Что не входит в понятие фазы развития чс
Фазы развития чрезвычайных ситуаций
Описание: Фазы развития чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации в том числе аварии на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз: Первая фаза это накопление отклонений от нормального состояния или процесса. Вторая фаза это инициирование чрезвычайного события то есть аварии катастрофы или стихийного бедствия. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние когда появляется фактор неустойчивости. При аварии на производстве в этот период происходит.
Дата добавления: 2014-06-18
Размер файла: 4.9 KB
Работу скачали: 131 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
38. Фазы развития чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:
Первая фаза это накопление отклонений от нормального состояния или процесса.
Вторая фаза это инициирование чрезвычайного события, то есть аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости. Этот период можно назвать «аварийной ситуацией» авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо предотвратить чрезвычайную ситуацию, либо существенно уменьшить ее масштабы.
Третья фаза это процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов. При аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер. При этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией. Эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия.
Четвертая фаза это выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения.
Пятая фаза это ликвидация последствий аварии и природных катастроф, устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием, проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.
В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.
Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами средствами защиты технологического оборудования от взрывов, пожаров, электрического воздействия и молний, локализации и тушения пожаров и так далее.
Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Основой второго направления является формирование планов действий в чрезвычайных ситуациях, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.
С целью осуществления контроля над соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации ввело обязательную разработку декларации промышленной безопасности для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности.
Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором должны быть отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.
Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией и представляется в соответствующие органы при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств.
Что не входит в понятие фазы развития чс
Вы используете устаревший бразуер, как можно быстрее обновите или замените его. Узнайте больше интересной информации о браузерах.
Безопасность жизнедеятельности
Классификация ЧС.
Все ЧС можно классифицировать по нескольку признаков:
1. По природе возникновения: техногенные; природные; антропогенные; экологические; биологические; социальные; комбинированные.
2. По масштабу распространения и материальному ущербу: локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
3. По причине возникновения: преднамеренные; непреднамеренные.
4. По скорости и сценарию развития: взрывные; внезапные; скоротечные; плавные.
5. По возможности предотвращения: неизбежные; предотвращаемые;
6. По ведомственной принадлежности: промышленные; строительные; транспортные; в жилищно-коммунальной сфере; в лесном хозяйстве; в сельскохозяйственной сфере; в военной сфере.
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Определение, причины возникновения, классификация.
К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся ЧС, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило техногенные ЧС возникают в следствии аварий сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии. Наиболее распространённой причиной возникновения техногенных ЧС является человеческий фактор, нарушение режимов технологического процесса, норм и правил техники безопасности.
Базовая классификация данных ЧС строится по типам и видам чрезвычайных событий инициирующих ЧС:
1. Транспортные аварии (катастрофы).
2. Пожары, взрывы, угроза взрывов.
3. Аварии с выбросом (угрозы выброса) аварийно-химических опасных веществ (АХОВ).
4. Аварии с выбросом (угрозы выброса) радиоактивных веществ.
5. Аварии с выбросом (угрозы выброса) биологически опасных веществ.
6. Внезапное обрушение зданий и сооружений.
7. Аварии в электроэнергетических сетях.
8. Аварии в коммунальных сетях жизнеобеспечения.
9. Аварии на очистных сооружениях.
10. Гидродинамические аварии.
Краткая характеристика землетрясений.
Землетрясение представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате одномоментных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающаяся на значительное расстояние в виде упругих колебаний.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Управление чрезвычайными ситуациями обеспечивается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ 21.11.95 во исполнение Федерального Закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (ЗниТ) от ЧС и ликвидации их последствий.
Основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗниТ от ЧС;
— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;
— организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
— идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗниТ от ЧС);
— подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗниТ от ЧС;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области ЗниТ от ЧС.;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
— создание комфортного состояния среды обитания человека.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.
В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
— наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;
— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;
— совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
— создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
— осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
— принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
— усиление дежурно-диспетчерской службы;
— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
— принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;
— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
— выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
— определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
— организация защиты населения;
— организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.
Структура РСЧС.
Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗниТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления – центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).
Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о чрезвычайных ситуациях. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.
Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят:
— из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
— учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
— формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
— военизированных противоградовых служб Росгидромета;
— бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
— подразделений Государственной пожарной службы;
— соединений и частей войск ГО РФ;
— подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
— соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
— военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
— подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;
— специализированных отрядов Минатома России;
— восстановительных и пожарных поездов МПС России;
— Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
— территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
— отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.
Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств: МЧС, Минатома, МВД, Минсельхозпрода, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Минздрава, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других).
Средства и способы защиты населения в ЧС.
Принципы и способы защиты населения.
Защиты населения в ЧС это комплекс мероприятий, проводимых с целью недопущения поражения людей или максимальное снижение степени воздействия поражающих факторов.
К основным принципам защиты относятся:
1. Постоянное руководство проведения мероприятия со стороны правительства России.
2. Заблаговременное планирование мероприятий.
3. Дифференцированный подход с учётом политического экономического и оборонного значения республики, области, района, объекта.
4. Взаимодействие и проведение мероприятий по защите населения с мероприятием вооружённых сил России.
5. Осуществление мероприятий по защите в комплексе с планами экономического и социального развития республики, области, района или объекта.
К основным способам защиты относятся:
1. Оповещение.
2. Укрытие в защитных сооружениях.
3. Использование средств индивидуальной защиты.
4. Проведение мероприятий противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.
5. Эвакуация и рассредоточение населения.
К сигналам гражданской обороны относятся:
1. «Внимание всем».
2. «Химическая тревога».
3. «Радиационная опасность».
4. «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги».
Средство подачи сигнала:
1. Сигналы транспортных средств.
2. Вой сирен.
3. Прерывистые гудки предприятий.
4. Речевая информация (телевидение, радио).
К средствам оповещения относятся:
1. Проводная связь.
2. Радиосвязь.
3. Телевизионная связь.
Организация эвакуации населения.
Под эвакуацией понимают организованный вывод (вывоз) населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы и их рассредоточение в районе эвакуации.
Способы эвакуации:
1. Пешим порядком.
2. Транспортными средствами.
3. Комбинированный способ (часть пешком, часть на транспорте).
При планировании мероприятия по эвакуации намечают следующие мероприятия.
1. Определение вида эвакуации.
2. Расчёт рабочих и служащих на проведение эвакуации.
3. Мероприятия по безаварийной остановке производства.
4. Подготовка схем эвакуации к пунктам временного размещения.
5. Организация охраны объекта и меры по усилению пропускного режима при проведении эвакуации, её завершении и ликвидации последствий ЧС.
6. Организация материально-технического и бытового обеспечения эвакуированных.
В зависимости от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС эвакуация может быть полной или частичной, заблаговременной (упреждающей) или экстренной.
Средства коллективной защиты (СКЗ), их состав и предназначение.
К средствам коллективной защиты относятся защитные сооружения гражданской обороны такие как:
1. Убежища – герметические укрытия инженерного типа, обеспечивающие защиту от всех поражающих факторов.
2. Противорадиационные укрытия (ПРУ) – это негерметичные укрытия, построенные заблаговременно или приспособленные к укрытию объекты. Они обеспечивают защиту от радиоактивных излучений с коэффициентом ослабления до 300 раз.
3. Простейшие укрытия – к ним относятся открытые или перекрытые щели. Обеспечивают защиту от радиоактивного и светового излучения с коэффициентом ослабления до 20 раз.
Классификация.
По защите:
I класс – Кзащ > 5000, Рф до 500;
II – Кзащ > 3000, Рф до 500;
III – Кзащ > 2000, Рф до 500;
IV – Кзащ > 1000, Рф до 500;
По вместимости:
1. Убежища малой вместимости (до 600 человек);
2. Убежища средней вместимости (от 600 до 2000 человек);
3. Убежища большой вместимости (более 2000 человек: они достаточно автономны, надежны, экономичны и удобны в эксплуатации).
Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Средства индивидуальной защиты подразделяются на:
— средства индивидуальной защиты органов и дыхания;
— средства индивидуальной защиты кожи;
— медицинские средства индивидуальной защиты.
1. К средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) относятся противогазы фильтрующие и изолирующие.
— ГП-5, ГП-7 – взрослый фильтрующий противогаз;
— ПДФГШ – школьный противогаз для детей от 7 до 15 лет.
— ПДФ-2Д – противогаз для детей от 1,5 до 7 лет.
— КЗД – камера защитная детская для детей до 1,5 года.
— Респираторы противопылевые Р-2, Лепесток, КАМА и другие.
— Респираторы противогазовые (РПГ-67).
— Газопылезащитные противогазы (РУ-60СМ).
— Простейшие средства (ВМП и противопылевая маска ПТМ – 1).
К изолирующим противогазам относятся изолирующие дыхательные аппараты (ИДА). К ним относятся: ИП-4, ИП05 и их модификации.
2. К средствам индивидуальной защиты кожи относится фильтрующая и изолирующая защитная одежда.
3. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:
— Аптечка индивидуальная (АИ-2) – применяется при химических и бактериальных отравлениях и ожогах, ранениях.
— Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-51 и другие).
— Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ).
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в зоне ЧС.
Цели и задачи АС и ДНР.
Все мероприятия по организации и проведению АС и ДНР планируются заблаговременно и в случае наступления ЧС уточняются с учётом сложившейся обстановки.
Целями АС и ДНР являются:
1. Спасение людей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные заведения.
2. Локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих проведению спасательных работ.
3. Ликвидация аварий и катастроф, явившихся причиной ЧС.
4. Обеспечение жизнедеятельности городов, населённых пунктов и объектов экономики.
5. Создание условий поведения восстановительных работ.
АС включает в себя:
1. Разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ.
2. Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.
3. Извлечение из-под завалов пострадавших и оказание им первой помощи.
3.1. Вскрытие защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.
3.2. Подача воздуха в заваленное защитное сооружение с повреждённой фильтровентиляционной системой.
4. Оказание первой медицинской и первой врачебной помощи поражённым, а также эвакуацию их в лечебные учреждения.
5. Эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы.
6. Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных.
7. Дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий, сооружений, продовольствия, пищи, воды и т.д.
Другие неотложные работы (ДНР) включают в себя:
1. Прокладывание колонных путей и устройство проходов/проездов в завалах и зонах заражения.
2. Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях.
3. Укрепление или обрушение повреждённых конструкций, зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ.
4. Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ.
5. Обнаружение, обезвреживание или уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов.
6. Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ударов противника.
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях ЧС.
Объект экономики (ОЭ) – это государственное арендное или иное предприятие, организация или учреждение, выпускающие определённый вид продукции в установленной номенклатуре и объёме, а для объектов непроизводственной сферы, выполняющие заданные функции.
Под устойчивостью функционирования ОЭ понимается его способность бесперебойно выпускать установленные виды и объёмы промышленной продукции, выполнять заданные функции, а также приспособленность этого объекта к восстановлению случая повреждения.
Устойчивость функционирования ОЭ в значительной степени зависит от безопасности производственных процессов на нём, степени опасности перерабатываемых, транспортируемых, хранящегося сырья и материалов, его аварийности, то есть от состояния безопасности объекта.
Основные требования к устойчивому функционированию ОЭ изложены в «Нормах проектирования инженерно-технических мероприятий». Все данные по производству и поражающим факторам ЧС заносятся в декларацию по безопасности промышленного объекта.
К основным факторам, определяющим устойчивость функционирования различных объектов экономики, относятся:
1. Наличие надёжной системы защиты персонала объекта от поражающих факторов.
2. Физическую устойчивость объекта, т.е. способность противостоять воздействию поражающих факторов.
3. Бесперебойность обеспечения производства всем необходимым для выпуска продукции или выполнения заданных функций (сырьём, топливом, водой, газом комплектующими изделиями, электроэнергией).
4. Возможность восстановления производства при его нарушении.
Повышение устойчивости функционирования объектов экономики (ПУФ ОЭ).
ПУФ ОЭ – это комплекс экономических и организационных мероприятий направленных на:
1. Предотвращение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2. Снижение возможных потерь и разрушений в случаях крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
3. Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.