Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Пирамида потребностей Маслоу: 7 уровней с описанием и примерами

Потребности определяют жизнь человечества. Причем если их не удовлетворять, люди выказывают нетерпение, а если выполнить полностью, станут равнодушными. Больше 50 лет назад авторитетный американский психолог Абрахам Маслоу смог структурировать наши желания и нужды в общий рисунок – пирамиду потребностей человека, которая состоит из 7 уровней, примеров эффективного практического применения теории в бизнесе и личных интересах более чем достаточно. Ей восхищаются и критикуют одновременно. Чтобы научиться применять ее, нужно разобраться в структуре и закономерностях ее создания.

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Теория Маслоу – кратко

Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.

Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.

Авторство

Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.

Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Таблица

В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.

Источник

Пирамида потребностей Маслоу и её применение в жизни

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Человечеству известно множество пирамид: пирамиды в Гизе, пирамиды Мачу-Пикчу, пирамиды Кукулькана и другие. Все они феноменальны каждая в своём роде и все вызывают огромный интерес. Но помимо этих уникальных архитектурных сооружений есть и пирамиды иного рода, которые, тем не менее, вызывают далеко не слабый ажиотаж вокруг себя. Их можно назвать интеллектуальными сооружениями. И одним из них является пирамида потребностей Абрахама Маслоу – известного американского психолога, основоположника гуманистической психологии.

На онлайн-программе «Самопознание» с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Авторство

Несмотря на то, что авторство пирамиды официально приписывают Абрахаму Маслоу, к имеющемуся у нас сегодня её варианту он не имеет отношения. Дело в том, что в виде графика «Иерархия потребностей» появилась в 1975 году в учебнике некоего У. Стоппа, о личности которого практически нет информации, а Маслоу умер в 1970 году, и в его работах, как уже говорилось, не было ни единого графика.

Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Теория и практика

По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.

По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.

Критика

Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.

Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.

Преимущества и недостатки

Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.

Каковы ваши истинные потребности и мотивы? Узнайте на курсе «Самопознание».

Источник

Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоуОтправить рассылку

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Как появилось изображение пирамиды потребностей

Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.

Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.

Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.

Что не входит в пирамиду потребностей а маслоу

Обновлённая пирамида потребностей

Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге

В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.

Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.

Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».

Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.

При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».

Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».

Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.

Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.

Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.

В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.

Источник

ПИРАМИДА МАСЛОУ. 7 уровней потребностей

Пирамида Маслоу – это своеобразная диаграмма, где в иерархическом порядке выставляются все потребности человека. По словам американского психолога Абрахама Маслоу точного изображения данной диаграммы существовать не может, так как это порядок динамического характера и зависит он от особенностей каждого конкретного человека.

После периода счастья, радостного волнения и ощущения полноты жизни неизбежно придет восприятие достигнутого как само собой разумеющегося и возникнет беспокойство, неудовлетворенность и желание чего-то большего.

Теория и практика

Современные психологи говорят: несмотря на четкую структурированность модели Маслоу, использовать ее на практике затруднительно. Кроме того, она может привести к совершенно неверным обобщениям.

Рассматривая пирамиду Маслоу, можно заметить, что она является не просто классификацией потребностей человека, а скорее отображает инстинктивные, базовые и возвышенные потребности. Все эти желания может испытывать каждый человек, но в любом случае имеется некая закономерность – доминирующими потребностями считаются базовые, и только тогда, когда они удовлетворены, активизируются желания более высокого характера.

Также следует понимать, что у всех людей потребности выражаются по-разному, и происходит это на любой ступени пирамиды. То есть человек должен правильно понимать свои потребности и желания, адекватно их интерпретировать и уметь ими управлять. В противном случае он будет все время находиться в состоянии разочарованности и неудовлетворенности.

Справка! По мнению Маслоу, пятой и последующих позиций пирамиды достигает только небольшое количество людей — около 2%.

Автор пирамиды не пытался подстроить модель под бизнес, он лишь делал попытку ответить на определенные вопросы, которые не разъяснил фрейдизм или бихевиоризм. Он пытался дать представление о мотивах тех или иных человеческих поступков. Таким образом, его работа вряд ли может носить методологический характер. Это скорее философский труд.

7 Уровней пирамиды Маслоу

В 40-х годах прошлого века психологи пришли к выводу, что все люди нуждаются не только в удовлетворении своих физиологических нужд, им также важно развиваться духовно и быть признанными.

Маслоу выделил следующую структуру – врожденные потребности (1 и 2 ступень), приобретенные потребности (начиная со 2 ступени). После этого он разделил потребности на виды – низшие (их нужно удовлетворять для того, чтобы выжить) и высшие, которые удовлетворить гораздо сложнее.

Физиологические потребности

Любому живому организму для жизни необходима еда, вода и воздух. Он должен спать, восстанавливать силы и ходить в туалет. То есть до тех пор, пока желудок «урчит» от голода, глаза слипаются от недосыпа, человек не в состоянии сосредоточиться на работе, образовании, творчестве и т. д.

Таким образом, первая степень в пирамиде – это еда, питье, сон и прочие врожденные потребности.

Безопасность

После того, как физиологические нужды человека удовлетворены, возникает потребность в безопасности:

Каждый человек неизведанному предпочитает известное, поэтому ему нужна информация – он видит в ней залог своей безопасности. Не случайно все новое в обществе приживается очень трудно и болезненно.

Любовь и принадлежность

Это новая ступень пирамиды, которая возможна только при удовлетворении первых двух ступеней. Здесь актуальными становятся дружба и любовь. Их нехватка очень остро ощущается человеком. Каждый стремится найти единомышленников, друзей, любовь, семью.

Чтобы было понятнее, необходим пример. Скажем, человек, который вырастил красивые цветы, срезает их для букета – это дефицитарная любовь, а если он оставляет их на клумбе – это бытийная любовь.

Уважение и Признание

Признание — это авторитетное положение в обществе, рост самооценки. Стремление быть признанным дает толчок на самосовершенствование, улучшение навыков, нахождение новых занятий. При одобрении обществом человек получает уверенность и раскрывается, раскрывая все свои таланты.

Познание и Самореализация

В некоторых вариантах эта ступень последняя, но все-таки пирамида Маслоу на ней не заканчивается. Одним из сильнейших стимулов развития является поиск новых возможностей, исследование мира. Побороть свою тревогу о будущем можно только научившись управлять своей судьбой. Если это получается, страхи трансформируются в новые возможности, а эфемерная тревога — в реальные приключения.

Эстетические

Красоту можно не только лицезреть, но и создавать. Человек способен украшать мир вокруг себя, делать его индивидуальнее, ярче, насыщеннее. Всем дана возможность видеть красоту, но далеко не к каждому приходит желание изменить собственную среду обитания.

Самоактулизация

Если говорить об этой ступени как можно проще – это счастье быть тем, кем человек является. Маслоу четко понимал, что у каждого имеется свой путь, с которого нельзя сворачивать. Только при таком условии люди будут заниматься тем, к чему у них призвание, возникнет гармония с собой и с окружающими.

Дело всей жизни, по словам психолога — раскрытие собственного потенциала. Путей к этому много, и именно на самой вершине пирамиды можно наблюдать уникальные мотивы, двигающие человеком. До седьмой ступени добираются единицы, но несмотря на это, в каждом имеются способности к самореализации.

Почему же до седьмой ступени доходят не все? Маслоу объяснял это следующим образом:

Преимущества и недостатки пирамиды Маслоу

Как и у любой другой теории, у пирамиды Маслоу есть достоинства и недостатки.

Достоинства теории:

Недостатки пирамиды Маслоу:

Примеры из жизни

Чтобы суть пирамиды Маслоу была понятнее, нужно рассмотреть примеры из жизни:

Пример №1.

Некая женщина очень любит совершать покупки, и почти каждый день ходит на шоппинг. Если бы она познакомилась с пирамидой Маслоу, то поняла бы по какой причине она так любит приобретать нужные и ненужные ей вещи.

Ей бы стало понятно, что покупка брендовых туфель — это всего лишь потребность в удовлетворении такой потребности как признание. Занявшись самоанализом, ей стало бы проще понять свои желания и научиться ими управлять, сэкономив при этом существенную сумму денег.

Пример №2.

Супруги давно мечтали отдохнуть в Таиланде, и вот подруга жены сообщает, что у нее имеются две горящие путевки. Женщина просит подругу придержать путевки несколько часов, чтобы она могла переговорить с мужем. Муж приходит с работы очень уставший и голодный, и когда жена ему рассказывает о путевках, он злится от того, что перед ним вместо ужина стоит вопрос, требующий финансовых вложений.

Недослушав жену, он сразу же ей отказывает. Если бы женщина имела представление о пирамиде Маслоу, она бы сначала удовлетворила физиологические потребности мужа (еда и отдых), и только потом задала важный вопрос.

Пример №3.

Парень, который с отличием окончил экономический университет, и хорошо знаком с пирамидой Маслоу, влюбился в девушку. На первом свидании, он спросил о том, чем его пассия любит заниматься в свободное время. Девушка отвечает, что любит ходить по магазинам, общаться с подругами и смотреть сериалы. Парень же собирается записаться на курсы повышения квалификации, любит ходить на выставки художников и планирует продвигаться вверх по служебной лестнице.

Применив на практике принцип пирамиды Маслоу, он понимает, что у него и у сидящей напротив девушки разные потребности и их отношения бесперспективны. Он принимает решение больше не приглашать эту девушку на свидания. Через некоторое время он встречает целеустремленную девушку и их потребности оказываются идентичными. Отношения очень быстро закончиваются счастливым браком.

Как пирамида Маслоу работает в реальной жизни

Пирамиду потребностей Маслоу многие изучали в школе и в институте. На любом факультете, в любом учебном учреждении преподают хотя бы несколько лекций по психологии. И обязательно на одной изучают пирамиду потребностей Маслоу. Но большинству учащихся даже не приходит в голову применить её в реальной жизни. Это приходит уже с возрастом, или не приходит вообще.

Однако, эта пирамида может помочь разобраться в собственном сознании.

Суть пирамиды проста: есть определённая иерархия потребностей человека, и не удовлетворив одну, нельзя удовлетворить выше стоящую. Если применять данную пирамиду каждый раз, когда возникает внутренне сопротивление при принятии решения, можно избежать многих ошибок, а вероятность принятия верного решения повышается в разы.

Самая первая ступень в этой иерархии, это физиологические потребности. То есть еда, вода, тепло. Когда человек, приезжает в чужую страну или город, он старается увидеть как можно больше интересного, посетить музеи, экскурсии. Если спросить, что он увидел, и что запомнил, он может ответить, что ничего. А причиной тому может быть банальный голод, в котором он прибывал, пока гулял. Так работает иерархия.

Каждый, кто хотя бы по одному разу ходил в магазин за продуктами в сытом и голодом состояниях, может сказать, что покупки внушительно больше, если идти в магазин с чувством голода.

На второй ступени находится потребность в безопасности. Это не только чувство защищённости физического тела. Это и финансовая безопасность, стабильность в работе и заработной плате. Очень многие люди сначала ищут работу, которая будет приносить им стабильный заработок, а только потом задумываются о своём предназначении. Начинают проходить марафоны, которые сейчас особенно популярны в интернете, связанные с поиском призвания.

Третья ступень — это социальные потребности. Сюда относится общение с людьми, отношения с друзьями, родственниками. Именно поэтому многие женщины сейчас стараются сначала построить карьеру, а только потом создавать семью. Сначала купить себе квартиру, обеспечить комфортное существование, прежде, чем брать на себя ответственность за жизнь ребёнка.

На четвёртой ступени находится желание самоутвердиться в обществе. Это успех на работе, в учёбе, признание своего авторитета как специалиста в профессиональной деятельности.

На пятой ступени находится творчество, потребность создавать что-либо полезное для себя и общества. Только перейдя на эту ступень, человек может совершать открытия, создавать шедевры искусства.

Шестая ступень — потребность в любви. И это совсем не эгоистичное желание быть кому-то нужным. Это высокое чувство, желание получать именно ту любовь, которую готов отдавать. И отдавать именно ту любовь, что готов получать. Это потребность в гармонизации, равноценном обмене.

Седьмая ступень — познание всего окружающего, познание мира, его устройства, законов вселенной. Когда человек не голоден, ему тепло, он уверен в завтрашнем дне, уверен в людях которые его окружает, его сердце наполнено доверием к миру, тогда возникают вопросы о душе. Вот почему многие люди приходят к религии уже в довольно сознательном возрасте. Это желание познать своё истинное предназначение для того, чтобы служить миру, осознать свою принадлежность к нему.

Потребности человека постоянно меняются в зависимости от обстоятельств. Важно понимать, что достигнув одной ступени, можно вернуться обратно. В каждом моменте важно понимать, на какой ступени находишься. Эти знания можно применять к трате денег. И первоочередно тратить их на базовые потребности, а только потом на остальные.

Итог: Каков смысл пирамиды Маслоу?

Пирамида Маслоу объясняет, что потребности более высокого уровня у человека появляются только тогда, когда удовлетворены его нужды на более низких ступенях. И это закономерность.

Хотя сам автор пирамиды отмечал, что такая тенденция может иметь исключения — некоторым людям более важно признание, нежели самореализация, а для других будут актуальными только потребности первых уровней, даже, если они будут полностью удовлетворены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *