Что не является эмпирическим методом мониторинга уровня развития мотивации учебной деятельности
«Методы изучения учебной мотивации»
Методы изучения учебной мотивации
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
» пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
» пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
» недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
» ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
» слабое состояние здоровья;
» несформированность приемов учебной деятельности.
Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
» недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;
» недостаточное развитие мотивационной сферы.
» наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
» вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
» обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
» тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
» диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
» диагностика индивидуальных способностей учащихся;
» тестирование самооценки своих способностей.
Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (приложения 1, 2, 3).
» демонстрацию незавершенности теоретических знаний.
Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам, учебной деятельности.
ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Цель: определение уровня учебной мотивации каждого ученика и перспектив её развития.
Эмпирические методы. К эмпирическим методам-действиям относятся: обсле-дование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опыт- ная работа
(методы — действия)
К эмпирическим методам-действиям относятся: обсле-дование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опыт- ная работа, эксперимент.
Обследование. Обследование — это изучение исследу-емого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Си-нонимом слова «обследование» является «осмотр», что го-ворит о том, что обследование — это в основном первона-чальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д. Обследо- вания, по отношению к учебному заведению, могут быть внешними и внутренними.
Внешние: обследование социокультурной и экономиче-ской ситуации в регионе, обследование рынка образова-тельных услуг и рынка труда, обследование состояния за-нятости населения и т.д. Внутренние: обследования внутри учебного заведения — обследование состояния учебно-воспитательного процесса, обследования контингента уча-щихся и т.д.
Обследование проводится посредством частных методов эмпирического исследования (эмпирических методов-операций): наблюдения, изучения и анализа документа- ции, устного и письменного опроса, привлечения экспер- тов и т.д. Для проведения обследования внутри учебного заведения целесообразно использовать получившие ши- рокое распространение в методической работе разнооб- разные диагностические методики, опубликованные в многочисленных методических рекомендациях. Кроме то- го, для проведения внутренних обследований зачастую бы- вает целесообразно пригласить стороннюю организацию или группу независимых экспертов, которые смогут нари-совать более объективную картину состояния дел в учеб- ном заведении.
Любое обследование проводится по заранее разработанной подробной программе, в которой детально планирует- ся содержание работы, ее методический инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, пе- речня подлежащих изучению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и про- цессов. Затем следуют этапы: сбора информации, обобще- ния материалов, подведения итогов и оформления отчет- ных материалов. Причем, на каждом этапе может возник- нуть необходимость корректировки программы обследо- вания, когда исследователь или группа исследователей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных не хватает для получения искомых результатов, или собран- ные данные не отражают картину изучаемого объекта и т.д.
По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на:
— пилотажные (разведывательные) обследования, про-водимые для предварительной, относительно поверхност- ной ориентировки в изучаемом объекте;
— специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта;
— модульные (комплексные) обследования — для изу-чения целых блоков, комплексов вопросов, программиру- емых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, фун- кций и т.д.;
— системные обследования — проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вы-членения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрения объекта, его системообразующих факторов.
На каком уровне проводить обследование в каждом конкретном случае решает сам исследователь или исследова-тельский коллектив в зависимости от поставленных целей и задач научной работы.
Мониторинг. Это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а так- же предотвращения нежелательных явлений. Мониторинг можно подразделить на внешний и внутренний. Для обра-зовательных учреждений объектами внешнего мониторин- га могут быть параметры (показатели) рынка образова- тельных услуг, рынка труда в регионе, динамика развития отраслей экономики в нем, платежеспособности населения и различных его категорий для прогнозирования возмож-ностей развития платных образовательных услуг, трудо-устройство выпускников и дальнейший их образователь- ный и профессиональный рост и т.д. Объектом внутреннего мониторинга нередко выступает регулярное изучение от-ношения учащихся, студентов к своему учебному заведе- нию, к условиям учебы и отдыха, к преподавателям, к об-разовательным программам и т.д. Такое изучение прово- дится, к примеру, регулярно, не реже одного раза в семестр, анкетированием учащихся. При проведении мониторинга используются и другие частные эмпирические методы: изу-чения документации (в том числе имеющейся статистики, ведомственных отчетов и т.д.), экспертные оценки и т. п.
Изучение и обобщение педагогического опыта. При проведении педагогических исследований изучение и обобщение педагогического опыта применяется с различ- ными целями: для определения существующего уровня де-ятельности учебных заведений, функционирования педа-гогического процесса, выявления недостатков и узких мест в педагогической практике, изучения эффективности при-менения научно-методических рекомендаций, выявления новых образовательных услуг и образовательных про- грамм, содержания, форм и методов обучения и воспита- ния, рождающихся в творческом поиске передовых руко-водителей, методистов, учителей, преподавателей, масте- ров, воспитателей и целых педагогических коллективов. Объектом изучения могут быть: массовый опыт — для вы-явления основных тенденций развития образования; отри-цательный опыт — для выявления типичных недостатков и узких мест; передовой опыт, в процессе которого выяв-ляются, обобщаются, становятся достоянием науки и прак- тики новые педагогические находки.
Изучение и обобщение передового опыта является од- ним из основных источников развития педагогической на- уки, поскольку этот метод позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения законо-мерностей педагогического процесса.
Выделяют две разновидности передового педагогиче-ского опыта: 1) педагогическое мастерство, которое за-ключается в умелом, рациональном, комплексном исполь-зовании педагогом рекомендаций науки; 2) педагогиче- ское новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные творческие находки: новые образовательные услуги, но- вое содержание, формы и методы, приемы и средства обу-чения и т.д.
В учебном заведении изучение и обобщение передового педагогического опыта может быть направлено на: 1) соб-ственный опыт — в деятельности отдельных педагогов; в любом учебном заведении всегда можно найти что-то ин-тересное, оригинальное, заслуживающее внимания; 2) за-имствованный опыт.
Критерии передового опыта:
1) Новизна. Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного при-менения уже известных положений и рационализации от-дельных сторон педагогического процесса.
2) Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты: высокое качество подготовки, существенные показатели в уровне воспитанности уча- щихся, студентов.
3) Соответствие современным достижениям науки. До-стижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4) Стабильность — сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.
5) Возможность использования опыта другими педаго-гами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.
6) Оптимальность опыта — достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и учащихся, студентов, а также не в ущерб решению других образовательных задач.
Изучение и обобщение педагогического опыта осуще-ствляется такими частными эмпирическими методами ис-следования, как наблюдение, опросы, изучение литерату- ры и документов и др.
Внедрение передового педагогического опыта осущест-вляется как посредством устных форм коммуникаций — педагогическое наставничество, авторские школы передо- вого педагогического опыта, педагогические практикумы, конференции, педагогические чтения, — так и через лите-ратурные формы научных коммуникаций — статьи, бюл-летени, сборники материалов, методические рекоменда- ции и т.д.
Методика работы с передовым педагогическим опытом достаточно подробно описана в разнообразных методиче- ских рекомендациях.
Недостатком обследования, мониторинга, изучения и обобщения педагогического опыта как общих методов иссле-дования является относительно пассивная роль исследовате- ля — он может изучать, отслеживать и обобщать только то, что сложилось в образовательной практике, в экономике и т.д., активно влияя на происходящие процессы только за счет эффективного внедрения выявленных кем-то созданных ин-новаций. Но при этом исследователь не может строить и ре-ализовывать на практике собственные замыслы в образова-тельных инновациях. Этого недостатка лишены два других метода: опытная работа и эксперимент.
Опытная работа. Опытная работа — это метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результа-тов с последующей их проверкой и оценкой. Так, например, к опытной работе можно отнести проверку на практике новых учебных планов и программ, учебников, новых образова-тельных услуг и т.д. Их нередко называют эксперименталь-ными, но это неверно. Эксперимент — это нечто иное, о чем будет сказано ниже. В данном случае речь идет об опытных программах, опытных учебниках и т.п.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав
Диагностика мотивационной сферы младших школьников с ОВЗ
Содержание: мониторинговый центр и его роль в общеобразовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО, стартовая диагностика младшего школьника с ОВЗ, мониторинг уровня мотивации учебной деятельности, составление индивидуального маршрута младшего школьника с ОВЗ по развитию мотивации учебной деятельности, методический прием А. К. Марковой, характеристики основных методов мониторинга (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ школьной документации), анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой), проективный тест «Что мне нравится в школе», методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной).
В связи с этим приоритетной задачей современной системы образования является развитие мотивации учебной деятельности в рамках формирования личностных универсальных учебных действий (УУД). Перед учителем встают задачи:
— исследовать уровень развития мотивации, как частного вида УУД;
— выстроить индивидуальный маршрут для ученика по формированию мотивации учебной деятельности;
— систематически вести работу по данному направлению.
Для реализации данных задач важно в образовательном учреждении создать мониторинговый центр по изучению и оцениванию сформированности у младших школьников с ОВЗ всех видов УУД.
Конечно, в рамках одной статьи мы не можем охватить работу всего мониторингового центра. Остановимся на изучении частного вида личностных УУД – мотивации учебной деятельности.
Стартовая диагностика готовности к обучению в общеобразовательном учреждении
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогическая практика в школе показывают, что при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях. Поэтому, уже на первоначальном этапе знакомства с детьми учителю важно знать индивидуальные особенности младших школьков.
Так, на 3-4 учебной неделе учителю (или руководителю мониторингового центра) важно провести педагогический мониторинг индивидуальных достижений ребенка (а мы помним, что продуктивность учебной деятельности это именно характеристика индивидуальных достижений) по средством стартовой диагностики.
Это не отбор в школу, который запрещен! Нужно сразу отметить, что кроме стартовой диагностики педагог проводит промежуточный, итоговый контроль для отслеживания динамики индивидуальных достижений.
Что такое «педагогическая диагностика»?
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
(Данное определение, принятое в системе учебников «Начальная школа XXI века»).
Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника.
Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.
Стартовая диагностика (диагностическое обследование, педагогическая диагностика) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Цель проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
— состояние пространственного восприятия;
— состояние зрительного восприятия;
— состояние моторики и зрительно-моторных координации;
— умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
— наличие интуитивных дочисловых представлений;
— овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
— умение сравнивать два множества по числу элементов;
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Проведение диагностической работы
Методика проведения диагностического исследования
Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, проводится беседа с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.
Перед каждым заданием необходимы объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования (30 – 35 минут).
После мониторинга составляется индивидуальная карта учащегося (его профиль). Если ребенок набрал наименьшее кол-во баллов, то учитель продумывает план работы с данным учеником, его индивидуальный маршрут.
2. Мониторинг уровня развития мотивации учебной деятельности
Для выявления уровня развития мотивации учебной деятельности педагогу важно проводить мониторинг младших школьников. Педагогические основы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников должны составлять эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации.
За основу мониторинга берется методический прием А. К. Марковой – проведение исследования в рамках условий учебного процесса (урок, перемена, проверочная работа и пр.)
Обозначим их характеристики основных методов мониторинга уровня развития мотивации учебной деятельности младших школьников
Наблюдение – метод исследования с целью фиксации и описания фактов, объяснение их внутренней сущности. Важно соблюдать требования к проведению наблюдения: наличие у наблюдателя ясной цели, плана наблюдения; систематичность; установление определенных отношений между наблюдателем и наблюдаемым (в условиях учебной и внеучебной деятельности). Задачей данного метода яыляется выявление различных сторон мотивации младших школьников.
Беседа как метод исследования применяется с целью изучения психологических особенностей личности. Используется метод диагностической беседы с ребенком, метод беседы с учителями-предметниками.
Анализ школьной документации (ученических тетрадей, дневников, классных журналов) используется с целью определения успеваемости учащихся, принимающих участие в исследовании.
Кроме выше перечисленных методов мониторинга учителю важно применять следующие методики:
— проективный тест «Что мне нравится в школе» с целью определения предпочитаемого вида деятельности и отношение к школе учащихся;
— методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной) 3 с целью определения доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся начальных классов.
Рассмотрим подробнее процедуру применения данных методов мониторинга уровня развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
Наблюдение. В целях создания естественной учебной ситуации педагог-экспериментатор проводит наблюдение на уроке и часах «Самоподготовки» в группе продленного дня. В процессе наблюдения фиксируются:
— заинтересованность учащихся во время учебной и внеучебной деятельности (стабильный, ситуативный, индифферентное отношение к заданиям);
— качественную сторону выполняемых действий и их характер (импульсивность выполнения, замедленность, напряженность, выстраивание алгоритма собственной деятельности, правильность выполнения);
— реакцию ребенка в ситуации затруднения, неудачи (прекращение деятельности, принятие (отказ) помощи, выполнение ряда дополнительных проб-действий);
— рефлексия и коррекция собственной деятельности (умение соотнести полученные результаты с поставленными задачами, оценить достигнутый результат, умение увидеть и исправить ошибку);
— эмоциональное окрашивание деятельности (увлеченность, равнодушие, спокойствие, нервозность).
Результаты наблюдения отражаются в «Карте наблюдений за учащимися» (Приложение 1).
Беседа. Диагностическая беседа с учащимися направлена на вычленение информации о мотивационной стороне учебной деятельности и психологических особенностей личности (интересов, побуждений, отношений ученика к коллективу и т.д.). Данный метод исследования проводится индивидуально с каждым учеником в соответствии с выделенными этапами:
1. Подготовительный этап, на котором педагог подбирает необходимые вопросы с учетом анализа особенностей испытуемых (их здоровья в целом, характера развития познавательной сферы, психо-эмоционального состояния).
2. Налаживание контакта с ребенком, установление атмосферы доверия и непринужденности.
3. Диагностический этап, на котором педагог контролирует течение беседы, извлекая информацию в соответствии с поставленными задачами.
Полученные сведения фиксируются в протоколе «Диагностическая беседа» (Приложение 2).
Сведения, полученные в процессе беседы, подвергаются качественному анализу и используются как дополнение к данным, полученным с помощью других методов и методик. Так, при анализе учитывается соотношение количества ответов, характеризующих направленность на содержание и процесс обучения, понимание и принимание значимости учения, выбор основных и неосновных предметов как любимых, предпочитаемый вид деятельности на уроке и перемене.
Анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой). Целью данного анкетирования является определение уровня мотивации учебной деятельности младших школьников. Анкета включает методические инструкции для педагога, инструкцию для учащихся, ключ, описание интерпретации результатов и опросник, состоящий из 10 утверждений, каждому из которых соответствуют 3 варианта ответов. Задача испытуемого – выбрать вариант, в максимальной степени отражающий его мнение (Приложение 3). При обработке результатов подсчитывалась общая сумма баллов по тесту, что определяло один из трех основных уровней учебной мотивации с учетом выделенных критериев (отношение к учебной деятельности и степень выраженности учебной активности):
Проективный тест «Что мне нравится в школе». Целью применения данного теста является определение предпочитаемого вида деятельности и отношение к школе учащихся начальных классов.
При анализе рисунков оцениваются такие показатели, как: соответствие/несоответствие заданной теме; сюжет рисунка; цветовое решение (Приложение 4).
Методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной) (Приложение 5). Применение данной методики позволяет определить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся начальных классов.
Мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
— широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования) и узколичностные (благополучия и престижа);
— учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения);
— мотивы избегания неприятностей.
Проводится три серии испытаний (Приложение 6). Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора. Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
В ходе изучения ученических тетрадей также можно проследить мотивационную составляющую обучения. Так, выполнение домашних работ может существенно отличаться от работ в классной тетради. Домашние задания могут быть выполнены более аккуратно с меньшим количеством ошибок и исправлений. Данный факт свидетельствует о том, что внешнее стимулирование при выполнении домашнего задания со стороны родителей, воспитателя в группе продленного дня способствует повышению качества выполняемой работы, мотивации учебной деятельности.
Таким образом, данная диагностическая работа с младшими школьниками с ОВЗ позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут работы с учащимися по развитию мотивации учебной деятельности.
«Карта наблюдений за учащимися»
(Фамилия, имя, отчество)
Возраст, класс: _________________________________________________