Что не рекомендуется в публичном выступлении
Как выступать на публике? 10 Секретных правил успешного публичного выступления
Сцена. Тёмный зал и слившиеся в одно пятно люди. Вы стоите в свете прожекторов и думаете о том, не видно ли трясущихся коленок под брюками и нервно подёргивающегося правого глаза. А впереди ещё ваша речь. Но как? Вы уже готовы всё бросить и убежать со сцены.
Стоп, стоп, стоп. Выдохните. Ваше выступление пройдёт идеально. Нужно лишь знать несколько правил речи на публике.
Из статьи вы узнаете:
Если вы хотите освоить технику успешного публичного выступления с профессиональным тренером, приходите на курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге или в Москве.
Статья полезна не только начинающим ораторам, но и тем, кто не собирается выступать, ведь сейчас 90% дел решаются по формуле «человек-человек» — при встрече, по телефону или скайпу. Ваша речь — это вы.
Советами о выступлениях на публике с нами поделилась оратор с 15-летним стажем, руководитель школы риторики и дипломатии Екатерина Гальчук.
Какие бывают виды публичных выступлений?
Немного теории. Без неё нет смысла идти дальше, потому что вид выступления связан с целью, а значит, и с тактикой «ораторского боя».
2. Торжественная речь по поводу событий, например, свадьбы или открытия фестиваля. Её цель — выразить отношение.
3. Научная речь. К ней относятся лекции, семинары и тренинги. Вашей целью станет объяснить тему, причём так, чтобы аудитория поняла, как применить информацию в жизни.
4. Побудительная речь. Например, презентация самомоящихся окон (вот бы они существовали в реальности) с целью их продажи или просьба ребёнку сделать уроки. Побудительная речь всегда требует действий от аудитории.
Как подготовиться к публичному выступлению?
Поверьте, чем тщательнее вы подготовитесь, тем будете увереннее себя чувствовать на публике, и аудитории будет приятнее вас слушать. Не ленитесь и ответьте на вопросы ниже не мысленно, а вслух.
Что вы хотите сказать вашим выступлением?
Другими словами — ваша цель. Задайте себе вопросы: зачем я выступаю и чего хочу от аудитории? Оратор никогда не делится информацией просто так, ему нужно получить определённые действия или эмоции от аудитории.
Курсы ораторского мастерства в Москве
Курсы ораторского мастерства в Петербурге
Обучение актёров в Москве
Курсы вокала в Петербурге
Для кого вы выступаете?
Изучите слушателей, чтобы говорить с ними на одном языке. Каковы их возраст, пол, профессия? Чем они увлекаются? Что любят, а за какие высказывания могут закидать тухлыми помидорами?
По какому плану вы будете говорить?
Запомните, это должен быть именно план, а не огромное количество листов, исписанных мелким шрифтом. Почему? Когда вы пишите речь и заучиваете её слово в слово, то в 90% случаев в какой-то момент забудете следующее слово. А дальше по цепочке: потеря мысли, белый лист перед глазами, паника и провал. Именно поэтому надейтесь на импровизацию и составляйте не рассказ, а план успешного публичного выступления.
Как репетировать речь?
Здесь есть несколько важных моментов:
3 правила публичного выступления
1.Ориентируйтесь на аудиторию, а не на себя. При подготовке к выступлению думайте о том, что понравится слушателям, а не о том, чем вам хочется с ними поделиться. Именно для этого при подготовке нужно проанализировать аудиторию: её пол, возраст, страхи, желания, социальный статус и финансовое положение.
2. Будьте живее. Жестикулируйте, проявляйте эмоции, меняйте позы, передвигайтесь по сцене. Люди плохо реагируют на статичные предметы, поэтому если вы будете стоять солдатиком, внимание аудитории вам не удержать.
Чтобы слушатели не заскучали, привлеките их жестами и поддерживайте зрительный контакт, задерживая внимание то на одном, то на другом человеке.
Люди должны видеть, что вы общаетесь именно с ними, а не рассматриваете свои новенькие ботинки. Конечно, во всем стоит придерживаться золотой середины. Без остановки махать руками перед глазами слушателей и бегать лишь для того, чтобы не стоять на месте, не нужно. Поберегите свои силы и нервы аудитории.
3. Хорошо подготовьтесь. Это правило касается даже ассов в публичных выступлениях. Не думайте, что вы всегда сможете выкрутиться и выдать речь экспромтом. Уважайте аудиторию и всегда готовьтесь к публичному выступлению. Но помните: нельзя записывать речь слово в слово.
7 приёмов для успешного публичного выступления
Ваше выступление на публике будет ярким и запоминающимся, если вы овладеете несколькими приёмами и будете знать, как привлечь внимание аудитории, что стоит говорить, а о чем лучше помалкивать.
Эти 7 лёгких правил — это киты, на которых держится запоминающееся публичное выступление.
1. Добавляйте в рассказ истории. Когда на «галёрке» достали телефоны, а передние ряды зазевали и заёрзали на стульях, это сигнал, что нужно рассказать интересный случай. Истории всегда привлекают внимание слушателей. Любопытно ведь взглянуть на мир другого человека словно через замочную скважину!
Например, в знаменитой речи перед выпускниками Стэнфордского университета Стив Джобс рассказал историю о своём пути и поделился личным опытом. Искренний рассказ произвёл настолько сильное впечатление, что речь вошла в ТОП-5 самых ярких выступлений.
2. Больше картинок. Используя презентацию с иллюстрациями, вы задействуете ещё один орган чувств — зрение, поэтому аудитории запомнится больше информации. Главное правило: не пишите на слайдах текст. Можно лишь продублировать главную мысль в 3-5 словах.
3. Не стройте заумных фраз. Они никому не нужны. И длинные предложения. А ещё обороты, метафоры и сравнения. Никто не хочет напрягаться и мысленно переводить ваш великий и могучий на простой и понятный русский язык. Не делайте вид, что вы самый умный. Люди не любят, когда их настойчиво чему-то учат. Ваши слушатели тоже считают себя самыми умными, ведь нам всем в детстве об этом говорила мама. Не хотите конфликтовать со слушателями и их мамами — не умничайте.
4. Будьте похожим на свою аудиторию. Вы успели только поздороваться, а она уже оценила вас с точки зрения «свой-чужой». Чтобы быть со слушателями на одной волне, пользуйтесь её словарным запасом, рассказывайте о том, что ей близко, следите за тем, чем она интересуется, цепляйте за живое. Но в первую очередь, отталкивайтесь от своего удобства. Например, если вы преподаватель истории и ведёте урок перед семиклассниками, школьники ваши робкие «эщкере» и «флекс» не поймут. Публика обязательно клюнет на естественность.
5. Не мямлите. Говорите внятно и чётко. Аудитория никогда не будет напрягать слух, если вы не мега-авторитетная личность. Как только начнёте говорить тихо, внимание зала моментально пропадёт.
6. Установите зрительный контакт. Старайтесь не уводить взгляд в сторону и не смотреть в пол. Общайтесь со слушателями, смотря им в глаза.
Как не бояться выступать перед публикой?
Не беда, это исправимо. Страх публичного выступления — это нормально, его испытывают все. Он может действовать по-разному: заставлять ваш мозг работать ещё активнее или, наоборот, запутывать мысли в огромный клубок. Если страх перерастает в панику и сковывает разум так, что вы не в состоянии думать, для успешного публичного выступления нужно с ним бороться.
Самый лучший способ — начать говорить перед выступлением.
Наш мозг устроен так, что лучший результат достигается в середине процесса. Как же не воспользоваться этой особенностью? Начинайте говорить примерно за 20 минут до выступления. Можете проговаривать речь, а можете произносить всё, что приходит в голову. Главное — говорите вслух.
Тогда слова на сцене родятся не из комка нервов и полного молчания, они станут продолжением речи.
«Я смотрю на ослепляющие прожекторы, какой смешной парень сидит на первом ряду, как хорошо жить… Итак, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о том, как подготовиться к публичному выступлению». Вуаля! Вы уже в потоке, а слова льются сами собой.
Книги об ораторском искусстве
Книги — это выжимка лучших мыслей и приёмов, это разговор с опытным человеком. С ними ваше развитие ускорится в несколько раз. Мы собрали лучшие книги об искусстве общения и публичных выступлениях. Но помните, что знания будут полезны, только если вы будете их применять на практике.
Узнал и забыл — провальная схема.
На что обратить внимание при выборе курсов ораторского мастерства?
Стоимость курсов ораторского искусства начинается с 2 000 рублей и доходит до 25 000 рублей. Цена зависит от количества часов обучения, программы, размера группы и квалификации преподавателя.
Навык выступления на публике поможет везде и всегда. Вам станет легче вести переговоры и проходить собеседование, а знакомиться и вливаться в коллектив — проще простого!
16 правил успешного публичного выступления
В этой статье поговорим об основных правилах выступлений, а также о том, как снизить страх перед выходом на публику.
Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность.
Публичные выступления могут носить разную форму:
Цель выступления – побудить людей сделать что-либо (например, совершить покупку), стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию (например, при выступлениях перед СМИ) и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора.
Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным.
БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Правило 1. Подготовка – это основа успеха
Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал.
Вот несколько этапов подготовки:
Рис. 1. Пример mind map выступления
Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории
Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории.
Правило 3. Заранее изучите место выступления
Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т.п. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания (например, флипчарт и разноцветные маркеры). Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить.
Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление
Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия – ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов.
Правило 5. Обратная связь (реакция слушателей)
В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое.
Правило 6. Помните про цель выступления
Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
Обобщая мой 17-летний опыт публичных выступлений, хочу дать несколько рекомендаций, которые позволят вам перебороть свой страх и повысить уверенность перед выступлениями. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений.
Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи.
Все вопросы, кроме провокационных – это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
Этапы публичного выступления
Практически все выступления проходят 3 этапа:
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.
Требования к публичным выступлениям
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
Подготовка к выступлению
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Продумывание начала и завершения выступления
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:
Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.
Видео
Виды, особенности и правила публичного выступления
Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.
Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.
Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.
Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.
Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.
Виды и методы публичного выступления
Различают следующие виды публичной речи:
Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:
Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.
Особенности публичной речи
Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.
Речь оратора имеет ряд особенностей:
Требования и технология публичного выступления
Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичному выступлению:
Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.
Технология публичного выступления:
Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
10 основных ошибок начинающего оратора
Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.
Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:
Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:
Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.
Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.
В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.
Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.