Что не является эконом благом
Что не является эконом благом
Благо — это предмет, явление, процесс, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Некоторые блага имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. К экономическим относятся те блага, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.
Именно соотношение между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими
Вода для питья , если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.
В связи с ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.
Цена – денежное выражение стоимости.
Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.
Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.
Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.
Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Специфика услуги выражается в том, что она не имеет вещественной формы, не может откладываться (копиться), должна быть потреблена в момент производства.
Выделяют следующие виды благ.
1. Ограниченные и свободные.
2. Используемые и потребляемые.
Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).
3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.
Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В-третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.
К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.
Так как частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.
5. Нормальные и подчиненные (низшие).
Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.
6. Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары (например, ручка и карандаш, чай и кофе) и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Взаимодополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого (стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага).
Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.
Что не является эконом благом
Особое значение имеет подразделение благ на неэкономические и экономические. Неэкономические блага — это такие блага, запасы которых бесконечно велики, что позволяет людям полностью и постоянно удовлетворять определенные потребности, например, в воде, свете, воздухе и др. [c.107]
Полезность — это способность вещи удовлетворять человеческие потребности. Отсюда следует (если только полезность признается потребителями), что она является основным условием, придающим вещам характер экономического блага. Неэкономические блага полезны, также как и блага экономические, поскольку они также способны удовлетворять наши потребности. (. ) Неэкономическое благо от блага экономического отличает именно то, что факт удовлетворения какой-либо человеческой потребности не зависит от конкретного располагаемого количества в случае неэкономических благ, но зависит от конкретного располагаемого количества в случае экономических.» [c.138]
Потребности людей. Блага. Экономические и неэкономические блага. Потребительские и производственные блага. Частные и общественные блага. [c.13]
Наряду с государственной и колхозно-кооперативной С. существовала личная С. Основу ее составляли трудовые доходы граждан. Основная часть доходов создавалась на государственных предприятиях. Развитие личной С. находилось в зависимости от гос. С. на средства производства и продукты общественного производства. Еще одной формой общественной С. являлась (и является) С. общественных организаций (Красного Креста и т. д.), представляющая собой экономические отношения по владению, пользованию, распоряжению материальными благами, возникающая и существующая в связи с деятельностью профсоюзных и иных общественных организаций трудящихся для развития активности, удовлетворения интересов граждан. В отличие от государственной и колхозно-кооперативной С., которые охватывают все сферы экономики, составляют ее основу, С. общественных организаций играет незначительную роль в производственной сфере. Основную роль она выполняет в непроизводственной сфере просветительская работа, удовлетворение научных интересов — т. е. неэкономические интересы. Поэтому большинство объектов данного вида С. относится к непроизводственной сфере. С. общественных организаций образуется за счет добровольного обобществления части доходов ее первичных членов, организаций в виде членских взносов, в то время как основным источником государственной и [c.194]
Начнем с признания того очевидного факта, что экономическая активность людей осуществляется во имя реализации потребностей — получения различных благ экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Осознание потребностей порождает мотивацию — внутреннее побуждение к действию. С точки зрения современной экономической теории хозяйственное действие мотивировано интересами. Это означает, что при возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия. Оцениваются прежде всего два фактора относительная полезность получаемого блага и величина издержек, необходимых для получения данного блага. При этом считается, что интерес хозяйствующего субъекта заключается в максимизации полезности или(и) минимизации издержек для получения блага или набора благ. [c.56]
Блага, которые имеются в меньшем количестве, чем требуется по потребностям населения, называются экономическими. Это блага, за которые идет конкурентный торг. Те же блага, которые имеются в большем количестве, чем потребность в них, называются неэкономическими (или свободными благами). В качестве хрестоматийного примера свободного блага можно привести воздух. [c.83]
Всякая экономическая деятельность людей осуществляется, в конечном счете, во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул, т.е. актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию. [c.25]
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (иногда их называют факторами производства) — все то, что требуется для выпуска необходимых людям товаров и услуг. Производимые товары и услуги экономисты называют экономическими (т. е. редкими) благами. Они отличаются от неэкономических, т. е. свободных благ, количество которых превышает потребность в них (например, воздух, солнечный свет, энергия ветра). [c.18]
Неэкономическое (свободное) благо [c.120]
Подразделение благ на экономические и неэкономические имеет особое значение. В отличие от экономических неэкономические (даровые) блага предоставляются природой без приложения человеком усилий. [c.64]
Неэкономические стимулы делятся на организационные и мо-ральные.Положительное влияние на мотивацию оказывает, например информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе. Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет. [c.358]
Хотя в этом «неэкономическом» взгляде есть доля истины, должны быть сделаны три уточнения. Во-первых, теория голосования большинством дает четкие прогнозы относительно результатов политического процесса, который определяется некоторым видением общественного интереса политическим лидером. Действительно, именно очевидная непредсказуемость действий политических лидеров (якобы в интересах общественности) привела А.Смита к утверждению, что лучший способ служения общественным интересам — в преследовании индивидами своих собственных интересов. К сожалению, хотя «невидимая рука» А.Смита может хорошо работать применительно к большинству благ, она не будет хорошо работать применительно к общественным благам. [c.164]
Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости, о котором уже шла речь ранее. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом. Именно соотношение между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менге-ра, видного представителя австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не [c.79]
В качестве индикатора благосостояния Пигу использовал национальный дивиденд. Если национальный дивиденд увеличивается, экономическое благосостояние может возрастать даже при уменьшении доли дивиденда, достающегося неимущим. Вместе с тем экономическое благосостояние уменьшится, если рост обеспеченности благами состоятельных людей будет сопровождаться сокращением обеспеченности неимущих. Поэтому нет необходимости в перераспределении покупательной способности от имущих к неимущим. Причина, вызвавшая увеличение общего дивиденда и благосостояния, может оказать негативное влияние на экономическое благосостояние. Что касается неэкономического благосостояния, то его уровень, по мнению Пигу, изменяется в связи с изменением в способах получения дохода, поскольку условия труда сказываются на качестве жизни. Поэтому уровень экономического благосостояния можно изменить, воздействуя на использование дохода, неравенство в распределении которого влияет на неэкономическое благосостояние. [c.277]
Благо (экономика)
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.
Содержание
Классификация благ
По природе
По потребности в распределении благ
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные | Конкурентные | |
---|---|---|
Неисключаемые | Общественные блага государственная оборона, дорога (неперегруженная), лестничное освещение, эфирное телевидение | Общие ресурсы пресная вода, лес, дорога (перегруженная) |
Исключаемые | Клубные блага телефонная связь, патент, платное телевидение | Частные блага товары, услуги, недвижимость |
По возможности контроля ценности потребителем
По участию в потребительской корзине
В зависимости от своего дохода и цен на блага потребитель выбирает свой вектор потребления в соответствии с какими-то критериями таким образом, чтобы .
Стоит заметить, что категория товара может меняться с изменением дохода потребителя и цен на товары. Например, с ростом дохода общественный транспорт становится малоценным товаром, уступая место недорогому личному автомобилю. При ещё большем — возрастает потребление роскошных автомобилей, отбрасывая недорогие марки в разряд малоценных.
По зависимости потребления от дохода
По зависимости потребления от цены
У большинства товаров (такие товары называются нормальными). В особую категорию отнесены товары Веблена и товары Гиффена, у которых 0″ border=»0″ />.
(нормальные) | 0″ border=»0″ /> | |
---|---|---|
Малоценные | Нормальные малоценные блага | Блага Гиффена |
Ценные | Нормальные ценные блага | Блага Веблена |
Товар Гиффена (при повышении цены потребление растёт за счёт других товаров, при повышении доходов падает) — труднозаменяемый товар, занимающий существенное место в потребительской корзине.
Товар Веблена (потребление растёт и при повышении цен, и при повышении доходов) — товар статусного потребления.
По взаимозависимости двух товаров
Два товара и в потребительской корзине могут быть:
общественные • частные • общие • общедоступные • клубные • неконкурентные
даровые vs. редкие, позиционные
(не-)длительного пользования • промежуточные • потребительские • инвестиционные
блага Гиффена • неполноценные • нормальные • блага Веблена • первоклассные
явного качества • скрытой полезности • одобряемые
Полезное
Смотреть что такое «Благо (экономика)» в других словарях:
Благо — (экономика) то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Материальные блага блага имущественного характера, обычно способные иметь и рыночную цену. Даровые… … Википедия
Благо — нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Экономика (действительность) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
Экономика (модель экономикс) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
экономика предложения — Экономическая теория, утверждающая, что резкое сокращение ставок налогообложения будет стимулировать эффективные инвестиции со стороны корпораций и обеспеченных частных лиц на благо всего общества. Впервые предложена в 70 х годах проф. Артуром… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Конституционная экономика — Конституционная экономика научно практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают… … Википедия
БЕСПЛАТНОЕ/ДАРОВОЕ БЛАГО — (free good) Товар, в котором нет недостатка и, следовательно, наличные запасы которого не выступают эффективным ограничителем экономической деятельности. Товар не является даровым только из за того, что его рыночная цена равна нулю; в… … Экономический словарь
ЧАСТНОЕ БЛАГО — (private good) Товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Большинство обычных потребительских и инвестиционных товаров являются частными благами. Они отличаются от общественных… … Экономический словарь
АЗЕРБАЙДЖАН. ЭКОНОМИКА — Структура хозяйства. Экономика республики развивалась как часть экономики СССР, ориентируясь в основном на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтяная промышленность и сельское хозяйство. В 1960 1980 е годы в республике… … Энциклопедия Кольера
Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Благо — это любой предмет, явление, который удовлетворяет какую—либо человеческую потребность и отвечает целям, интересам, стремлениям людей.
Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.
Услуги — это рациональная деятельность человека, имеющая положительный эффект, в результате которой удовлетворяются те или иные потребности человека.
Согласно наиболее распространенной классификации выделяют следующие виды благ.
1. Материальные блага — это естественные, природные блага (полезные ископаемые, земля, вода, воздух); продукты производства (продовольственные продукты, здания, станки, автомобили и т. д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права).
2. Нематериальные блага — это блага, воздействие которых направлено на развитие способностей человека, поддержание здоровья. Эти блага создаются в непроизводственной сфере — здравоохранении, кино, театре, образовании, искусстве, музеях и т. д. Выделяют следующие виды нематериальных благ:
1) внутренние. Это способности, которыми человек наделяется от рождения и развивает в себе по собственному желанию (голос, ораторские способности, способности к науке и т. д.);
2) внешние. Это блага, которые человек получает от внешнего мира (репутация, деловые связи и т. д.).
По критерию времени блага подразделяются на: настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т. д.
Следующая классификация делит блага на экономические и неэкономические.
Экономические блага являются результатом экономической деятельности, их количество ограничено. Этот вид блага связан с поведением хозяйствующего субъекта в условии ограниченности ресурсов.
Неэкономические блага — блага, предоставленные природой без приложения человеком каких—либо усилий (воздух, вода, свет и т. д.). Их количество достаточно для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.
Специфической формой экономического блага является товар.
Товар — это специфическое экономическое благо, продукт труда, предназначенный для обмена.
Основными характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость (ценность).
Потребительной ценностью наделяют благо его полезность, свойства, позволяющие удовлетворять какую—либо потребность человека.
Потребительной стоимостью обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самым различным (как то физические, духовные потребности).
Меновая стоимость — это количественное пропорции обмена потребительных ценностей одного рода на другие потребительные ценности. Например, 1 чайник на 5 кг муки.
Экономические блага
В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.
Содержание
Классификация благ
По природе
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные | Конкурентные | |
---|---|---|
Неисключаемые | Общественные блага государственная оборона, дорога (неперегруженная), лестничное освещение, эфирное телевидение | Общие ресурсы пресная вода, лес, дорога (перегруженная) |
Исключаемые | Клубные блага телефонная связь, патент, платное телевидение | Частные блага товары, услуги, недвижимость |
По участию в потребительской корзине
В зависимости от своего дохода S и цен на блага потребитель выбирает свой вектор потребления в соответствии с какими-то критериями таким образом, чтобы .
Стоит заметить, что категория товара может меняться с изменением дохода потребителя и цен на товары. Например, с ростом дохода общественный транспорт становится малоценным товаром, уступая место недорогому личному автомобилю. При ещё большем — возрастает потребление роскошных автомобилей, отбрасывая недорогие марки в разряд малоценных.
По зависимости потребления от дохода
По зависимости потребления от цены
У большинства товаров (такие товары называются нормальными). В особую категорию отнесены товары Веблена и товары Гиффена, у которых .
(нормальные) | ||
---|---|---|
Малоценные | Нормальные малоценные блага | Блага Гиффена |
Ценные | Нормальные ценные блага | Блага Веблена |
По взаимозависимости двух товаров
Два товара i и j в потребительской корзине могут быть:
По возможности контроля ценности потребителем
Полезное
Смотреть что такое «Экономические блага» в других словарях:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — Блага, приносимые экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и… … Словарь бизнес-терминов
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479… … Экономический словарь
Экономические блага — [economic goods] блага, дефицитные в данной экономической системе и характеризующиеся тем, что большее их количество предпочитается экономическими субъектами меньшему количеству. См. Дефицитность благ … Экономико-математический словарь
экономические блага — Блага, дефицитные в данной экономической системе и характеризующиеся тем, что большее их количество предпочитается экономическими субъектами меньшему количеству. См. Дефицитность благ. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN economic … Справочник технического переводчика
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — блага, приносимые экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности … Энциклопедический словарь экономики и права
экономические блага — блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства … Словарь экономических терминов
Экономические блага — средства, удовлетворяющие потребности людей. Одни из них имеют неограниченный масштаб (например воздух), другие – ограниченный. Э.б. делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, видеофильмы и т.д.) и… … Словарь по экономической теории
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Блага — [goods] – обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые… … Экономико-математический словарь
блага — Обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты,… … Справочник технического переводчика