Что не включает в себя техническое обслуживание грузовой подвесной канатной дороги
Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 3 декабря 2020 г. N 487
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОВЫХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ»
В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 декабря 2020 г. N 487
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОВЫХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ»
а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;
б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;
в) проведении экспертизы промышленной безопасности.
3. Настоящие ФНП обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в отношении ГПКД виды деятельности в области промышленной безопасности, указанные в пункте 1 настоящих ФНП, а также их работниками.
4. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).
II. Соблюдение требований проектной (конструкторской)
6. Здания, сооружения и технические устройства (технологическое оборудование) ГПКД должны соответствовать проектной (конструкторской) документации в части требований, установленных нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
7. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.
8. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.
III. Общие требования к безопасности технологических
10. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:
11. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:
допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).
соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 12, 13 ФНП;
обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.
16. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.
17. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
18. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.
19. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице N 1.
Коэффициент динамичности для элементов конструкций
Что не включает в себя техническое обслуживание грузовой подвесной канатной дороги
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 13 ноября 2020 года N 441
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
в Министерстве юстиции
24 декабря 2020 года,
регистрационный N 61764
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 ноября 2020 года N 441
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров»
I. Общие положения
3. Настоящие ФНП устанавливают требования промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла КД.
5. Действие ФНП распространяется на следующие КД:
6. Действие ФНП не распространяется на:
грузовые канатные дороги;
стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
паромы, приводимые в движение канатами.
7. Перевозку и хранение оборудования КД, узлов и деталей необходимо осуществлять с учетом требований по безопасности, предусмотренных технической документацией.
8. Техническая и эксплуатационная документация на КД должна быть выполнена на русском языке и соответствовать требованиям ФНП.
9. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).
Эксплуатация КД при отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности запрещена.
КД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу ФНП и не модернизированные в соответствии с требованиями ФНП, должны проверяться на соответствие паспортным данным и разрешительной документации, выданной на них до вступления в силу ФНП.
12. На КД и ее элементах наносятся четкие и нестираемые надписи о видах опасности. Информационные знаки устанавливаются в местах КД, где существует угроза опасности (причинения вреда жизни и здоровью граждан). Опоры КД нумеруются по порядку, начиная с нижней опоры.
13. Устройства аварийной остановки должны быть расположены в местах, доступных для обслуживающего персонала.
14. Информирование пассажиров должно осуществляться и при отключенном питании КД. Установка системы информирования пассажиров на БКД и ББКД не требуется.
II. Общие требования, предъявляемые к КД
Техническая документация КД
15. Техническая документация КД (кроме ББКД) должна содержать: основные технические данные о КД, параметры отдельных элементов КД (канаты, зажимы, натяжные устройства, приводы, подвижной состав, тормоза, трасса, нагрузки);
план и профиль КД с данными о всех пересечениях с другими КД, трассами и прочими транспортными и водными путями, линиями электропередачи и связи, нефте-, газо-, водопроводами;
поперечные сечения (в масштабе 1:50 или 1:100) на станциях, трассе с указанием габаритов приближения при прохождении мимо построек и препятствий искусственного и естественного характера, находящихся в зонах безопасности;
комплект чертежей узлов, оборудования, гидравлическую, пневматическую, электрическую схемы, включая системы энергоснабжения, управления, связи и сигнализации;
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
паспорт (рекомендуемый образец паспорта ППКД и БКД приведен в приложении N 1 к ФНП, рекомендуемый образец паспорта НКД приведен в приложении N 2 к ФНП);
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции;
руководство по использованию эвакуационного оборудования.
Техническая документация ББКД должна содержать:
паспорт КД (с указанием предельных параметров длины, перепада высот и производительности);
техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
руководство по эксплуатации;
руководство по монтажу и демонтажу;
паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции.
В случае ведения технической и эксплуатационной (журналов, протоколов проверок, контрольных листов) документации КД в электронном виде должны соблюдаться условия, установленные настоящими ФНП требования к ее содержанию и заполнению.
16. Техническая документация КД дополнительно должна содержать для:
идентификационные данные рабочей документации КД;
наименование, тип КД;
наименование организации-изготовителя КД;
назначение и технические характеристики;
указания по наладке, регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
порядок проведения испытаний, проверок и их периодичности;
правила эксплуатации КД;
меры по обеспечению безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании, всех видах ремонта, ревизии, диагностировании, испытаниях;
перечень возможных неисправностей, отказов и способы их устранения;
сведения о быстроизнашиваемых деталях и критериях их замены;
требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию и/или техническое обслуживание КД;
указания по использованию и меры по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров;
сведения об эвакуационном оборудовании, которое должно входить в комплект КД и способах его применения (кроме БКД и ББКД).
Трасса, зоны безопасности КД
18. Расположение трассы КД должно обеспечивать безопасность пассажиров, персонала и третьих лиц во время эксплуатации КД и при ее остановке.
19. Расположение трассы КД должно учитывать:
опасности природного характера.
Специальные требования к трассе НКД
20. Прокладку трассы НКД следует выбирать с учетом: бокового ускорения подвижного состава; надежности прохождения каната по роликам; равномерного распределения нагрузки на колеса; характеристик подвижного состава;
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
* Согласно подпункту 1 пункта 6 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ подвесные канатные дороги сами являются опасными производственными объектами. (Примеч. изд.)
а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;
б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;
* Требования к работникам в ФНП отсутствуют. (Примеч. изд.)
2. В настоящих ФНП используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе № 116-ФЗ, а также в приложении № 1 к настоящим ФНП.
а) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с неотцепляемым на станциях подвижным составом;
б) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
в) двухканатные кольцевые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
г) одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава;
д) двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава.
4. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 настоящих ФНП на территории Российской Федерации.
* Экспертиза промышленной безопасности опасного производственного объекта, каковым является ГПКД, законодательством не предусмотрена. Такой экспертизе подлежат здания, сооружения на ГПКД, технические устройства, применяемые на ГПКД. (Примеч. изд.)
II. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
7. Производитель технического устройства (технологического оборудования ГПКД) должен обеспечивать соответствие его изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящих ФНП.
8. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.
9. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель должен выполнять комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом должна обеспечиваться возможность контроля выполнения технологических операций, от которых зависит дальнейшая безопасная эксплуатация технического устройства (технологического оборудования ГПКД).
10. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель проводит контрольные проверки, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.
11. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.
III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
12. Длина натяжного участка несущих канатов должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышает 30 процентов от расчетного.
13. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:
14. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:
15. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:
допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).
18. Расстановка линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций должна быть выполнена с учетом:
соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 настоящих ФНП;
обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.
19. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.
20. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
21. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.
22. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице 1.
Коэффициент динамичности для элементов конструкций
Натяжение тягового каната
Вес движущейся вагонетки
Коэффициенты динамичности, указанные в таблице в скобках, принимаются в случае, когда нагрузка от тягового каната является основной.
23. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должны соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:
24. Полы на станциях в местах прохода людей, имеющие уклон свыше 10 процентов, должны быть ребристыми или ступенчатыми.
25. Приводы ГПКД должны располагаться в помещениях. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления монтажных и ремонтных работ. Температура в помещениях, где установлены шкафы управления, должна соответствовать параметрам, указанным в документации завода-изготовителя.
26. На станциях должна быть предусмотрена механизация загрузки и разгрузки вагонеток, передвижения вагонеток по станционным путям, возвращения кузова в первоначальное положение после разгрузки, а также устройства для автоматического выпуска вагонеток на линию.
27. На станция в местах, где вагонетки отцепляются от тягового каната, должны быть тупиковые рельсовые пути для отвода неисправных вагонеток. Кроме того, на станциях ГПКД должны быть размещены запасные пути, суммарная длина которых позволяет разместить вагонетки всего приводного участка.
28. Конструкции станций и опор должны иметь приспособления (монтажные стрелы, скобы) для использования их при подъеме канатов и оборудования во время монтажных и ремонтных работ.
Станции, на которых установлены противовесы, должны быть оборудованы приспособлениями для подъема этих противовесов.
29. Все станции, за исключением линейных, должны быть оборудованы электрическими лебедками для периодической замены канатов и ввода на станцию вагонеток, не включившихся в тяговый канат или застрявших в выключателе.
Рельсовые пути галерей и станций, имеющие наклон к горизонту свыше 10 процентов, должны быть оборудованы ловителями, препятствующими обратному ходу вагонеток при движении их на подъем.
30. Для обслуживания станций и линейных сооружений ГПКД должна быть обеспечена возможность подъезда транспорта.
31. Опоры должны быть оборудованы дугами, обеспечивающими попадание тягового каната на поддерживающие ролики. Продольный уклон несущих канатов в прилегающем к станции пролете должен исключать возможность задевания тяговым канатом отклоняющих башмаков, установленных на входных фермах станции, при любом положении вагонеток в пролете.
32. Опоры и станции ГПКД для подъема на них должны быть оборудованы лестницами.
34. Иные решения для доступа персонала на опоры должны быть разработаны с условием обеспечения безопасности при подъеме персонала эксплуатирующей организацией и утверждены ее распорядительным актом.
35. Для доступа к механизмам ГПКД при их обслуживании должны быть обеспечены безопасные подходы.
36. Ширина проходов для людей, обслуживающих оборудование, должна быть не менее 0,8 метра.
37. Открытые станции должны быть ограждены по периметру, а в местах входа и выхода вагонеток при превышении уровня пола станции над уровнем земли более чем 0,5 м установлены сетки шириной не менее 1 м.
38. Движущиеся части оборудования (за исключением вагонеток), а также канаты на станциях и в машинном отделении, находящиеся на высоте менее 2,5 м от пола, должны быть ограждены.
Площадки (стационарные или передвижные) для обслуживания оборудования, расположенного на высоте более 2 м, должны иметь ограждение высотой не менее 1 м и сплошную зашивку понизу на высоте не менее 0,1 м.
Поверхность площадок, мостиков, а также ступеней лестниц должна исключать скольжение по ним.
39. Скапливание воды в элементах опор не допускается.
40. Все опоры должны быть пронумерованы.
41. ГПКД должна иметь предупреждающие надписи и знаки о видах опасности.
42. Электроснабжение ГПКД должно относиться к той же категории надежности, что и производство, обслуживаемое ГПКД.
43. Станции и опоры ГПКД должны быть оборудованы молниезащитой.
44. Все канаты и металлоконструкции ГПКД должны быть заземлены.
45. При работе ГПКД в темное время суток станции и участки входа и выхода вагонеток должны иметь освещение.
46. В машинном отделении должно быть устроено аварийное освещение.
47. ГПКД должна быть оборудована предупредительной и аварийной сигнализацией. Предупредительная сигнализация предназначена для оповещения персонала о предстоящем включении дороги в работу. Аварийная сигнализация должна срабатывать при возникновении аварии.
48. Кнопки «Аварийный стоп» должны быть установлены на всех станциях, в помещениях приводов, вблизи включателей и выключателей вагонеток, а также у мест их загрузки и разгрузки.
Аварийная сигнализация должна быть выведена на пульт управления дороги от всех кнопок «Аварийный стоп», концевых выключателей и указателя скорости ветра.
49. Между станциями, а также между пультом управления и станциями должна быть предусмотрена телефонная связь, подключенная к телефонной сети эксплуатирующей организации.
50. Каждый применяемый на ГПКД стальной канат должен иметь сертификат либо протокол об испытании его в испытательной лаборатории (испытательном центре).
51. Несущие канаты должны быть спиральными закрытой конструкции.
52. Тяговые и несуще-тяговые канаты должны быть прядевыми двойной свивки с органическим сердечником.
53. Натяжные канаты для несущих канатов должны быть прядевыми тройной свивки с органическим сердечником.
54. Натяжные канаты для тяговых канатов должны быть двойной или тройной свивки с органическим сердечником.
55. Сетевые и расчалочные канаты должны быть спиральными, спиральными закрытыми или двойной свивки с металлическим сердечником.
56. Запасы прочности канатов (отношение разрывного усилия каната в целом к наибольшему натяжению) должны иметь не менее:
57. Число соединений новых канатов должно быть минимальным и обуславливаться предельной длиной канатов, поставляемых заводами-изготовителями.
Концы несущего каната должны закрепляться муфтами, якорными барабанами и зажимами, установкой многоболтовых зажимов.
Концы тягового (несуще-тягового) каната должны счаливаться. Концы натяжных, сетевых и расчалочных канатов должны закрепляться муфтами, или многоболтовыми зажимами, или коушами с зажимами.
58. При частичной замене несущего или тягового каната во время эксплуатации число соединений должно быть не более 5 на 1 километр длины каната.
59. Натяжной канат с несущим канатом должен соединяться переходной муфтой, а к противовесу закрепляться концевой муфтой или многоболтовыми зажимами.
60. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом или заякориванием обоих концов каната. При заякоривании обоих концов каната необходимо не менее одного раза в шесть месяцев контролировать и корректировать величину его натяжения. Соотношение между минимальным натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки должно быть не менее 8.
63. Закрепление в муфтах несущих канатов должно осуществляться согласно рекомендациям заводов-изготовителей канатов.
64. Число колес тележек вагонеток должно удовлетворять условию, чтобы отношение минимального натяжения несущего каната к составляющей давления, перпендикулярной этому канату, вызываемого каждым колесом (при условии допущений для составляющей сил, действующих со стороны тягового каната на тележку вагонетки), составляло не менее 50.
65. Нормы браковки канатов приведены в приложении № 2 к настоящим ФНП.
66. Диаметр шкива, ролика или барабана, огибаемых стальным канатом, должен соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
Назначение барабана или шкива
Значение коэффициента е
Барабан для заякоривания
Натяжной к тяговому канату
Шкив для отклонения
Натяжной к несущему канату
Шкив для отклонения
Приводные и отклоняющие шкивы при угле обхвата:
Барабаны тяговых лебедок
67. Башмаки несущего каната закрепляются на опоре с помощью системы, которая позволяет производить регулировку их положения относительно оси канатной дороги.
Радиус желобка в башмаке несущего каната должен быть на 10 процентов больше радиуса каната.
68. Роликовые балансиры на опорах одноканатных ГПКД должны состоять не менее чем из двух роликов. Одинарные ролики должны использоваться только для направления канатов, входящих на приводной или обратный шкив.
69. Минимальное усилие со стороны каната на каждый поддерживающий ролик одноканатных ГПКД должно быть не менее 500 Н. Увеличение натяжения каната на 40 процентов не должно приводить к отрыву каната и потере его контакта с роликом на опоре, наивысшая точка которой находится ниже хорды, соединяющей две соседние с ней опоры.
70. Поддерживающие ролики не должны вызывать отклонение несуще-тяговых и тяговых канатов более чем на 10 процентов.
71. Диаметр линейных роликов должен удовлетворять условиям, которые проверяются по следующей формуле, связывающей его с углом отклонения, диаметром каната и натяжением каната:
Диаметр D должен быть не менее 10×d.
72. Привод должен обеспечивать скорость тягового (несуще-тягового) каната как номинальную, так и пониженную (ревизионную).
73. Пуск привода ГПКД должен осуществляться с пульта управления.
74. Возможность останова привода ГПКД должна осуществляться как с пульта управления, так и от кнопок «СТОП», установленных на каждой станции, и от аварийных выключателей «Аварийный стоп». Если для дороги предусмотрено несколько приводных участков, их приводы в режиме дистанционного управления должны быть синхронизированы.
75. Коэффициент запаса сцепления тягового каната с приводным шкивом должен быть не менее 1,1.
76. Приводы должны обеспечивать возможность работы канатной дороги с ревизионной скоростью не более 1 м/с.
77. Приводы должны иметь рабочие тормоза.
78. Приводы с канатоведущим шкивом, канатных ГПКД, на которых возможно самопроизвольное движение тягового или тягонесущего каната, должны иметь дополнительные предохранительные тормоза на валу или на ободе шкива.
79. Тормозной момент каждого тормоза должен быть не менее 1,25 величины статического момента при наиболее тяжелых условиях загрузки дороги.
80. При отключении электроэнергии на ГПКД должны автоматически срабатывать рабочий и предохранительный тормоза.
81. Приводы, предназначенные для работы в тормозном режиме, должны иметь устройства для контроля скорости и обеспечивать автоматическую остановку ГПКД при превышении расчетной скорости на 20 процентов.
82. На ГПКД с маятниковым движением подвижного состава конечные положения вагонетки должны контролироваться автоматически.
83. Привод ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должен быть оснащен системой регулирования и контроля скорости с учетом ее снижения при подходе к станции или, когда это необходимо, при переходе через линейные опоры.
84. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должна автоматически останавливаться при возникновении неисправности в системе контроля скорости.
85. Зажимы должны иметь запас надежности не менее 1,5 с учетом возможного уменьшения диаметра каната.
86. Для ГПКД с отцепляющимся подвижным составом должны быть предусмотрены меры по предупреждению покидания станции и выхода на линию вагонеток, закрепленных на канате с отступлением от проектных характеристик.
87. Зоны прохождения ГПКД над железными и автомобильными дорогами, зданиями и сооружениями, пешеходными зонами должны быть оборудованы предохранительными устройствами в виде сетей или мостов, а также щитами с предупреждающими надписями.
Предохранительные устройства должны обеспечивать удержание падающей груженой вагонетки и исключать просыпание транспортируемого груза размером более 20 миллиметров.
Длина предохранительных сетей должна приниматься исходя из необходимости перекрытия всего предохраняемого пространства с учетом траектории падения вагонетки или груза.
Ширина предохранительных мостов должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,25 м в каждую сторону от оси несущего каната. Высота бортов мостов должна быть не менее 1,8 метра.
89. Провесы канатов предохранительных сетей с учетом статической нагрузки и нагрузки от упавшей вагонетки должны быть в пределах, допускаемых габаритами приближения строений для перекрываемых сетями сооружений.
90. Электрическое оборудование ГПКД должно иметь главный выключатель и дифференциальный автоматический выключатель цепи, способный полностью отключить электропитание.
91. Канатная система должна иметь встроенную цепь аварийного отключения. Кнопки управления цепью аварийного отключения должны быть легко идентифицируемыми. Цепь аварийного отключения должна обеспечивать экстренную остановку ГПКД и предотвращать повторный запуск ГПКД без участия оператора. Повторный запуск ГПКД после устранения причин аварийного отключения должен быть произведен оператором ГПКД вручную. Данная цепь аварийного отключения также должна автоматически активироваться при перебое в электропитании.
92. Сигнал о причине остановки ГПКД должен отображаться на пульте оператора. Сигнал не должен выключаться до тех пор, пока не будет восстановлена полная работоспособность ГПКД.
93. ГПКД должна быть оснащена защитой всех электрических линий, выходящих со станции от превышения проектных параметров.
94. ГПКД должна оснащаться отказоустойчивым программируемым управлением, имеющим функцию показа, хранения записей и документирования всех произошедших происшествий и неисправностей.
95. ГПКД, на которой возможно самопроизвольное движение тягового (несуще-тягового) каната, должна иметь встроенную систему слежения за превышением скорости, которая активирует срабатывание предохранительного тормоза привода и размыкает цепь аварийного отключения, как только скорость ГПКД превысит максимально допустимое значение.
96. Включение дифференциальных тормозных систем, а также тормозных систем, активируемых при сбое питания и при аварийной остановке, не должно вызывать избыточное отрицательное ускорение ГПКД.
97. Скорость подвижного состава на входе станции реверсивных канатных дорог должна отслеживаться с помощью устройства, которое активирует цикл отключения питания, если скорость на входе превышает максимально допустимую. Также разрешается использование буферной системы останова подвижного состава.
98. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должны иметь встроенную систему аварийной остановки, которая активируется в случае неисправности рабочего тормоза и должна вызывать срабатывание предохранительного тормоза.
IV. ПРИЕМКА И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
99. До ввода в эксплуатацию ГПКД эксплуатирующая организация:
а) обеспечивает проведение экспертизы промышленной безопасности ГПКД;
б) обеспечивает выполнение требований, установленных пунктом 106 настоящих ФНП;
в) проверяет наличие и комплектность:
паспорта ГПКД (образец формы паспорта ГПКД приведен в приложении № 2 к настоящим ФНП);
актов заделки канатов в муфты;
актов на счалку каната;
актов замера провеса несущего каната;
актов на взвешивание противовеса;
актов испытаний подвижного состава;
актов о закреплении металлоконструкций станций и опор на фундаментах;
актов приемки фундаментов и опорных конструкций;
актов на скрытые работы;
актов испытаний гидравлических систем;
актов испытания станционного оборудования;
руководства по эксплуатации ГПКД;
г) обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4194; 2011, № 43, ст. 5971; 2013, № 9, ст. 874; № 30, ст. 4084);
д) организует работу комиссии по вводу ГПКД в эксплуатацию в следующем составе:
уполномоченный представитель генеральной проектной организации;
уполномоченный представитель генерального подрядчика;
уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.
100. По результатам работы комиссии составляется акт о возможности ввода в эксплуатацию ГПКД.
V. РЕГИСТРАЦИЯ
102. После ввода ГПКД в эксплуатацию эксплуатирующая организация осуществляет регистрацию ОПО, на котором используется ГПКД, в государственном реестре ОПО в соответствии с требованиями Федерального закона № 116-ФЗ.
103. О регистрации ГПКД в ее паспорте делается соответствующая запись.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
105. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ГПКД в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305; 2005, № 7, ст. 560; 2013, № 31, ст. 4214).
106. Организация, эксплуатирующая ГПКД, обязана обеспечить содержание ее в работоспособном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
В этих целях должен быть назначен технический руководитель (начальник ГПКД), на которого возлагаются обязанность и ответственность за безопасную эксплуатацию канатной дороги.
Эксплуатирующая организация должна:
а) укомплектовать канатную дорогу специалистами и персоналом соответствующей квалификации в количестве, необходимом для управления ГПКД и для ее обслуживания, в соответствии с проектной документацией;
б) установить порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, технических освидетельствований ГПКД в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД и обеспечить их выполнение;
в) обеспечить установленный порядок аттестации специалистов и допуска к самостоятельной работе персонала;
г) разработать должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала;
д) разработать журналы работы ГПКД и передачи смен, журнал регистрации результатов планового осмотра оборудования, журнал регистрации результатов планового технического обслуживания, график планового осмотра оборудования, график планового технического обслуживания;
107. Эксплуатирующая организация должна создать условия для выполнения техническим руководителем возложенных на него обязанностей.
108. Эксплуатация ГПКД не допускается при:
истекшем сроке технического освидетельствования;
невыполнении регламентных работ;
неисправности приборов и устройств безопасности, сигнализации и телефонной связи, а также защитных сооружений;
наличии трещин в расчетных элементах металлоконструкций и узлах;
износе канатов в соответствии с нормами браковки канатов ГПКД, приведенными в приложении № 2 к настоящим ФНП;
отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, для ее обслуживания;
неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в паспорте и руководстве по эксплуатации ГПКД.
109. Транспортировка людей в вагонетках не допускается, за исключением транспортировки:
персонала, выполняющего проверку состояния канатов или регламентные работы;
персонала, вынужденного использовать ГПКД для проезда к своему месту работы.
При этом проезд должен осуществляться в специальном подвижном составе с принятием мер предосторожности. Порядок перемещения персонала в подвижном составе и требования к подвижному составу для перемещения персонала разрабатываются эксплуатирующей организацией и утверждаются ее распорядительным актом.
110. Ежедневный контроль состояния канатной дороги перед началом работы должен производиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД.
111. При остановке ГПКД из-за возникновения чрезвычайных обстоятельств (буря, гроза, образование наледи, сход лавины, разряд молнии) перед возобновлением работы необходимо произвести контроль готовности ГПКД к работе и контрольный пуск согласно руководству по эксплуатации ГПКД.
VII. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ
112. Регламентные работы при эксплуатации канатной дороги и ее элементов должны проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД при соблюдении требований настоящих ФНП.
113. Ремонтная служба (подразделение) эксплуатирующей организации должна отвечать требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, при выполнении работ по монтажу, демонтажу и наладке оборудования ГПКД.
114. Перечень работ, выполняемых только специализированными организациями или ремонтными службами (подразделениями) эксплуатирующей организации, отвечающими требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, приведен в приложении № 4 к настоящим ФНП.
115. Плановый осмотр оборудования, металлоконструкций, сооружений ГПКД должен производиться силами персонала, обслуживающего канатную дорогу, в сроки, не превышающие:
116. Плановое техническое обслуживание осуществляется силами обслуживающего персонала либо ремонтных подразделений (специализированных организаций).
Техническое обслуживание должно включать в себя осмотр, смазку, замер износа, очистку, регулировку узлов и деталей.
Техническое обслуживание проводится в сроки, устанавливаемые в руководстве по эксплуатации ГПКД.
117. Сроки и объем текущего, среднего и капитального ремонта оборудования, металлоконструкций, сооружений устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого в ходе:
а) планового технического осмотра;
б) технического освидетельствования;
в) экспертизы промышленной безопасности.
VIII. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
118. Техническое освидетельствование проводится с целью установления следующего:
а) ГПКД и ее устройство соответствует настоящим ФНП и паспортным данным;
б) ГПКД находится в технически исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;
в) эксплуатация, содержание и обслуживание ГПКД соответствуют требованиям настоящих ФНП.
119. Техническое освидетельствование проводится эксплуатирующей организацией при наличии квалифицированного персонала или специализированной организацией в присутствии специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ГПКД. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством по эксплуатации ГПКД.
120. При техническом освидетельствовании проводятся:
а) проверка эксплуатационной документации;
б) проверка технического состояния оборудования путем осмотра и измерений;
в) статические и динамические испытания;
г) учебная операция по отработке действий персонала ГПКД в случае возникновения возможной чрезвычайной ситуации.
121. Методы контроля и диагностики, применяемые в процессе эксплуатации канатной дороги, или ее технического освидетельствования указываются в руководстве по эксплуатации ГПКД.
122. На основании результатов технического освидетельствования эксплуатирующая организация принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации ГПКД или о проведении ремонтных или восстановительных работ и утверждает его своим распорядительным актом.
123. Запись о результатах технического освидетельствования производится в паспорте ГПКД лицом, ответственным за производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.
124. ГПКД подлежит экспертизе промышленной безопасности:
а) до начала применения ГПКД на опасном производственном объекте;
б) по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки ГПКД, установленных изготовителем;
в) при отсутствии в паспорте ГПКД данных о сроке службы, если фактический срок ее службы превышает 20 лет;
* Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ в перечисленных случаях экспертизе промышленной безопасности подлежит только техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия). Для зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для перемещения грузов, такие случаи не предусмотрены. (Примеч. изд.)
IX. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДСТВУ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
126. В комплект руководства по эксплуатации должны входить инструкции по эксплуатации отдельных комплектующих изделий, механизмов и узлов.
127. В руководстве по эксплуатации должны быть ссылки на соответствующие разделы, пункты законодательных, нормативных и иных обязательных к исполнению норм и правил, которые касаются конкретной ГПКД.
128. Руководство по эксплуатации ГПКД должно содержать:
а) наименование изготовителя оборудования и (или) его товарный знак;
б) наименование и тип ГПКД;
в) назначение и технические характеристики;
г) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
д) указания по использованию, меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды регламентных работ и периодичность их проведения, периодическое диагностирование, испытания;
е) назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей: срок службы, ресурс;
ж) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия (бездействие) персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
з) анализ рисков и возможных чрезвычайных ситуаций, а также методы их минимизации и локализации последствий;
и) действия персонала в случае инцидента или аварии;
к) критерии предельных состояний;
л) методы контроля и диагностики состояния элементов и узлов ГПКД;
м) указания по выводу из эксплуатации и утилизации;
н) формы графиков, журналов и иных учетных документов, связанных с управлением, обслуживанием и ремонтом канатной дороги;
о) программы и методики испытаний.
X. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГПКД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, должны быть приведены в соответствие с требованиями главы III «Общие требования к безопасности технологических процессов» настоящих ФНП в срок, не превышающий 5 лет с даты вступления в силу настоящих ФНП.
Приложение № 1
к Федеральным нормам и правилам
а) инженерные изыскания по трассе ГПКД;
б) разработка проектной документации согласно закону о градостроительной деятельности;
в) разработка конструкторской документации на оборудование и металлоконструкции ГПКД;
г) изготовление оборудования и металлоконструкций ГПКД;
д) выполнение строительных работ;
е) выполнение монтажных работ;
ж) выполнение экспертных работ;
з) выполнение ремонтных (регламентных) работ;
и) обеспечение запасными частями;
к) поставка оборудования, комплектующих изделий, материалов, необходимых для сооружения ГПКД.
* Термин не используется. (Примеч. изд.)
Приложение № 2
к Федеральным нормам и правилам
1. Браковку стальных канатов двойной свивки по числу обрывов следует производить в соответствии с таблицей № 1.