Что не удалось большевикам в области культуры

1. Политика партии большевиков в области культуры

1. Политика партии большевиков в области культуры

1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.

1.2. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. – создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.

1.3. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР.

1.4. Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.

В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,

Гимн партии Большевиков

Гимн партии Большевиков Приятный бонус для читателей: песня, которая несколько раз менялась по своему содержанию. Попробуйте петь на мотив Гимна СССР или России (разницы в музыке нет).Гимн партии Большевиков Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Страны

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

Политика нацистов в области культуры

Политика нацистов в области культуры Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также

§ 5. Реформы в области культуры

§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в

6. VI съезд партии большевиков

6. VI съезд партии большевиков В четвертом разделе VII главы Истории КПСС говорится о VI съезде большевистской партии, который состоялся между 26 июля и 3 августа 1917 г. Новый учебник истории КПСС устраняет «культ личности» Сталина, который был навязан составителям «Краткого

Культуры, области, регионы и модели заселения

Культуры, области, регионы и модели заселения Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

4. Украинизация в области культуры

4. Украинизация в области культуры Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ Конец двоевластия. Империалистическая политика Временного правительства вызывала все большее возмущение народных масс. 3–4 июля рабочие, революционные солдаты и матросы Петрограда вышли на улицы столицы с

2. Задачи большевиков в партии

2. Задачи большевиков в партии В эпоху решительного торжества контрреволюции, последовавшую за разгоном II Думы, всей партийной деятельности силой вещей была предписана задача: наперекор усилиям реакции и при глубоком упадке классовой пролетарской борьбы сохранить

Источник

Культурная революция в СССР: от сохи к научным прорывам

Захватив власть и отстояв ее в гражданской войне и противодействии интервенции, большевики должны были решать экономические проблемы страны. Важнее всего было восстановить и модернизировать промышленность – этого требовала неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. Но для такой работы нужны были грамотные специалисты, а значительная часть старых кадров эмигрировала и была настроена антисоветски.

Нужно было также закреплять в сознании масс коммунистическую идеологию и новые системы ценностей, менять общественное сознание. Для этого требовалась хорошо работающая система образования и развитая культурная сфера, работающая под определенный заказ. С целью получения всего этого советским руководством и был реализован целый комплекс мер, известных под общим названием культурной революции. Этот термин обычно относят к периоду от победы Октября и до начала Великой Отечественной.

Культурные проблемы России и задачи культурной революции

Хотя имперский период российской истории дал миру множество настоящих художественных шедевров и ценнейших научных открытий, в целом уровень культуры среднего россиянина нельзя было назвать высоким. Существовало огромное неравенство, различие в культурном уровне между представителями правящих классов и низшими слоями. При этом и многие деятели культуры принадлежали к правящему классу, и в этом качестве восприняли революцию негативно. Соответственно, Советская власть должна была решать как проблему низкого культурного уровня масс, так и вопрос нехватки тех, кто способен культуру массам нести.

Основные культурные проблемы после революции

Российское население перед революцией в массе своей имело очень низкий образовательный уровень. Хотя престижные учебные заведения империи давали замечательную подготовку, учиться в них могли немногие. Перепись 1920 года показала, что в РСФСР почти 60% населения от 8 лет и старше являются неграмотными и малограмотными (то есть читают отдельные слова по слогам и не умеют писать). В национальных регионах ситуация была еще хуже.

До революции в стране хватало технических, научных и педагогических кадров для имевшихся тогда запросов. Но после революции возник острый кадровый дефицит. Часть старой интеллигенции либо погибла, либо враждебно восприняла революцию и эмигрировала. Советская власть (не без некоторых оснований) не доверяла и многим из тех, кто остался в России. Однако для руководства предприятиями, инженерных работ, грамотного ведения пропаганды и повышения образовательного уровня масс требовались квалифицированные кадры.

Новому хозяйству нужны были также специалисты в тех областях, которых в России до революции не было или почти не было. Для усиления обороноспособности приходилось осваивать новые отрасли (к примеру, в России до революции фактически не было химической промышленности) и новые технологии. Соответственно, надо было готовить своих специалистов, и готовить «с нуля».

Что не удалось большевикам в области культуры

Наконец, в культурной сфере остались составляющие, непригодные для новых идеологических реалий (религия, идеалистическая философия, «элитное» и декадентское искусство). Им требовалась замена, а значит, возникала проблема людей, которые смогут создать нужный культурный продукт.

Задачи культурной революции

Сказанное позволяет понять, какие задачи стояли перед культурной революцией. Масштаб этих задач впечатляет.

Советская власть сумела полностью или хотя бы частично выполнить все эти задачи. Это способствовало огромному культурному прогрессу СССР, стремительному росту культурного уровня его граждан. Однако советская культурная политика способствовала и идеологизации культуры, сужению ее возможностей.

Создание советской системы образования

Образование, подготовка кадров выступали первоочередной задачей культурной революции. И уже в этот период были сформированы основы советской образовательной системы, до сих пор считающейся одной из лучших в мире.

Кампания по ликвидации неграмотности

Низкий уровень грамотности взрослого населения был главной проблемой – кадры для углубленной подготовки просто не из кого было набирать. Неграмотные работники не годились для сколько-нибудь сложных производственных операций. Поэтому ликвидация неграмотности взрослых и обеспечение всеобщего обучения грамоте детей были самой важной культурной задачей.

Что не удалось большевикам в области культуры

Обучение взрослых начало внедряться еще во время гражданской войны. Им занимались комиссары и комсомольские лидеры в частях Красной армии, грамотные сотрудники на предприятиях. В 1919 году был принят соответствующий декрет, а на следующий год создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Но массовым явление тогда не стало.

Но после окончания войны вопросу стали уделять куда больше внимания. Для обучения взрослых задействовали кого только можно: коммунистов и комсомольцев, имевших хотя бы начальное образование, студентов, даже школьников. Нередкими были случаи, когда 12-летний пионер обучал группу взрослых рабочих или крестьян.

Поскольку уровень большинства таких «учителей» был невысок, качество обучения тоже было низким. Однако правительством и не ставилось задачи дать взрослому населению заметный уровень образования. Цель была: научить бегло читать и самостоятельно писать (не переписывать) текст с удобоваримым количеством ошибок. Но зато учить намеревались всех, и бесплатно.

Предприятия и организации предоставляли разные льготы учащимся курсов ликвидации безграмотности (ликбеза) – этого требовали нормативные акты. Им сокращали рабочий день, обеспечивали удобный для обучения режим работы. Желающие взрослые ученики могли учиться и дальше – для них существовали вечерние школы. Многих коммунистов и комсомольцев направляли для дальнейшего обучения «по партийному поручению».

Переход ко всеобщему образованию

Одновременно решался вопрос всеобщего обучения детей. Изначально речь шла только об обязательном начальном образовании для тех, кому от 7 до 14 лет. С ходом времени и налаживанием ситуации в стране подход менялся: сперва обязательный уровень подняли с 3 до 4 лет, а в 1937-м году обязательным для детей стало 7-летнее образование.

Что не удалось большевикам в области культуры

Развивалось обучение на национальных языках. Для некоторых языков, ранее не имевших письменности, были созданы алфавиты. В национальных республиках проводилась (1920-е годы) политика коренизации, в рамках которой изучались родные язык, литература, история.

Среднее образование до войны (и первые годы после) было платным. Среди школ (особенно сельских) преобладали начальные и 7-летки. Однако школьника могли освободить от оплаты: за отличную учебу, активную общественную позицию или какие-то заслуги родителей. Успевающих сельских учеников принимали в городские средние школы, и нередко государство помогало им с жильем.

Большим достижением советской системы образования периода культурной революции стала стандартизация школьных программ. Во всех школах страны учили одно и то же в одно время по одинаковым учебникам. Это позволяло детям из разных регионов на равных переходить на более высокие ступени обучения. В школах установили строгую дисциплину и ежегодные экзамены для оценивания знаний. Неуспевающих оставляли на второй год, и это считалось позором.

Поскольку в стране не хватало школ, первое время занятия проводились в неприспособленных помещениях (часто для этой цели занималась церковь), но далее государство начало массовое школьное строительство. Только за 1933-1937 гг. в СССР ввели в эксплуатацию 20 тыс. новых школ.

В качестве дополнительного метода обучения гражданам предлагались разнообразные популярные лекции. Их посещали и взрослые, и дети более старшего возраста. Лекторы выступали в домах культуры, в школах, на предприятиях, в партийных, комсомольских и пионерских организациях. В больших количествах открывались библиотеки и так называемые избы-читальни, где, в числе прочего, проводились коллективные чтения.

Что не удалось большевикам в области культуры

Высшее образование

В этой сфере культурная революция состояла в обеспечении доступа к высшему образованию лицам пролетарского происхождения, обеспечения идейной составляющей и расширения круга специальностей, важных для экономики. Следовало не только восстановить убыль специалистов в результате революции и войны, но и увеличить их число.

Для увеличения числа студентов открывались рабочие факультеты (рабфаки). Там за короткое время молодых людей рабоче-крестьянского происхождения подготавливали к обучению в вузе. Это не было полноценным средним образованием (ибо изучались не все предметы), но уровень абитуриентов заметно повышался. На рабфак можно было поступить с любым начальным уровнем подготовки. Обычно туда рекомендовала партийная или советская организация.

Открывались новые учебные заведения, преимущественно технические и педагогические. Появились и сельскохозяйственные специальности. Если в 1928 году в стране было 170 тыс. студентов, то к 1940-му их стало более 800 тыс. Для занятия руководящего поста уже недостаточно было революционного прошлого и рабоче-крестьянского происхождения – требовалось профильное образование. Действующие руководители, не имевшие образования, почти принудительно (в рамках партийной дисциплины) направлялись на обучение.

Для пополнения преподавательского состава был создан Институт Красной профессуры (да, его работа была довольно сильно идеологизирована, но все равно это заведение поспособствовало научной карьере многих специалистов области общественных наук). Власть старалась сохранять и старые кадры, улучшая условия жизни преподавателей вузов и ученых, предоставляя им различные льготы. Работа сразу же предоставлялась и тем, кто изъявлял желание вернуться из эмиграции.

Особенности развития науки

Культурная революция в науке характеризуется двумя особенностями: подчинением естественного и технического сектора нуждам экономики и обороны и идеологизацией общественных дисциплин. Хотя эти факторы действительно тормозили научный прогресс, само внимание к ним властей было вполне понятно в существовавших тогда условиях.

Военная угроза существованию советского строя – не пропагандистская выдумка. СССР действительно воспринимался в мире негативно, и прочие государства планировали его силовое уничтожение. Восстановление и развитие промышленности было невозможно без исследований ресурсных возможностей и разработки новых технологий. Идеологически же большевики действовали аналогично прочим политическим силам – стремились максимально распространить собственную идеологию и дискредитировать оппозицию, используя админресурс.

Что не удалось большевикам в области культуры

Создавались научные комиссии, в компетенцию которых входило утверждать коллективам и отдельным ученым темы для разработки. Если тема признавалась «неактуальной», ее не утверждали, и специалисты лишались возможности заниматься ею. Общественный сектор должен был опираться в своей работе на философию марксизма-ленинизма. Все религиозные дисциплины были исключены из сферы образования и философии, еще в 1918 году был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Атеизм был объявлен государственной идеологией.

От работы отстранялись, а иногда и изгонялись из страны представители интеллигенции, несогласные с таким подходом. Уже в начале 1920-х годов из РСФСР выслали примерно 200 представителей интеллигенции – в основном философов и юристов (справедливости ради, они все действительно были настроены к Советам враждебно, хотя не обязательно делали эту враждебность практикой).

В 30-е годы распространение получили также закрытые исследовательские и конструкторские центры – так называемые «шарашки». Работали в них не только осужденные, но и свободные специалисты. Условия проживания и труда были хорошими, но работа очень интенсивной, и права работников существенно ограничивались – они оказывались фактически на казарменном положении. Свободный ученый или конструктор не мог отказаться от назначения в «шарашку» (хотя мог быть уверен, что его семья в этот период будет получать хорошее содержание).

Что не удалось большевикам в области культуры

Культурная революция и искусство

По мнению большевистских руководителей, искусство также должно было играть важную роль в пропаганде. Соответственно, ограничивалось количество допустимых для отображения тем, и раскрываться они должны были в строго определенном ключе.

Доминирующим стилем был объявлен социалистический реализм, рассматривающий действительность через призму революционной борьбы и классовых интересов. Он был известен и до Октябрьской революции (создателем социалистического реализма считается участник Парижской Коммуны писатель Жюль Валлес, умерший в 1882 году), но только в СССР стал фактически обязательным. Тем не менее, в рамках социалистического реализма было создано множество истинно великих произведений искусства.

Сообразно с высказыванием Ленина «искусство принадлежит народу» отбрасывались сложные формы произведений, использование малопонятных аллегорий и умозрительных сюжетов. Это не значит, что советским писателям или художникам запрещали раскрывать в произведениях сложные темы и затрагивать глобальные проблемы. Но делать это следовало в простых, понятных даже не слишком образованным людям, словах и формах. «Искания» Серебряного века и футуризм первых послереволюционных лет были прекращены.

Что не удалось большевикам в области культуры

В 1920-х годах при обращении к историческим темам следовало изображать прошлую действительность исключительно в мрачных тонах (за исключением народного и революционного движения). В 1930-е годы подход поменялся – теперь следовало в основном положительно оценивать тех деятелей, кто стремился к реформам или отличился в защите России от внешнего врага. Так в числе популярных в советском искусстве личностей появились Петр Великий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов и даже Иван Грозный.

Итоги и значение культурной революции

Несмотря на идеологические перегибы, культурная революция в СССР обеспечила стране огромный прорыв в сферах науки и образования. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране (то есть с учетом Дальнего Востока, Крайнего Севера, Средней Азии…). Не охваченных школьным образованием детей фактически не осталось.

Советским гражданам был обеспечен хороший доступ к высшему образованию. Хотя вопрос происхождения или какие-то провинности родственников могли помешать абитуриенту, все же эти факторы срабатывали не так уж часто. А унификация школьных программ по всей стране открывала способным молодым людям из глубинки дорогу к быстрому социальному росту и получению через образование хороших должностей. Появились специалисты новых направлений: агрономы, инженеры-химики, авиаконструкторы.

Что не удалось большевикам в области культуры

Наука жестко подчинялась идеологии и потребностям экономики и обороны. Однако это не помешало сделать немало полезных открытий и изобретений. Разработки советских конструкторов1930-х годов сыграли большую роль в разгроме гитлеризма, а результаты исследований Арктики и природных богатств Сибири используются и сейчас. Идеологическое давление действительно обеднило философию и общественные науки; хуже всего было то, что идейная оппозиционность могла стать причиной для уголовного преследования.

Подчинение социалистическому реализму осложняло работу деятелям искусства. Однако и в этих рамках было создано немало произведений, признанных шедеврами на международном уровне. Требование делать произведение понятным, излагать сложные вещи простыми методами вынуждало советских деятелей искусства «подтягивать» потребителя культурного продукта до своего уровня, развивать его.

В целом оценки культурной революции и сейчас являются в основном положительными. Хотя в способах ее проведения было много сомнительного, но эти недостатки компенсируются явным успехом в повышении общего культурного уровня и образованности.

Источник

Что не удалось большевикам в области культурыim_werden

Амин Рамин

Цели большевиков в области культуры заключались прежде всего в уничтожении основ духовной деятельности и цивилизационной идентичности страны. Россия должна была прекратить существование как культурный субъект, что само по себе представляло главнейший пункт «окончательного решения русского вопроса», задуманного большевиками.

На месте русского народа и российской цивилизации надлежало возникнуть механизированному и атомизированному субстрату, составленному из обезличенных винтиков.

Как известно, основу подхода коммунистов к религии составлял крайний атеизм. И если на Западе богоборчество медленно разлагало нравственную ткань наций, то в России сразу же «возвысилось» до степени озверения, гнусного хамства и скотства, направляемого то Троцким, то Губельманом-«Ярославским», главой «Союза безбожников», названного С. Булгаковым «самым смрадным и нахальным явлением всего большевизма». Прежде разрушались религии, совершались акты осквернения и святотатства, но никогда еще все это не доходило до степени государственного атеизма, на утверждение которого была брошена вся мощь тоталитарной административно-репрессивной машины, вплоть до абсурдного запрета писать слово Бог с заглавной буквы, не говоря о физическом искоренении всех активных носителей религиозного сознания. И. Бунин назвал ненависть Ленина к религии «совершенно патологической». Во всем этом было что-то настолько неприкрыто дьявольское, что даже неверующий должен будет признать существование темной руки, направлявшей волю этих людей. Пришествие большевизма означало, что история как таковая закончилась и наступила эпоха постистории, в которой действуют уже не люди, а демоны в человеческом обличии.

Повторяю, что речь шла о совершенно беспрецедентном явлении. Это было не просто отрицание веры, не холодная насмешка Вольтера (впрочем, не забывавшего добавить свое «если бы Бога не было…»), не рационализм «просветителей», не размытый пантезм «неоязычества» и не мещанское равнодушие, но озлобленное, страстное, с пеной у рта и ружьем в руке насаждаемое богоборчество. К этому добавилось систематическое, кощунство, насаждаемое «сверху» как целенаправленная политика. Ленин плевал на христианский крест, «губельманы» организовывали антирелигиозные демонстрации. Все это не было и не могло быть «русским», но, тем не менее, накладывалось на стихию русского безудержа и пугачевщины.

Все сказанное относится не только к религии, но и к культуре как таковой. И если Н. Гумилев говорил, что в XX веке гунны воскресли и приняли облик большевиков, то он был вполне прав, с той лишь разницей, что большевики, в отличие от гуннов, производили не бессмысленное и стихийное, а запланированное и осознанное разрушение культуры, являвшееся частью циклопических планов по порабощению и «перестройке» человечества.

На все, что относилось к русской культуре и «русскому» вообще, было вылито столько помоев, сколько, наверное, не видел на один народ мира. Достоевский был запрещен, книги позднего Толстого торжественно сожжены, Пушкин исключен из школьных программ. Национальные праздники отменены, национальные герои оплеваны, национальная история стерта из памяти молодого поколения. Русские исторические школы подвергнуты разгрому, их лидеры расстреляны. Исторические факультеты закрыты, преподавание русской истории исключено из школьных программ. Русский язык неимоверно опошлен: его заменила невразумительная «уткоречь», составленная из «абырвалгов» и «москвошвей».

И. Бунин приводит заметку из большевистской газеты: «Весело и радостно в клубе имени товарища Троцкого. Большой зал бывшего Гарнизонного Собрания, где раньше ютилась свора генералов, сейчас переполнен красноармейцами. Особенно удачен был последний концерт. Сначала исполнен был “Интернационал”, затем товарищ Кронкарди, вызывая интерес и удовольствие слушателей, подражал лаю собаки, визгу цыпленка, пению соловья и других животных, вплоть до пресловутой свиньи. ». Бунин говорит, что «сам дьявол не придумал бы такого»: «пение свиньи» после исполнения «Интернационала»! Но это и было той «новой культурой», которую предложили большевики России.

Сразу же после захвата власти они приступают к планомерному уничтожению культурной элиты страны – всего того, что было в ней сознательного, мыслящего и образованного. Ленин специально выделял эту задачу в качестве важнейшей. Для данной цель («окончательное решение русского вопроса») использовались все средства, какие только могла изобрести фантазия изуверов, вооруженных репрессивной машиной современного государства. Прежде всего, использовались, конечно, расстрелы, бессудные казни, затем – гонения, изгнание за пределы страны, создание невыносимых условий существования и, наконец, разгром институциональных основ культуры.

После Гражданской войны русская эмиграция насчитывала от 2 до 2,5 миллионов человек. Это были лучшие люди России, квинтэссенция, «вытяжка», весь образованный высококультурный слой, выросший на дрожжах петербургского периода. Вместе с этими людьми наследие петровского периода оказалось вырвано с корнем. Русская культура, давшая миру Толстого и Достоевского, прекратила свое существование.

Ни одна страна, ни один народ не знали такой культурной катастрофы, разразившейся столь быстро и насильственно. Ее последствия не сглажены до сих пор, если они вообще могут быть «сглажены». России в культурном смысле после падения коммунизма пришлось начинать практически с нуля. Когда осенью 1922 г. очередные пароходы с русской интеллигенцией причалили к берегам Германии, М. Осоргин сказал, что это – «единственный товар, который нынешнее русское правительство поставляет Европе обильно и бесплатно: хранителей культурных заветов России».

Уничтожение культуры осуществлялось под маской марксистской идеологии, которая с самого начала создавалась для этих целей. Культура, говорит Маркс, есть всего лишь «надстройка» над экономическими отношениями – суррогат, которым прикрывает себя «классовое господство». Но тем самым отрицалась сама культура как таковая, после чего ее не жалко было уничтожать. Цель Маркса, как и всей клики его последователей, включая в первую очередь большевиков, состояла не в чем ином, как в элиминации местных культурных элит как одного из главных препятствий для осуществления их планов по завоеванию мирового господства. Для этого надо было расколоть автохтонные общества, натравить на творческие элиты невежественные массы, посредством наглой демагогии разжигая «классовые» инстинкты этих последних.

На Западе это не могло получиться из-за сложной организации социума, составленного из многочисленных «ячеек» и «переходных сословий», не позволяющих столь же легко противопоставить интеллигенцию грубой «массе», как это удалось в России. У нас же общество уже было разорванным, и между народом и тонким слоем интеллигенции не существовало никаких посредствующих звеньев; к тому же сам «народ» находился на страшно отсталом культурно-образовательном уровне. Воспользовавшись трагической ситуацией кризиса политической системы, кучка политических маньяков, писак и биржевых дельцов сумела легко разжечь ненависть грубых толп, направив ее против культурной элиты страны и тем самым завоевав безраздельную власть над автохтонной массой, утопив ее, в свою очередь, в муках бесчеловечного насилия и организованного голода.

Уничтожение религии следует рассматривать только в этой перспективе. Почему оно было необходимо? Да потому что религия – это важнейший медиум, связывающий элиты с массами, а массы – друг с другом. Религия – это цемент, скрепляющий общественные атомы в единую твердую конструкцию. Устраните религию – и все здание социума рассыпется, как песочная куча. Мы видим это на Западе, мы наблюдаем это в России. Напротив, исламский мир сегодня выживает только за счет своей веры. Подумайте, многое ли осталось бы от русских, американцев или французов, если бы их в течение столь длительного времени подвергать такому же бесчеловечному внешнему насилию, к тому же в условиях фактического разрушения всех государственных институтов? А арабы, например, выживают и умножают свою численность.

Кроме того, религия является еще и единственным резервуаром культурного творчества. Строго говоря, «секулярная культура» вообще невозможна: если она еще существует, то только за счет бессознательной подпитки из религиозных мотивов и энергий прошлого. Надо сказать, однако, что в России разрушение религии было возможно только потому, что православие уже в XIX веке совершенно выродилось, утратив живую связь с народом и превратившись в формальную бюрократическую конструкцию. В исламской части населения атеистическая политика в целом провалилась: например, в то время как кавказские сатрапы рапортовали в Москву о выполнении антирелигиозных планов, здесь действовали тысячи подпольных мечетей и братств.

Еще в 1905 г. Ленин заявлял, что «литература должна стать партийной». Задачей «пролеткульта» стала механическая штамповка «новых людей», т. е. винтиков тоталитарной машины. Бухарин говорил на диспуте об интеллигенции 6 апреля 1924 г.: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем вырабатывать их, как на фабрике… Если мы поставили себе задачу идти к коммунизму, мы должны этой задачей пропитать все решительно».

Место отправленных в отставку Достоевского и Пушкина должны были занять Маяковский и Демьян Бедный, причем первый, несмотря на свою полнейшую лояльность новой власти и то, что в личном отношении он являлся законченной мразью (что, впрочем, обусловливало друг друга), продолжал оставаться на подозрении, так как был все же слишком талантлив. Подлинным любимцем режима стал Демьян Бедный с его пролетарскими во всех смыслах стишками, грязноватыми и глумливыми. Таких режим любил. Троцкий ставил в заслугу Бедному то, что «в его гневе и ненависти нет ничего дилетантского, он ненавидит хорошо отстоявшейся ненавистью самой революционной в мире партии», а также то, что «Демьян творит ведь не в тех редких случаях, когда Аполлон требует к священной жертве, а изо дня в день, когда призывают события и… Центральный Комитет».

Что же касается немногих оставшихся в живых и не изгнанных за пределы страны творцов подлинной культуры, то режим сделал все возможное, чтобы превратить их жизнь в ад, применяя к ним такие «меры», как аресты, разнузданная травля в печати, преследование близких родственников, запреты на публикацию, голодный измор, лишение жилья и т. д. Блоку запретили лечиться, доведя его тем самым до смерти, Есенина убили, Зощенко морили голодом, Ахматову сосредоточенно травили в течение многих лет, Н. Гумилева расстреляли.

Уничтожение культурной элиты сразу же обнажило страшное варварство «низшего» слоя русской жизни. Темное мужицкое царство, утратив своих образованных, европеизированных руководителей, само начало пролезать во власть. Сталин прибрал его к рукам. Многие эксцессы сталинизма объяснялись этой культурной катастрофой. То, что мы знаем, никогда не было бы возможно, если бы поколение «ленинской гвардии» не вырезало образованную элиту. Если бы большевизм предпринял хотя бы частичную попытку интеграции последней в свои структуры, Сталин бы не появился. Господство этого существа стало возможно только в союзе со страшной тьмой русской «народной» жизни, вышедшей из ситуации распада православия, маргинализации, потери всяческих ориентиров. Мы уже убедились, что коммунистический режим по многим критериям может считаться «пионером». В частности, он явил миру единственный в своей роде пример невероятно быстрой варваризации страны с тысячелетней историей и великой культурой. Вот мы читаем типовые «советские стихи»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *