Что не удалось большевикам в области культуры кратко

1. Политика партии большевиков в области культуры

1. Политика партии большевиков в области культуры

1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.

1.2. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. – создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.

1.3. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР.

1.4. Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.

В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,

Гимн партии Большевиков

Гимн партии Большевиков Приятный бонус для читателей: песня, которая несколько раз менялась по своему содержанию. Попробуйте петь на мотив Гимна СССР или России (разницы в музыке нет).Гимн партии Большевиков Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Страны

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

Политика нацистов в области культуры

Политика нацистов в области культуры Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также

§ 5. Реформы в области культуры

§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в

6. VI съезд партии большевиков

6. VI съезд партии большевиков В четвертом разделе VII главы Истории КПСС говорится о VI съезде большевистской партии, который состоялся между 26 июля и 3 августа 1917 г. Новый учебник истории КПСС устраняет «культ личности» Сталина, который был навязан составителям «Краткого

Культуры, области, регионы и модели заселения

Культуры, области, регионы и модели заселения Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

4. Украинизация в области культуры

4. Украинизация в области культуры Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ Конец двоевластия. Империалистическая политика Временного правительства вызывала все большее возмущение народных масс. 3–4 июля рабочие, революционные солдаты и матросы Петрограда вышли на улицы столицы с

2. Задачи большевиков в партии

2. Задачи большевиков в партии В эпоху решительного торжества контрреволюции, последовавшую за разгоном II Думы, всей партийной деятельности силой вещей была предписана задача: наперекор усилиям реакции и при глубоком упадке классовой пролетарской борьбы сохранить

Источник

Глава 13. Культурные преобразования в России после Октябрьской революции

Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту двойственность, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917-начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без некоторой потери качества.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании «революционных масс» с бытом «господствующего класса», подчас подвергалось бессмысленному варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень многое было утрачено.

Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, И,ѣ, ע, употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на согласные.

Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации. Один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами в этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей (историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев и многие, многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Покровский был участником Октябрьской революции, с 1918 г. заместителем наркома просвещения, руководителем Коммунистической академии, Института красной профессуры и т. д. и т. п. Вместе с тем он был видным историком, одним из первых применившим теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем целой исторической школы. Подходы Покровского подчас грешили вульгарным социологизмом, и все же его вклад в становление советской исторической науки был весьма значительным.

Источник

Что не удалось большевикам в области культуры краткоim_werden

Амин Рамин

Цели большевиков в области культуры заключались прежде всего в уничтожении основ духовной деятельности и цивилизационной идентичности страны. Россия должна была прекратить существование как культурный субъект, что само по себе представляло главнейший пункт «окончательного решения русского вопроса», задуманного большевиками.

На месте русского народа и российской цивилизации надлежало возникнуть механизированному и атомизированному субстрату, составленному из обезличенных винтиков.

Как известно, основу подхода коммунистов к религии составлял крайний атеизм. И если на Западе богоборчество медленно разлагало нравственную ткань наций, то в России сразу же «возвысилось» до степени озверения, гнусного хамства и скотства, направляемого то Троцким, то Губельманом-«Ярославским», главой «Союза безбожников», названного С. Булгаковым «самым смрадным и нахальным явлением всего большевизма». Прежде разрушались религии, совершались акты осквернения и святотатства, но никогда еще все это не доходило до степени государственного атеизма, на утверждение которого была брошена вся мощь тоталитарной административно-репрессивной машины, вплоть до абсурдного запрета писать слово Бог с заглавной буквы, не говоря о физическом искоренении всех активных носителей религиозного сознания. И. Бунин назвал ненависть Ленина к религии «совершенно патологической». Во всем этом было что-то настолько неприкрыто дьявольское, что даже неверующий должен будет признать существование темной руки, направлявшей волю этих людей. Пришествие большевизма означало, что история как таковая закончилась и наступила эпоха постистории, в которой действуют уже не люди, а демоны в человеческом обличии.

Повторяю, что речь шла о совершенно беспрецедентном явлении. Это было не просто отрицание веры, не холодная насмешка Вольтера (впрочем, не забывавшего добавить свое «если бы Бога не было…»), не рационализм «просветителей», не размытый пантезм «неоязычества» и не мещанское равнодушие, но озлобленное, страстное, с пеной у рта и ружьем в руке насаждаемое богоборчество. К этому добавилось систематическое, кощунство, насаждаемое «сверху» как целенаправленная политика. Ленин плевал на христианский крест, «губельманы» организовывали антирелигиозные демонстрации. Все это не было и не могло быть «русским», но, тем не менее, накладывалось на стихию русского безудержа и пугачевщины.

Все сказанное относится не только к религии, но и к культуре как таковой. И если Н. Гумилев говорил, что в XX веке гунны воскресли и приняли облик большевиков, то он был вполне прав, с той лишь разницей, что большевики, в отличие от гуннов, производили не бессмысленное и стихийное, а запланированное и осознанное разрушение культуры, являвшееся частью циклопических планов по порабощению и «перестройке» человечества.

На все, что относилось к русской культуре и «русскому» вообще, было вылито столько помоев, сколько, наверное, не видел на один народ мира. Достоевский был запрещен, книги позднего Толстого торжественно сожжены, Пушкин исключен из школьных программ. Национальные праздники отменены, национальные герои оплеваны, национальная история стерта из памяти молодого поколения. Русские исторические школы подвергнуты разгрому, их лидеры расстреляны. Исторические факультеты закрыты, преподавание русской истории исключено из школьных программ. Русский язык неимоверно опошлен: его заменила невразумительная «уткоречь», составленная из «абырвалгов» и «москвошвей».

И. Бунин приводит заметку из большевистской газеты: «Весело и радостно в клубе имени товарища Троцкого. Большой зал бывшего Гарнизонного Собрания, где раньше ютилась свора генералов, сейчас переполнен красноармейцами. Особенно удачен был последний концерт. Сначала исполнен был “Интернационал”, затем товарищ Кронкарди, вызывая интерес и удовольствие слушателей, подражал лаю собаки, визгу цыпленка, пению соловья и других животных, вплоть до пресловутой свиньи. ». Бунин говорит, что «сам дьявол не придумал бы такого»: «пение свиньи» после исполнения «Интернационала»! Но это и было той «новой культурой», которую предложили большевики России.

Сразу же после захвата власти они приступают к планомерному уничтожению культурной элиты страны – всего того, что было в ней сознательного, мыслящего и образованного. Ленин специально выделял эту задачу в качестве важнейшей. Для данной цель («окончательное решение русского вопроса») использовались все средства, какие только могла изобрести фантазия изуверов, вооруженных репрессивной машиной современного государства. Прежде всего, использовались, конечно, расстрелы, бессудные казни, затем – гонения, изгнание за пределы страны, создание невыносимых условий существования и, наконец, разгром институциональных основ культуры.

После Гражданской войны русская эмиграция насчитывала от 2 до 2,5 миллионов человек. Это были лучшие люди России, квинтэссенция, «вытяжка», весь образованный высококультурный слой, выросший на дрожжах петербургского периода. Вместе с этими людьми наследие петровского периода оказалось вырвано с корнем. Русская культура, давшая миру Толстого и Достоевского, прекратила свое существование.

Ни одна страна, ни один народ не знали такой культурной катастрофы, разразившейся столь быстро и насильственно. Ее последствия не сглажены до сих пор, если они вообще могут быть «сглажены». России в культурном смысле после падения коммунизма пришлось начинать практически с нуля. Когда осенью 1922 г. очередные пароходы с русской интеллигенцией причалили к берегам Германии, М. Осоргин сказал, что это – «единственный товар, который нынешнее русское правительство поставляет Европе обильно и бесплатно: хранителей культурных заветов России».

Уничтожение культуры осуществлялось под маской марксистской идеологии, которая с самого начала создавалась для этих целей. Культура, говорит Маркс, есть всего лишь «надстройка» над экономическими отношениями – суррогат, которым прикрывает себя «классовое господство». Но тем самым отрицалась сама культура как таковая, после чего ее не жалко было уничтожать. Цель Маркса, как и всей клики его последователей, включая в первую очередь большевиков, состояла не в чем ином, как в элиминации местных культурных элит как одного из главных препятствий для осуществления их планов по завоеванию мирового господства. Для этого надо было расколоть автохтонные общества, натравить на творческие элиты невежественные массы, посредством наглой демагогии разжигая «классовые» инстинкты этих последних.

На Западе это не могло получиться из-за сложной организации социума, составленного из многочисленных «ячеек» и «переходных сословий», не позволяющих столь же легко противопоставить интеллигенцию грубой «массе», как это удалось в России. У нас же общество уже было разорванным, и между народом и тонким слоем интеллигенции не существовало никаких посредствующих звеньев; к тому же сам «народ» находился на страшно отсталом культурно-образовательном уровне. Воспользовавшись трагической ситуацией кризиса политической системы, кучка политических маньяков, писак и биржевых дельцов сумела легко разжечь ненависть грубых толп, направив ее против культурной элиты страны и тем самым завоевав безраздельную власть над автохтонной массой, утопив ее, в свою очередь, в муках бесчеловечного насилия и организованного голода.

Уничтожение религии следует рассматривать только в этой перспективе. Почему оно было необходимо? Да потому что религия – это важнейший медиум, связывающий элиты с массами, а массы – друг с другом. Религия – это цемент, скрепляющий общественные атомы в единую твердую конструкцию. Устраните религию – и все здание социума рассыпется, как песочная куча. Мы видим это на Западе, мы наблюдаем это в России. Напротив, исламский мир сегодня выживает только за счет своей веры. Подумайте, многое ли осталось бы от русских, американцев или французов, если бы их в течение столь длительного времени подвергать такому же бесчеловечному внешнему насилию, к тому же в условиях фактического разрушения всех государственных институтов? А арабы, например, выживают и умножают свою численность.

Кроме того, религия является еще и единственным резервуаром культурного творчества. Строго говоря, «секулярная культура» вообще невозможна: если она еще существует, то только за счет бессознательной подпитки из религиозных мотивов и энергий прошлого. Надо сказать, однако, что в России разрушение религии было возможно только потому, что православие уже в XIX веке совершенно выродилось, утратив живую связь с народом и превратившись в формальную бюрократическую конструкцию. В исламской части населения атеистическая политика в целом провалилась: например, в то время как кавказские сатрапы рапортовали в Москву о выполнении антирелигиозных планов, здесь действовали тысячи подпольных мечетей и братств.

Еще в 1905 г. Ленин заявлял, что «литература должна стать партийной». Задачей «пролеткульта» стала механическая штамповка «новых людей», т. е. винтиков тоталитарной машины. Бухарин говорил на диспуте об интеллигенции 6 апреля 1924 г.: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем вырабатывать их, как на фабрике… Если мы поставили себе задачу идти к коммунизму, мы должны этой задачей пропитать все решительно».

Место отправленных в отставку Достоевского и Пушкина должны были занять Маяковский и Демьян Бедный, причем первый, несмотря на свою полнейшую лояльность новой власти и то, что в личном отношении он являлся законченной мразью (что, впрочем, обусловливало друг друга), продолжал оставаться на подозрении, так как был все же слишком талантлив. Подлинным любимцем режима стал Демьян Бедный с его пролетарскими во всех смыслах стишками, грязноватыми и глумливыми. Таких режим любил. Троцкий ставил в заслугу Бедному то, что «в его гневе и ненависти нет ничего дилетантского, он ненавидит хорошо отстоявшейся ненавистью самой революционной в мире партии», а также то, что «Демьян творит ведь не в тех редких случаях, когда Аполлон требует к священной жертве, а изо дня в день, когда призывают события и… Центральный Комитет».

Что же касается немногих оставшихся в живых и не изгнанных за пределы страны творцов подлинной культуры, то режим сделал все возможное, чтобы превратить их жизнь в ад, применяя к ним такие «меры», как аресты, разнузданная травля в печати, преследование близких родственников, запреты на публикацию, голодный измор, лишение жилья и т. д. Блоку запретили лечиться, доведя его тем самым до смерти, Есенина убили, Зощенко морили голодом, Ахматову сосредоточенно травили в течение многих лет, Н. Гумилева расстреляли.

Уничтожение культурной элиты сразу же обнажило страшное варварство «низшего» слоя русской жизни. Темное мужицкое царство, утратив своих образованных, европеизированных руководителей, само начало пролезать во власть. Сталин прибрал его к рукам. Многие эксцессы сталинизма объяснялись этой культурной катастрофой. То, что мы знаем, никогда не было бы возможно, если бы поколение «ленинской гвардии» не вырезало образованную элиту. Если бы большевизм предпринял хотя бы частичную попытку интеграции последней в свои структуры, Сталин бы не появился. Господство этого существа стало возможно только в союзе со страшной тьмой русской «народной» жизни, вышедшей из ситуации распада православия, маргинализации, потери всяческих ориентиров. Мы уже убедились, что коммунистический режим по многим критериям может считаться «пионером». В частности, он явил миру единственный в своей роде пример невероятно быстрой варваризации страны с тысячелетней историей и великой культурой. Вот мы читаем типовые «советские стихи»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *