Что не входит в задачи национальной экономики
Цели и задачи национальной экономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие национальной экономики
Национальная экономика – хозяйственная система, осуществляющая развития и функционирование в соответствии с определенными особенностями и закономерностями.
Каждая разновидность национальной экономики характеризуется определенными специфическими чертами, проявляющимися в устойчивых закономерностях функционирования однотипных экономических субъектов. Особенности национального развития могут быть настолько специфическими, что попытки применения опыта успешного регулирования иных национальных экономки могут привести к ослаблению и потерям в конкретной экономической системе.
Функционирование национальной экономики как сложнейшей экономической системы должно быть подчинено достижению определенной генеральной цели, под которую подстраиваются остальные стратегические цели и тактические задачи, формирующие в конечном виде «дерево целей» национальной экономики.
Общая система целей и задач национальной экономики
В общем виде главная стратегическая цель национальной экономики сосредоточена на обеспечении полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.
Обеспечение достижения данной главной стратегической цели выполняется посредством решения ряда стратегических задач, к числу которых относятся следующие:
Главная стратегическая цель должна находиться в четкой взаимосвязи со стратегическими и тактическими задачами, поскольку обратное не позволит достичь стабильного и успешного развития национальной экономики. Невозможность решения отдельных стратегических и тактических задач способно поставить под угрозу срыва достижение главной стратегической цели национального экономического развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Совокупность стратегических задач характеризуется противоречивыми взаимодействиями, обусловленными следующими причинами:
На практике между различными экономическими процессами существует такое огромное количество взаимосвязей, что цели национальной экономики должны быть ограничены определенной программой-минимумом, ориентированной на минимизацию отрицательных последствий.
В последнее время к числу стратегических целей развития национальной экономики стали относить ряд дополнительных общественных задач, решение которых необходимо для успешного функционирования национальной экономики.
В состав дополнительных стратегических задач национальной экономики включаются:
Характеристика основных проблем национального целеполагания
При выработке целей национального экономического развития необходимо учитывать огромное количество влияющих на национальную экономику внешних и внутренних факторов, результат взаимодействия которых, как правило, трудно поддается прогнозированию. Решением данной проблемы занято национальное целеполагание, направленное на выработку четких ориентиров национального экономического развития в конкретных экономических условиях.
Основу национального целеполагания составляют количественные параметры национальной экономики и ее главной цели. В зависимости от масштабности национальной экономики на первый план могут выходить различные стратегические задачи. Так, экономическая безопасность имеет существенно большее значение для малых экономических систем по сравнению с крупными открытыми экономиками. Актуальность той или иной проблемы способна перестроить всю систему национальных стратегических и тактических целей и задач, даже поменяв их местами.
При этом существуют экономические проблемы, решение которых ставится во главу угла любой экономической системы. Одной из таких проблем является проблема обеспечения экономического роста, выражающегося в количественном увеличении объема экономических благ и росте их качества сообразно динамике общественных потребностей.
Цель развития национальной экономики должна быть направлена на обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом в определенных условиях национальная экономика может быть ориентирована и на обеспечение нулевого уровня экономического роста, например, на этапе ее трансформации, когда форсированное экономическое развитие может привести к значительным потерям. Современный подход к проблеме экономического роста отмечает необходимость рассмотрения такой его характеристики как «качество роста», выражающейся в технической модернизации совершенствовании производства, развитии высоких технологий, а не в наращивании физического объема производства благ.
Понятие национальной экономики
Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал.
Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм.
Цели национального экономического развития
Основная цель национального экономического развития – обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста. Для этого необходимо решить такие задачи, как увеличение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, снижение уровня безработицы и др.
Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику.
К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная системы.
Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментов различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условиях рыночной экономики используется монетарный и фискальный виды экономической политики.
Монетарный подход связан с достижением поставленных макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.
Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налоговой и бюджетной систем. Для оценки эффективности проводимой в стране экономической политики используется показатель темпа прироста общественного продукта в целом и на душу населения в частности. Помимо этого, для оценки результатов реализации экономической политики используется ряд других агрегированных экономических показателей, объединенных в систему национальных счетов, о которых речь пойдет в следующем параграфе.
Основные макроэкономические показатели
О результатах деятельности отдельных экономических субъектов в масштабе национальной экономики судят на основе различных показателей системы национальных счетов.
Система национальных счетов представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для определения размера дохода, потребления, накопления и величины капитальных затрат. С помощью СНС рассчитывают важнейшие макроэкономические показатели. Основные показатели СНС – валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД) и располагаемый доход (РД).
Все основные макроэкономические показатели условно делят на потоковые показатели и показатели запасов.
К потоковым величинам относят валовой выпуск, ВНП, ВВП, ЧНП, НД, РД, а также расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки, налоги, экспорт, импорт и др.
Показатели запасов в макроэкономике – это имущество, национальное богатство, реальные кассовые остатки.
Рассмотрим подробнее потоковые показатели.
Валовой выпуск включает стоимость всех товаров и услуг, созданных экономикой данной страны за определенный временной период, в том числе и промежуточный продукт. Последний представляет собой совокупность товаров, произведенных за определенный период и использованных в течение данного периода для дальнейшей переработки.
ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами (как правило, за год). Конечным продуктом являются товары и услуги, предназначенные для конечного потребления, накопления реального капитала, государственных закупок или экспорта. Промежуточное потребление в ВНП исключается с помощью оценки добавленной стоимости, учитывается только стоимость, добавленная на каждой стадии обработки, без учета материальных затрат.
ВВП выражает совокупную стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны, независимо от того, принадлежат ли факторы производства гражданам страны или иностранным гражданам.
ЧНП выражает рыночную стоимость реально созданных благ и услуг, произведенных страной за определенный период.
НД представляет собой вновь созданную страной стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, получаемым всеми владельцами факторов производства (земли, труда и капитала), используемых в производстве ВНП.
РД представляет собой сумму средств, полученную населением в виде доходов и используемую на потребление и сбережения.
Остановимся подробнее на показателях запасов.
Имущество включает в себя реальные активы (реальный капитал) и финансовые активы (акции, облигации).
Реальные кассовые остатки представляют собой запас платежных средств, которые экономический субъект желает иметь в наличности.
По потоку доходов ВВП определяется как общая сумма заработной платы работников, всех видов прибыли, рентных доходов, амортизационных отчислений и косвенных налогов.
По производству ВВП рассчитывается путем определения суммы вклада в создание национального продукта каждого его производителя. Для этого используется показатель добавленной стоимости, который представляет собой рыночную цену продукции (услуг) фирмы за вычетом внешних факторов, в том числе затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты и энергию, купленных и израсходованных на производство продукции и оказание платных услуг.
В макроэкономическом анализе наряду с ВВП используется показатель валового национального продукта (ВНП). Разница между этими показателями состоит в следующем.
1. ВВП представляет собой совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Другими словами, в основу расчета ВВП положен территориальный принцип.
2. ВНП представляет собой совокупную стоимость всего объема производства продукции и оказания услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). Следовательно, ВНП отличается от ВВП на сумму факторных доходов (доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль фирм) от использования ресурсов данной страны за рубежом, за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Поэтому для расчета ВНП к показателю ВВП прибавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране – с другой. Такая разность для стран с развитой рыночной экономикой составляет около 1 %.
ВНП определяется в денежном измерении. Однако в условиях рыночной экономики происходит колебание курса денежных единиц, а также изменение цен на товары и услуги. В результате при одном и том же физическом объеме совокупного национального продукта его денежная оценка может быть неоднозначной. Для этого ВНП принято рассчитывать как в текущих или фактических ценах, так и в ценах, учитывающих изменение уровня цен и курса денежной единицы. В этой связи различают номинальный и реальный ВНП. Номинальным называется ВНП, рассчитанный по фактическим (или текущим) ценам. Реальным называется ВНП, рассчитанный с учетом роста цен (т. е. уровня инфляции) и постоянного курса денежной единицы. Сопоставление номинального и реального ВНП возможно с помощью дефлятора ВНП, который более подробно будет рассмотрен в следующем параграфе.
Помимо ВНП и ВВП, в макроэкономическом анализе используют другие показатели Системы национальных счетов.
ЧНП определяется как разница между ВНП и совокупной стоимостью амортизационных отчислений (стоимости износа оборудования, зданий и коммуникаций хозяйственного назначения) за период создания ВНП:
Если из ВНП вычесть амортизационные отчисления, представляющие собой утраченные для потребителей издержки, то получится остаток, составляющий годовой объем национальной экономики, который страна может реально потребить (ЧНП).
Для потребления необходимы доходы. Сначала их получают собственники экономических ресурсов, поскольку они непосредственно создают ЧНП. Эти доходы появляются в процессе реализации произведенного чистого продукта в форме ренты, заработной платы, прибыли и процента. Часть таких доходов необходимо отдать государству в виде косвенных налогов на добавленную стоимость, акцизов, налогов на имущество, лицензионных платежей и таможенных пошлин. Общая сумма этих налогов составляет основную часть доходов государства. Эту общую сумму доходов отражает показатель национального дохода:
Кроме косвенных налогов, получатели доходов от использования экономических ресурсов платят государству налог на прибыль и взносы на социальное страхование. Оставшаяся сумма представляет собой личный доход.
Кроме собственников экономических ресурсов, личный доход получают также работники государственного сектора (бюджетной сферы), нетрудоспособные граждане, пенсионеры.
Если из личного дохода вычесть индивидуальные налоги и сборы (подоходный налог, налог на недвижимое имущество), то получится личный располагаемый доход, средства из которого используются для личного потребления и сбережения.
Индексы цен
В макроэкономическом анализе важным показателем (кроме перечисленных в предыдущем параграфе) считается общий уровень цен. В реальной жизни цены меняются непрерывно, одни товары дешевеют, другие дорожают. Для того чтобы определить, на какую величину возросли или снизились цены, используют индексы цен. Индекс цен – относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени. При исчислении индексов цен обычно цены базового года принимают за 100 %, а цены других лет оценивают по отношению к этим 100 %. В общем виде индекс цен можно определить по формуле:
Существует несколько видов индексов. Широкое применение получили индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен – дефляторы ВНП, индексы импортных и экспортных цен и др.
Индекс оптовых цен (индекс цен производителей) включает три группы товаров, а именно: конечные товары, готовые для использования, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки. Этот индекс показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий.
Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя:
Важное место среди индексов цен занимает дефлятор ВНП, в котором «корзина» включает все конечные товары и услуги. Этот индекс отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары. Он позволяет сравнивать реальный и номинальный ВНП. Величина дефлятора определяется по формуле:
Индексы цен используются также для исчисления уровня инфляции. Уровень инфляции определяется как процентное изменение цен:
На макроуровне для количественной оценки масштабов экспорта и импорта инфляции используется показатель условий торговли. Этот показатель представляет собой отношение индекса средней стоимости единицы экспорта к индексу средней стоимости импорта, выраженное в процентах. Если этот индекс больше 100 %, страна экспортирует инфляцию, если же меньше, то импортирует.
1. Индексы цен используются, для того чтобы определить, на какую величину возросли или снизились цены за определенный период времени.
2. Индекс оптовых цен показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий.
3. Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя.
4. Дефлятор ВНП отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары и позволяет сравнивать реальный и номинальный ВНП.
Национальная экономика
Всего получено оценок: 348.
Всего получено оценок: 348.
Национальная экономика любой страны представляет собой самостоятельную сложную систему, состоящую из хозяйственных, организационных, социальных и научно-технических аспектов. Она характеризуется общим экономическим эффектом, состоящим из отдельных потенциалов.
Понятие национальной экономики
Сущность национальной экономики заключается в том, что она представляет собой систему организации общественного и национального воспроизводства государства, в которой самым тесным образом связаны между собой отрасли, виды и формы общественного труда.
Отрасль хозяйства – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги.
Национальная экономика включает в себя основные группы отраслей:
Материальное производство является специализацией национальной экономики России, насчитывающей около двух миллионов предприятий различных отраслей.
Структура национальной экономики
Структура национальной экономики представляет собой совокупность устойчивых функциональных соотношений между основными ее частями. Различают следующие виды структуры национальной экономики:
Национальная экономика, цели и функции.
Национальная экономика, цели и функции.
Национальная экономика – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования.
Цели национальной экономики
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.
Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели :
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не «замораживание» их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:
1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования – минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
2)перераспределяет ресурсы – национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
5)создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.
Структура национальной экономики
Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;
5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.
Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.
ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.
Причины безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.
Промышленная революция на начальной стадии развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная.
Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно становится незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической.
Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей, а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы.
Застойная безработицаохватывает людей с крайней нерегулярностью занятий.
ИНФЛЯЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Существуют следующие виды инфляции: подавленная, скрытая и открытая.
В зависимости от темпа роста цен различают: умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
По степени сбалансированности роста цен различают также сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Существо макроэкономического регулирования.
Объектом управления являются три макроэкономические структуры – образно говоря “ три кита ”,на которых держится вся рыночная макроэкономика.
· величины доходов населения,
· распределения доходов на потребление и накопление,
· предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Во-вторых, объектом общенационального управления является совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами:
· уровнем рыночных цен,
· уровнем издержек производства продукции,
· коммерческой выгодой ее выпуска.
Все объекты управления внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи.
Располагаемый доход (РД).
Изминение в равновесии.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:
— ресурсами и их использованием;
— факторами производства и результатами их использования;
— совокупным производством и совокупным потреблением;
— совокупным предложением и совокупным спросом;
— материально-вещественными и финансовыми потоками.
Такое равновесие– это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений.
Парадокс бережливости
Парадокс бережливости– это, когда люди экономят и откладывают средства, а пользы от этого никакой. Еще это можно объяснить цитатой: « Если мы будем много думать о черном дне, то он обязательно наступит». Самые известные работы по этой теме принадлежат Джону Мейнарду Кейнсу и Фридриху фон Хайеку.
Экономить может и хорошо, но в определенной мере и в определенное время. К примеру, если все люди начнут экономить во время кризисной ситуации, то это приведет к снижению спроса и заработные платы станут меньше. И в результате сбережения останутся прежними, а доход уменьшится. В этом и заключается парадокс, который зачастую называют, как простая кейнсианская модель, — чем больше экономика экономит, тем беднее она будет. Следует, что если сбережения одного человека будут расти, то это плохо сказывается на всей экономики страны. И получается, что если все начнут экономить, то экономика разрушится. Как то, это все печально выходит. Но, это только в кейнсианской модели, которая зародилась в XX столетие 30х годов.
Ведь, существует и второй способ понять логику парадокса – классический способ. Этот способ полностью зависит от инвестиций. Он гласит: «Сберегательные инвестиции растут по определенной величине, и доходы тоже растут». На сегодняшний день эта теория более справедлива, это доказывает логическая цепочка: больше сбережений — больше источников инвестиций – рост инвестиций – увеличение дохода – резкий подъем экономики.
Такая тенденция представляет особую опасность при условиях полной занятости. В случае если занятость неполная, рост сбережений, как правило, желателен, поскольку он вызывает сокращение текущего потребительского спроса и создает препятствие для роста инфляции.
Но на практике у населения появляется больше стимулов к сбережениям, как раз, когда это наименее желательно, а точнее, когда экономика находится на спаде производства. В результате стремление к сбережениям становится причиной к ухудшению экономической конъюнктуры.
Парадокс заключается еще в том, что люди начинают экономить именно в кризисные ситуации, когда этого делать категорически нельзя. Но, это психология людей, когда начинается кризисная ситуация, им нужно защититься.
У представителей Австрийской школы по поводу «парадокса бережливости» совсем другая версия. Они считают, что если в настоящем отказаться от некоторых благ, то в будущем это принесет пользу экономическому развитию.
Таким образом, если экономика развита не полностью, то сбережения сыграют отрицательную роль и потребление снизится. А, если потребление снизится, то производителям будет сложнее продавать свою продукцию. Затем производство начнет сокращаться, рабочие места также последуют этому примеру, и в результате национальный доход упадет. Согласно этим выводам, такой метод в стиле капитализма, который пропагандирует идею о том, что чем больше сэкономишь, тем богаче будешь, не всегда действует. В этом случае получается «парадокс бережливости» уменьшает сбережения, и не увеличивает инвестиции.
Понятно, что две версии понятия «парадокса бережливости» абсолютно противоречат друг другу. Но, каждая из них по-своему права и эффективна в определенное время.
Вероятнее всего, что Кейнс перепутал понятия «сбережения» и «инвестиции». Так как вначале Кейнс утверждал, что эти два понятия идентичны, только проявляются в разных формах. Но потом, Кейнс отказался от своего утверждения и нашел массу различий между «сбережениями» и «инвестициями».
Ведь, теория Кейнса разработана во время Великой депрессии. Согласно этой теории, государство должно вмешиваться в сферу экономики. Кейнс и другие предлагали признать «фискальную политику» для того, чтобы стабилизовать экономику. Великая депрессия сопровождалась перепроизводством товара, и именно в тот момент важнее было создать новые рабочие места, а не выставить больше продукции на рынок. К примеру, строительство нового моста обеспечило бы работу многим жителям, и преувеличила бы их доход, а во вторых на рынке не появилось бы еще больше товаров, покупку которых не могут позволить себе большинство населения.
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии, отметил, что введение в политику увеличения госрасходов принесет пользу экономическому положению страны. Он посчитал, что если отрасль домохозяйства уменьшит расходы, то экономики потребуются обычные потребители. И этим, безусловно, должно заниматься правительство.
С другой стороны, конгрессмен от штата Техас, Рон Пол считает, что сбережения играют только на пользу экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что «парадокс бережливости» понятие многофункциональное, и оно зависит от множества факторов. Также, «парадокс бережливости» может повлиять на экономику как положительно, так и отрицательно.
Формы безработицы.
Экономисты выделяют три основных вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения по регионам и видам деятельности. Такая безработица носит добровольный характер и является кратковременной, а ее носители имеют готовые навыки к труду, которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица возникает в связи с технологическими новшествами в производстве, которые порождают сдвиги в структуре спроса на рабочую силу. По этой причине такую безработицу также называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Безработица носит вынужденный характер и является сравнительно долговременной, у ее носителей не имеется готовых навыков к труду, необходима переподготовка.
Кроме того, на величину структурной безработицы также влияет территориальное распределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население.
Фрикционная и структурная безработица называется также естественной безработицей. Она характеризует резерв рабочей силы, способной совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения по требованию производства. Естественная безработица – это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, т. е. потенциальному ВВП.
Циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюнктуры по фазам экономического цикла. Носит вынужденный характер. Уровень циклической безработицы иц определяется как разность между фактическим и и естественным и* уровнем безработицы:
.
Антиинфляционная политика.
Бороться с инфляцией — значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер функционирования рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.
Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.
Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.
Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.
Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.
Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.
Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.
На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране:
а) уровнем реальных доходов;
б) состоянием промышленности;
в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования;
г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.
При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.
При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
– преодоление инфляционных ожиданий;
– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета;
– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.
Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы:
а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
Политика занятости.
Регулирование рынка труда имеет большое социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Задача государства — удержать безработицу на естественном уровне, что означает достижение полной занятости.
Борьба с безработицей за счет инфляции не может давать желаемых результатов, так как вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста.
Государственная политика в области занятости должна строиться, прежде всего, исходя из определения типа безработицы. Государство должно бороться в первую очередь с циклической безработицей.
Для снижения безработицы целесообразно использование любых инфляционно безопасных методов:
1) снижение налоговых ставок на бизнес;
2) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;
3) создание и улучшение деятельности бирж труда;
4) развитие системы переподготовки кадров;
5) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
6) разработка новых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.
Таким образом, в отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и политику в сфере занятости.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и переквалификации, регулирование мобильности кадров, осуществление программ общественных работ, создание рабочих мест для молодежи, стимулирование самостоятельной занятости населения, содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости включает в себя создание системы социального страхования и материальной помощи безработным (выплата пособий по безработице, создание системы материальной помощи по обеспечению прожиточного минимума).
Национальная экономика, цели и функции.
Национальная экономика – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования.
Цели национальной экономики
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики.
Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели :
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не «замораживание» их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:
1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования – минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
2)перераспределяет ресурсы – национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
5)создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.