Что не входит в главные идеалы жизни человека по пифагору
Философия Пифагора
Уроженец острова Самос – один из известнейших древнегреческих философов – Пифагор (570-490 гг. до н. э.) был не только великим мыслителем, но и создателем первого в мире научного сообщества. Основанная им в Кротоне философская школа объединяла поддерживавших друг друга единомышленников, занимавшихся наукой и строивших собственные политические теории.
Жизнь Пифагора овеяна множеством легенд, сегодня историкам уже сложно отделить правду от вымысла. Его учение также покрыто многолетними наслоениями из работ его учеников. Ни одной работы самого Пифагора не существует, судить об его идеях учёные могут только по изложениям авторов, живших несколькими веками позднее. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что школа Пифагора была закрытым обществом, державшим большую часть своих концепций в тайне. Информация о содержании пифагорейского учения стала появляться только спустя век после смерти философа.
В целом, в пифагореизме можно выделить три составляющие:
При этом Пифагор дал собственную трактовку термину «философия», подразумевая под ним вечное стремление к непостижимой истине.
Роль числа в философии пифагорейцев
Пифагор считал, что суть первоначала, постижение которого всегда было основным вопросом философии древних, слишком сложно изложить на словах. Поэтому для изучения философских вопросов необходимо пользоваться более наглядными инструментами – числами и геометрическими фигурами. Согласно легендам, Пифагор, как и многие мыслители того времени, долгое время обучался на Востоке, где была высоко развита математическая наука. Однако восточные математики занимались сугубо практическими вопросами, в то время как Пифагор увидел в числах нечто большее и провозгласил: «Всё есть число!». Именно поэтому современные исследователи считают Пифагора основателем теоретической математики.
По мнению Пифагора, всё в мире определяется количественными соотношениями между явлениями и предметами. Число, являясь одновременно и чем-то абстрактным, и материальным, задаёт в мире некий порядок и определяет место каждой вещи. Именно благодаря этому, мир гармоничен и целостен. В пифагореизме число одновременно выступало и первоосновой, и ключевым элементом методологии – ведь именно через него можно описать мир, свойства вещей и даже какие-то нравственные качества.
Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами. Так, например, единица – это начало любой вещи, а двойка – та же вещь, но уже наделённая какими-то качествами. Безусловно, обожествление чисел было напрямую связано с религиозными взглядами Пифагора, почерпнутыми ими на Востоке. Сама идея сакральности чисел не была нова. Их обожествляли древние вавилоняне и ассирийцы. До сих пор особый смысл в те или иные числа или числовые комбинации вкладывают сторонники христианства, ислама и т. д. Однако, несмотря на эти мистическо-религиозные примеси, учение Пифагора было первым шагом в сторону математизации философии и превращения её в строгую науку.
Понятие души в пифагореизме
До Пифагора в греческой философии и религии существовало достаточно архаичное убеждение, что душа человека является жизненной энергией, после смерти попадающей в мрачное царство Аида.
Пифагор переосмыслил учение о душе, сделав его более сложным и многоплановым. Он придерживался мнения, что душа не является единым целым, а включает в себя: ум, рассудок и страсть. Однако в учении Пифагора не сохранилось рассуждений о том, как соотносятся между собой эти части и как они характеризуются.
Зато сохранились его идеи о переселении душ (метемпсихозе). По мнению Пифагора, тело является лишь тюрьмой для души, которая после смерти физического тела находит новое. При этом между двумя перерождениями душа может находиться и в подземном мире. Сам Пифагор якобы утверждал, что провёл в царстве Аида 207 лет. Число инкарнаций может быть бесконечно, но итогом этих процессов должен быть катарсис – очищение, в ходе которого душа понимает свою суть и обретает память о прежних жизнях. Для того чтобы быстрее достичь катарсиса, необходимо заниматься науками и искусством, а также придерживаться аскезы. Подобные занятия возвышали человека над прочими людьми и приближали его к божествам.
Поскольку души могут переселяться не только в человеческие тела, но и в тела животных, Пифагор и его ученики были приверженцами вегетарианства и выступали против кровавых жертвоприношений.
Космогонические теории пифагорейцев
Считается, что именно Пифагор был первым мыслителем, употребившим слово «космос» в современном значении, подразумевая под ним весь окружающий человека мир.
Пифагорейцы учили, что космос это беспредельная пустота, в середине которой находится «огненная единица» (Солнце), порождающая все числа, явления и предметы. Вопреки древней традиции, Пифагор помещал Землю не в центр мира, а на его периферию. Это также дало ему основание выдвинуть теорию о множественности миров.
Сам космос и все небесные тела, включая Землю, имеют шарообразную форму, поскольку из всех геометрических фигур шар наиболее гармоничен. Не располагая точными астрономическими инструментами и основываясь только на интуиции и основах математических знаний, пифагорейцы вывели удивительно точное заключение: все планеты движутся по орбитам, а величина орбит и скорость движения напрямую зависят от размеров небесных тел. Пифагор был первым, кто объяснил смену времён года и суток вращением Земли вокруг своей оси и её движением по орбите.
Этика Пифагора
В философии Пифагора наметилась новая для древнегреческой науки тенденция: отход от натурфилософии и появление первых зачатков философской антропологии. Пифагорейцы уделяли внимание проблемам человека и общества и выработали собственную этическую систему.
Пифагор считал добродетель одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. Включал же он в неё следующее:
Главными пороками человеческой натуры Пифагор считал эгоизм и погоню за сиюминутными удовольствиями. Преодолеть их можно было за счёт развития чувства родства со всеми людьми и общинного начала.
Основой пифагорейской этики была любовь: к прекрасному, к людям, к науке, к собственному телу.
Политические взгляды пифагорейцев
Пифагореизм возник в сложную для Древней Греции эпоху. Во второй половине V в. до н. э. обозначились демократические тенденции развития греческого общества. На протяжении почти всего архаического периода (750-480 гг. до н. э.) Греция состояла из множества царств. Цари и аристократы притесняли простых греков (демос). Часто свободные крестьяне вместе со своими семьями оказывались в долговом рабстве у господина, что, безусловно, подрывало социальную стабильность и было причиной растущих недовольств. Но ближе к концу архаической эпохи начались изменения. Аристократы стали постепенно терять свои ведущие позиции, а на их место стали приходить «незнатные богачи» – представители торгово-ремесленной верхушки. Одновременно начались бунты демоса. В результате этих процессов не только изменилась расстановка сил в обществе, но и возник новый тип государства: на смену царствам пришли автономные города-полисы с республиканской формой правления.
В этой ситуации пифагорейцы оставались убеждёнными консерваторами и считали, что нужно обязательно придерживаться обычаев отцов, даже если они не совершенны. Закон и царская власть даны людям богами, и не во власти смертных существ менять божественный порядок. Только в государстве с сильным правителем возможно процветание. Анархия же является абсолютным злом. Чрезмерная свобода, по мнению пифагорейцев, развращала. Любопытно, что подобный консерватизм в пифагорейской школе уживался вместе с довольно широкими либеральными взглядами. Так, например, в пифагорейский союз принимали женщин, которые имели тот же набор прав, что и мужчины.
Но, несмотря на разгром, идеи пифагорейцев продолжали жить и распространяться. Сторонники учения были многочисленны, они трансформировали учение Пифагора и сделали его базисом для дальнейшего развития древнегреческой философии.
Пифагореизм в философии и действии: пифагоровы штаны во все стороны равны?
Пифагореизм и Пифагор: философия человека и человечности. И это имя, и это понятие пришли к нам из Древней Греции. “Кто такой человек? Неужели это тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достойно ли это звания человека?” — такими вопросами задавался в своих трудах мыслитель и философ Пифагор.
Пифагореизм в качестве религиозно-философского учения
Пифагореизм (или пифагорейство) — направление философско-религиозной мысли, которое появилось еще в VI-IV веках до нашей эры. Но и сегодня люди все чаще обращаются к поискам тех же непреходящих человеческих истин. Хотя многие из них уже были открыты человечеству через тех или иных его проводников и пришли к нам, можно сказать, из глубин самого мироздания.
Принцип пифагореизма во многих своих основах и спустя многие века не утратил в человеческом мире своего значения. Хотя, порою кажется, что в древние времена люди были гораздо ближе к постижению этих самых истин… И сколь бы ни совершенствовался сегодня пресловутый научно-технический прогресс, суть человеческая — с момента ее появления на земле и по сей день, — похоже, остается в своем неизменном виде.
Пифагор
Уроженец греческого острова Самоса, — он как раз и явился одним из тех, кто стал таким проводником определенного свода правил существования в мире homo sapiens и, соответственно, переводчиком этих правил на язык людей.
Родился Пифагор примерно в 580-х — 570-х годах до Рождества Христова в семье резчика по драгоценным камням, купца Мнеcарха: то есть, — был выходцем из торгово-промышленных кругов того времени и отличался ярким умом, гармоничной красотой и невероятной разносторонней одаренностью.
Истоки происхождения пифагореизма
Когда Пифагору было примерно сорок лет, он покинул родную Грецию, и с этого момента начались его путешествия. Начались они с посещения Египта, и далее, — путешествия, можно сказать, основательно входят, в жизненную программу философа, а впечатления от них составляют в дальнейшем основу его жизнеописаний.
Пифагорейское философско-политически-религиозное сообщество греческий мыслитель создал в городке Кротон, в южной Италии. По словам Дикеарха, — здесь он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального.
В результате — законы, советы и предписания Пифагора кротонцы восприняли как божественные заповеди и никогда и ни в чем их не преступали. Всё городское и собственное свое имущество люди объявили общественным. Пифагор же при жизни был причислен к богам, и горожане называли его не по имени, а обращались с нему, употребляя исключительно слово божественный.
Общество пифагорейцев являлось замкнутой организацией его участников, посвященных в некие знания. Им предписывалось строго соблюдать определенные обряды, наставления и аскезы. Все это не подлежало никакого рода огласке.
В момент вступления в союз пифагорейцев, его новые члены проходили определенные испытания, среди которых практиковались такие, как: обет молчания, практика безмолвных размышлений, мистическое постижение смысла учения пифагорейцев «аксуматы».
Надо отметить, что пифагореизм до сих пор считается одним из основных идейных источников христианства.
Принцип и основы пифагореизма
Если говорить кратко, то в истории естествознания и философии это движение отличается своей мистической направленностью, приверженностью к традициям аристократизма и стремлением к постижению окружающего нас мира.
Космологическое учение пифагореизм или пифагорейская школа философии выходит за рамки какой-то единой локальной или фрагментарной теории. В нем наша Вселенная — это космос, осуществивший в себе прекрасный порядок. И весь наш мир — некое упорядоченное целое, подчиняющееся закону гармонии и чисел. Ф илософия Пифагора — это, в большей степени, размышления о том, что представляется самым важным в жизни человека, а также о том — что эту жизнь питает и окружает.
Главным в понимании Бога, природы и человека мыслитель считал необходимость изучать музыку, геометрию и астрономию.
Пифагор не являлся почитателем крайностей
Он был сторонником в большей степни умеренности, нежели любого рода излишеств.
Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души – невежество, из живота – обжорство, из городов – призывы к бунту, из семьи – раздоры.
Не может быть более тяжкого преступления, чем анархия, — считал Пифагор. Однако, избыток добродетели есть тоже порок, — считал мудрец.
Основные эстетические категории космологического учения
Влияние пифагореизма на становление христианского вероучения и формирование догмат, с ним связанных, совершенно не случайно. Первоначальное единство мистической и теологической составляющей этим учением было расширено и представлено как симбиоз науки и религии, чем во многом и объясняется то колоссальное влияние, оказываемое пифагореизмом на умы человечества.
Отдельной темой здесь прослеживалось и попытка философско-математического обоснования религиозного учения о бессмертии души.
Пифагор описывал Божественное начало как некую Монаду: Единое, которое есть Всё. В его представлении Бог — это некий верховный разум, рассредоточенный по всей Вселенной. Именно он и является источником и причиной разума и силы всех вещей.
Тело Бога, по Пифагору, состоит из световой субстанции, а природа Бога — из субстанции истины.
Пифагор и пифагорейцы
Так называемая теорема Пифагора, в широком ее смысле, — кроме перефразированного в наши дни постулата о том, что Пифагоровы штаны во все стороны равны, — заключает в себе еще и глубинную, мы бы отметили, космическую сущность.
Он полагал начала мира, основанные на том, что существует две противоположности: предельное и беспредельное. И оба эти начала гармонически слажены. Иными словами, —
закон мироздания заключается в существовании мировой гармонии. И это есть основная истина.
История пифагорейской школы
Ее можно разделить на два этапа: ранний пифагореизм — с момента основания до выступления Филолая (около 530-430 гг до н.э.) и ее поздний этап, вплоть до исчезновения школы, что произошло около 430-330 гг до н.э.
В работе пифагорейского сообщества участвовало в общей сложности двести восемнадцать человек. Некоторые из них изучали науку, медицину и философию (философский союз пифагорейцев). Одним из результатов их исследований является также пифагорейское учение о метемпсихозе (переселении душ). Большинство же пифагорейцев просто являлись сторонниками и приверженцами проповедуемого Пифагором образа жизни.
Мы не будем здесь подробно перечислять все их имена — сегодня они уже не являются тайной. Но стоит, по-видимому, перечислить некоторые основные понятия, ими сформулированные.
Так, участниками школы была создана специальная таблица, которая включала в себя десять разного рода противоположностей:
Говоря о сторонниках и последователях пифагореизма, стоит отметить, кроме прочих, такие известные имена как Гераклит и
Нумений из Апамеи
Этот греческий философ-неопифагореец посвятил свои исследования взаимосвязи учений Пифагора, Сократа и Платона.
Необходимо, чтобы человек, удалившись от чувственных вещей, вошел бы в сокровенное единение с Благом, один на один, там, где нет ни человека, ни любого другого существа, ни тела, ни малого, ни большого, но где есть завораживающая сладость одиночества неописуемого; там и есть обитель Блага, его тенеты и его сияние, Благо само в покое и умиротворении… И, если кто-то, затянутый вещами чувственными, живя удовольствиями, воображает достичь Блага, то не ведает он ошибки своей.
Музыка как основа эстетических взглядов пифагорейцев
Несмотря на то, что красота как свойство мира видимого была для греков очевидна и очень важна, большее влияние на их философию оказывала, тем не менее, не живопись или какое-то иного рода изобразительное искусство, а именно музыка. Вследствие ее глубокого изучения, пифагорейцы пришли к выводу, что
суть красоты есть определенная пропорция, мера и число.
И, с другой стороны, музыка, кроме того, что вся она состоит из определенных звуковых пропорций, обладает еще и невероятной силой, способной воздействовать на человеческую душу. И движение, и звук родственны природе человеческих чувств. А чувства, как известно, и есть самая могучая сила воздействия на людей.
Таким образом, для Пифагора и его сторонников было очевидно, что воздействие на душу посредством музыки — вещь очень серьезная. Так, хорошая музыка может нашу душу улучшить, плохая же, наоборот: нанести ей непоправимый вред, развращая ее, а через нее — лишая Божественного начала и самого человека.
Воздействие на людей посредством музыкального искусства у греков называлось психогатией (управление душами). Пифагорейцы делали особый акцент на том, что в обществе важно использовать только хорошую музыку — и это должно быть законом. Ибо всякий, в этом отношении, музыкальный произвол чреват непредсказуемыми последствиями: ведь на карту поставлено психическое и нравственное здоровье нации.
Источником таких взглядов для пифагорейцев было не только собственно древнегреческое искусство, но и элементы религиозных орфических верований.
Пифагорейская философия чисел
Мифология числа в древней Греции обожествлялась. Особо священными считались семерка, десятка, единица и некоторые другие числа. Существовал даже особый трактат об абсолютизации чисел и, в частности, об уникальном смысле и значении семерки.
Всё в нашем мире семерично, — считал Пифагор, так как число это, — полагал он, — божественного характера и является мироправящим. Именно эта цифра объединила в себе такие понятия как судьба и kairos (критическое время). Единица в целом ассоциировалась у греков с единением.
Надо сказать, погрузившись в мир наук — математики, геометрии, гармоники и математических измерений, ученики Пифагора под его началом и здесь сделали немало открытий. Ими была создана арифмология, своего рода, мистическая математика, не говоря уже об открытиях в области арифметики, геометрии и астрономии.
Чистая философия Пифагора в действии
Многие убеждения Пифагора — а озвучил он их еще до нашей эры — не утратили свою актуальность и сегодня. Чего стоят одни лишь современные диеты… А ведь философ считал еще тогда, что мясная пища, например, ухудшает умственные способности… (Может, Древний Рим не устоял перед натиском времени еще и по этой причине. ) — впрочем, эта мысль — всего лишь мое лирическое отступление, не претендующее на историческую достоверность.
Чтобы приготовить питье, им использовались огуречные семена, изюм, кориандр, семена мальвы, тертый сыр, масло и молоко с диким медом. Этот рецепт, как считал Пифагор, получил Геркулес, во время своего скитания по ливийской пустыне, от самой богини Цереры…
Особенности философии Пифагора
Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости». Его знают как философа, математика, мистика, политического деятеля и основателя религиозно-политического течения – пифагореизма. Имя мыслителя переводится как «убеждающий речью», и он в полной мере оправдал это, собрав множество преданных учеников и основав собственную школу. Философия Пифагора многогранна и представляет большой интерес.
Биография
Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.
Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.
С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.
Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.
Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.
Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.
В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.
Пифагорейский союз
Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.
Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.
Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:
Добиваться в жизни следовало только трех вещей:
Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:
В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.
Философия Пифагора
Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. Главная идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.
Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.
Пифагорейская философия базируется на двух столпах:
Учение также выделяет категорию двух противоположностей:
Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:
На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.
В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.
Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа. В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело. Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.
Пифагорейское учение о числах
Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.
Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах. Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью. Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.
Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.
Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.
Гармония в пифагорейской философии
Представления Пифагора о гармонии находятся в неразрывной связи с учением о числах. Гармонию он видит в делении всего сущего на четное и нечетное. Первое является неограниченным, а второе –ограниченным. Деление начинается с числа «два», а «три» символизирует примирение противоположностей.
Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств. Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов. Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.
Пифагорейское учение о вселенной
Пифагор стал первым, кто ввел слово «космос» в употребление, чтобы обозначить мироздание. Последнему, по мнению философа, были свойственны упорядоченность и симметрия, из которых проистекала красота. Он учил последователей тому, что познать красоту Вселенной дано лишь тем, кто держит в порядке свой собственный макрокосмос, являясь гармоничным человеком и ведя правильную жизнь.
Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.
По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.
Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.
Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.
Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.
Гармония сфер
Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.
Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».
Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.
Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.
Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.
Пифагорейское учение о переселении душ
Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.
При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.
Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.
Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.
Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.
Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.
Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.