Что не устраивает в школе родителей
За что благодарят и за что ругают современную школу родители школьников?
Педсовет
24 апреля 2017 • 19:25
Педсовет собрал мнения родителей школьников о современной школе. В процессе разговоров стало понятно, что всё и все разные: и школы, и родители, и мнения.
Жаль, что нас, родителей, в школе не любят
Маргарита, г. Новочеркасск: «В принципе, всё в школе сына меня устраивает. И учителя хорошие, и нагрузка посильная, и атмосфера в школе доброжелательная по отношению к детям. Вот только жаль, что нас, родителей, в школе не любят. Сначала на родительских собраниях говорят, что родители – полноправные участники образовательного процесса, а потом, когда я, как участник, хочу поприсутствовать на уроке своего сына, меня не пускают, мол, нечего родителям делать на уроке. Ну и какой я полноправный участник после этого?»
Тимур, г. Советск: «Надоело платить! Вот как повелось с первого класса, так и не прекращается. Ребенок уже в 7-ом, а мы все платим и платим. То на рабочие тетради и учебники, то на ремонт, то на растения в кабинет, то на компьютер для учителя, то еще на что-нибудь! А теперь пришлось еще и репетитора нанимать, потому что оказалось, что в школе математика преподается так, что ребенок, имея «четыре» и «пять» в дробях еще толком не разобрался. Говорит, что на контрольных учитель просит задавать вопросы, если что непонятно, и помогает всем решать. Ну и что? Математика по нулям к концу седьмого класса. Честно говоря, мы не были готовы к тому, что обучение ребенка в государственной школе – это так дорого».
Это не школа виновата
Помимо этого, достали уже постоянными конкурсами. Учителя нам говорят: «Мы тоже устали, но от нас требуют, чтобы мы предоставляли участников. Мы ничего сделать не можем». И получается, что мы тоже не можем, мы не хотим подводить учителей. Недавно всей семьей неделю делали проект на конкурс. Почему всей семьей? Потому что цветной принтер только у мужа на работе, ребенок текст набирать еще толком не умеет, пришлось мне печатать. А там объем – 30 страниц. Ну вот кому это надо? Если бы ребенок хотел – тогда другое дело. Но они в классе договорились, что будут по очереди отдуваться по всем этим конкурсам. Вот сейчас наша очередь. Поехал ребенок с учителем на сам конкурс, на защиту проекта. После уроков, естественно. А там члены жюри в пробке застряли, и вся эта толпа уставших детей почти 2 часа ждала, когда жюри доедет. Это только дети могут в толкучке в метро ездить, членам жюри, видимо, это не по чину, им только в машине надо.
Ну а третья претензия – это питание. В школе кормят какими-то отбросами. Когда ребенок стал говорить, что не может есть школьную еду, я думала, придумывает. А потом он несколько раз сфотографировал телефоном свой обед – это и вправду есть нельзя: какая-то склизская серая масса на тарелке. Но мы понимаем, что это не школа виновата. Это те, кто выше сидят в теплых креслах».
Я уже сыта школьной жизнью
Елена, г. Санкт-Петербург: «У меня еще мало опыта взаимодействия со школой, дочь первый класс заканчивает. Но я уже сыта школьной жизнью. У меня, да и не только у меня, создалось впечатление, что школьная программа рассчитана на обучение детей вместе с родителями. Постоянные задания типа «Вместе с родителями подготовь рассказ о морских животных» или «С мамой или бабушкой сделай выкройку платья для любимой куклы». И это постоянно! Я много работаю. Я не отказываюсь уделять время ребенку, но я бы с огромным удовольствием вечером сходила бы вместе с ребенком в бассейн, в парк или просто повалялась бы на диване и поговорила. Но на бассейн и разговоры нет времени: у нас доклады, поделки, презентации, сказки и чего только нам не задают! Понятно, что ребенок в 7 лет сам все это не осилит. Так, может быть, задавать задания, которые ребенок может сделать сам, без помощи всей семьи?»
А плохая школа или хорошая – это все равно
Нина, д. Новосёлка: «А что школа? Есть – и хорошо. У нас в деревне раньше тоже была своя школа, но ее закрыли как раз в тот год, когда Лешке надо было идти. Так что ездит в соседнюю деревню. Только остановка далеко, и автобус то ходит, то не ходит. Ну ничего, выучится. Вон в мае можно будет напрямки ходить безо всяких автобусов. Полчаса лугами и он в школе. Только подсохнет всё, и будет ходить. Так что учится – ну и хорошо, ну и правильно. А плохая школа или хорошая – это все равно, главное, чтобы учили в ней. Даже, если плохая, это лучше, пусть с детства привыкает к тому, какая жизнь бывает».
Это во мне мужская солидарность говорит
Игорь, г. Москва: «Я всем доволен. В смысле, школой, в которой Катя учится. Но жена нервничает. Что-то там с классным руководителем не складывается. Жена в родительском комитете класса, они там даже заявление директору будут писать, чтобы классного руководителя заменили. Потому что в классе 21 девочка, а классный руководитель – молодой мужчина. Я его видел, нормальный парень, да и Катя о нем очень хорошо говорит. Но мамочки наши недовольны, говорят, что пока дети маленькие, это еще ничего, а вот будут в 8-ом классе и начнутся проблемы. Короче, боятся педофилии. А я так думаю: если есть какие-то основания подозревать мужика, то тогда и пишите заявление. А, если оснований нет, то это клевета и оскорбление получается. Но жена на меня только рукой машет, говорит, что это во мне мужская солидарность говорит. Но я еще с ней поспорю».
В нашей школе есть удивительные учителя
Кристина, г. Чебоксары: «Конечно, школе спасибо большое. Все-таки это очень важно – получить образование. Но еще важно – не превратиться в процессе в инвалида или неврастеника. В нашей школе есть удивительные учителя. У некоторых еще я училась и с тех пор им благодарна. Но есть и те, кому сказать «спасибо» язык не поворачивается. Потому что кричат на детей. Нет, даже не кричат – орут! Дарина моя – девочка мягкая, стеснительная. У нас в семье вообще не принято голос повышать. Так она иногда приходит из школы и плачет. И по ночам от кошмаров просыпается, говорит, опять приснилось, что она забыла тетрадку, и на нее учительница орала. Мне кажется, таким нельзя в школе работать. Я все понимаю: и про то, что работа это тяжелая, и про то, что зарплаты маленькие, но ведь есть учителя (и их все-таки больше), которым не надо кричать на детей, чтобы их услышали и послушались. Я для себя решила, если еще раз Даринка пожалуется, что ее оборали, я пойду к директору. Хотя я сама скандалить не умею, но дочь защищать буду».
Я – всегда на стороне школы!
Татьяна, г. Тверь: «Да что тут думать?! Конечно, благодарна школе. У меня старший уже выучился, уже зарабатывает сам. Средний в этом году выпускается. Младшая третий класс заканчивает. Конечно, по-разному бывало и бывает, иногда и не согласна с тем, что учитель говорит, и к программе вопросы есть. Но все равно, бесплатное среднее образование – это огромное благо. И слава Богу, что до сих пор в школах учителя работают, не разбежались по бизнесам, как им тут премьер советовал. А то, что вопросы и непонимания бывают, так это нормально. Все же – живые люди. И учителя могут ошибаться, и родители. Главное, что потом на Последнем звонке все плачут: и дети, и родители, и учителя. Значит, школьные годы не зря прошли, если всем расставаться тяжело. Короче, я – всегда на стороне школы!»
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Почему учеба в школе превращается в кошмар для родителей
Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.
Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Допустим, воспитание системного «надо» было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.
Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.
Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.
Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?
В тетради ребенка много помарок?
Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?
Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». 4. Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)». 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.