Что не является элементом басни

Какие элементы басни?

Содержание:

В элементы басни Более важны персонажи-животные, действия, история и мораль, стоящая за историей. У каждого из них есть характеристики и функции, которые помогают сделать рассказ более интересным и читаемым.

Считается, что из-за своего чисто причудливого и в некотором смысле педагогического характера появление басен было тесно связано с тем, как передавались суеверия, верования и ритуалы города.

Басня является особенностью других подобных жанров, таких как притча, потому что в ней используются исключительно фантастические сущности в качестве персонажей, и они воплощают человеческие качества, такие как способность говорить, писать или обладать индивидуальностью.

Басни могут быть предназначены для того, чтобы научить читателя, противопоставляя добру и злу, чтобы указать, «каким должно быть» поведение человека.

Однако, хотя значительное количество басен имеет это качество, также можно найти те, в которых это не является выдающейся характеристикой, а скорее стремятся только представить определенное поведение людей, чтобы пригласить их на отражение.

Основные элементы в баснях

Басня как литературное произведение состоит из следующих элементов, присутствующих в каждом из них:

Символы

Как правило, в басне представлен главный герой, который представляет образцовые действия, и антагонист, который оказывает сопротивление образцовым действиям или вызывает реакцию, противоположную им.

Автор басни много раз приписывает характеры персонажей, которых он использует в качестве средства массовой информации для представления идей, составляющих общее сообщение.

Поскольку персонажи басни причудливы, у автора есть гораздо более широкий диапазон характеристик, которые он может назначить своим персонажам для использования в качестве средства выражения.

Действия

Двойственная композиция персонажей басни, воплощенных в главных героях и антагонистах, порождает соответствующую двойственность действий.

Действия главного героя называются действие, а таковые антагониста называются реакция.

Таким образом, жанр басни характеризуется тем, что ее история состоит из игры действия и реакции между обоими персонажами, посредством которой разворачивается сюжет и раскрывается смысл композиции.

Поскольку басни представляют собой короткие рассказы, действия, которые происходят в них, весьма ограничены, что является очень отличительной чертой этого типа литературной композиции.

Точно так же действия в повествовании басни всегда располагаются в прошедшем времени.

История

Поэтому важно, чтобы он был изложен таким образом, чтобы его послание было легко узнаваемым, поскольку в противном случае историю нельзя было бы рассматривать как басню.

Например, некоторые животные обычно используются для обозначения различных понятий, которые должны присутствовать в сообщении, например, лиса, которая используется для обозначения хитрости; лев, чтобы объединить силу и лидерство; и осел, чтобы ассоциировать неуклюжесть.

Благодаря характеру басни авторы обладают большой свободой изобретательства, что позволяет им создавать очень креативные и оригинальные рассказы.

Мораль или сообщение

Таким образом, он пытается придать известность тем вопросам, которые требуют внимания, и предоставить их размышлению читателя в свете того, что было показано со всеми предыдущими элементами.

Послание басни также может быть направлено на отражение вопроса, заслуживающего пересмотра, а не на прямую положительную оценку.

Например, он может стремиться заставить нас задуматься о повторяемости, с которой люди прибегают к насилию для разрешения конфликта.

В этом случае в рассказе не будет прямо упоминаться о том, что следует пересмотреть, а скорее через действия и персонажей будет представлена ​​история, в которой показана ситуация, которая заставляет читателя пересмотреть этот вопрос.

вывод

В заключение, этот литературный жанр можно рассматривать как короткий, простой и прямой способ инкапсулировать сообщения большой важности, полезность которых заключается в передаче сообщений о жизни и человеческом существе, которые приглашают вас задуматься о том, как вести свою жизнь. в повседневной жизни по отношению к ценностям, которые повсеместно считаются хорошими или желательными.

Источники

Овцебык: характеристика, среда обитания, кормление, поведение

Фенолфталеин (C20H14O4): химическая структура, свойства

Источник

Тест с ответами на тему: “Басни”

1) Назовите род литературы, к которому относится басня:
а) эпос;+
б) лирика;
в) драма;
г) лиро-эпический жанр.

2) Как называется обязательный композиционный элемент басни?
а) мораль;+
б) эпиграф;
в) зачин;
г) эпилог.

3) Какая задача стоит перед басней?
а) развеселить;
б) рассказать историю;
в) дать возможность посочувствовать героям;
г) научить важному жизненному правилу на ярком примере.+

4) Кто чаще всего выступает в качестве персонажей басен?
а) дети;
б) взрослые;
в) животные;+
г) сказочные персонажи.

5) Кто из перечисленных людей является создателем жанра басни?
а) И.А. Крылов;
б) Эзоп;+
в) Гомер;
г) А.С. Пушкин.

6) Когда басни пришли в Россию?
а) в 15 веке;
б) в 17 веке;
в) в 18 веке;+
г) в 20 веке.

7) Как современники прозвали баснописца И.И. Дмитриева?
а) «русским Эзопом»;
б) «русским Гомером»;
в) «русским Лафонтеном»;+
г) «русским Мольером».

8) Автором какой басни является И.И. Дмитриев?
а) «Муха»;+
б) «Осёл и Соловей»;
в) «Свинья под дубом»;
г) «Листы и Корни».

9) Автором какой из перечисленных басен И.И. Дмитриев не является?
а) «Два голубя»;
б) «Летучая рыба»;
в) «Кот, Ласточка и Кролик»;
г) «Стрекоза и Муравей».+

10) Кого порицает И.И. Дмитриев в басне «Муха»?
а) лгунов;
б) задир;
в) бездельников;+
г) льстецов.

11) Назовите еще одного известного русского баснописца:
а) А.С. Пушкин;
б) И.А. Крылов;+
в) А.П. Сумароков;
г) В.А. Жуковский.

12) В какой басне главная героиня Мартышка?
а) И.А. Крылов «Мартышка и очки»;+
б) И.А. Крылов «Мартышка под дубом»;
в) Эзоп «Мартышка и Черепаха»;
г) Эзоп «Мартышка и Слон».

13) Определите басню по цитате: «К несчастью, то ж бывает у людей: / Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, / Невежда про нее свой толк все к худу клонит»:
а) «Ворона и Лисица»;
б) «Мартышка и очки»;+
в) «Свинья под дубом»;
г) «Лебедь, Рак и Щука».

14) О чем басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»?
а) важно быть хитрым;
б) нужно любыми путями добиваться своих целей;
в) нужно уметь правильно оценивать свои возможности;+
г) жадным быть плохо.

15) Где ворона в басне «Ворона и Лисица» взяла сыр?
а) Бог послал;+
б) с ней поделилась лиса;
в) нашла в лесу;
г) сама сварила.

16) В какой басне один из персонажей обращается к своей знакомой: «Ты все пела? это дело: / Так поди же, попляши!»?
а) «Ворона и Лисица»;
б) «Квартет»;
в) «Стрекоза и Муравей»;+
г) «Лебедь, Рак и Щука».

17) Кого в басне Крылова зовут Васькой, который «слушал да ел»?
а) кот;+
б) пёс;
в) поросенок;
г) телёнок.

18) За каким насекомым в басне Крылова закрепилось прозвище «попрыгунья»?
а) муха;
б) бабочка;
в) гусеница;
г) стрекоза.+

19) В какой басне И. Крылов показывает, насколько опасна беспечность?
а) «Волк и Ягненок»;
б) «Стрекоза и Муравей»;+
в) «Ворона и Лисица»;
г) «Мартышка и очки».

20) Кто является персонажами басни, которая начинается со слов: «У сильного всегда бессильный виноват»?
а) ворона и лисица;
б) волк и журавль;
в) лисица и заяц;
г) волк и ягнёнок.+

21) Что ставит в вину ягненку волк в басне «Волк и Ягненок»?
а) что волк голоден;+
б) что волк зол;
в) что волк не выспался;
г) что волк болен.

22) В какой басне И.А. Крылов высмеивает пустое мудрствование?
а) «Муха»;
б) «Мартышка и очки»;
в) «Стрекоза и Муравей»;
г) «Ларчик».+

23) О каком дереве говорит Свинья из басни Крылова: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, / Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
а) дуб;+
б) тополь;
в) кедр;
г) ясень.

24) Какая птица в басне Крылова обращалась к свинье со словами: «Ведь это дереву вредит»?
а) коршун;
б) орел;
в) дятел;
г) ворон.+

25) Как называется используемый в баснях художественный прием, когда предмет или явление изображаются иносказательно, чтобы наглядно показать их существенные черты?
а) анафора;
б) метафора;
в) аллегория;+
г) олицетворение.

26) Какая мораль относится к басне Крылова «Ларчик»?
а) «А Ларчик просто открывался»;
б) «Избави бог и нас от этаких судей»;
в) «От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были»;
г) «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».+

27) В басне «Листы и Корни» автор иносказательно говорит о том, что:
а) без корней дерево погибнет;
б) листы правы в том, что они «краса долины всей»;
в) корни не умеют ценить красоту;
г) процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.+

28) Какое событие русской истории узнаваемо в басне Крылова «Волк на псарне»?
а) Куликовская битва;
б) русско-японская война 1904-1905 гг.;
в) война с немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1945 гг.;
г) Отечественная война 1812 г.+

29) Кто в басне «Волк на псарне» призывает: «Забудем прошлое, устроим общий лад…»?
а) волк;+
б) баран;
в) пёс;
г) козёл.

30) В какой из перечисленных басен затрагиваются проблемы искусства?
а) «Волк на псарне»;
б) «Стрекоза и Муравей»;
в) «Осёл и Соловей»;+
г) «Мартышка и очки».

Источник

Тест по литературе за 1 четверть

Контрольная работа №1

1. Как одним словом называем произведения устного народного творчества?

а) сказки б) рассказы в) фольклор.

2. Кто создает фольклорные произведения?

а) народ б) ученики в) автор г) композитор

3. Какие сказки обычно начинаются с присказки?

а) бытовые б) волшебные в) о животных

4. Героями каких сказок являются животные?

а) волшебных б) бытовых в) о животных

5. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке—сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту рыбу.

-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.

-Я ем свой, а ты подальше стой…»?

а) волшебные б) бытовые в) о животных

6. Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?

а) присказка б) повтор в) эпитет

7. Как называется прием изображения неживой природы и животных, как людей?

а) олицетворение б) эпитет в) аллегория.

8. Завершение сказки—это…

а) повтор б) концовка в) присказка.

9. К кому Иван-царевич обращается со словами: «… ты бы меня прежде напоила, накормила. В бане выпарила, тогда бы и спрашивала»? («Царевна-лягушка»):

а) невестке б) слуге в) Царевне-лягушке

10. Для чего приходил Журавль к цапле в гости в сказке «Журавль и цапля»?

а) жениться б) поесть в) пригласить на день рождения

11. Что НЕ является родом литературы?

а) эпос б) повесть в) лирика г) драма.

12. Что является элементом басни?

а) мораль б) рассказ в) присказка.

13. В герое какой басни И.А. Крылова современники узнали Наполеона, напавшего на Россию в 1812 году?

а) «Ворона и лисица» б) «Свинья под дубом» в) «Волк на Псарне»

14. Какому герою и какой басни И.А. Крылова принадлежат следующие слова:

«Пусть сохнет, – говорит …. –

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди…»?

а) «Ворона и лисица» б) «Свинья под дубом» в) «Волк на Псарне»

15. Из какой басни И.А. Крылова взята мораль:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) «Ворона и лисица» б) «Свинья под дубом» в) «Волк на Псарне»

16. К кому Иван-царевич обращается со словами: «… ты бы меня прежде напоила, накормила. В бане выпарила, тогда бы и спрашивала»? («Царевна-лягушка»):

а) невестке б) слуге в) Царевне-лягушке

17. Кто написал сказку «Спящая царевна»?

а) Пушкин б) Жуковский в) Крылов.

18. Как называется выделенное изобразительное средство (Жуковский, баллада «Кубок»)?

И грозно из пены седой

Разинулось чёрною щелью жерло…

а) аллегория; б) олицетворение; в) сравнение; г) эпитет.

1. Кого призывал царь на подвиг, когда бросил свой кубок в море в первый раз (баллада В.А. Жуковского «Кубок»)?

2. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?

3. Почему второй прыжок в морскую бездну оказался гибельным для отважного пажа? (по балладе «Кубок» В.А. Жуковского).

Что не является элементом басни

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что не является элементом басни

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что не является элементом басни

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что не является элементом басни

Номер материала: ДБ-379904

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что не является элементом басни

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что не является элементом басни

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что не является элементом басни

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что не является элементом басни

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что не является элементом басни

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что не является элементом басни

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Что не является элементом басни

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Что не является элементом басни
Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Это интересно: анафора это что такое?

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Это интересно: характеристика Тихона из пьесы «Гроза».

Басня в России

В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

Это интересно: рассказ о Пушкине — краткая биография и его творчество.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Интересно знать: Понятие синекдоха.

Введение

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о себе и о мире. По существу это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя человек в этом мире? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней». М.Л. Гаспаров (рис. 1)
Рис. 1. М.Л. Гаспаров ()

Вспомните ситуации, когда, видя недостаток в человеке, вам хотелось бы указать на него, но указать так, чтобы человек не обиделся и исправился. В древности у людей тоже возникала необходимость такой непрямой критики, но в связи с тем, что люди делились на господ и рабов, за указание на недостатки рабы могли быть жестоко наказаны. Именно тогда был изобретен жанр басни, который позволял освещать недостатки людей, не обижая их.

Бродячие сюжеты

Среди басен, которые приписывают Эзопу, есть басня «Лисица и виноград». Вот эта басня: Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил баснописец Жан де Лафонтен, он заметил, что басни Эзопа необыкновенно актуальны, потому что человеческие недостатки неискоренимы. И по сюжету басни Эзопа Лафонтен создает свою басню: Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Перерабатывая сюжеты известных басен, баснописцы переносят героев в свою страну, в свою эпоху, что способствует тому, что читатели охотнее ставят себя на место героев басни. Такое понятие называется «бродячие сюжеты», при этом герой басни обрастает деталями своей страны и эпохи, как, например, у Лафонтена Лис – нормандец или гасконец. С таким же сюжетом и таким же названием есть басня у русского баснописца И.А.Крылова, где лисица названа кумой, как и в народных русских сказках. Бродячие сюжеты присущи не только жанру басни, но и, например, сказкам. Это не значит, что авторы «списывают» сюжеты, они адаптируют истории так, чтобы то или иное произведение стало ближе их соотечественникам.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров:

Форма речи басни

Продолжая изучать этот жанр литературы, остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна форма речи басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников – Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

Это интересно: «Повелитель мух» — краткое содержание по главам.

Различия:

Интересно знать! Понятие оперы в музыке.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня – это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: «Что такое басня?» — можно ответить, что это литературное произведение с обоснованным и поучительным выводом.

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Это интересно: «Отцы и дети» — история создания романа Тургенева.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Начало ХХІ века ознаменовало новую эру, эру глобализации. Человека охватил водоворот, неудержимым вихрем несущий человечество, часто разрушая мировоззренческие ценности, которые формировались на протяжении всей истории цивилизации. И в этом вихре стабилизирующим островком являются басни, которые учат отличать хорошее и плохое, светлое и темное, прекрасное и уродливое. Поэтому раскрывая перед школьниками мир басни, мы тем самым способствуем становлению человека, начиная с его детства и юности.

В процессе литературоведческих и лингвистических исследований басня изучалась довольно многогранно; наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов данных исследований отражена в трудах ученых: Н. М. Анненковой [2], М. Л. Гаспарова [11], А. В. Дановского [16], Ю. В. Стенник [39].

Цель данной работы заключается в определении особенностей басни как литературного жанра и специфики её изучения в средней школе.

Достижение цели исследования предусматривает выполнение следующих задач:

1) изучить понятие «басня» в современном литературоведении;

2) выявить особенности басни как жанра;

3) охарактеризовать языковую специфику басен;

4) раскрыть специфику подхода к изучению басни;

5) проанализировать изучение басен в средней школе;

6) рассмотреть теоретико–методическое обеспечение уроков;

7) подготовить материалы для слова учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова;

Что не является элементом басниразработать план – конспект изучения одной из басен.

Объектом исследования является басня как жанр литературы.

Предметом исследования являются художественные особенности басни и ее изучение в средней школе.

Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по литературоведению и методике изучения литературы в средней школе.

Методы исследования. Особенности предмета исследования определяют методику его изучения. В работе использованы как общенаучные, так и литературоведческие методы – метод анализа и обобщения научных данных, сравнительный анализ авторских методик по изучению басни как жанра в средней школе, метод контекстного анализа.

Актуальность темы определяется следующими факторами: во-первых, значительной ролью басни в литературном процессе; во-вторых, недостаточной исследованностью темы; в – третьих, усиленным вниманием ученых – методистов к новым формам и методам работы на уроке в рамках внедрения и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта в средней школе.

Теоретическое значение заключается в обобщении литературно — методических подходов к изучению художественных особенностей басни.

Практическая значимость. Различные авторские методики по изучению басен в школе, рассмотренные в данной работе, помогут учителю — предметнику сделать выбор программы. Выполненная подборка материалов для составления конспектов уроков может быть использована для подготовки к уроку по изучению басен И.А.Крылова.

Структура работы обусловлена спецификой предмета и объекта исследования, его целью и задачами. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Списка использованных источников.

Глава 1. Жанровое своеобразие басни

Басня, безусловно, является уникальным явлением литературы, объединившим в себе своеобразие формы и содержания. Прежде чем рассматривать жанровые особенности басни целесообразно определить само понятие «жанр».

Е. Крошнева указывает на то, что в современном литературоведении под «жанром» подразумевают некие содержательные формы, на которые делится каждый литературный вид. Исследователь указывает на то, что литературоведческие понятия «вид» и «жанр» часто используются как синонимы, при этом более частное деление называется жанровой разновидностью. Именно в жанре литературы во всей своей полноте проявляется содержательность формы, так как «жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений» [22, с. 37].

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

На заре рождения жанра басни

Первые басни зафиксированы в античной Греции в 5 веке до н.э. Их автор, уже упоминавшийся Эзоп, оставил, к примеру, сюжет о лисе и винограде.

Иносказательность, достигающая ушей избранных, была для баснописца единственным средством свободно высказывать мысли.

С тех пор завуалированное повествование, намекающее на конкретных лиц, факты, события, получило название «эзопов язык».

В 1 веке до н. э. в Древнем Риме славу баснописца снискал поэт Гораций. К сожалению, его басенное наследие представлено всего несколькими сохранившимися образцами. А за порогом новой эры не менее известным автором поучительных сочинений стал римлянин Федр.

Один из древнейших памятников литературы, индийский эпос «Панчатантра», относящийся к 3 столетию нашей эры, соткан из коротких поучительных историй, связанных общим замыслом и сюжетной канвой. Великое Пятикнижие индусов состоит из следующих томов:

Что не является элементом басни

Ворон и его друзья проходят всевозможные испытания, совершают поступки, результаты которых не всегда оправдывают их ожидания. «Панчатантра» — это живая энциклопедия человеческих нравов, содержащая советы на все случаи жизни.

В сочинении греческого поэта Гесиода «Труды и дни» встречаются фрагменты, напоминающие по форме басню. Притча о надменном ястребе и одарённом талантами соловье бичует жестокость тиранов. Из уст ястреба звучит нравоучительная мораль. Значение Гесиода как баснописца в том, что он заложил традиции социального обличительства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *