Что не входит в структуру рабочей программы педагога дод
Структура рабочей программы педагога
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Описание слайда:
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Описание слайда:
Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Описание слайда:
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Описание слайда:
Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Описание слайда:
Пояснения к структурным элементам программы
Приложение 1
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
Описание слайда:
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Описание слайда:
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
Наличие признаков нормативного документа.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
Конкретность представления элементов содержания образования.
Описание слайда:
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы:
Титульный лист
полное наименование образовательного учреждения,
гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
название учебного курса, для изучения которого написана программа;
указание параллели, на которой изучается программа;
фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Описание слайда:
Пояснительная записка
кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
концепция (основная идея) программы;
обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
указание на место и роль курса в обучении;
цели,задачи;
Описание слайда:
сроки реализации программы;
основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
предполагаемые результаты;
система оценки достижений учащихся;
инструментарий для оценивания результатов;
приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Описание слайда:
Описание слайда:
Содержание тем учебного курса
перечень и название раздела и тем курса;
необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Описание слайда:
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к:
знаниям;
умениям;
компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Описание слайда:
Перечень учебно-методического обеспечения
методические и учебные пособия;
оборудование и приборы;
дидактический материал;
др.
Описание слайда:
Список литературы (основной и дополнительной)
литература, использованная при подготовке программы;
литература, рекомендованная для учащихся;
образовательные диски.
Описание слайда:
Приложения к программе
основные понятия курса;
списки тем рефератов;
темы проектов:
темы курсовых и творческих работ;
примеры работ и т.п.;
методические рекомендации.
Описание слайда:
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Описание слайда:
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Описание слайда:
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Описание слайда:
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если :
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Описание слайда:
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сообщить. » и тому подобные).
Описание слайда:
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
Описание слайда:
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов деятельности);
перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Описание слайда:
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями.
Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
Описание слайда:
В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.
Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы. При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Описание слайда:
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Описание слайда:
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Описание слайда:
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.
Описание слайда:
Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
Описание слайда:
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Описание слайда:
Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Описание слайда:
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.
Описание слайда:
Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия.
Описание слайда:
Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Описание слайда:
Пример оформления списка использованных источников
книга, меньше трех авторов
1. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука, 1982. – 432 с.
книга под редакцией
2. Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии/ Под ред. Э.В. Недашковского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с.
книга, авторов больше трех
Программные системы /И.М. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев: Наукова думка, 1983. – 270 с.
ГОСТ
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с.
Описание слайда:
диссертация
Луре Р.А. Исследование коронарной недостаточности при заболеваниях органов дыхания: Дис. на соиск. учен. ст. канд. мед. наук. – М., 1982. – 145 с.
статья из журнала, авторов меньше или равно трем
Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Острая кровопотеря. Взгляд на проблему // Анестезиология и реаниматология, 2002. – №6. – С. 4-9.
авторов больше трех
Архипов Ю.Р., Московским В.М., Павлов М.В. и др. Программное обеспечение для обработки пространственной географической информации ///Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4. – С. 102-103.
статья из сборника
Иваницкий Г.Р. Донорская кровь и её альтернативы // Перфторорганические соединения в биологии и медицине. Сб. науч. тр. – Пущиио: Изд-во «Сфера», 1999. – С. 5-20.
статья или глава из книги
Спаян В. Современное состояние исследований носителей кислорода – продвинутая нормоволемическая гемодилюция / Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – С. 135-143.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Структура составления дополнительной образовательной программы
к составлению программ дополнительного образования детей
на основании письма Минобрнауки РФ от 11-12-2016 06-1844
О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей
(Актуально в 2017 году)
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
Содержание дополнительных образовательных программ
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
— направленность дополнительной образовательной программы
физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-
патриотическая, социально-педагогическая, культурологическая, социально-
— вид программы ( авторская, экспериментальная, модифицированная (рабочая), примерная );
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность ( используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»). Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время. К числу наиболее актуальных проблем относится. Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач. При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется. Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
— цель и задачи дополнительной образовательной программы ;
( цель должна быть четкая, краткая и одна. Цель – это основной заранее предполагаемый проектированный результат учебного процесса. Целью может быть :обучение какому –либо виду деятельности (бисероплетению, вышивке, танцам, различным видам спорта и т.д.), развитие личностных качеств через обучение ( творческих способностей, фантазии, самостоятельности через обучение…), общепедагогические цели. Обязательно соответствие цели и конечного результата.
-Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
-Обучать навыкам танцевального мастерства.
-Формировать музыкально-ритмичные навыки.
-Обучать правильному дыханию.
-Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
-Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Развивающие задачи.
-Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных
занятий.
-Развитие артистических способностей.
-Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
-Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
Желательно при написании программы особое внимание уделить воспитательным задачам. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко прописано, что “модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Воспитание , как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития”. И далее указывается, что в решении задач воспитания “важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи”
Примеры формулировок некоторых воспитательных задач:
— Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
-Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
-Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
-Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
-Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Отдельно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка, указать методы отслеживания (диагностика) успешности овладения учащихся содержанием программы.
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники. Программа ориентирована на применение широкого комплекса. В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. »). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию. »). Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания). Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора. Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы. При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
Дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы. Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
— сроки реализации дополнительной образовательной программы ( продолжительность образовательного процесса, этапы);
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Режим занятий: Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности ;
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы ( выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
— средства, необходимые для реализации программы ( учебно – методическое, кадровое, материально- техническое обеспечение и др.)
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на групповые (теоретические и практические виды занятий), индивидуальные (теоретические и практические виды занятий), выездные занятия, экскурсии и репетиционные, количество часов сводных за год.
-оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:
Учебно – тематический план должен отражать особенности каждого года обучения, каждой конкретной группы. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах: «Итого», «Теоретических занятий», «Практических занятий». Итоговое количество в год зависит от количества часов в неделю занятий в неделю.
4. Содержание программы (изучаемого курса) дополнительного образования детей возможно отразить через
-название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с
-указываются основные теоретические занятия (без описания) и практическая
деятельность обучающихся на занятии.
1 . Вводное занятие (2ч.)
Теория: Искусство оригами. История возникновения.
Практика : Простейшая модель.
2. Изготовление японского журавлика (4ч.)
Теория : История возникновения традиции.
Практика : Изготовление модели журавлика.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы, оборудование и приборы и т.д.
6. Список использованной литературы:
-список рекомендуемой литературы для детей и родителей;
-список литературы, используемой педагогом.
Список литературы — методический материал, должен включать документы, всесторонне раскрывающие содержание программы, обеспечивать рациональною организацию самостоятельной работы детей на основе систематизированной информации по темам программы. Список литературы может содержать подразделы: основная литература, дополнительная литература, список нормативных документов, государственных стандартов и т.п.
Оформление рабочей программы
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12 — 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см; поля: верхнее, нижнее — 2 см, правое — 1,5см, левое —3см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя.
педагог – организатор Стегурёва М.С.