Что не является биологическим полимером
Задания части А
Выберите один ответ из четырех предложенных
А1. Низшим уровнем организации живого является:
3) молекулярный
А2. Среди перечисленных веществ не является биологическим полимером:
А3. Неорганические вещества клетки
4) вода и минеральные соли
А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам, основа её генетического аппарата
4) нуклеиновые кислоты
А5. Из перечисленных углеводов моносахаридом является:
А6. Молекулы липидов состоят из:
4) глицерина и высших жирных кислот
А7. По сравнению с окислением 1 г углеводов при окислении жиров такой же массы образуется энергии:
А8. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности, — это:
А9. Всё многообразие белков образуется за счёт различного сочетания в их молекулах:
А10. Наивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина.
А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:
А12. В состав ДНК входит сахар:
А13. Укажите пару комплементарных нуклеотидов в молекуле ДНК:
А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарную цепь
А15. В состав АТФ входят
1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты
А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как:
2) содержит макроэргические связи
А17. К водорастворимым относится витамин:
А18. По химическому составу большинство ферментов являются
2) белками
А19. Неклеточные формы жизни, являющиеся внутриклеточными паразитами, — это
А20. Вирусы состоят из:
3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Молекула ДНК отличается от иРНК тем, что
1) она свёрнута в спираль
2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек
4) обладает способностью самоудваиваться
В2. Для углеводов характерны следующие функции
1)сигнальная, 2)структурная, 5) энергетическая
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке или организме.
Вещество
А) ДНК
Б) белки
В) АТФ
Г) липиды
Д) углеводы
Функция
1) ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами
2) входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул
3) являются основным компонен¬том клеточной стенки клетки растений
4) аккумулирует энергию в клетке
5) заключает в себе всю информацию об организме
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
В4. Установите последовательность образования структуры молеку¬лы белка гемоглобина.
А) скручивание молекулы белка в спираль
Б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование полипептидной цепи
В) объединение нескольких глобул
Г) скручивание молекулы белка в клубок
Б А Г В
Что такое полимер: структура, основные характеристики и примеры полимеров
Полимер в биологии
Структура биологического полимера
Полимер представляет собой биологические вещества, которые отличаются сложной химической структурой.
Исследованием полимером активно занимался Г. Штаудингер. В ходе многочисленных опытов он доказал, что в составе полимеров есть повторяющиеся молекулярные звенья, которые соединены друг с другом при помощи ковалентных связей.
Отличительная особенность таких связей — в наличии общей электронной пары у двух атомов.
Также ученым было доказано, что для пластмассы характерна структура полимера — это открытие принесло Штаудингеру Нобелевскую премию.
Органические соединения в составе живых организмов характеризуются высокой степенью разнообразия. Природных органических соединений насчитывается несколько тысяч, и многие из них отличаются сложной структурой.
Выделяют 2 группы органических веществ:
Если говорить о молекулярной массе полимеров, то она варьируется от нескольких тысяч до нескольких миллионов. В основе всех полимеров лежит большое количество повторяющихся мономеров.
Есть несколько вариантов полимеров: органические, неорганические, элементарно органические. В свою очередь в группе органических выделяют природные, искусственные и синтетические.
Природные полимеры — продукт естественной среды обитания. В производстве таких полимеров человек участие не принимает.
Примеры биологических полимеров
Самые известные биологические полимеры — крахмал, хлопок, каучук и др.
Чтобы получить какие-либо искусственные полимеры, человек проводит определенные химические опыты.
Для получения модифицированного полимера с последующим его использованием в производстве красок, в раствор стирола в толуоле или ксилоле добавляется льняное или касторовое масла, которые затем нагреваются.
Результат реализации реакций химического синтеза — синтетические полимеры. В синтезе принимают участие разнообразные высокомолекулярные органические продукты.
Лавсан (химический полимер) получается в результате поликонденсирования терефталевой кислоты и этиленгликоля.
Основные характеристики полимеров
Молекула полимера может содержать разное количество мономеров — и это количество сильно варьируется. К примеру, в пептиде глутатиона всего три аминокислоты, хотя его роль в таких процессах как окисление и восстановления огромная. Для сравнения, в молекуле ДНК насчитывается больше трех миллионов нуклеотидов. Эта молекула способна образовывать наследственную информацию не только в отношении эукариотических клеток, но и бактерий.
Большая часть биологических полимеров — теплоизоляторы: они препятствуют процессу передачи тепла. Они достаточно эластичны и легко выдерживают агрессивную химическую среду. А еще биологические полимеры — диэлектрики. То есть, они практически не могут проводить электрический ток и не пропускают его через себя.
Основные характеристики биологических полимеров — гомо- и гетерополимерность. Это значит, что в составе полимера могут быть как одинаковые, так и разные мономеры.
В основе большинства полимеров лежит несколько мономеров: они относятся к одному классу веществ и соединены одинаковой связью. Яркий пример — гиалуроновая кислота.
Полимеры бывают регулярными и нерегулярными. Такое разделение связано с порядком расположения мономеров в полимере.
В состав регулярных полимеров входят повторяющиеся единицы и несколько мономеров. Та же гиалуроновая кислота включает два типа чередующихся остатков: глюкуроновую кислоту и N-ацетилглюкозамин.
Обычно в живых организмах присутствуют гетерополимеры, в которых мономеры не образуют повторяющиеся единицы. Отмечается уникальный характер последовательности мономеров внутри, который обусловлен высокой степенью разнообразия таких полимеров.
Характеристика биологических полимеров учитывает степень разветвленности.
Неразветвленные полимеры — линейные полимеры, образующиеся в результате формирования мономерами, входящими в их состав, двух связей с мономерами по соседству.
Пример таких полимеров — белки, нуклеиновые кислоты, разнообразные полисахариды.
Разветвленные полимеры — гликоген и крахмал. Разветвление отмечается у небольшой группы мономеров. По этой причине у разветвленных полимеров есть различия по частоте ветвления. Различается и длина таких ветвлений. Есть полимеры, основная цепь которых состоит из одного мономера, а боковые цепи — из другого.
В зависимости от состава низкомолекулярных веществ, входящих в состав молекулы полимера, выделяют несколько основных классов полимеров:
Особенности строения полимеров
Разобраться в строении биополимеров помогает молекула белков. Благодаря своему внушительному размеру, ее стали называть макромолекулой. Аминокислотный состав белковых молекул обеспечивает разнообразие: в них входит до 20 аминокислот. Аминокислоты внутри белков включают аминогруппы, отвечающие за основные свойства (NH2). У карбоксильной группы отмечаются кислотные свойства (COOH). В составе аминокислот есть радикал.
В составе аминокислот первые две части идентичные. Нужную степень уникальности им придает радикал.
При взаимодействии аминокислот одна с другой образуется пептидная связь. Она возникает, когда аминогруппы и карбоксильная группа сближаются. В процессе происходит выделение воды. Формирование пептидной связи происходит между С и N.
Подводя итоги и принимая во внимание особенности строения молекулы белка как биополимера, можно утверждать, что:
Что не является биологическим полимером
Задания части А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. Низшим уровнем организации живого является:
А2. Среди пеерчисленных веществ не является биологическим полимером:
А3. Неорганическими веществами клетки являются:
2) нуклеиновые кислоты и вода
4) вода и минеральная вода
А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам, основа ее генетического аппарата:
4) нуклеиновые кислоты
А5. Из перечисленных углеводом моносахаридом является:
А6. Молекулы липидов состоят из:
3) воды и минеральных веществ
4) глицерина и высших жирных кислот
А7. По сравнению с окислением 1 г углеродов при оксилении жиров такой же массы образуется энергии:
2) больше в два раза
3) больше в четыре раза
4) одинаковое количество
4) нуклеиновые кислоты
А9. Все многообразие белков образуется за счет различного сочетания в их молекулах:
А10. Нивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина:
А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:
4) высшие жирные кислоты
А12. В состав ДНК входит сахар:
А13. Укажите пару комплементарный нуклеотидов в молекуле ДНК:
А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарую цепь:
А15. В состав АТФ входиьт:
1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты
2) рибоза, аденин, один остаток фосфорной кислоты
3) рибоза, дезоксирибоза, три остатка фосфорной кислоты
4) дезоксирибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты
А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как:
1) является структурной основой нуклеотидов
2) содержит микроэнергический связи
3) обычно является конечным продуктом обмена веществ
4) ее можно быстро получить из среды, окружающей организм
А17. К водорастворимым относится витамин:
А18. По химическому составу большинство ферментов являются:
4) нуклеиновыми кислотами
4) одноклеточные растения
А20. Вирусы состоят из:
1) целлюлозной оболочки, цитоплазмы, ядра
2) белковой оболочки и цитоплазмы
3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
4) нескольктх микроскопических клеток
Задания части В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Молекула ДНК отличается от иРНК тем, что:
2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек
3) состоит из одной полинуклеотидной цепочки
4) обладает способностью самоудваивания
5) не обладает способностью самоудваивания
6) служит матрицей для сборки полипептидной цепи
В2. Для углеводов характерны следующие функции:
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке и/или в организме
1) ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами
2) входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул
3) являются основным компонентом клеточной стенки растений
4) аккумулирует энергию в клетке
5) заключает в себе всю информацию об организме
а б в г д 5 1 4 2 3
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий
В4. Установите последовательность образования структуры молекулы белка гемоглобина
а) скручивание молекул белка в спираль
б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование пептидной цепи
ПОЛИМЕРЫ БИОЛОГИЧЕСКИЕ
П. б. являются высокомолекулярными соединениями (мол. масса а. е. м)., к ним приложимы все закономерности, установленные для др. природных и синтетич. полимеров. Однако особенности хим. строения приводят к появлению у П. б. уникальной пространств, структуры, необычных физ., хим. и биол. свойств. По строению осн. цепи белки и НК однородны, подобно г о-мополимерам, у к-рых все мономерные звенья цепи идентичны. Но в последовательности боковых групп у П. б. закодирована генетич. информация организма, поэтому П. б. следует отнести к гетеропо-лимерам с заданной нерегулярной последователь-ностью мономерных звеньев. В структуре и свойствах П. б. отражены эти особенности их хим. строения. Пространств. строение П. б. с определ. структурой всей макромолекулы наз. конформацией; от конформации зависит взаимодействие П. б. с др. молекулами. Наиб. важные биол. ф-ции П. б. также определяются его конформацией и способностью изменять её при разл. взаимодействиях. В большинстве случаев взаимодействия П. б. являются специфически-м и, т. е. зависят от последовательности мономерных звеньев и локальной структуры (см. также Биофизика).
Рис. 1. Вращение пептидных групп.
b- изгибы, обеспечивающие поворот цепи примерно на 180 при образовании водородной связи. Возможны и др. типы спиралей. Все названные вторичные структуры характерны для глобулярных белков. Фибриллярный белок, из к-рого строятся длинные ориентиров. волокна, образует спирали иного вида. Вторичную (и третичную) структуру белка исследуют с помощью рентгеновского структурного анализа, позволяющего определить положение всех атомов в молекуле. Трудности здесь связаны с тем, что не каждый белок можно получить в виде кристаллов необходимого размера. Обычно структура белка в растворе мало отличается от структуры в кристалле, это связано с тем, что кристаллы белка содержат много воды. Однако в целом вопрос о соответствии структуры белка в растворе и в кристалле остаётся открытым. Содержаниеa- и b-структур сильно различается для разл. белков.
Исключение составляют мембранные белки, контактирующие с неполярной жирной внутр. частью липидной мембраны. На поверхности белка в этом случае находятся гидрофобные аминокислотные остатки.
Четвертичная структура. В тех случаях, когда глобулярный белок состоит из неск. субъединиц, не связанных между собой хим. связями, говорят о его четвертичной структуре. Связь субъединиц между собой осуществляется гл. обр. за счёт гидрофобных взаимодействий; при этом на контактирующих частях поверхности субъединиц расположены в осн. гидрофобные аминокислотные остатки. Иногда во взаимодействие между субъединицами глобулярных белков дают заметный вклад водородные связи. Др. тип четвертичных структур представляют белки, образующие нити цитоскелета. Цитоскелет заполняет пространство между ядром и внутр. поверхностью клеточной мембраны и выполняет ряд важных ф-ций, определяя форму клетки, её перемещение как целого, размещение и транспорт внутр. компонентов. Известны три типа таких нитей: микрофиламенты, микротрубочки и промежуточные филаменты. Подробно изучены первые два типа. Микрофиламенты собираются из молекул глобулярного белка актина, соединяясь в длинные цепи, образующие двойные спирали. Микротрубочки также собираются из глобулярных молекул белка тубулина и являются важным компонентом ми-тотич. аппарата (аппарата деления) клетки, образующим т. н. митотич. веретно и определяющим распределение генетич. материала между дочерними клетками.
Особый тип структур представляют фибриллярные белки актин и миозин, образующие упорядоченные структуры (саркомеры). Их скольжение друг относительно друга составляет основу механизма мышечного сокращения. В сложные пространств. структуры собираются белки оболочек вирусов, бактериофагов и таких структур, как рибосомы, нуклеосомы и др.
Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК) и рибонуклеиновые кислоты (РНК) являются полинуклеотидами, т. е. П.
Тестовая работа по биологии 9класс
Тест по теме «Молекулярный уровень»
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
в) дезоксирибонуклеиновая кислота;
2. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.
3. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции, а сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют реакции, не изменяясь;
г) замедляют реакции, изменяясь.
4. Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания;
б) дезоксирибоза и рибоза;
в) азотистые основания и фосфатные группы;
5. Вторичная структура белка поддерживается:
а) пептидными связями;
б) водородными связями;
в) дисульфидными связями;
г) связями между радикалами кислот;
г) всеми перечисленными видами связи.
6. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза;
б) белок, гликоген, жир;
в) целлюлоза, сахароза, крахмал;
г) рибоза, белок, жир.
7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
8. К моносахаридам относятся:
б) дезоксирибоза, сахароза;
в) глюкоза, фруктоза;
г) гликоген, мальтоза.
9. Какую функцию выполняет рибосомальная РНК?
а) Формирует рибосомы;
б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) перенос аминокислоты на рибосомы;
г) все перечисленные функции.
10. Соединение двух цепей ДНК в спираль осуществляют связи:
11. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется
12. Вирусы размножаются
а) только в клетке хозяина
б) самостоятельно, вне клеток хозяина
в) оба варианта верные
Задача: фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГ-ГЦТ-АЦГ-ТТГ. Постройте на ней и-РНК.
1. Какое из веществ хорошо растворяется в воде?
2. Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.
3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК:
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;
в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин;
г) фосфорная кислота, рибоза, гуанин.
4. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) рибоза или дезоксирибоза;
в) дезоксирибоза и фосфатные группы;
5. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:
в) водородной связи;
г) связи между радикалами кислот.
6. Какую функцию выполняет транспортная РНК?
а) Перенос аминокислоты на рибосомы;
б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) формирует рибосомы;
г) все перечисленные функции.
7. Ферменты – это биокатализаторы, состоящие:
8. К полисахаридам относятся:
б) гликоген, глюкоза;
в) целлюлоза, крахмал;
г) крахмал, сахароза.
9. Углерод как элемент входит в состав:
а) белков и углеводов;
б) углеводов и липидов;
в) углеводов и нуклеиновых кислот;
г) всех органических соединений клетки.
10. Клетка содержит ДНК:
а) в ядре и митохондриях:
б) ядре, цитоплазме и различных органоидах;
в) ядре, митохондриях и цитоплазме;
г) ядре, митохондриях и хлоропластах.
а) неклеточная форма жизни
б) древнейшие эукариоты
в) примитивные бактерии
12. Вирусы состоят из
а) белков и нуклеиновой кислоты
б) целлюлозы и белков
г) ядра и цитоплазмы
Задача: фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГАУ-ГАГ-УАЦ-УУЦ-ААА. Определите антикодоны т-РНК. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК.
Вариант I: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – б, 8 – в, 9 – а, 10 – б, 11-г, 12-а.
Решение: по правилу комплементарности определяем фрагмент и-РНК и разбиваем его на триплеты: УУЦ-ЦГА-УГЦ-ААЦ.
Вариант II: 1 – в, 2 – г, 3 – в, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – а, 8 – в, 9 – г, 10 – г, 11-а, 12-в.
Решение: разбиваем и-РНК на триплеты ГАУ-ГАГ-УАЦ-УУЦ-ААА. В данном фрагменте содержится 5 триплетов, поэтому в синтезе будет участвовать 5 т-РНК. Их антикодоны определяем по правилу комплементарности: ЦУА-ЦУЦ-АУГ-ААГ-УУУ. Также по правилу комплементарности определяем фрагмент ДНК (по и-РНК. ): ЦТАЦТЦАТГААГТТТ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-727285
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.