Что не входит в понимание методологии педагогики
Понятие, структура и уровни методологии педагогики
Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.
Понятие и структура педагогической методологии
Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:
Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.
Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.
Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.
Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.
Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.
Уровни педагогической методологии
Выделяют 4 уровня методологии:
Философский уровень
Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.
Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:
Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.
Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.
Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.
Общенаучный уровень
Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.
Конкретный научный уровень
Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.
Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.
Технологический уровень
Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.
Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.
Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания. Это возможно в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Для этого наука и сам исследователь должен опираться на систему принципов и способов организации, построения теоретической (научной) и практической деятельности, т.е. на методологию.
Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности.
С учетом вышесказанного, методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):
Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).
Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии, образуя систему, соподчинены друг другу. При этом философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм, и др.
Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явления и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечественных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.
В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы:
— единства социального и биологического;
— единства общего, особенного и единичного;
— единства теоретического и практического;
— единства логического и исторического;
— соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.
Например, принцип единства теоретического и практического применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является и критерием истинности научных знаний, и источником новых проблем образования, которые требуют проведения исследований.
Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, что позволяет получать знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.
В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая базовая культура, профессиональная культура) и материальные база (средства). Их взаимосвязанное движение, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.
Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких общенаучных методах, как моделирование, кибернетический, информационный, статистический, методы теории вероятности, социологии и др. К этой же группе причисляют логические методы: сопоставление, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.