Что не расскажут в школе про писателей

О чем не расскажут в школе: поразительные факты из жизни российских писателей и поэтов

Что не расскажут в школе про писателей

Так, на время работы над своими произведениями А.П. Чехов облачался в парадный костюм, а Александр Куприн свободолюбиво садился писать абсолютно без одежды.

3. Слишком черный юмор

4. О необычных обращениях

5. То, что все мы очень любим

6. Бабушки нет, я за нее!

Николай Васильевич Гоголь увлекался рукоделием: вязал шарфики спицами, шил платья сестрам и шейные платки себе.

7. Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

А рукотворные воздвигают другие. Александру Пушкину установлено более трехсот памятников по всему миру: помимо нашей необъятной, они расположены в США, Германии, Испании, Китае, на Кубе, в Норвегии, Финляндии, Болгарии и других странах. При этом интересна закономерность, что располагаются они чаще в уютных скверах и парках, чем на больших площадях.

8. Уходя на тот свет, не забудь выключить этот

Тафофобия (страх быть погребенным заживо) присущ определенным людям, в число которых попали и наши известные соотечественники Н. Гоголь и М. Цветаева. Николай Васильевич даже завещал, чтобы его ни в коем случае не хоронили до начала разложения тела. Однако требование не было выполнено и его похоронили практически сразу. В последствии было распространено мнение, что позже, при вскрытии гроба, было обнаружено, что череп повернут на бок. Однако существенных подтверждений этому не было получено.

9. Устами младенца.

Источник

Не расскажут в школе! Известные писатели-тираны – от Толстого до Успенского

Что не расскажут в школе про писателей

Эдуард Успенский

Что не расскажут в школе про писателей

Не одно поколение выросло на детских рассказах писателя Эдуарда Успенского. «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Гарантийные человечки» (по этому рассказу снят мультфильм «Фиксики») – все эти произведения любят как дети, так и взрослые.

Никто не мог поспорить с величием Эдуарда Успенского. Уход писателя из жизни стал трагедией для страны.

Однако всё изменилось в один миг. Несколько недель назад дочь сказочника Татьяна Успенская послала в газету «Собеседник» открытое письмо, в котором обвинила отца в насилии и жестокости. Поводом для такого признания стало решение назвать премию для детских писателей именем Успенского, чему Татьяна попыталась помешать.

Признание дочери вызвало скандал и многочисленные комментарии близких друзей и родственников писателя. Бывшая жена драматурга Элеонора Филина подтвердила слова Татьяны. Женщина рассказала, что и она, и дети подвергались нападкам и избиениям со стороны Успенского.

Были и те, кто оправдывал поведение писателя. Борис Грачевский и Григорий Остер посчитали литературные заслуги Успенского весомее его злодеяний.

К слову, премия всё же была названа именем писателя.

Норман Мейлер

Что не расскажут в школе про писателей

Знаменитый американский писатель Норман Мейлер наиболее известен своим романом о Второй мировой войне «Нагие и мертвые». Также мужчина был талантливым журналистом и кинорежиссером.

Однако в жизни писателя случались и чудовищные моменты. Например, однажды на благотворительном вечере Норман Мейлер был расстроен отсутствием некоторых приглашенных. Журналист перебрал с алкоголем и затеял драку с гостями. Супруга драматурга попыталась унять его, но Мейлер разозлился и ударил ее дважды ножом в грудь.

Врачам удалось спасти супругу Нормана. После происшествия писателя на некоторое время отправили в психиатрическую больницу.

Уильям Голдинг

Что не расскажут в школе про писателей

Многие знают Уильяма Голдинга как автора романа «Повелитель мух». В произведении он обличает человеческую жестокость, пороки и слабости, поднимает тему нравственности и человечности.

Несмотря на то что Голдинг понимал природу человека и осуждал поступки общества в своем романе, сам он был не лучшим примером для подражания.

В своих мемуарах американский писатель признался в педофилии. В восемнадцатилетнем возрасте юноша пытался изнасиловать 15-летнюю девушку, свою первую любовь. Однако, когда она начала биться и кричать, Голдинг очнулся и отпустил жертву.

Также известно, что после окончания университета писатель устроился работать школьным учителем. Тяга к жестокости не отпускала драматурга. Уильям не раз проводил опыты над своими учениками и стравливал их.

Ужасная натура мучила писателя, но он не мог ей противостоять. До конца своих дней Уильям Голдинг считал себя монстром.

Иван Бунин

Что не расскажут в школе про писателей

Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин – нобелевский лауреат, талантливый поэт и переводчик. Однако были у его жизни и темные стороны.

Бунин был женат на Вере Муромцевой, которая вместе с ним пережила многие невзгоды – миграцию, бедность. Но поэт не ценил жертвенность супруги и заводил романы на стороне один за другим. Вера страдала, но боялась возразить гению. Одной из любовниц Бунина стала Галина Кузнецова – девушка, которая была на 30 лет младше писателя.

Любовники страдали от разлуки, поэтому Бунин принял чудовищное решение – перевез любовницу жить к себе в дом. Супруге Бунин объяснил, что Галина – его ученица. Жена понимала, что это – обман, но ей пришлось принять девушку и скрывать свои душевные переживания.

«Счастливая жизнь» Бунина прервалась, когда Галина нашла себе новое увлечение – она влюбилась в оперную певицу Маргу Степун. Поэт тяжело переживал расставание, однако в военные годы Галина вернулась, причем со своей избранницей. Дом Веры и Ивана Бунина стал пристанищем еще для двух женщин.

Михаил Булгаков

Что не расскажут в школе про писателей

Михаил Афанасьевич Булгаков написал всемирно известный роман «Мастер и Маргарита» и вложил в него много поучительных мыслей. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», – писал автор.

Однако несмотря на глубокое понимание мира и человеческих пороков, сам Булгаков вполне мог предстать перед Воландом.

Первая жена писателя Татьяна Лаппа достаточно настрадалась за годы совместной жизни. Во время войны Булгаков работал врачом. В этот период он начал употреблять морфий для облегчения аллергии на антидифтерийную сыворотку.

Татьяна не сдавалась и в конечном счете помогла Булгакову справиться с зависимостью. Но через некоторое время брак распался из-за новой любви писателя.

Лев Толстой

Что не расскажут в школе про писателей

Как и произведения двух предыдущих героев, романы Льва Николаевича Толстого запали нам в душу ещё в школе. Из них мы узнавали, что такое настоящая дружба, любовь и семья. Однако смог ли гений следовать своим идеалам по жизни?

По правде говоря, семье Толстого приходилось мириться с тяжёлым характером писателя. Больше всего доставалось супруге — Софье Берс. Автор «Войны и мира» держал жену в полной изоляции от внешнего мира. Она одна следила за хозяйством — вела бухгалтерию, растила детей, убирала дом, переписывала от руки труды Толстого.

Виктор Гюго

Что не расскажут в школе про писателей

Французский писатель Виктор Гюго, подаривший нам романы «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные», как и другие герои нашей статьи, отличался жестокостью.

Будучи женатым человеком, писатель завёл любовницу — Жюльетту Друэ. Можно предположить, что снова все страдания пришлись на долю жены, однако досталось и любовнице.

Писатель страшно ревновал девушку и фактически запер ее в доме, где она прожила 50 лет затворницей. «Никто не имеет права бросить в вас камень, кроме меня», – говорил своей пленнице Гюго. Писатель выделял девушке небольшие суммы денег, которых хватало только на еду.

Помимо жены и Жюльетты у автора было еще много других женщин.

Источник

В школе это не рассказывали: 5 неизвестных фактов об известных писателях

Никогда не поздно взглянуть на любимых авторов по-другому. Тогда сразу станет понятно, почему они творили именно в том стиле, которым знамениты. А еще это докажет, что все они в первую очередь – люди, причем очень неординарные.

Что не расскажут в школе про писателейКоллаж: blogspot.com

Джордж Байрон

Великий поэт был хром, склонен к полноте и чрезвычайно любвеобилен: за год в Венеции, по некоторым сведениям, он осчастливил собой 250 дам. У Байрона имелась удивительная личная коллекция пряди волос, срезанных с лобков любимых женщин. Страдал маниакально-депрессивным психозом.

Что не расскажут в школе про писателейФото: alkodoma.ru

Михаил Булгаков

Умирая, Булгаков завещал отдать часть гонораров за книгу тому, кто после публикации «Мастера и Маргариты» принесет цветы на могилу писателя. И не когда-нибудь, а в день, когда он сжег первый вариант рукописи романа.

Счастливым почитателем стал Владимир Невельский, журналист из Ленинграда. Именно ему вдова Булгакова отправила по почте внушительную сумму. Завещание было исполнено весной 1968 года. На деньги молодой человек купил катер.

Что не расскажут в школе про писателейФото: my-kiev.com

Александр Дюма

Дюма известен как один из самых плодотворных авторов в истории литературы. Но мало кто знает, что своей продуктивностью он обязан услугам специальных помощников, или «литературным неграм». А один из них, Огюст Маке, и вовсе был идейным соавтором Дюма. Именно он придумал сюжет «Графа Монте-Кристо» и внес существенный вклад в роман «Три мушкетера».

Что не расскажут в школе про писателейФото: mylove.ru

Михаил Лермонтов

У поэта было очень необычное хобби: он развлекался тем, что мешал заключать людям браки. По рассказам биографов и литературоведов, характер у молодого Лермонтова был скверный. Ему казалось забавным связываться с чужой невестой и убеждать ее, что он сильно в нее влюблен.

Михаил подтверждал свои слова подарками, стихами, комплиментами и цветами. Если план не срабатывал, то поэт угрожал покончить с собой, если его «возлюбленная» предпочтет выйти замуж за другого человека. Если девушка сдавалась и отвечала ему взаимностью, Лермонтов тут же раскрывал обман и признавался, что все это лишь шутка.

Что не расскажут в школе про писателейФото: mos.ru

Ханс Кристиан Андерсен

У детского сказочника была странная фобия: он боялся женщин. Обычно писатель избегал их, а если был вынужден встретиться, вел себя странно. Мысли о близости были для Андерсена настолько пугающими, что он так и умер девственником. Хотя многие замечали, что писатель был частым гостем в публичных домах, но там он искал только приятных собеседниц.

Что не расскажут в школе про писателейФото: startsmile.ru

Источник

9 странных фактов об известных писателях, о которых в школе постеснялись рассказать

Культура Искусство

Содержание

Кто любил бывать в публичном доме, почему Дюма написал так много книг и какое странное хобби было у Лермонтова?

Мало кто читает биографии известных писателей, большинство из нас ограничиваются справкой из “Википедии”. А ведь на самом деле жизнь великих мастеров слова была гораздо более насыщенной. Настолько, что иногда грань между безумием и гениальностью оставалась размытой.

Никогда не поздно взглянуть на любимых авторов по-другому. Тогда сразу станет понятно, почему они творили именно в том стиле, которым знамениты. А еще это докажет, что все они в первую очередь – люди, причем очень интересные.

1. Данте Алигьери

Что не расскажут в школе про писателей

Данте Алигьери всю жизнь любил и был верен только одной женщине – своей возлюбленной Беатриче, которая к тому же была его главной музой. Правда видел ее вживую Данте лишь дважды – первый раз, когда ему было 9, и второй, в 18 лет. Тем не менее, она всегда была рядом с ним на страницах произведений, в которых писатель увековечил образ своей любви.

2. Эрнест Хемингуэй

Что не расскажут в школе про писателей

Американский писатель Эрнест Хемингуэй обожал кошек. В его доме-музее в настоящее время проживают почти 50 кошек, а многие из них обладают одной небольшой особенностью: на их лапах по 6 пальцев. Все началось с того момента, когда ему подарили мейн-куна по кличке Снежок. У котенка была генетическая мутация, а половина проживающих в доме кошек теперь – его потомки.

3. Лорд Байрон

Что не расскажут в школе про писателей

Творческие люди часто питали слабость к гораздо более необычным домашним животным. Например, лорд Байрон не ограничивался кошками, собаками и канарейками, коих у него было много, и решил разнообразить окружение. Он купил четырех домашних гусей, которых брал с собой всюду, даже на деловые встречи и общественные заседания. Люди начали и самого поэта сравнивать с эти животным: он был полноват и косолапил.

4. Александр Дюма

Что не расскажут в школе про писателей

Александр Дюма известен как один из самых плодотворных авторов в истории литературы. Но мало кто знает, что своей продуктивностью он обязан услугам специальных помощников, как их называли – «литературным неграм». А один из них, Огюст Маке, и вовсе был идейным соавтором Дюма. Именно он придумал сюжет «Графа Монте-Кристо» сам и внес существенный вклад в роман «Три мушкетера». Другой известный создатель эпопеи, Лев Толстой, тоже пользовался услугами сторонних редакторов – если быть точнее, своей жены: обычно Лев Николаевич надиктовывал текст, а супруга его записывала и вносила правки.

5. Михаил Лермонтов

Что не расскажут в школе про писателей

У поэта Михаила Лермонтова было очень необычное хобби: он развлекался тем, что мешал заключать людям браки. По рассказам биографов и литературоведов, характер у молодого Лермонтова был скверный. Ему казалось забавным связываться с чужой невестой и убеждать ее, что он сильно в нее влюблен. Михаил подтверждал свои слова подарками, стихами, комплиментами и цветами. Если план не срабатывал, то поэт угрожал покончить с собой, если его «возлюбленная» предпочтет выйти замуж за другого человека. Если девушка сдавалась и отвечала ему взаимностью, Лермонтов тут же раскрывал обман и признавался, что все это лишь шутка.

6. Франсуа Рабле

Что не расскажут в школе про писателей

Как-то у французского писателя Франсуа Рабле не хватало денег на дорогу из Лиона в Париж. Тогда писатель решил рискнуть и сделал три небольших пакетика с надписями: «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина». Он оставил их в своем номере гостиницы, а к утру об этом уже доложили в вышестоящие органы и приказали доставить Рабле в Париж. Писателя привели к самому королю, но потом сразу же отпустили. В тех пакетиках был приготовлен сахар, а королю оставалось только покориться смекалке Франсуа.

7. Федор Достоевский

Что не расскажут в школе про писателей

При создании произведения поэты и писатели непременно должны чем-то вдохновляться. В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» действие разворачивается в реальных локациях Санкт-Петербурга. Все места, дома и улочки действительно существуют, а во дворе, где Родион Раскольников прятал свои вещи, Достоевский однажды был сам: он забрел в проулок, чтобы справить малую нужду.

8. Ханс Кристиан Андерсен

Что не расскажут в школе про писателей

У Ханса Кристиана Андерсена была странная фобия: он боялся женщин. Обычно писатель избегал их, а если был вынужден встретиться, вел себя странно. Мысли о близости были для Андерсена настолько пугающими, что он так и умер девственником. Хотя многие замечали, что писатель был частым гостем в публичных домах, но там он искал только приятных собеседниц.

9. Ломоносов, Карамзин и другие русские писатели

Что не расскажут в школе про писателей

Русские писатели обогатили русский язык более чем на 1000 слов. Многие слова, которые теперь кажутся понятными и привычными, могли бы и вовсе не появиться в речи, если бы поэты и писатели не упомянули их в своих произведения. Так, Михаил Ломоносов создал слово «вещество». Слова «трогательный» и «катастрофа» ввел Карамзин, а казалось прежде народное старинное «бездарь» придумал поэт Северянин.

Источник

Альтернативный учебник русской литературы: писатели, о которых не расскажут в школе

В учебники литературы берут не всех, но те, кто не попал туда, часто ничем не хуже. Вспоминаем писателей, про которых мы не пишем сочинения в школе — хотя могли бы.

Русская литература — одна из самых молодых в мире, но за свою короткую историю она подарила нам столько великих писателей, что менее великие в их тени померкли, хотя для многих европейских литератур они были бы настоящим подарком (сколько вы знаете классиков итальянской или испанской литературы XIX века?). У культурного богатства свои издержки: все знают Лермонтова, но мало кто слышал о Веневитинове, идеи критика Майкова нам неизвестны, и весь театральный мир молится на Чехова, но никто не ставит Лунца.

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827)

Что не расскажут в школе про писателей

Дальний родственник Пушкина, Дмитрий Веневитинов родился в знатной и благополучной московской семье. Его мать Анна Николаевна позаботилась о том, чтобы сын получил самое лучшее домашнее образование. Она занималась с Дмитрием сама, а когда ему исполнилось восемь, пригласила иностранных учителей. Под их руководством юноша выучил греческий, латинский, немецкий и французский языки, познакомился с музыкой, живописью, древней и современной литературой. К семнадцати годам Веневитинов был настолько образован, что стал посещать лекции Московского университета в качестве вольнослушателя.

Среди выбранных им курсов были история литературы, философия, агробиология и анатомия. Из преподавателей сильнее всего на юношу повлиял поэт и доктор философии Алексей Федорович Мерзляков. Вместе с другими его учениками Веневитинов организовал в 1823 году Общество любомудрия. Вошедшие в этот кружок молодые люди обсуждали немецкую философию, читали Канта, Шеллинга, Фихте и Шлегеля. Вскоре по совету Пушкина они начали издавать ежемесячный журнал «Московский вестник».

В 1826 году, поступив на службу в министерство иностранных дел, Веневитинов решил переехать в Петербург, во многом благодаря княгине Зинаиде Александровне Волконской, с которой у поэта завязался платонический роман. Перед отъездом она подарила ему бронзовый перстень, найденный при раскопках древнеримского города Геркуланума (у этого перстня впоследствии будет богатая история). На пути в столицу Веневитинова и сопровождавшего его француза Воше, который перед этим проводил одну из жен декабристов в Сибирь, арестовали по подозрению в причастности к заговору 14 декабря 1825 года.

Поэта продержали на гауптвахте всего три дня, но этого хватило, чтобы его здоровье подкосилось. В марте 1827 года Веневитинов сильно простудился, перебегая с бала в свой флигель в легкой одежде, и умер через несколько дней. Ему был всего 21 год.

Все современники, включая Пушкина, отмечали талант и способности Веневитинова. Кроме романтической поэзии он занимался философией, литературной и музыкальной критикой, переводами с немецкого. Товарищи Веневитинова создали культ своего друга и на протяжении сорока лет отмечали годовщину его смерти. «С ним, — пишет в своей „Истории“ Святополк-Мирский, — ушла одна из величайших надежд русской литературы».

«Он обладал бесчисленными блестящими дарованиями, сильным умом и был прирожденным метафизиком и зрелым, высоким поэтом в двадцать один год. У него была поистине фаустовская жажда знаний, а способность впитывать их напоминала Пико. В то же время он был мужественный, привлекательный молодой человек, любивший радости жизни. К тому же ему было присуще внутреннее здоровье и равновесие всех душевных и телесных достоинств, чем он походил на Гёте. Поэзия его близка к совершенству».

«Проживи Веневитинов хотя бы десятью годами более, он на полные десять лет двинул бы вперед нашу литературу», — писал Чернышевский.

Валериан Николаевич Майков (1823 — 1847)

Что не расскажут в школе про писателей

Литературный критик Валериан Майков родился в Москве в семье академика живописи Николая Майкова. Одним из его братьев был будущий поэт Аполлон Майков. С детства мальчики вращались в интеллектуально насыщенной среде, а их учителем был друг семьи Иван Гончаров. В 1840-е годы дом Майковых стал одним из центров литературной жизни Петербурга, его посещали Тургенев, Некрасов и Достоевский.

В отличие от трех своих братьев, Валериан интересовался не столько литературой, сколько науками. В 1842 году он окончил юридический факультет Петербургского университета, после чего устроился на службу в департамент сельского хозяйства. Одновременно он начал заниматься политический экономией и химией. Из-за слабости здоровья Майкову пришлось покинуть службу и отправиться в путешествие по Франции, Германии и Италии.

В 1845 году Майков возвращается в Петербург, вступает в кружок Петрашевского и становится одним из авторов «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (это аналог «Философского словаря» Вольтера).

Перу Майкова там принадлежали статьи «Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма», «Журнал». Естественно, такой словарь долго издаваться в России не мог, и уже второй выпуск изъяли из обращения.

В это же время Майков стал соредактором журнала «Финский вестник». Там он успел успел напечатать резонансную статью «Общественные науки в России», в которой выразил идею «органической связи науки и искусства с живой действительностью». В 1846 году Белинский покинул «Отечественные записки» ради некрасовского «Современника», и Тургенев предложил редактору «Записок» Краевскому позвать на освободившееся место 23-летнего юношу.

За те пятнадцать месяцев, что Валериан проработал в «Отечественных записках», он успел из-за личной неприязни к Петрашевскому выйти из его кружка и создать свой собственный, обвинить Белинского в излишне субъективной критике и крепко поссориться с ним.

В отличие от коллеги, Майков стремился более твердо оформить свою эстетическую систему и принципы критики, внести в нее «математически доказанные начала».

Майков начинает заниматься социальной философией: читает Конта, Фейербаха и Фурье, критикует английскую экономическую теорию и ее основоположника Адама Смита, не принимает немецкую школу в лице Гегеля, пытается сформулировать идею «гармонического человека» и «идеальной цивилизации». В 1847 году он мирится с Белинским и начинает сотрудничать с «Современником». Впереди огромные научные и литературные планы. В июле этого же года Майков поехал погостить в Петергоф.

Из-за сильной жары он решил искупаться в озере — умер от удара. Майкову было 23.

Вот что пишет о нем Святополк-Мирский:

Николай Герасимович Помяловский (1835–1863)

Что не расскажут в школе про писателей

Николай Помяловский — один из главных писателей-разночинцев. Его отец, очень добрый человек, был дьяконом при Малоохтинской кладбищенской церкви в Петербурге. Несмотря на гнетущую атмосферу, Николай рос крепким и здоровым ребенком. Отец воспитывал в нем самостоятельность, и большую часть времени мальчик проводил на местном рыбном промысле, закаляясь и ведя беседы с рыбаками. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец, уже выучивший сына грамоте, отдал его в Александро-Невское духовное училище, которое в народе называли бурсой.

Непрофессиональные учителя, бестолковые учебники, вездесущая грубость, постоянная муштра и порка выработали в Помяловском, который с детства рос в свободе и ласке, невероятное отвращение к училищу. Он сделался злобным, недоверчивым, скрытным.

Единственным утешением юноши оставались проникавшие в бурсу различными способами книги — от рыночных романов до сонников и песенников. В остальном всё, что Помяловский смог приобрести за эти восемь лет обучения, — это страсть к вину.

Положение улучшилось в 1851 году, когда Помяловский перешел в духовную семинарию. Здесь у него появилась возможность проявить свои таланты, использовать широкий ум и хватку. Вместе с товарищами Помяловский начал выпускать «Семинарский листок», в котором печатал свои заметки. После окончания семинарии Помяловский переезжает к матери и начинает работать при церкви, в основном отпевая покойников. В свободное время он продолжает заниматься самообразованием, пишет очерки и читает «Современник».

Постепенно у него просыпается интерес к педагогике. Одна из причин этого интереса — желание по-человечески воспитать младшего брата. Прослушав курс лекций в Петербургском университете, Помяловский начал работать в Шлиссельбургской воскресной школе. Вскоре на его оригинальные методы преподавания обратил внимание знаменитый педагог Константин Ушинский и предложил ему место в Смольном институте. Помяловский согласился. Тогда же, в 1861 году, «Современник» опубликовал две его повести: «Мещанское счастье» и «Молотов» — и подготовил публикацию прославивших его «Очерков бурсы».

Помяловский очень быстро бросает Смольный, не выдерживая казенщины и застоя. В это время литературный труд как раз начинает приносить ему необходимые деньги, и он разворачивает широкую деятельность: планирует издание журнала, посещает литературные собрания, встречается с другими писателями и критиками и продолжает работу над своими произведениями.

Однако всё это время, еще со школьных лет, Помяловский не переставал пить. С годами его алкоголизм только усиливался, причем настолько, что он стал бояться самого себя.

Однако хороший заработок, свобода и необходимость «собирать материал» для творчества способствовали его частым запоям. После одного из них, в сентябре 1863 года, он попал в больницу, где у него обнаружили гангрену на ноге. Через несколько дней Помяловский умер.

«Перед смертью Помяловский работал над большим социальным романом „Брат и сестра“, рисующим жизнь простых горожан в Петербурге. Оставшиеся фрагменты заставляют горько пожалеть о романисте с широким кругозором, оригинальным воображением и мощным охватом действительности. Его неподслащенный и не идеализирующий, но никак уж не плоский реализм, его стремление избегать всякой поэтичности и риторики и сильнейшее чувство мрачной поэзии безобразия были новой индивидуальной нотой в оркестре русского реализма. К тому же Помяловский обладал еще и крепким практическим смыслом, что нечасто встретишь у русского интеллигента; да и у того первого поколения разночинных интеллигентов, которое сменило поколение 1840-х годов, эта черта оказалась преходящей».

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Что не расскажут в школе про писателей

Да-да, тот самый Лев Толстой. Мы знаем его как автора «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Хаджи-Мурата», но его литературная карьера могла сложиться иначе.

Это сочинение сохранилось только в черновой рукописи и представляет собой тотальное, до часов и минут, малейших движений и порывов, запечатление реальности и душевной жизни героя.

Толстой планировал описать полный день 25 марта, но описание он начал еще с вечера 24-го. Тот реальный вечер Толстой провел у князей Волконских, о чем записал в дневнике: «У Волконских был неестествен и рассеян и засиделся до часу». Впоследствии он развернул эту запись в первую главу «Истории вчерашнего дня». Вторая глава, «В санях», описывает возвращение героя домой, а третья, «Дома», является введением ко дню 25 марта. Толстой бросил свое сочинение, но если бы он его закончил, то рукопись вышла бы такая, «что недостало бы чернил на свете написать ее и типографщиков напечатать».

Вот что пишет о ней Святополк-Мирский:

«В смысле деталей „История“ находится почти на прустовском, если не на джойсовском уровне. Автор, можно сказать, упивается своим анализом. Он, молодой человек, обладает новым инструментом, который, как он полностью уверен, будет его слушаться. Впечатление это больше нигде и никогда не повторяется. Такое буйство требовалось подчинить и дисциплинировать, прежде чем показывать публике. Оно требовало более литературной, менее „дневниковой“ одежды, его необходимо было обуздать условностями. При своей первопроходческой отваге Толстой не осмелился продолжать в направлении „записывания всего“. И чуть ли не приходится пожалеть, что он этого не сделал. Абсолютная оригинальность „Истории вчерашнего дня“ осталась непревзойденной. Если бы он продолжал двигаться в этом направлении, он, вероятно, не встретил бы такого немедленного признания, но в конце концов, может быть, выдал бы в свет еще более изумительное собрание произведений».

Константин Константинович Случевский (1837–1904)

Что не расскажут в школе про писателей

Поэт Константин Случевский — предвестник символизма. Он родился в дворянской семье в Черниговской губернии, с отличием закончил Первый кадетский корпус и получил запись на мраморной доске. В 1861 году, прослужив несколько лет в батальоне Его Императорского Величества, Случевский покинул службу и отправился учиться за границу — во Францию и Германию и через четыре года стал доктором философии Гейдельбергского университета.

Литературная карьера Случевского началась еще на службе, в 1857 году. В журнале «Общезанимательный вестник» он опубликовал несколько собственных стихотворений и переводы из Огюста Барбье, Джорджа Байрона и Виктора Гюго. После публикаций в «Современнике» и «Отечественных записках» на Случевского обратили внимание Иван Тургенев и Аполлон Григорьев, а вместе с ними и радикальная критика, требовавшая от искусства практической пользы. Из-за ее давления и насмешек Случевский, как и Фет, прекратил свои литературные занятия.

В 1878 году, после службы в министерстве иностранных дел, Случевский снова пробует публиковаться. На этот раз он пишет не только стихи, но и различные брошюры и учебные пособия, большое количество художественной и документальной прозы (например, он описал в двух книгах свои путешествия по России в компании великого князя Владимира Александровича).

Вокруг него образуется кружок поклонников. Главные читатели Случевского теперь не ярые нигилисты или либералы 1840-х годов, а молодежь, уже пропитанная эстетикой раннего модернизма. Несмотря на то что стих Случевского стал со временем «тяжел» и «неуклюж», его поэзией продолжали наслаждаться.

Однако после смерти о Случевском помнили только небольшое число его почитателей (среди них Блок, Ходасевич, Пастернак и Мандельштам). В ХХ веке о нем совсем забыли, и его «переоткрытие» произошло только в 1970-х годах. Филолог Елена Тахо-Годи, написавшая первую монографию о Случевском, отмечает, что «современным читателям Случевский может быть понятней других, более „гладких“ поэтов XIX века». Дело в том, что Случевский ломал русский стих, вносил в него дисгармонию и расшатывал устоявшиеся размеры.

Для таких людей, как Святополк-Мирский, это еще было показателем «низкого уровня поэтического мастерства», тем не менее он отмечает дарование поэта:

«Как и Некрасов, но по-иному, он стремился разорвать путы романтической традиции и присоединить к поэзии области, которые ранее считались ей не принадлежащими. У него был философский ум, и он хорошо знал современную научную литературу. У него было великолепное видение мира, позволявшее наслаждаться безграничным многообразием живых существ и предметов… Казалось, что он способен создать действительно новую, действительно современную поэзию, но ему не повезло — его деятельность пришлась на время глубочайшего падения поэтической техники».

Иван Иванович Коневской (1877–1901)

Настоящая фамилия Коневского — Ореус. Его отец, обрусевший швед из знатного рода, был военным историком и начальником архива Генерального штаба. Ребенок рос без матери, но получил прекрасное образование: он с детства свободно владел английским, французским и немецким языками, разбирался в истории и философии, писал стихотворения.

Окончив петербургскую гимназию, Коневской поступил на классическое отделение Санкт-Петербургского университета. В 1899 году, еще студентом, он начал писать для брюсовского «Скорпиона», а уже в 1900-м издал на собственные деньги стихотворный сборник «Мечты и думы». Из-за нехватки средств он не смог включить туда свои переводы из Ибсена, Суинберна, Гёте, Метерлинка и Ницше. Тем не менее на молодого поэта обратили внимание старшие символисты, среди которых он очень быстро стал своим.

После окончания университета в 1901 году Коневской отправился на лето в Ригу. По пути он решил искупаться в реке Аа, но, не заметив крутых порогов, утонул. Труп его через несколько дней нашли крестьяне.

Могила 24-летнего поэта в Сигулде стала местом паломничества молодых символистов, а в 1904 году вышел его посмертный сборник «Стихи и проза» под редакцией Валерия Брюсова.

Лирика Коневского была философской: он увлекался Ницше, Гегелем и Спинозой, читал немецких романтиков и Владимира Соловьева. Его поэзию часто сравнивают с творчеством Фета и Баратынского, а в языке подмечают архаизированность и усложненность. В своих стихах он стремился с максимальной точностью выразить цельность духа и сложность мироздания. Впоследствии Коневской оказал огромное влияние на таких разных поэтов, как Блок, Вячеслав Иванов, Гумилев, Заболоцкий, Пастернак и Мандельштам.

«Он был мистическим пантеистом, страстно желавшим постичь всё многообразие Вселенной. Он был на пути к созданию сжатой и сильной манеры выражения, соответствующей сложности его идей. Он говорил, что поэзия должна быть грубовата. Его поэзия решительно грубовата, но это грубость Микеланджело в борьбе с сопротивляющимся мрамором. У Коневского было замечательно острое чувство ценности русских слов, являющихся ему в обнаженном виде, очищенными от литературных ассоциаций. В этом отношении он был предшественником Хлебникова. В его поэзии не было банальности и дешевой миловидности».

Лев Натанович Лунц (1901–1924)

Что не расскажут в школе про писателей

Лев Лунц родился в еврейской семье. Отец его работал в аптеке, продавал оптические приборы, мать была концертной пианисткой. С детства они приобщали сына к основам иудаизма, учили ивриту и иностранным языкам. В 1918 году Лунц с золотой медалью закончил петроградскую гимназию и поступил на историко-филологической факультет Петроградского университета.

В 1919–1920 годах Лев Лунц начал посещать Литературную студию, в которой преподавали Николай Гумилев, Борис Эйхенбаум и Корней Чуковский. Через год он вошел в объединение «Серапионовы братья» и стал одним из главных его теоретиков.

Он отказывался от психологизма и бытописательства, требовал от литературы сюжета, фабулы и «техники», призывал культивировать художественную форму и самоценность искусства, презрительно высказывался о повальном непрофессионализме русских писателей.

В 1922 году Лев Лунц закончил Петроградский университет и остался аспирантом на романо-германском отделении кафедры, проводив перед этим за границу родителей, брата и сестру. Его специализацией была испанская словесность (кроме испанского он знал также английский, французский, итальянский, старофранцузский и иврит). Лунц писал рассказы, статьи, рецензии и фельетоны. Но больше всего ему удавалась драматургия: его театр «движения», «сцены», «страстей» и «героев» был созвучен театральной поэтике Мейерхольда.

В 1923 году у Лунца появляются боли в сердце, и он проводит всю зиму в постели. С помощью Горького он получает научную командировку в Испанию и едет в Берлин к родителям, но через 11 месяцев умирает от болезни мозга. До конца жизни его мучили жар, головные боли, он терял сознание и дар речи. На Западе его произведения очень быстро стали популярны, а в Советском Союзе, несмотря на высочайшие оценки Горького, Замятина, Шкловского и Тынянова, его постарались забыть.

Святополк-Мирский о нем писал:

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939)

Что не расскажут в школе про писателей

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, прямой потомок Екатерины II по материнской линии, родился в Харьковской губернии. Имя его отца, князя Петра Дмитриевича, занимавшего пост министра внутренних дел, связано с «либеральной весной» 1904–1905 годов (позже его обвинят в событиях 9 января 1905 года, известных как Кровавое воскресенье).

Как настоящий аристократ, Святополк-Мирский получил превосходное домашнее образование. Его воспитанием занималась английская гувернантка, поэтому он с детства отлично владел английским языком. Позже он поступил на китайское отделение Санкт-Петербургского университета.

Еще в школьные годы он пробовал писать стихи, переводил Верлена и Китса, посещал «Башню» Вячеслава Иванова и входил в литературный кружок Михаила Кузмина. В 1911 году Мирского призвали в армию, где он познакомился с Николаем Гумилевым (тот снисходительно похвалил его поэтический сборник). В 1913-м он ушел в отставку и снова поступил в Петербургский университет, на этот раз на отделение классической филологии. Тогда же он стал членом «Цеха поэтов» и начал вращаться среди акмеистов.

Во время Первой мировой войны Мирский был ранен; его ссылают на Кавказ за пренебрежительное высказывание о Николае II. После революции он присоединился к белому движению, но в 1920-м попал в польский концлагерь и бежал оттуда в Афины. Там уже находилась его мать.

С 1921 по 1932 год Мирский путешествует по Европе, оставаясь самым знаменитым русским эмигрантом. В Лондоне он читает лекции по русской литературе, пишет рецензии, издает антологии русской поэзии. Среди его друзей — Вирджиния Вулф, Олдос Хаксли и Бертран Рассел. Мирский, пишущий на пяти языках и читающий на десяти, чувствует себя в Европе как дома.

Его статьи о русской и западной литературе печатают лучшие журналы, включая The London Mercury и The Criterion Томаса Элиота. Заработанных денег ему хватает на то, чтобы обеспечивать себя и свою возлюбленную Марину Цветаеву.

Неожиданно, получив заказ от Лондонского университета на биографию Ленина, Святополк-Мирский переходит на левые позиции. В 1926 году, став соредактором эмигрантского журнала «Версты», он публикует в нем произведения советских писателей. Владислав Ходасевич с опаской предупреждает, мол, князь ведет нас всех «в застенок». Постепенно от Мирского отворачивается вся эмигрантская среда. Лишившись контракта с университетом, он становится членом Коммунистической партии Великобритании и при помощи Максима Горького получает разрешение на въезд в СССР.

В 1932 году, перед самым отъездом, его встретила Вирджиния Вулф. В своем дневнике она записала: «Смотря на то, как его глаза то загорались, то снова гасли, я думала: скоро в твоей голове будет пуля». Через год, уже в СССР, то же осознание пришло и к князю.

В Советском Союзе Мирский принимал участие во всех проектах Максима Горького, включая знаменитую поездку писателей на Беломорканал. В остальное время он писал статьи о европейской и русской литературе, попутно очерняя своих бывших друзей. Несмотря на свой мизерный заработок, Мирский не упускал возможности выпить по старой привычке в каком-нибудь хорошем заведении.

В 1937 году Мирский встречает на улице в Ленинграде своего старого друга, историка Эдварда Карра, и пытается сделать вид, что они не знакомы. Однако Карр всё равно убеждает его пообедать. Через несколько дней Мирского арестовывают по подозрению шпионаже (или в покушении на шпионаж — литера ПШ), и он получает 8 лет исправительных работ на Колыме. Однако обвинение в шпионаже было только предлогом для ареста Мирского. Еще за полгода до этого его начали травить в советских изданиях за отрицательный отзыв о новом романе Фадеева. Считалось, что Сталин держал бывшего князя и белогвардейца в Советском Союзе только для иностранных гостей, — к 1937 году это перестало быть нужным.

В 1939 году Мирский умер в лагере. По свидетельству сидевшего вместе с ним историка литературы Юлиана Оксмана, он проклинал свое решение вернуться в СССР. В 1940-х годах «Историей русской литературы» Святополка-Мирского, написанной на английском языке, пользовался Владимир Набоков, когда читал свои лекции в Корнелле. Он считал эту книгу «лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский». По мнению многих специалистов, она остается такой и по сей день.

Благодаря усилиям его сестры Софьи, которая вернулась в СССР после Второй мировой войны, Святополк-Мирский был реабилитирован в 1963 году. Тогда же юному, но подающему большие надежды поэту Иосифу Бродскому друзья подарили на день рождения «Антологию новой английской поэзии» Михаила Гутнера. Она оставалась его настольной книгой еще долгое время, однако Гутнер был всего лишь одним из переводчиков собранных в книге стихов. Имя настоящего составителя, Дмитрия Петровича Мирского, было стерто советской цензурой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *