Что не является частью внутренних вод
Внутренние воды – виды и особенности
Внутренними водами называют все водоемы и прочие запасы воды, находящиеся на территории конкретной страны. Это могут быть не только реки и озера, расположенные в глубине суши, но и часть моря или океана, в непосредственной близости от государственной границы.
Река представляет собой поток воды, двигающийся на протяжении длительного времени по определенному руслу. Большинство рек текут постоянно, но некоторые во время жаркого летнего периода могут пересыхать. В этом случае их русло напоминает песчаный или земляной желоб, который вновь наполняется водой при снижении температуры воздуха и обильных дождях.
Любая река течет туда, куда имеется уклон. Это объясняет весьма замысловатую форму некоторых русел, которые постоянно меняют направление. Поток воды рано или поздно впадает в другую реку, либо в озеро, море, океан.
Озеро
Является естественным водоемом, расположенным в углублении земной коры или горного разлома. Главной спецификой озер является отсутствие их соединения с океаном. Как правило, озера пополняются или за счет впадающих рек, или благодаря бьющим из дна родникам. Также к особенностям относится достаточно стабильный состав воды. Он «фиксируется» из-за отсутствия значимых течений и незначительного притока новых вод.
Канал
Каналом называют искусственное русло, заполненное водой. Такие сооружения строятся человеком для достижения конкретной цели, например, подвода воды в засушливые районы или организации более короткого транспортного маршрута. Также канал может быть переливной. В данном случае он применяется при переполнении основного водоема. Когда уровень воды поднимается выше критического, она утекает по искусственному каналу в другое место (чаще в другой водоем, расположенный ниже), в результате чего исчезает вероятность подтопления прибрежной зоны.
Болото
Заболоченная местность – тоже внутренний водоем. Считается, что первые болота на Земле появились около 400 миллионов лет назад. Для таких водоемов характерны гниющие водоросли, выделяющийся сероводород, наличие большого количества комаров и прочие особенности
Ледники
Ледник – это огромное количество воды, находящейся в состоянии льда. Это не водоем, однако, также относится к внутренним водам. Существует два типа ледников: покровные и горные. Первый тип представляет собой лед, покрывающий обширную площадь земной поверхности. Он распространен в северных территориях, например, Гренландии. Горный ледник характеризуется вертикальной ориентацией. Это, своего рода, гора изо льда. Своеобразной разновидностью горного ледника являются айсберги. Правда, их сложно причислить к внутренним водам из-за постоянного перемещения по океану.
Подземные воды
К внутренним водам относятся не только водоемы, но и подземные запасы воды. Они делятся на множество видов, в зависимости от глубины залегания. Подземные хранилища воды широко используются в питьевых целях, так как в большинстве случаев это очень чистая вода, зачастую обладающая целебным эффектом.
Морские и океанические воды
В эту группу входит территория моря или океана, прилегающего к береговой линии суши в пределах государственной границы страны. Здесь же – заливы, к которым применяется следующее правило: необходимо, чтобы все берега залива принадлежали одному государству, и ширина водной глади не была более 24 морских миль. К морским внутренним водам также относятся акватории портов и проливные каналы для прохода судов.
Внутренние воды
Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских портов, внутренние моря, морские заливы, исторические заливы, а также морские пространства (за исключением архипелажных вод), расположенные в сторону суши от исходной линии территориального моря, на которые распространяется суверенитет государства. Термин «внутренние воды» получил свое определение на сравнительно позднем этапе развития международного морского права и только после Второй мировой войны стал общепринятым в международном юридическом лексиконе.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) определяют внутренние воды как «воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря». Однако в соответствии с Часть IV UNCLOS для внутренних вод государств-архипелагов предусматривается специальный правовой режим архипелажных вод. Кроме того, ст. 8 (2) UNCLOS гласит, что в районах, которые включаются во внутренние воды только в следствии использования метода прямых исходных линий, право мирного прохода продолжает действовать.
Международно-правовой статус внутренних вод
Правовой режим внутренних вод и отчасти пересекающийся с ним режим исторических вод являются единственными режимами морского права, которые регулируются исключительно нормами международного обычного права. Оба режима намеренно не были включены ни в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, ни в Конвенцию ООН по морскому праву. Более того, не проводилось никаких официальных исследований относительно правового режима внутренних вод. Тем не менее, как важная часть режима внутренних вод, режим исторических вод и режим исторических заливов были проанализированы в двух исследованиях, подготовленных Секретариатом ООН в 1957 и 1962 гг. (Док. ООН A/CONF.13/1 «Исторические заливы» и Док. ООН A/CN.4/143 «Правовой режим исторических вод, включая исторические заливы»).
Границы внутренних вод
Внешними границами внутренних вод являются исходные линии, от которых отмеряется территориальное море. Следовательно, внутренние воды ограничены территориальным морем прибрежного государства. Исключение составляют государства-архипелаги, которые могут проводить линии, ограничивающие их внутренние воды через устья рек, заливов и портов только в пределах своих архипелажных вод. В этом случае внутренние воды ограничиваются архипелажными водами, а не территориальным морем.
Вопрос о делимитации внешних границ внутренних вод между государствами со смежными или противолежащими побережьями частично рассматривался на Конференции по кодификации Лиги Наций (1930 г.) в контексте обсуждения проблем делимитации территориального моря. В случае существующих государств делимитация водных районов между сопредельными государствами должна осуществляться с учетом исторических обстоятельств. В случае новых государств или изменения границы между прибрежными государствами в качестве ориентира следует использовать местные географические условия, которые привели к необходимости пересмотра границы.
Юрисдикция прибрежного государства над иностранными судами, находящимися в пределах внутренних вод
Из числа наиболее важных вопросов, относящихся к правовому режиму внутренних вод государства, безусловно, следует выделить вопросы юрисдикции. В международном морском праве под юрисдикцией государства следует понимать совокупность правомочий судебных и исполнительных органов государства решать правовые вопросы, связанные с деятельностью иностранных судов.
Уголовная юрисдикция
Власти прибрежного государства могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении совершенных на борту иностранного частновладельческого судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, преступлений его экипажем и пассажирами. В то же время сложилась нашедшая отражение в международных обычаях и договорах практика, согласно которой в ряде случаев преступления, совершенные на борту судна, находящегося в порту иностранного государства не подлежат уголовной юрисдикции прибрежного государства. Обычно это касается случаев, когда:
Указанные обстоятельства не затрагивают прав местных властей осуществлять меры, относящиеся к пресечению торговли наркотиками, обеспечению безопасности судов и портов, охране человеческой жизни, сохранности грузов и пребыванию иностранцев.
Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна или главы дипломатического представительства или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна.
Иностранные военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, находясь в порту или внутренних водах прибрежного государства, в силу присущего им иммунитета (см. ст. 32 UNCLOS) не подпадают под действие уголовной юрисдикции этого государства. Случаи совершения членами их экипажей правонарушений, затрагивающих интересы прибрежного государства, могут стать предметом международного разбирательства.
Гражданская юрисдикция
Прибрежное государство, как правило, не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка, в гражданские и трудовые конфликты между членами экипажа, возникающие в связи с их службой на судах. Что касается гражданской юрисдикции в отношении требований, предъявляемых по различным гражданско-правовым основаниям (например, требований, связанных с возмещением ущерба в связи со столкновением судов, повреждением портовых сооружений, причинением личного вреда, спасанием, ненадлежащим исполнением договорных обязательств), то судебные власти прибрежного государства имеют право рассматривать и выносить решения в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах, если стороны не договорились об ином. Разница в подходах может быть обусловлена лишь различиями в толковании и применении доктрины иммунитета судов, принадлежащих государству и используемых в некоммерческих целях.
Административная юрисдикция
Административная юрисдикция проявляется в праве расследования и рассмотрения дел, связанных с нарушением административных правил и предписаний властей прибережного государства, а в необходимых случаях – применении предусмотренных действующим законодательством юридических санкций. В этой связи портовые власти могут задержать выход судна из порта, если капитан допустил нарушение пограничных, таможенных, фискальных (налоговых), санитарных, иммиграционных, навигационных или иных действующих в порту правил или если судно находится в технически неисправном состоянии, угрожающем безопасности человеческой жизни на море или серьезным загрязнением морской среды.
Отличительная особенность административной юрисдикции состоит в том, что она применяется ко всем без исключения морским судам – государственным и частновладельческим. При заключении двусторонних морских соглашений, в которых предусматриваются определенные изъятия из уголовной и гражданской юрисдикции, специально оговаривается, что эти изъятия не затрагивают прав местных властей в сфере применения таможенного и санитарного законодательства и соответствующих правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов и охране человеческой жизни на море.
Правовой режим морских портов
Правовой режим морских портов как составной части внутренних морских вод прибрежного государства определяется его национальным законодательством. Каждое государство вправе самостоятельно принимать решение об открытии тех или иных своих портов для захода иностранных судов. Вместе с тем современная практика свидетельствует о том, что в интересах развития экономики и поддержания торговых связей с другими государствами прибрежные государства держат свои порты открытыми для международного судоходства. Сегодня не существует каких-либо универсальных международных договоров, предусматривающих такую обязанность для государств. Это один из немногих древних международно-правовых обычаев, сохранившихся в настоящее время и который можно считать общепризнанным.
Вопрос о праве захода судов в иностранные порты рассматривался в течение нескольких столетий. В средневековой практике можно отыскать подтверждение широко распространенной свободы захода судов в порты, это право оговаривалось и в некоторых заключаемых в то время договорах.
В конце XIX в. начинают предприниматься усилия к тому, чтобы подвергнуть заход судов в порты международно-правовой регламентации. Институт международного права разработал проект о режиме судов в иностранных портах, который был одобрен на Гаагской сессии института в 1898 г. Согласно этому проекту заход в порты «предполагается свободным», т. е. при отсутствии прямого указания на то, что порт является закрытым, иностранное торговое судно может считать его открытым для захода.
Стремление создать единый режим портов, открытых для иностранных судов, привело к заключению в 1923 г. (г. Женева) рядом государств Конвенции и Статута о международном режиме морских портов. Принцип этого статута заключается в установлении режима одинакового для национальных и иностранных судов.
Следует отметить, что до настоящего времени нет единого мнения по праву захода судов в морские порты. Иностранным невоенным судам, как правило, разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в специально издаваемых «Извещениях мореплавателям».
Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению (исключение составляют случаи, когда они совершают вынужденный заход в результате стихийного бедствия или аварии, а также, если на военном корабле находится глава иностранного государства или правительства). При этом может ограничиваться срок визита, оговариваться количество и класс кораблей, допускаемых в порты. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов.
Право вынужденного захода
Любое судно, терпящее бедствие, имеет право на так называемый вынужденный заход, то есть фактически не получая формального разрешения, зайти в любой иностранный порт. Как отметил выдающийся английский юрист-международник Д. Коломбос: «ни один из портов не может быть когда-либо закрыт для иностранных судов, ищущих убежища от бури или вынужденных к заходу по причине бедствия».
В соответствии с общепризнанной международной практикой и законодательством многих прибрежных государств частновладельческие суда, военные корабли и государственные суда могут заходить в иностранные порты без предварительного разрешения при следующих чрезвычайных обстоятельствах:
В то же время, даже в условиях действительного бедствия право вынужденного захода нельзя считать абсолютным. Необходимо учитывать, что бедственное состояние судна может причинить серьезный ущерб в порту, где такое судно ищет убежище (например, если на его борту имеется опасный груз).
В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным кораблям и судам с ядерными энергетическими установками или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб стране предполагаемого захода, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному кораблю или судну.
Что такое внутренние воды? Примеры
Вода покрывает 71% земной поверхности. При этом основная часть этой площади относится к Мировому океану, и лишь малая ее доля приходится на внутренние воды. К ним причисляют все гидрографические объекты, кроме морей и океанов. Каковы особенности внутренних вод? Как они распределяются на различных материках? Обо всем этом мы и поговорим.
Внутренние воды материков
Вода является одним из наиболее востребованных и важных ресурсов. Мы используем ее для питья, для бытовых нужд, в промышленности и рекреации. Главная роль в этом отводится именно внутренним водам. С точки зрения географии к ним относятся все водоемы и другие гидрографические объекты, которые расположены в пределах суши:
В международном праве к ним также относятся заливы, бухты, проливы и моря, но только в том случае, если их берега принадлежат к одному государству.
По поверхности нашей планеты они распределяются неравномерно. Основные факторы, которые влияют на размещение внутренних вод: климат, географическое положение и рельеф. Так, в большом количестве они могут присутствовать на низменностях и равнинах регионов сильной влажностью воздуха и частыми осадками, у полюсов, а также на часто орошаемых горных склонах. Меньше всего их в жарких и сухих регионах с высокими среднегодовыми температурами и редкими осадками.
Евразия
Евразия – крупнейший по размеру материк планеты с площадью 54 759 000 км². Его внутренние воды представлены обширными и глубокими озерами, многочисленными болотами и длинными реками. Континент сильно приближен к Северному полюсу, отчего значительную его территорию занимает вечная мерзлота и постоянные льды. Часть ледников находится в высочайших горах на Земле – Гималаях, а также на вершинах Альп и Кавказских гор.
В Евразии находится Каспийское море – самое большое бесточное озеро, и Байкал – самое глубокое пресноводное озеро мира. Реки материка принадлежат ко всем четырем океанам. Некоторые из них (Сырдарья, Урал, Эмбу) впадают в озера и не соединяются с Мировым океаном. Крупнейшей рекой внутреннего стока является Волга, впадающая в Каспийское море. Другие рекордсмены материка: Обь (по площади бассейна), Янцзы (по длине), Ганг (по полноводности).
Несмотря на обилие водных ресурсов, обширные регионы на юге Евразии покрыты пустынями и засушливыми степями. Особенно ярко они представлены в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Например, в большинстве стран Аравийского полуострова практически нет постоянных озер и рек. Временные водотоки образуются лишь на короткое время в период обильных осадков. Внутренние воды здесь представлены в основном подземными источниками и отдельными водоемами в оазисах.
Северная Америка
Орошение материка происходит неравномерно: водные ресурсы сконцентрированы преимущественно на севере материка. Бессточные участки относительно малы и расположены в районе Мексиканского нагорья и Большого района Кордильер.
Внутренние воды Америки представлены густой сетью рек, которые впадают во все океаны, кроме Индийского. Крупнейшие из них – Миссисипи, Маккензи, Юкон, Колумбия, Колорадо, Рио-Гранде, река Святого Лаврентия. На реке Ниагара расположен всемирно известный одноименный водопад.
Водотоки бассейна Атлантического характеризуются значительной длиной и слабым течением. Реки, впадающие в Тихий океан, гораздо короче и быстрее. Они обладают большой силой и образуют глубокие каньоны и ущелья. Бассейн Северного Ледовитого океана формируется слабой, плохо развитой сетью. Реки, которые к нему относятся, обычно замерзают на зиму.
Южная Америка
Южная Америка – материк длинных и полноводных рек, годовой сток которых в несколько раз превосходит сток остальных континентов. Их образованию поспособствовал влажный климат и большой перепад высот между высокими горами на западе и обширными равнинами на востоке.
Наиболее известные водотоки: Амазонка, Парана, Ориноко, Уругвай, Парагвай. Некоторые реки начинаются в районе плоскогорий, поэтому в их верхних течениях образовались водопады и многочисленные пороги. Так, на реке Чурун находится самый высокий водопад Анхель высотой 1 км, а на реке Паране расположился известный во всем мире Игуасу.
Африка
Для внутренних вод Африки решающее значение имеет именно климат. Материк обладает третьим по размеру речным стоком после Евразии и Южной Америки (5400 км 3 ), однако считается одним из наиболее засушливых. Дело в том, что палящее солнце испаряет около 80% всех осадков Африки, оставляя водоемам только 20%.
Реки и озера материка расположены в основном в его центральной части, возле экватора. Здесь протекают Конго, Гамбия, Нигер, Замбези. Отсюда также берет начало вторая по длине река мира Нил, впадающая в Средиземное море. На востоке Экваториальной Африки расположены крупнейшие озера, такие как Виктория, Танганьика, Ньяса, Эдуард.
Тропические регионы материка представлены пустынями (Сахара, Калахари, Намиб, Карру и т.д.) и полупустынями, где почти нет водоемов. Единственным спасением являются недра богатые подземными источниками. В некоторых местах они выходят наружу, образуя оазисы.
Австралия
Самым сухим материком планеты является Австралия. На нем совершенно нет ледников, а поверхностные воды представлены крайне слабо. Засушливый тропический и субтропический климат материка не дает образоваться стойкому водотоку. Около 60% его территории не имеет рек, впадающих в океан, так как они пересыхают, не добравшись до него.
Антарктида
Антарктида расположена прямо на Южном полюсе, и большая часть ее внутренних вод «хранится» в ледниках. В них находится почти 90% всей пресной воды нашей планеты.
Другие гидрографические объекты на материке тоже имеются. Подо льдами скрыто около 150 озер, крупнейшее из которых – Восток глубиной 1200 метров. Постоянно протекающих рек на континенте нет, зато есть временные. Они тоже находятся под слоем льда и оттаивают на несколько месяцев, когда приходит антарктическое лето.
Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод
Границы любой страны на суше легко обозначить, поскольку они точно указаны на карте и могут быть наглядно отмечены на местности с помощью соответствующих знаков.
Гораздо сложнее, если надо обозначить морские границы. Их сложно обозначить с достаточной точностью, хотя и здесь можно исходить из географических координат.
Одно из самых сложных понятий международного права — внутренние морские воды. Это достаточно сложная тема, требующая отдельного рассмотрения.
Что это такое?
Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.
Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:
Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.
Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.
Какой существует закон о них?
Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.
Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.
Правовой режим
Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.
Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.
Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.
При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.
Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.
Как определяются границы в пределах государства?
Определение границ ВМВ производится разными способами:
ВМВ РФ
К внутренним морским водам России относятся все портовые гавани, природные образования (бухты, заливы и т.п.). Сюда же относятся все заливы восточной части побережья России:
К ВМВ России также относятся:
Каковы последствия при их нарушении?
Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.
В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.
Заключение
Как правило, внутренние морские воды находятся в относительном отдалении от внешних границ РФ. Большинство случаев захода в них иностранных судов относятся к посещению акватории российских портов.
Нахождение в других участках побережья может быть вызвано аварийными ситуациями, о которых немедленно оповещаются власти РФ. Эти случаи квалифицируются законодательством как допустимые, поскольку они считаются форс мажорными обстоятельствами и не влекут за собой никаких юридических последствий.