Что не является частью текста рассуждения
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Рассуждение
Понятие рассуждения, как типа речи
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Функционально-смысловые типы речи
Типы речи в тексте
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Примеры текста — описания
В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:
Повествование
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
Пример текста — повествования
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Структура текста- рассуждения:
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Примеры текста — рассуждения
Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.
Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.
Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.
Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.
Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?
Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.
Урок русского языка «Рассуждение». 5-й класс
Класс: 5
Ход урока
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Актуализацию знаний проводим по схеме из книги Г.И.Канакина “Уроки русского языка. 5 класс”.
П | повествование |
О | описание |
Р | рассуждение |
Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.
– Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Ввысказываеие, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Работа с толковым словарем.
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Работа с толковым словарем.
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
4. Закрепление материала.
Работа выполняется под руководством учителя.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
– Работа с учебником: упражнением под звездочкой стр.159.
“Изучать строение слова – увлекательное занятие.” Ребята самостоятельно находят тезис, доказательства, вывод.
Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?
Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста?
– Упражнение № 386 предполагает сформулировать тезис, привести свои доказательства и самостоятельно сделать вывод.
Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова. Выскажите его устно. Докажите ваш тезис, сделайте вывод.
– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?
(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.
Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
– По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные
элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)
– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.
– Друзья всегда помогают друг другу.
– Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются, корректируются.
– Игра-соревнование “Лучший редактор”.
Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.
Дружный ли наш класс?
1.Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?
2. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.
Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.
Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.
В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.
А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.
Значит, наш класс недружный.
3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?
– Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)
В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.
– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”
Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по любой теме:
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
урока развития речи
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
Петрова Надежда Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.
Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.
— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
— научить включать в рассуждение специальные слова;
— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.
— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.
— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
(настрой на плодотворную работу)
— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)
Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Что вам известно о повествовании?
(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)
– Каковы особенности описания?
– Каковы особенности рассуждения?
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.
( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)
Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.
— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?
— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.
– Что такое рассуждение?
Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:
1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.
— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.
4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
– Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
А эта структура какого типа текста?
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.
для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;
для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;
для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.
Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.
Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.
Вы так много рассуждали
Вы, наверное, устали?
Я прошу всех дружно встать
И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)
Мой сосед такой бо-о-о-льшой!
Поднимает вес любой!
Во-вторых, он любит драться,
Рожи корчить, улыбаться.
И за парту в миг усесться
(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.