Что не входит в концептуальную основу то сформулированную коменским
Традиционная педагогическая технология, ее методологические основы. Классно-урочная система Я.А. Коменского, концептуальные положения.
Ассоциативная концепция обучения, особенности методики, ее достоинства и недостатки. Игровые технологии: история возникновения и социально-педагогическое значение игры, теории игры, особенности их организации и применения
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде вс его классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
Особенности содержания.Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объёме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
Особенности методики.Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
Методы усвоения знаний основываются на:
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
В составе учебной деятельности ребенка:
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
При этом в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения | Шаблонное построение, однообразие |
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала | o Нерациональное распределение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания |
Организационная четкость | o Учащиеся изолируются от общения друг с другом.o Отсутствие самостоятельности |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя | o Пассивность или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении | Отсутствие индивидуального обучения |
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Каменским. данная теория базируется на следующих принципах:
· всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;
· основной метод – упражнение.
Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость данной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе, согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы.
Цели обучения — подвижная категория, включающая, в зависимости от ряда условий, те или иные составляющие.
В советской педагогике цели обучения формулировались так: формирование системы знаний, овладение основами наук; формирование основ научного мировоззрения; всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение (знаний, умений, навыков) (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рациональнологической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским: научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочность (повторение — мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию); связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний); учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей
ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим.
Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизованно. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в: регламентации деятельности, принудительности обучающихся процедур («школа насилует личность»); централизации контроля; ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: учитель-командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивном воспроизведении.
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка: самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конформизма — «школа уродует личность»).
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам. Требования к оцениванию: индивидуальность контроля, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности («Я-концепция»).
Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.
Традиционная форма обучения — классно-урочная (табл. 15).
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Систематический характер обучения
• Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
Организационная четкость
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
• Отсутствие индивидуального обучения
затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
-учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
-класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня:
-урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
-работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
-учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
-формирование системы знаний, овладение основами наук;
-формирование основ научного мировоззрения;
-всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
-воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
-воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
-научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
-природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
-последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
-доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
-сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
-наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
-связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
-учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
-регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
-ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Методы усвоения знаний основываются на:
-сообщении готовых знаний;
-обучении по образцу;
-индуктивной логике от частного к общему;
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
В составе учебной деятельности ребенка:
-самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
-планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
-итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.
Технологии личностно-ориентированного образования
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
-ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
-технологии свободного воспитания;
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В. С. Библер).
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:
-очеловечить среду, в которой он живет;
-прожить в ребенке свое детство.
Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.