Что не входит в основную задачу пожарно строевой подготовки
Задачи пожарно-строевой подготовки
Вопрос №2.
Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:
— обучение приемам и способам работы с пожарной техникой;
— выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники при спасении людей и тушении пожаров;
— воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;
— воспитание грамотных руководителей занятий, привитие навыков преподавательской и воспитательной работы с отделением и караулом.
В процессе обучения курсанты должны сознательно усвоить приемы работы с ПТВ и оборудованием, а при систематической тренировке с ним полученные навыки применять в практической деятельности.
Успешная работа на пожаре требует не только умения работать с пожарной техникой, но и наличия у пожарных и командиров, высоких морально-волевых и физических качеств.
Решить задачи в столь сложной обстановке могут пожарные, обладающие высокими моральными качествами, преданные своему служебному долгу.
Важную роль в воспитании этих качеств и привитии отличных навыков по работе с приборами пожарно-технического вооружения играет пожарно-прикладной спорт. Все упражнения, входящие в ППС, развивают сотрудников физически, приспосабливают и закаляют организм к различным переменным нагрузкам, вырабатывают смелость, ловкость, находчивость.
ВЫВОД: Таким образом, основными задачами пожарно-строевой подготовки являются: воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи, обучение приемам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием, выработка навыков быстрой и правильной работы, умелого применения пожарной техники и оборудования при спасании людей и тушении пожаров.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, её место в системе профессиональной подготовки.
Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.
Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.
Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.
Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:
Формы и методы обучения личного состава
К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.
В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:
Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:
Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:
Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.
При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.
Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.
Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.
Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.
Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.
После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.
Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.
Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.
Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.
При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.
При проведении занятия руководителю необходимо:
В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).
Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:
вводная, подготовительная, основная и заключительная части.
Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:
Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.
Цель, принципы и задачи ПСП. Её место в системе профессиональной подготовки. ТБ при организации и проведении занятий.
Создан: 2016-06-27 06:27:32
1. Цель, принципы и задачи ПСП.
Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:
Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.
Обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием
Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники, и оборудования при спасении людей и тушении пожаров.
Принципы пожарно-строевой подготовки:
Сознательность обучения достигается разъяснением пожарным значения пожарно-строевой подготовки для повышения их боевого мастерства и физической подготовки.
Активность участников занятия достигается четкой организацией каждого урока, живым и интересным их проведением с использованием разнообразных средств и методов.
Наглядность достигается показом изучаемых упражнений и доходчивым объяснением.
Систематичность обучения обеспечивается правильным распределением учебного материала в течение месяца (года) и регулярным проведением занятий по ПСП.
Последовательность обучения обеспечивается соблюдением принципа постепенного перехода от легких и простых к более сложным и трудным упражнениям.
Прочность приобретенных знаний и навыков обеспечивается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразных условиях.
2. Ее место в системе профессиональной подготовки
Обучение и тренировка личного состава приемам работы с пожарной техникой и оборудованием проводятся на учебных занятиях по ПСП, при решении пожарно-тактических задач и проведении учений.
Разучивание упражнений по спасанию людей, самоспасанию и работе с ПТВ проводится на учебных и спортивных площадках. Тренировка в четкости и быстроте выполнения упражнений по установке пожарных автомобилей на водоисточники и боевому развертыванию, как правило, должна проводиться на зданиях и сооружениях в районе выезда части и на охраняемых объектах.
3. ТБ при организации и проведении занятий
Основным руководящим документом по обеспечению ТБ при выполнении упражнений являются «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ».
С учетом этих правил, а также предписаний настоящего наставления руководитель занятия обязан изложить в плане-конспекте мероприятия по обеспечению безопасности обучающихся при отработке упражнений.
Для создания условий безопасной работы личного состава подразделений ГПС при несении караульной службы, проведении занятий и учений, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ должностные лица органов управления и подразделений ГПС обязаны:
Проводить в установленном порядке инструктаж по выполнению правил по охране труда.
Принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.
Не допускать к несению караульной службы лиц, не прошедших специальное первоначальное обучение и не сдавших зачеты по знанию Правил, а также больных и лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Страховка при выполнении упражнений предусматривает готовность руководителя занятия и страхующих оказать в нужный момент помощь обучающемуся и тем самым исключить возможные травмы.
До проведения занятия, особенно в тех случаях, когда будут отрабатываться упражнения на высотах, следует тщательно инструктировать страховщиков и предусматривать расстановку их в наиболее опасных местах. Необходимо производить также внешний осмотр страхующих приспособлений, взрыхлять предохранительную подушку у учебной башни, проверять исправность вооружения и снаряжения.
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки
Пожарно-строевая подготовка – один из главных компонентов спасательной службы МЧС РФ. Она помогает развить профессионализм, приобрести необходимые качества. С ее помощью подразделение повышает боевую готовность.
Обучение личного состава без нее не обходится. Это нужно помнить всем, желающим посвятить жизнь спасению людей при чрезвычайных ситуациях. Рассмотрим детально компонент, узнаем о целях, задачах.
Что такое ПСП и ТСП
Цели создания дисциплины
ПСП и ТСП при тренировке пожарных – инструмент, повышающий работоспо-собность, сплоченность коллектива. Личный состав становиться профессиональнее, меньше тратит время, выполняя обязанности.
Главная цель – объединение коллектива. Также ПСП и ТСП помогает контролировать дисциплину.
Основные задачи
Подготовка нужна, чтобы курсанты без каких-либо сложностей выполняли действия в будущем во время тушения пожара. Задачи указаны в руководящих документах МЧС России на сайте opozhare.ru.
Это поможет во время реального возгорания справиться с огнем, спасти жизни людей.
Виды подготовки
Здесь предусмотрен комплексный подход.
Занятия проводятся следующего плана:
После завершения этапа выставляются оценки, что стимулирует курсантов повышать мастерство.
Способы проведения
Для спортивных мероприятий курсанты собираются на стадионе. Они соперничают, сдают нормативы. Лекции ведут в аудиториях. Контрольно-проверочные занятия проходят на специально подготовленных полигонах, площадках. Здесь воссоздаются условия схожие с такими, что бывают во время настоящего возгорания.
Обучение по ПСП
Пожарная подготовка состоит из комплекса мероприятий. Они направлены на овладение личным составом необходимыми навыками.
Занятия помогают научиться комплектовать снаряжение. Это необходимо для будущих и тех, кто уже на службе спасателей.
Одежда рядовых, командиров такая: брюки, курточки, рукавицы с крагами. У состава начальников есть плащи. В зимнее время фуфайки, теплые брюки. У водителей – комбинезоны, валенки, полушубки. Снаряжение – каски, пожарный пояс и топор, находящийся в кобуре. Его и одежду укладывают в гараже. Для этого предусмотрены столы-ящики.
Пояс пожарника с карабином, топор требуется складывать вдвое. Пряжку обращают кверху. Куртку с брюками по отдельности.
Верхнюю одежду следует сложить вдоль наизнанку втрое, два раза по талии спиной вверх, подогнув полы к краю скамьи. Брюки необходимо укладывать по швам, после гармошкой 3 р, чтобы передний разрез оказался вверху. У него должны быть отогнуты наружу края. Лямки нужно убрать в складки штанин.
Брюки требуется положить на курточку, пояс окажется на краю скамьи, каску на них. Эмблемой вперед.
Надевание одежды
Это происходит, когда дан сигнал «Тревога». Здесь процедура следующая. Услышав его курсант, находящийся лицом к вещам, должен отодвинуть каску. После двумя руками взять брюки за отвороты, перенести вес на одну ногу в этот момент, сгибая вторую.
Далее носок тянут в штанину. Одевая ее, выпрямляя конечность, руками натягивается следующая. Бретели брюк на плечи. Штаны внизу подворачивают. Теперь повседневную обувь нужно снять и надеть защитную.
Далее в рукава курточки требуется всунуть руки. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через голову к плечам. Конечности разводят по сторонам опуская вниз, просунув в рукава. Карабины требуется застегнуть. Одеть пожарный пояс, зафиксировав на пряжку, а свободный конец хомутом.
Далее каску и затянуть ремень. После этого, лямки брюк на плечи. Карабины на спецодежде, пояс зафиксированы. Ремень шлема на подбородке застегнут. Остальная одежда оправлена.
Эти данные есть в учебнике.
Построение
Процедура выполняется не один раз, а несколько. После командир указывает курсантам место в кабине, где они будут рассаживаться в автомобиле. Далее личный состав тренируется из разных положений занимать его.
Оказание первой медицинской помощи
Во время этой пожарно-спасательной подготовки курсанты обучаются многому. Они узнают, что делать в экстренных ситуациях.
Им объясняют следующее:
После обучения курсантам станет ясно, как оказывать первую медицинскую помощь.
Работа со средствами пожаротушения
В назначения и задачи пожарно-строевой подготовки входит многое. Это комплексная система обучения. А также, существуют определенные нормативы пожарно-строевой подготовки.
Сюда включена работа со средствами:
Конечно, сюда входит огнетушитель. Он применим чаще всего. Курсантов обучают правилам его использования в экстренной ситуации. Они заносят информацию в конспект, чтобы использовать как пособие.
Принципы ПСП и ТСП
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки заключаются в развитии морально-волевых, физических качеств. Она должна проводиться круглый год.
Связь с другими дисциплинами
Без этого невозможно представить обучение. ПСП и ТСП тесно переплетается с пожарной тактикой. Сюда входит физическая, аварийно-спасательная подготовки. Способы и приемы, используемые при вытаскивании людей из очага пламени. Пожарная техника, психология.
Кому и зачем нужна ПСП
Ее применяют для курсантов, студентов ВУЗОВ. Это дисциплинирует, помогает сделать личный состав подготовленным морально. ПСП в пожарной охране необходима для действующих спасателей. Ведь профессия рискованная, требует слаженности, ответственности от сотрудников.
Выводы
Труд пожарного предполагает серьезную дисциплинированность. Уроки по ПСП имеют четкий тактический план. Это не позволяет будущим и уже находящимся на службе пожарным расслабиться. Также на занятиях проверяют, насколько кандидаты компетентны. Ведь от этих людей зависит безопасность граждан.
Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Рекомендации предназначены для личного состава подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, специальных подразделений пожарной охраны.
Использование рекомендаций при организации обучения личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется с учетом особенностей организации службы, регламентируемых законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА
1.1.1. Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.
Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года.
1.1.2. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.
1.1.4. Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.
1.1.5. Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:
создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;
обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного со става;
учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.
1.2. Формы и методы обучения личного состава
1.2.1. К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
1.2.2. В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:
информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
методы закрепления и совершенствования, навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).
1.3. Последовательность обучения
1.3.1. Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа: создание предварительного представления об упражнении; разучивание упражнения; закрепление и совершенствование двигательных навыков.
1.3.2. Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:
знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
демонстрирует приемы и технику их выполнения;
объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий; разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов; разрешает пробные попытки;
информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках; разрешает очередные попытки.
1.3.8. Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий, В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.
При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.
Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.
Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.
1.3.9. Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.
Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.
После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.
1.3.5. Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.
1.3.6. Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.
Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.
1.3.7. При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге.
1.3.8. Личный состав на основных пожарных автомобилях размещается в следующем порядке: на автоцистерне №№ 1, 3, 4, 2 в кабине пожарного расчета, командир отделения рядом с водителем; на насосно-рукавном автомобиле (автонасосе) №№ 1, 3, 7, 2 в кабине пожарного расчета на заднем сиденье, №№ 5, 4, 6 –на переднем, командир отделения рядом с водителем.
1.4. Структура учебного занятия.
1.4.1. Учебное занятие (урок), носящее тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо обеспечить реализацию средств, форм и методов обучения.
1.4.2. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.
Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.
Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.
Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.
В основной части занятия решаются его главные задачи:
развитие психологических и физических качеств обучаемых;
формирование и совершенствование новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой;
овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе отделения, караула, дежурной смены.
На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия. Эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной части занятия.
Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.
1.5. Обязанности должностных лиц при подготовке и проведении учебных занятий
1.5.1. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
1.5.2. В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:
тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
определение цели и задачи учебного занятия;
подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.
1.5.3. При проведении занятия руководителю необходимо:
обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.
1.5.4. В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели н задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).
Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.
Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:
построения группы, расчета, приема рапорта;
проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;
доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;
проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.
Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.
Комплекс физических и специальных упражнений записывается по форме, указанной в табл. 1.