Что не входит в структуру физической культуры личности

Структура физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности

Физическая культура личности – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Она проявляется в отношении человека в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении и состоит из следующих компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний, убеждений, интересов и мотивов, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «Как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности.

Она имеет две стороны – содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка – это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают её активность, становятся принципами её поведения. Они отражают мировоззрение обучаемых и придают их поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила в поведении личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны с эмоциями – переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение – отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворять возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует её на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

— физического совершенствования, связанного со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своём окружении, добиться признания, уважения;

— дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

— обязательный, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

— соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

Что не входит в структуру физической культуры личности

— подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определённых успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

— спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

— процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

— игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

— комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом важны интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

— с удовлетворением процесса занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

— с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

— с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное; индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие.

Содержательно-процессуальный компонент более подробно рассмотрен в лекции № 3 «Научные основы организации и методики физической подготовки обучающихся в образовательных организациях России», остановимся на физическом совершенстве.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможностей личности, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои потенциальные силы.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий её морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию её индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Конструктивный компонент включает в себя основные виды физкультурно-спортивной деятельности, в которую включаются обучаемые, это один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Его специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение её сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.

Основные составляющие структуры физической культуры личности находят свое выражение в профессиональной направленности физического воспитания.

Критериями, по которым можно судить о сформировании физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

— степень осознанности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

— интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

— характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

— выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

— степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

— проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания самосовершенствования в физической культуре;

— уровень физического совершенства и отношение к нему;

— владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

— системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

— широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированной физической культуре личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям. Сложная система потребностей личности, её способностей предстаёт здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

Источник

Лекция 2. Физическая культура личности

Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности Что не входит в структуру физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности

Рентабельность.

Кроме прибыли, конечные результаты деятельности предприятия характеризует показатель рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Коэффициент рентабельности показывает степень эффективности деятельности компании и определяется как отношение прибыли (чаще всего чистой прибыли) или к затраченным средствам или к выручке от реализации или к активам предприятия.

К числу основных видов относятся рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность отдельных видов продукции характеризует выгодность производства того или иного вида продукции и определяется:

Р = Пед.пр / Сед.пр

Пед.пр– прибыль в расчете на единицу продукции

Сед.пр– себестоимости единицы продукции

Рентабельность производства характеризует эффективность деятельности предприятия в целом и определяется:

Р = Пв/(ОПФ+НОСср)

Пв– валовая прибыль

ОПФ – среднегодовая стоимость ОПФ

НОСср – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

Р = П / В

П – прибыль от реализации продукции

В– выручка от реализации

Р = П / А

П – прибыль

А –активы (чистые, текущие или совокупные)

Рентабельность собственного капитала:

Р = ЧП / СК

ЧП –чистая прибыль

СК –собственный капитал

Физическую культуру личности представлена структурой. Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Что не входит в структуру физической культуры личности

Схема 1.1. Структура физической культуры личности

Что не входит в структуру физической культуры личности

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

· физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

· дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

· долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

· соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

· подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

· спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

· процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

· игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

· комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели.

Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

1. степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

2. интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

3. характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

4. выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

5. степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

6. проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

7. уровень физического совершенства и отношение к нему;

8. владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

9. системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

10. широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *