимают участие и содержание, ход, результаты которого описываются в протоколе этого действия. Протоколы же следственных действий и судебного заседания, соответствующие требованиям закона, допускаются в качестве доказательств (п. 5 ч. 2 ст. 74, ст. 83).

Дискуссионен вопрос о том, можно ли использование научно-технических средств в доказывании считать процессуальной формой использования специальных знаний. Хотя в УПК РФ и не закреплены общие условия использования таких средств, в ч. 6 ст. 164 речь идет о возможности применения при производстве следственных действий технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств, а в некоторых других статьях Кодекса так или иначе регламентируется применение звукозаписи, видеозаписи, фотографирования, киносъемки (ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 84, ч. ч. 5, 8 ст. 166, ч. 2 ст. 178, ч. 5 ст. 179, ч. 3 ст. 180, ч. 4 ст. 189, ч. 4 ст. 190, ч. 1 ст. 217, ч. 5 ст. 259 и т.д.). Фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации прилагаются к протоколу соответствующего следственного действия (ч. 8 ст. 166) и являются его составной частью, т.е. имеют доказательственное значение, но только с протоколом. Следовательно, использование научно-технических средств в уголовном судопроизводстве необходимо признать процессуальной формой использования специальных знаний.

См.: Полещук О.В., Саксин С.В., Яровенко В.В. Теория и практика применения специальных знаний в современном уголовном судопроизводстве. М., 2007. С. 18.

В частности, процедура документальных проверок и ревизий, производство которых закон допускает в стадии возбуждения уголовного дела, в УПК РФ не закреплена. Более того, дискуссионным является вопрос о том, носит ли вообще деятельность в этой стадии процессуальный характер. И даже несмотря на то, что результаты проверок и ревизий могут быть приобщены к материалам дела в качестве «иных» документов, в силу изложенного едва ли анализируемую форму использования специальных знаний можно считать процессуальной, поскольку второе из трех условий однозначно отсутствует.

Содействие специалиста в постановке вопросов эксперту хотя и упомянуто в ч. 1 ст. 58 УПК, иными нормами закона не регламентируется. Поэтому о процедуре привлечения специалиста в этом случае можно только догадываться, что ставит под сомнение и наличие у этой деятельности доказательственного значения (т.е., строго говоря, речь идет об отсутствии второго и третьего условия). Однако если все же некоторые вопросы, поставленные перед экспертом, были предложены специалистом и на них были даны ответы в заключении эксперта, не признанном недопустимым доказательством, то появляется основание говорить о доказательственном значении содействия специалиста в постановке вопросов эксперту в составе такого доказательства, как заключение эксперта. Тем не менее и это обстоятельство, на наш взгляд, не позволяет считать указанную деятельность специалиста процессуальной формой использования специальных знаний, так как она не регламентирована в УПК РФ (второе условие остается отсутствующим).

В период действия УПК РСФСР 1960 г. данная форма использования специальных знаний была непроцессуальной и именовалась справочно-консультационной деятельностью специалиста. Современный законодатель, видимо, решил изменить ситуацию, стремясь допустить участие специалиста в таком процессуальном действии, как назначение экспертизы. Однако стоит признать, что он не предпринял всех необходимых мер для этого. Так, ст. 195 УПК РФ о порядке назначения судебной экспертизы не предусматривает процессуальной возможности привлечения специалиста к определению круга вопросов для эксперта, а ст. 168 закрепляет право следователя привлечь специалиста к участию в любом следственном, а не процессуальном действии. Бланк постановления о назначении судебной экспертизы (приложение 117 к ст. 476 УПК РФ), утративший силу вместе с иными бланками в соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, также не содержал намеков на возможное официальное участие специалиста при назначении экспертизы.

См., напр.: Степанов В.В. Допрос в уголовном процессе // Южно-Уральские криминалистические чтения: Сб. материалов Межд. научн.-практ. конференции. Уфа, 2004. Вып. 12. С. 146.

Таким образом, признание той или иной формы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве процессуальной зависит от того, насколько подробно она регламентирована законом и имеют ли результаты соответствующей деятельности доказательственное значение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *