Что не входит в законотворчество

Что такое нормативный правовой акт

Что не входит в законотворчество

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий

Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».

Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».

При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Источник

Законотворчество государства

Понятие и стадии законотворчества. Юридическая техника

Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов, в первую очередь, достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.

Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.

Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов – это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.

В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства – признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни объективно обусловливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти. Широко распространенный термин «правотворчество» связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий «право» и «закон». От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.

В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодатель должен основываться на определенных общих принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и эффективность всей системы права. Основными принципами законотворческого процесса выступают следующие исходные положения.

Во-первых, это научный характер законотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Принцип научности выражается в использовании достижений науки, приемов и методов научного анализа в законотворческом процессе. Органы законодательной власти при разработке и принятии юридических норм изучают объективные потребности развития социальной жизни, обосновывают необходимость и целесообразность правового регулирования существующих общественных отношений. Только в этом случае юридические нормы будут эффективными в механизме правового регулирования. Научная обоснованность законотворческой деятельности – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Во многом это зависит от высокого профессионализма и компетентности тех, кто занят разработкой и научной экспертизой законопроектов. Научная экспертиза принимаемых законопроектов дает возможность выявить, насколько они отвечают предъявляемым требованиям.

Научная обоснованность принятия юридических норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает на передний план новые проблемы правового регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом, и пр. При разработке новых нормативно-правовых актов законодатель должен определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как они будут действовать. А для этого нужна четкая научно обоснованная политика в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчетов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Необходима научно обоснованная концепция развития законодательства во взаимосвязи с экономическими, политическими и социальными реформами. «Научное обеспечение законотворчества, – отмечает С.В. Поленина, – требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники».

Законодательная деятельность государства должна быть тесно связана с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа законодательных органов. Во-вторых, это принцип законности, который предполагает строгий учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами государственной власти. Конституция РФ закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию.

В-третьих, принцип демократизма, который проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов представительными органами государственной власти, а также в широком привлечении граждан к законотворческой деятельности. Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов. Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой. Конституция РФ предусматривает возможность принятия наиболее важных законопроектов (Конституция государства и др.) путем непосредственного всенародного голосования – референдума, что является наиболее ярким проявлением демократизма законотворчества. Законы, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу.

В-четвертых, в процессе законотворчества должен соблюдаться принцип системности, который предусматривает внутреннюю логику построения права и изложения всей системы юридических норм, в том числе отраслей и институтов права. Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, т. е. единство всей системы законодательства страны.

Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.

В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных актов, их принятия и вступления в силу. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:

Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Таким образом, мы видим, что Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона.

Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Обсуждение законопроекта – это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.

Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того как будет принят Государственной Думой в третьем чтении.

Термин «чтение» означает определенную стадию законодательной процедуры, т. е. этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений. При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта за основу. В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для принятия его в качестве федерального закона.

Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное Конституцией большинство голосов от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, т. е. пока закон не будет официально опубликован, он не может вступать в силу, а следовательно, не может и применяться.

В ходе законотворческой деятельности принимаются нормативные акты как единичного характера, так и систематизированные (кодифицированные) нормативные правовые акты. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество, с помощью которого закладываются основы законодательной системы страны (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ и др.). Путем издания единичных нормативных актов вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в действующем законодательстве.

Юридическая техника. Действенность изданного закона во многом зависит от уровня законодательной техники, от конкретности содержащихся в данном законодательном акте нормативных предписаний. Эффективность юридических норм как раз и зависит от качества принимаемых законодательных актов, что достигается с помощью соответствующих правил и приемов законодательной техники. Для того чтобы обеспечить внутреннюю гармонию и согласованность всей системы законодательной деятельности, нужен хорошо разработанный юридический механизм, регламентирующий все стадии принятия законодательных решений. Без совершенного механизма законодательной техники трудно обеспечить объективность и устойчивость существующих законов, их социальную ценность.

Совокупность правил, методов и средств, используемых при издании и систематизации нормативных правовых актов в законотворческом процессе, называется юридической техникой. Уровень юридической техники свидетельствует о юридической культуре и совершенстве нормотворческого процесса.

В современных условиях знание законодательных процедур и приемов юридической техники имеет очень большое значение в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Это во многом связано с признанием прав и свобод человека и гражданина высшей социальной ценностью, с их реализацией и обеспечением, признанием приоритета международного права над национальным законодательством, с новым подходом в правопонимании, связанным с различением «права» и «закона».

К основным приемам и средствам юридической техники можно отнести: юридические конструкции и фикции, законодательные оговорки, отсылки и примечания, правовые дефиниции и понятия.

При издании юридических норм большое значение имеют их правильная формулировка и изложение в тексте закона. Юридические понятия и термины должны быть точными и ясными, чтобы не было двусмысленности и истинный смысл не расходился с текстуальными формулировками. Юридическая терминология представляет собой словесное обозначение определенных понятий, используемых законодателем при нормотворческой деятельности.

К средствам юридической техники также относятся юридические конструкции – построение норм права по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную части. Первичным элементом структуры текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.

Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности закона: в процессе разработки первоначального варианта законопроекта, в ходе его обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его толкования и реализации.

Вся совокупность правовых норм, образующих систему права, требует единства, согласованности и логической последовательности их изложения. А это возможно только при наличии эффективно разработанного юридического механизма законотворческой техники, регламентирующей все стадии принятия нормативно-правовых актов. Поэтому представляется целесообразным принятие специального закона о нормативных правовых актах, который определил бы единый порядок и необходимое единообразие в работе органов, готовящих и утверждающих законопроекты. Такой закон обеспечил бы самые высокие требования к содержанию и обоснованности нормативно-правовых актов. Нормативное закрепление в федеральном законе важнейших аспектов нормотворческой процедуры, связанных с порядком подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов, позволит совершенствовать всю систему законодательной деятельности государства.

В юридической науке и практике, помимо понятия «юридическая техника», применяется также другое понятие – «юридическая технология». Юридическая технология понимается в двух смыслах. Во-первых, это основанный на определенных принципах, планах и прогнозах процесс подготовки, оформления и обнародования разнообразных правовых решений (актов), в ходе которого используются необходимые средства, приемы, способы и методы юридической деятельности. Во-вторых, под юридической технологией понимается наука, система знаний о средствах, способах и методах наиболее эффективной и планомерной юридической практики.

Главная задача юридической технологии как науки – выявление экономических, политических, социальных, юридических и других закономерностей с целью определения и использования наиболее качественных и эффективных юридических действий и операций, требующих минимальных средств и методов, временных, людских и иных ресурсов в целом.

Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).

Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются, во-первых, правильный выбор формы закона (кодекс и др.) и возможный круг регулируемых им отношений, во-вторых, отражение в нем конституционных идей и принципов, в-третьих, единство и согласованность всей системы законодательства.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.

Нормативные юридические акты необходимо отличать от актов применения и толкования права, так как это прежде всего, акты законотворчества, вводящие в систему права новые нормы, изменяющие действующие и отменяющие устаревшие нормы.

Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти – парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.

Во-вторых, законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

В-третьих, законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

В-четвертых, законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни. К ним относятся:

Органами, уполномоченными принимать законы, являются представительные (законодательные) органы государства (парламент). В Российской Федерации такими органами являются Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый органами представительной (законодательной) власти в особом процессуальном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. Закон не может быть отменен или изменен никаким другим органом, кроме как тем, который принял этот закон. Действие закона может быть приостановлено постановлением Конституционного Суда РФ, если этот закон противоречит Конституции РФ. А закон может отменить или изменить любой нормативно-правовой акт, включая и сам закон.

Структура закона. Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы. Во-первых, закон имеет название, указывающее на предмет правового регулирования, т. е. на круг регулируемых общественных отношений. Во-вторых, закон должен содержать наименование органа, принявшего данный нормативно-правовой акт. Юридическая сила данного закона зависит: 1) от его места в иерархической структуре системы законодательства и 2) от органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего нормативного акта. В-третьих, каждый закон имеет номер и дату его принятия, которые помогают индивидуализировать законы и определить их место в иерархии нормативных правовых актов. В-четвертых, закон имеет нормативно- правовое содержание. Закон обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут быть объединены в главы и разделы. В-пятых, закон должен быть подписан соответствующим должностным лицом (федеральный закон – Президентом Российской Федерации).

Основными видами законов в Российской Федерации являются:

Конституция – это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Он принимается референдумом или же Конституционным Собранием.

Конституционные нормы обладают верховенством по отношению к другим законодательным актам. Это означает, во-первых, что нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им. Во-вторых, что в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы. В-третьих, что Конституция является основой всей законодательной базы Российской Федерации, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов.

Правовое значение прямого действия Конституции состоит в том, что ее нормы непосредственно порождают права и обязанности субъектов правоотношений и при защите своих прав граждане могут апеллировать к нормам Конституции. Порядок организации и деятельности высших органов государственной власти также определяется на основании конституционных норм.

Конституция закрепляет: основы конституционного строя государства, правовое положение человека и гражданина, принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, принципы взаимоотношений федеральных органов и органов субъектов, входящих в состав Федерации.

Федеральные конституционные законы – это такие законы, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, которые принимаются для регулирования вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). Они занимают особое место в российском законодательстве, так как имеют высшую юридическую силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его конституционного строя. В Конституции указаны конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами. Путем издания федеральных конституционных законов определяются: порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека; осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации; порядок изменения Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации.

На сегодняшний день приняты федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г., «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г., «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г., «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г., «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г., «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.

Федеральные конституционные законы имеют прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Правовое содержание прямого действия законов заключается в том, что они применяются непосредственно всеми субъектами права без подтверждения со стороны каких-либо органов государственной власти. Верховенство означает, что все иные юридические акты, входящие в федеральную правовую систему, издаются в соответствии с федеральными конституционными законами и не должны им противоречить.

Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим юридическим актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства голосов.

Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обязательное издание некоторых федеральных законов предусмотрено в самой Конституции. Это, например, законы о гражданстве Российской Федерации, об условиях и порядке пользования землей, о сведениях, составляющих государственную тайну, об альтернативной военной службе, о государственных займах, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры Российской Федерации и т. д. Федеральные законы не могут противоречить Конституции и федеральным конституционным законам и должны строго им соответствовать.

Федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации, действуют непосредственно и подлежат применению на всей ее территории.

В годы советской власти в нашей стране существовала тенденция подмены закона подзаконными нормативными актами. В теории права была обоснована конструкция широкого понимания законодательства, согласно которой законодательство включало акты не только законодательных органов, но и органов управления (исполнительной власти), причем в него вошли как постановления Правительства, так и акты министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления. Эта конструкция нашла и практическое применение. И мы знаем, чем это закончилось. Подведомственные акты (инструкции и распоряжения) оказались сильнее закона, что привело к массовым нарушениям прав человека и гражданина, искажению сущности и назначения права.

Законы субъектов Федерации принимаются представительными (законодательными) органами субъектов Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также регламентами представительных (законодательных) органов субъектов Федерации.

Для федеративной государственности непреложным является принцип, согласно которому законодательные акты субъектов Федерации должны соответствовать общефедеральным законам. Недопустимым является тот факт, когда в федеративном государстве нормативные правовые акты составляющих его субъектов находятся в противоречии с федеральным законодательством, когда эти субъекты «вводят свои принципы построения правовой системы» вопреки действующим общефедеральным принципам.

Подзаконный нормативно-правовой акт. В научной литературе подзаконный нормативный правовой акт определяется как юридический акт компетентного органа, изданный «на основе и во исполнение закона» и ему не противоречащий. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся: нормативные постановления представительных органов (парламента); нормативные указы и распоряжения Президента; нормативные постановления и распоряжения Правительства; нормативные указы глав субъектов в составе Федерации; нормативные постановления правительств субъектов в составе Российской Федерации; нормативные приказы и инструкции министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы краевой, областной и иной местной администрации.

Все подзаконные нормативные акты издаются на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и должны строго соответствовать принципам и нормам, содержащимся в них.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как акты главы государства издаются по широкому кругу полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации являются нормативными правовыми актами, а распоряжения, как правило, – актами индивидуального характера, касающимися конкретных отношений либо определенных лиц.

Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что нормативные акты Президента носят подзаконный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции РФ), имеют прямое действие и приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Если нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречат нормативным актам Президента Российской Федерации, то действуют акты Президента Российской Федерации. Если же нормативные акты Президента Российской Федерации противоречат нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации, то действуют акты субъектов Федерации.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим нормативным актом установлен другой срок введения его в действие.

Указы Президента Российской Федерации наряду с федеральными конституционными и федеральными законами служат нормативной базой для стабильного функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни. Они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации носят подзаконный характер и не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Нормативные акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней со дня их опубликования.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти обычно определяют порядок деятельности внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и предприятий данного ведомства. В некоторых случаях федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями.

Они регулируют межотраслевые, межведомственные отношения. Эти акты обычно называют «надведомственными актами». Например, нормативные правовые акты Министерства финансов, Министерства транспорта, Налоговой службы и ряда других органов. Помимо этих актов существуют так называемые «межведомственные акты», которые регулируют межведомственные отношения, т. е. отношения, связанные с деятельностью только этих ведомств.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам их ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов органов местного самоуправления определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Весьма актуальной остается проблема обеспечения соответствия нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, федеральному законодательству и законодательству субъекта в составе Российской Федерации. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление осуществляется в рамках действующего законодательства, и акты, принимаемые ими, должны соответствовать предписаниям законодательных актов органов государства. Это обеспечит осуществление законности на всей территории страны.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет непосредственное значение в юридической практике для правильной реализации правовых норм.

Действие нормативных правовых актов во времени начинается с момента вступления их в силу. Установление момента вступления юридических норм в силу – важный элемент для процесса реализации права, поскольку вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполнения всеми участниками правоотношений.

Российское законодательство9 устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу. Во-первых, нормативно-правовой 9 Порядок опубликования и вступления в силу законодательных актов определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных акт вступает в силу со времени его опубликования. Так, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самих актах. Во-вторых, время вступления в силу нормативно-правового акта определяется по истечении определенного срока после его опубликования. Например, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В-третьих, нормативно-правовые акты вступают в силу с того момента, когда это прямо указано в них самих.

Так, Семейный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 1996 года, что прямо указано в самом кодексе. В некоторых случаях срок введения в действие федерального закона указывается в специальном законе, утверждающем этот нормативно-правовой акт. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации введен в действие специальным Законом от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) введен в действие Федеральным законом Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 января 1995 г. и т. д.

Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия. Действие законов и других нормативных актов прекращается: по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте; в результате прямого указания об отмене нормативно-правового акта в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт. Так, с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. утратил свое действие Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. с последующими изменениями и дополнениями в период с 27 октября 1960 г. до 1 января 1997 г.

Однако законодательная практика знает и случаи расширения пределов действия закона во времени. Речь идет о так называемой «ретроактивности закона», когда закон приобретает обратную силу, то есть распространяется на деяния, совершенные до его издания, хотя по общему правилу в российском праве действует принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Этот принцип означает, что вновь принятый закон регулирует только те отношения или права и обязанности, которые возникли после его вступления в силу, и он не распространяется на те правоотношения, которые уже существовали. Так, уголовный закон, конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на тех лиц, которые совершили соответствующие деяния до вступления этого закона в силу. Данное правило подчеркивает гуманный характер российского уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления до принятия нового уголовного закона.

В гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст. 4 Гражданского кодекса РФ, ст. 169 Семейного кодекса РФ). А обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые есть прямое указание в специальном законе. Например, ч. 2 ст. 4 ГК РФ закрепляет, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

Законом могут быть предусмотрены и случаи так называемой «ультраактивности старого закона», т. е. сохранения действия этого закона на отдельные правоотношения после его отмены. Например, ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они имеют юридическую силу в пределах территории данного государства, т. е. это связано с юрисдикцией государства. Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также военные корабли и гражданские суда, находящиеся в открытом море и в чужих территориальных водах, воздушные корабли, находящиеся в воздухе за пределами государства, и территории посольств и консульств.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами в составе Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов, а нормативные акты органов местного самоуправления – в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, на которые распространяется власть органов местного самоуправления. Экстерриториальное действие закона имеет место в тех случаях, когда законом признается возможность применения юридических норм данного государства к гражданам и организациям, находящимся за границей.

Так, форма и порядок совершения внешнеэкономических сделок определяются законодательством Российской Федерации независимо от места совершения сделок (ст. 162 ГК РФ). Уголовная ответственность российских граждан наступает по российским законам и в тех случаях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

Внутри государства нормативно-правовые акты могут действовать как на всей территории Российской Федерации, так и на определенной ее части. Например, некоторые нормативные акты адресованы законодательством определенной части территории. Их называют нормативными актами ограниченного территориального действия (например, нормативные акты, предназначенные только для районов Крайнего Севера).

В связи с конституционным закреплением принципа приоритета международного права над национальным законодательством принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации и имеют непосредственное и прямое действие. Это конституционное положение имеет важные правовые последствия, одно из которых состоит в том, что правоприменительные органы, включая Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах своей компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Это особенно актуально при обеспечении основных прав человека и гражданина, установлении стабильности международного правопорядка.

Действие юридических норм по кругу лиц. Федеральные конституционные законы, федеральные законы распространяют свое действие в равной мере в отношении всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

В некоторых случаях закон прямо устанавливает круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют только в отношении граждан Российской Федерации, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские и должностные преступления).

Из общего правила о распространении закона на всех лиц есть и исключения. Так, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Ответственность этих лиц за совершенные правонарушения разрешается дипломатическим путем. Они также не могут быть принудительно вызваны в суд для дачи показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей иностранных государств обусловлена необходимостью обеспечения их свободы и независимости, без которых немыслимо исполнение ими возложенных на них обязанностей.

Несмотря на то, что по российскому законодательству иностранцам и лицам без гражданства, наряду с гражданами, предоставляется широкий круг прав и свобод и на них возлагаются обязанности, в некоторых правоотношениях они не могут выступать носителями субъективных прав и исполнять юридические обязанности. Например, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует им основные права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *