Что не является элементом композиции эпиграф экспозиция развязка кульминация
Композиция и сюжет
Определения
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс ФГОС
ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области
Итоговая контрольная работа по литературе 6 класса
Составила учитель литературы
Представленная итоговая контрольная работа по литературе предназначена для учащихся 6 класса, обучающихся по р абочей программе по литературе для 6 класса составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).
Проверить качество усвоенного материала учеников 6 класс за год обучения.
В результате выполнения работы учащиеся должны показать следующие результаты:
• Знания основных сведений о жизни и творчестве писателя;
• Владение элементами анализа текста;
• Умение по незначительным нюансам формы и содержания текстов отделить правильное от не вполне точного.
Условия проведения: При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
Предлагаются тестовые задания, которые равномерно отражают содержание тем учебной программы
Тест состоит из: Часть А представлена в тестовых заданиях, 20 вопросов, ученики должны выбрать из 4 ответов один правильный. Задания части В, 5 вопросов, предполагают самостоятельный поиск учащимися верного ответа.
Задания ориентированы на быстрое решение, на выполнение всего теста даётся 45 минут
За правильный ответ на вопрос части А, ученик поучает 1 балл
За правильный ответ на вопрос части В, ученик поучает 5 балла
Соответствие оценки и числа полученных баллов следующее:
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по литературе дается 45 минут.
Работа состоит из 20 заданий с выбором одного ответа и 5 заданий с кратким ответом.
К каждому заданию с выбором ответа даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы с кратким ответом вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответ на этот вопрос в экзаменационной работе в отведенном для этого месте словами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов.
Устное народное творчество
Жанр устного народного творчества.
1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения
2. вид художественного произведения
3. сказания, передающие представления древних народов о мире.
3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:
Это крылатое выражение
Назовите имя русского баснописца:
От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
От лица самого Тургенева
Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
Изображение жизни помещиков
Изображение жизни крестьян
Борьба против крепостного права
-Изображение жизни России Х1Хвека
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Взрослые крепостные крестьяне
Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:
Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
3-«Тринадцатый подвиг Геракла»
12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П.Чехов а. «Дубровский»
2.А.С.Пушкин б. «Толстый и тонкий»
3. В.М.Шукшин в. «Бежин луг»
4. И.С.Тургенев г. «Критики»
13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»
3) Санька в) «Дубровский»
4) Троекуров г) «Алые паруса»
14. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:
1) построение художественного произведения;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
Высмеивание пороков общества
Высмеивание порок людских характеров
Реалистическое отображение действительности
Фантастическое изображение действительности.
Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
Сколько подвигов совершил Геракл:
Не является элементом композиции
19. Не является элементом композиции
20. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
1. Царское село а) М.Ю. Лермонтов
2. Овстуг (Брянская область) б) А.С. Пушкин
3. Тарханы (Пензенская область) в) Ф.И. Тютчев
4. Спасское-Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
В-1 Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1. «. была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы. отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. »
2. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание. »
3. «. воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать
В-2 Дайте письменный ответ определениям
1.Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
2. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
3. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
В-3 Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
В-4 Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».
В-5. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Степью лазурною, цепью жемчужною
1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3. выражение насмешки.
2. Назовите основные роды литературы:
Олимпиада по литературе 6 класс
2. Не является произведением древнерусской литературы
А) «Сказание о белгородском киселе»
Б) «Песнь о вещем Олеге»
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Г) «Повесть и разорении Рязани Батыем»
3. Не является элементом композиции
А) Эпиграф
Б) Экспозиция
В) Развязка
Г) Кульминация
4. Какой вид рифмовки в данных текстах? Объясните, почему вы так думаете?
а) «У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
б) «Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
Села ждать его одна».
в)«И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил…
5. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже
«Повесть временных лет»
6. Определите писателя по биографическим фактам.
Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
7. Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.
2) Сергей Александрович б) Маршак
3) Александр Сергеевич в) Паустовский
4) Константин Георгиевич г)Пушкин
5) Самуил Яковлевич д) Барто
По 1 баллу (5 баллов).
8. Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма
4)Небольшое художественное произведение,
изображающее отдельное событие в жизни человека. г)басня
5)Небольшое произведение повествовательного
характера с нравоучительным содержанием. д) рассказ
9. Перед вами квадрат, где зашифрованы литературные жанры. Слова в этом квадрате читаются по ломаной линии, которая может двигаться справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
1. А.Н.Островский а. Лягушка-путешественница
2. С.Аксаков б. Городок в табакерке
3. П.Бажов в. Снегурочка
4. П.Ершов г.Аленький цветочек
5. В.Одоевский д. Конёк-Горбунок
6. В.Гаршин е. Медной горы хозяйка
по 0,5 баллов (3 балла)
11.Напишите названия подчёркнутых средств художественной выразительности.
В воду 2) глядят лепестки белоснежные.
Собственным образом пристально встречены,
по 1 баллу ( 3 балла)
12. Соотнесите следующие данные:
13.Исключите из каждой цепочки лишнее, объясните принцип построения цепочек.
а) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кусака», «Волк на псарне».
б) С.А. Есенин, А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.
в) И.А. Бунин, Д. Дефо, АИ. Куприн, П.П. Бажов.
г) Сказка, былина, рассказ, пословица.
14 . Назовите место, укажите название произведения и автора.
а) И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
Французы тут как тут.
15.Вспомните, перу какого писателя принадлежат произведения в каждой цепочке.
1.«Уральские были», «Зеленая кобылка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Горный мастер».____________________________
2.«Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга».______________________________
5.«Снежная королева», «Соловей», «Дюймовочка», «Гадкий утенок»___________________
16. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
г) А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь .
3. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 8. Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители». 9. Начало сказки.
1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский ученый, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7. Фамилия фельдшера в земской больнице ( рассказ А.П.Чехова «Хирургия»).
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Литература.10 класс. Подготовка к написанию выпускного сочинения
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Художественное произведение – единство содержания и формы.
К содержанию относим тему, идею, художественный образ, конфликт. К форме – жанр, композицию, сюжет, поэтические средства.
Тема – это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.
Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.
Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой.
Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия, и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжения действия называется кульминацией.
Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.
Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображенных в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий.
Конфликт – это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое.
Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое.
Лирические отступления вводят в мир авторского идеала, позволяют усилить нужное, с точки зрения автора, восприятие характера или события.
Образ героя – это художественное обобщение человеческих свойств, черт
характера в индивидуальном облике героя.
Персонаж – это любое действующее лицо произведения.
Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.
Характер – человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт.
Эпос – художественное произведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея.
Басня – один из древнейших видов эпической поэзии. Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных четах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка.
Поэма – произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающие значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в разных видах: героическая, романтическая, лирико-психологическая, философская, сатирическая. В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала.
Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры даются уже сформированными.
Повесть – эпический жанр, занимающий среднее – между рассказом и романом – положение. В повести больше (сравнивая с рассказом) действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.
Роман – большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. В романе воссоздается история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические – во внутреннем мире человека.
Монументальные произведения, в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации, называются эпопеями.
Лирика – один из родов литературы, основанный на непосредственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни.
Лирика может быть медитативной (выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия), изобразительной (воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего – природу)) и суггестивной (сосредоточенной на передаче эмоционального состояния).
Лирические жанры (очень распространенные в античности, почти утратившие свое значение в поэзии ХХ века):
— ода – воспевает значительную личность, событие;
— мадригал – небольшое стихотворение в похвалу женщине;
— эпиграмма – стихотворение, иронизирующее над определенным лицом;
— эпитафия – стихотворение на бракосочетание;
— элегия – грустное стихотворение
Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено (только ремарки). Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах. Драма композиционно состоит из актов, явлений, сценических эпизодов (картин).
Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма.
Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества.
Трагедия – драматическое произведение с глубоким конфликтом, при решении которого герой погибает.
Собственно драма очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.
Кроме основных жанров (комедии, трагедии, собственно драмы) в драматический род литературы включаются такие жанры, как мелодрама, фарс, трагикомедия.
Пьеса – не жанр! Пьеса – общее название любого драматического произведения.
Поэзия/проза – это различные способы речевой организации художественного произведения.
Проза – это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия – ритмически организованная речь.