Что не учитывает дорожно климатическое районирование

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ВЛИЯЩИЕ НА РАБОТУ. ДОРОЖНО КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

При проектирование а/д. должна быть дана характеристика рельефа района строительства в целом, а также выделены трудные участки пересеченной или горной местности. К трудным участкам пересеченной местности, относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не выше 0,5 км, с глубокими боковыми балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий. На трудных участках пересеченной и горной местности, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, допускается, при соответствующем технико-экономическом обосновании, снижение

Использование результатов метеорологических наблюдений про проектирование дорог.

Дорожно-климатическое районирование – разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория СССР разделена на пять дорожно-климатических зон.

Так же следует учитывать следующее:

− гранулометрический состав наиболее широко распространенны

Ландшафтно- географические зоны:

Зона арктических пустынь. В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта.

Зона тундр. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами.

Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня.

Лесотундра. Южнее тундры на морских, ледниковых и аллювиально-озерных равнинах простирается узкой полосой лесотундра переходная зона от тундры к лесу. Для нее характерно присутствие редкостойных лесов на междуречьях. В климатическом отношении она отличается от тундры более теплым летом и снижением скорости ветра.

Зона тайги. Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского морей. В западной части Восточно-Европейской (Русской) равнины тайга граничит на юге с зоной смешанных и широколиственных лесов, восточнее Нижнего Новгорода — с лесостепной зоной.

Лесостепная зона. Это переходная зона между лесом и степью. В ее пределах годовой баланс влаги нейтральный. Широколиственные, мелколиственные и сосновые леса на серых лесных почвах здесь чередуются с разнотравными луговыми степями на черноземах.

Зона смешанных и широколиственных лесов. Она распространена на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке, где климат по сравнению с тайгой значительно теплее и влажнее.

Степная зона. В России она занимает южные районы Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири.

Зоны полупустынь и пустынь. Эти зоны занимают в России очень небольшую территорию в пределах Прикаспийской низменности и Ергеней. Они представляют собой самую северо-западную окраину обширных пустынь Евразии с континентальным умеренно сухим восточноевропейским климатом. Здесь наблюдаются самые высокие для Восточно-Европейской равнины суммы годовой солнечной радиации (115-120 ккал/см 2 )

Источник

Приложение Б (обязательное). Дорожно-климатическое районирование

Информация об изменениях:

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

1 При обосновании общее дорожно-климатическое районирование территории России может уточняться в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.

2 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.

Информация об изменениях:

2a Крымский федеральный округ следует относить к дорожно-климатической зоне IV.

3 При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данными о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.

4 В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.

5 Разделение на подзоны следует учитывать при определении расчетной влажности при расчетах на прочность и морозоустойчивость дорожных одежд.

Примерные географические границы

К юго-западу и югу от границы зоны IV и включает пустынную и пустынно-степную зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ВЛИЯЩИЕ НА РАБОТУ. ДОРОЖНО КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

При проектирование а/д. должна быть дана характеристика рельефа района строительства в целом, а также выделены трудные участки пересеченной или горной местности. К трудным участкам пересеченной местности, относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не выше 0,5 км, с глубокими боковыми балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий. На трудных участках пересеченной и горной местности, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, допускается, при соответствующем технико-экономическом обосновании, снижение

Использование результатов метеорологических наблюдений про проектирование дорог.

Дорожно-климатическое районирование – разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория СССР разделена на пять дорожно-климатических зон.

Так же следует учитывать следующее:

− гранулометрический состав наиболее широко распространенны

Ландшафтно- географические зоны:

Зона арктических пустынь. В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта.

Зона тундр. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами.

Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня.

Лесотундра. Южнее тундры на морских, ледниковых и аллювиально-озерных равнинах простирается узкой полосой лесотундра переходная зона от тундры к лесу. Для нее характерно присутствие редкостойных лесов на междуречьях. В климатическом отношении она отличается от тундры более теплым летом и снижением скорости ветра.

Зона тайги. Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского морей. В западной части Восточно-Европейской (Русской) равнины тайга граничит на юге с зоной смешанных и широколиственных лесов, восточнее Нижнего Новгорода — с лесостепной зоной.

Лесостепная зона. Это переходная зона между лесом и степью. В ее пределах годовой баланс влаги нейтральный. Широколиственные, мелколиственные и сосновые леса на серых лесных почвах здесь чередуются с разнотравными луговыми степями на черноземах.

Зона смешанных и широколиственных лесов. Она распространена на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке, где климат по сравнению с тайгой значительно теплее и влажнее.

Степная зона. В России она занимает южные районы Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири.

Зоны полупустынь и пустынь. Эти зоны занимают в России очень небольшую территорию в пределах Прикаспийской низменности и Ергеней. Они представляют собой самую северо-западную окраину обширных пустынь Евразии с континентальным умеренно сухим восточноевропейским климатом. Здесь наблюдаются самые высокие для Восточно-Европейской равнины суммы годовой солнечной радиации (115-120 ккал/см 2 )

Источник

Дорожно-климатическое районирование.

Территория страны делится на 5 дорожно-климатических зон. Критерием разделения является отличие климата и гидрологических условий..

I зона. «Зона распространения многолетних мерзлых грунтов» (зона вечной мерзлоты).

(деятельный слой, под ним мерзлый слой)

В этой зоне просачиванию воды внутрь препятствуют многолетнемерзлые грунты, поэтому верхние слои грунта переувлажнены.

II зона. «Зона повышенного увлажнения»(лесная зона, умеренно-континентальный климат)

Характеризуется избыточным увлажнением грунта вследствие значительного количества выпадающих осадков, малой испаряемости и высокого уровня расположения грунтовых вод.

а- к-т увлажнения, a>1 для II дкз

а=кол. осадков/кол-во испарений.

III зона. «Зона переувлажнения в определенные периоды» (лесостепная зона, зона переменного переувлажнения)

Границы этой зоны совпадают с границами лесостепной зоны. Зона характеризуется

значительным увлажнением весной и осенью.

IV зона. «Зона недостаточного увлажнения»

Совпадает с границами степной зоны, высокие температуры, характеризуется умеренной влажностью верхних слоѐв грунта вследствие значительной испаряемости и небольшого количества осадков.

V зона. «Засушливая зона».

Пустыни, полупустыни, жаркий климат, незначительное увлажнение вследствие сильной испаряемости, нет осадков, высокие температуры.

От номера ДКЗ зависят прочностные характеристики грунтов и требования к высоте насыпи.

Границы дорожно-климатических зон не являются строго очерченными. В

пограничных районах примерно в пределах полосы шириной 100-150 км к северу и югу

отдельные участки дорог следует относить к той или иной зоне на основе анализа местных

Требования к возвышению бровки

Минимальное возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли (руководящая отметка) определяется,

исходя из следующих условий:

– обеспечение устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды возвышением поверхности

покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод, а

также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (ме-

нее 30 суток) стоящих поверхностных вод. Значение руководящей отметки Hp должно быть не менее значений, указанных в

– обеспечение условий снегонезаносимости дороги. В этом случае руководящая отметка определяется по формуле

Hp = hs + Δh, м, (5.1) где hs – расчетная высота снегового покрова (принимается по заданию), м; Δh – возвышение бровки насыпи над расчетным

уровнем снегового покрова, необходимое для ее незаносимости (1,2 м – для дорог I категории; 0,7 м – II категории; 0,6 м – III

категории; 0,5 – IV категории; 0,4 м – V категории).

Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:

— проложение трассы по наименее заносимым местам;

— учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.

Меры по обеспечению снегонезаносимости дорог:

— проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;

— проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;

— проектирование обоснованной снегозащиты.

Определение отметок земли

Метод интерполяции применяется в том случае, когда точка находится между разомкнутыми горизонталями. Промежуточную отметку между горизонталями можно найти исходя из подобия треугольников, измерив расстояние между горизонталями по карте.

Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Смотреть фото Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Смотреть картинку Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Картинка про Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Фото Что не учитывает дорожно климатическое районирование

Из подобия треугольников ABD и CBE следует соотношение

Согласно ему x=h*b/l. Тогда отметка местности в точке С определится по формуле lb hx  

Если точка расположена внутри замкнутой горизонтали или за пределами двух горизонталей, то ее отметку определяют экстраполяцией (рис.2.3.1.2 а, б). Здесь также имеются подобные треугольники. Отметки вычисляются по тем же формулам.

Источник

научная статья по теме ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ГОРНЫХ РАЙОНОВ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Смотреть фото Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Смотреть картинку Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Картинка про Что не учитывает дорожно климатическое районирование. Фото Что не учитывает дорожно климатическое районирование

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ГОРНЫХ РАЙОНОВ»

Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей

Ахмедова Р.К., кандидат технических наук, доцент Махачкалинского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Гаджиев Г.М., аспирант Дагестанского государственного технического университета

ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ГОРНЫХ РАЙОНОВ

В статье приведены принципы дорожно-климатического районирования любой горной области. Только в каждом конкретном случае, в зависимости от местоположения района по широте, типа вертикальных природных поясов необходимо уточнять границы дорожно-климатических зон по высоте.

Ключевые слова: дорожно-климатическое районирование, горные районы, дорожное строительство.

ROAD AND CLIMATIC DIVISION INTO DISTRICTS OF MOUNTAIN AREAS

Principles of road and climatic division into districts of any mountain area are given in this article. Only in each specific case it is necessary to specify borders of road and climatic zones on height according to width, type of vertical natural zones location.

Keywords: road-and-climatic zonation, mountainous region, road construction.

Дорожно-климатическое районирование является наиболее эффективным методом изучения и оценки влияния природно-географических и природно-климатических условий на качество дорожного строительства, также обеспечивает надежность проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. При этом предусмотренная нормами схема дорожного районирования территории России не учитывает региональные особенности отдельных территорий, особенно горных районов, к числу которых относится и РД.

Практика и опыт эксплуатации построенных дорог свидетельствует о том, что объединенные в границах существующих зон территории в горных областях неоднородны, а рекомендуемые в целом для зоны нормативы проектирования не всегда обеспечивают надежность работы дорожных конструкций и транспортных сооружений.

Необходимость такого подхода определяется, во-первых, географическим положением и особыми природно-климатическими условиями горных районов и во-вторых, многоплановостью дорожного районирования по отношению к практическим задачам, которые решаются на различных этапах изысканий и проектирования, в ходе строительства и в процессе эксплуатации дорог.

Существующая схема дорожно-климатического районирования территории в Российской Федерации не в полной мере учитывают специфику природно-климатических условий отдельных регионов. Это связано с тем, что при дорожно-климатическом районировании, выполненные специалистами еще в середине прошлого века, применены методы, не позволяющие учесть в полной мере территориальную однородность признаков климата и природы.

В этой системе дорожный район соответствует генетически однородной территории, характеризуемой типичными, свойственными только ей климатом, геологией, рельефом местности и другими геофизическими элементами.

Актуальность решения проблем качества проектирования автомобильных дорог за счет более обоснованного учета комплекса природно-климатических условий особенно очевидна в горных районах страны.

Дорожно-климатическое районирование произведено на примере Дагестана. Территория Дагестана расположенного между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом и заключена между 45°00′ и 41° 15′ северной широты и 45°10′ и 48°35′ восточной долготы. Площадь республики 50,3 тыс. км.

Здесь, на сравнительно небольшой территории, можно встретить выжженные солнцем полупустыни и поля вечных снегов и ледников. Разница высот его поверхности от уровня Каспийского моря до вершины Базар-Дюзи, являющейся наивысшей точкой Восточного Кавказа, превышает 4500 м. Средняя высота всей территории Дагестана составляет 960 м. Насколько разнообразна высота поверхности республики над уровнем моря свидетельствуют данные таблице, показывающие распределение территории по ступеням высот [1].

По характеру строения, особенностям рельефа, природным условиям территорию Дагестана принято делить на 4 части (рис. 1.):

4. Высокогорный Дагестан [2]. (Средняя высота его над уровнем моря около 3000 м.)

Закономерности изменения природных и климатических условий по высоте во Внутригор-

ном и Высокогорном Дагестане имеют одинаковый характер, поэтому для целей дородного районирования всю эту территорию целесообразно принять за один орографический район.

Расположение РД обуславливают специфические особенности и значительную изменчивость инженерно-геологических и природно-климатических условий области, что определило необходимость оценки этих условий на работу автомобильных дорог и дифференциации территории по основным дорожно-климатическим, геоморфологическим и другим признакам.

Для решения поставленных задач и дифференцирования территории по различным условиям дорожного троительства на первом этапе были рассмотрены климатические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические и другие условия, определяющие технологическую последовательность выполнения проектных, дорожно-строительных и работ по содержанию автомобильных дорог области. По литературным данным влияние этих факторов при дорожном районировании составляет более 80% от общего объема природных факторов.

Для отображения границ условий строительства в качестве базовой карты была выбрана топографическая карта масштаба 1:2500 000. На базовую карту были нанесены номера метеостанций и метеопостов, данные которых были использованы в дальнейшем при сборе климатических характеристик.

Эта адресная карта-схема послужила в качестве базовой для составления картосхем по основным дорожно-климатическим показателям и итоговой схемы дорожного климатического районирования территории РД. Климатические условия территории оценивались по многочисленным характеристикам, которые, с нашей точки зрения, оказывают наибольшее влияние на работу дорожных конструкций. В процессе сбора и обработки информации выбирались преимущественно только те показатели, которые используются при построении дорож-но-климатических графиков и находят применение при проектировании, разработке технологии строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Основными показателями, определяющими дорожно-климатическую зону, являются: ■ природные пояса (ландшафты);

■ тип почвы и состояние грунтов земляного полотна в расчётный период, которые меняются по высоте в горных условиях;

■ сведения о многолетнем количестве осадков по высоте в зависимости от экспозиции склонов и орографических особенностей местности, позволяющие оценить условия увлажнения на исследуемой территории (табл.1);

■ данные о распределении среднемесячной многолетней температуры наиболее холодного и наиболее теплого месяца в году;

■ сведения о распределении высот снежного покрова повторяемостью 1 раз в 10 и 20 лет;

■ продолжительность (в сутках) положительных и отрицательных температур воздуха по району;

■ число дней в году со среднемесячной температурой воздуха от +5 градусов весной до 0 градусов осенью для установления сроков производства работ по возведению земляного полотна;

■ число дней в году со среднемесячной температурой воздуха от +5 градусов весной до +10 градусов осенью для установления сроков производства работ по устройству покрытий из органоминеральных смесей;

■ Число дней в году со среднемесячной температурой воздуха от 0 градусов весной до +5 градусов осенью для установления сроков производства работ по устройству оснований и переходных покрытий;

■ число дней с осадками более 5 мм в сутки за период с апреля по октябрь, для определения продолжительности простоев из-за осадков;

■ количество дней с туманами, метелями и другими неблагоприятными природно-климатическими явлениями;.

Полученные по результатам исследований закономерности изменения природно-климатических условий по вертикальной зональности и анализ многолетнего опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в горных условиях позволяют разработать принципы дорожно-климатического районирования горных областей.

Большое влияние на распределение границ дорожно-климатических зон по высоте оказывают орографические особенности местности и экспозиция горных склонов относительно сторон света. В таблице приведены количественные значения показателей, на основании которых осуществлено дорожно-климатическое районирование территории Дагестана.

Как видно из таблицы, по характеру распределения природно-климатических факторов, результатам наблюдений за водно-тепловым режимом отдельных участков, автомобильных дорог на территории республики выделяются пять (от I до V) дорожно-климатических зон.

Распределение дорожно-климатических зон в горной местности подчинено закону вертикальной зональности (некоторое исключение составляет распространение зоны степей по побережью Каспийского моря ниже уровня полупустыни за с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

ГАЙРАБЕКОВ У.Т., ГУНЯ А.Н. — 2013 г.

ARMSTRONG R., MYAGKOV S., RACOVITEANU A., SEMAKOVA E. — 2011 г.

ХАЙРУЛЛИНА Р.Г., ЧИБИЛЕВ АНТ.А., ШАКИРОВ А.В. — 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *