Что не прославлялось в былинах

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

Что не прославлялось в былинах Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

Несколько секунд недоумённого молчания.

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

Что не прославлялось в былинах Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

Что не прославлялось в былинах Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

Что не прославлялось в былинах Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

Что не прославлялось в былинах Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

Источник

Валерий ДАНИЛЕНКО. РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИНАХ. Морально-нравственный облик

Валерий ДАНИЛЕНКО

РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИНАХ

В былинах, как и в сказках, добро побеждает зло. Победа добра над злом в былинах не сводится к участию в них чудесных сил. Её обусловливают в них в первую очередь нравственные качества её положительных героев – богатырей (смелость, любовь, трудолюбие и т.п.).

Вот какими добродетелями былинные сказители наделяют идеального богатыря:

Силушкой (храбростью) во Cвятогора (Илью Муромца). Смелостью во Алёшенку Поповича (Илью Муромца). Красотою (басотою) во Осипа прекрасного. Кудрями в царя Кудриянища. Славою в Вольгу Всеславьева. Таланом в Илью Муромца (купцов заморских). Счастьем в стольно-киевского князя во Владимира. Могутушкой во Самсона богатыря. Вежеством в Добрынюшку Никитича. Хитростью в Соломона Премудрого. Кротостью в Давида Кроткого.

Добродетелям противостоят соответственные пороки – хвастовство, трусость, невежество, и т.п. пороки. Победа добра над злом в таком случае выглядит как победа добродетелей над пороками.

Взросление

Будущие богатыри в былинах взрослеют очень быстро. Быстро взрослел, например, Добрыня Никитич. Мы можем об этом судить по и его недетской силе:

Ещё стал-то Добрынюшка пяти-шти лет,

Ещё стал-то на улочку похаживать,

Ещё с малыми ребятками поигрывать:

Да которого хватит за праву руку,

Оторвёт он у того да праву ручушку,

Да которого хватит да за леву ножку,

Оторвёт он у того да леву ножечку.

Прежде, чем вступить на богатырский путь, будущий богатырь должен был получить благословение от своих родителей. С трудом получил такое благословение Илья Муромец. Его родители Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна надеялись, что он будет, наконец, помогать им в их нелёгком крестьянском труде. Но Илья попросил у них благословение на службу у киевского князя:

А уж ты, батюшка, да и матушка,

А вы давайте-ка благословеньице,

А вы дайте-ка вы прощеньице,

А мне-ка съездить во Киев-град,

А ко солнышку ко князю ко Владимиру.

Стали батюшка с матушкой уговаривать сына:

А уж ты, чадо, чадо да чадо милое,

А мы только видели свету, свету белого,

А мы не видели свету целу полвека.

Но Илья непоколебим. Пришлось матери скрепя сердце благословить сына такими словами:

А уж поедешь ты ли, чадо наше милое,

А ты во славный да ли во Киев-град,

А не кровавь сабли востроей,

А не сироти-ка ты да малых детушек,

А не бесчести-ка ты да молодыих жён!

Мы обнаруживаем в былинах одну закономерность: несмотря на то, что богатыри относятся к своим родителям с большой любовью, они всё-таки делают своё дело, даже если их родители против. Мы видели это на примере Ильи, мы можем это увидеть и на других примерах. Остановлюсь здесь ещё на одном – с Добрыней Никитичем. Он рос без отца. В его жизни очень большую роль играет его мать. Он относится к ней, как к святыне, но это не означает, что он её во всём слушается.

В былине «Добрыня и Змей» матушка запрещает своему сыночку ехать в поле, чтобы освободить русских пленников из змеиных нор и купаться в Пучай-реке, где живёт Змей:

Ай же моё чадо любимое,

Ты молоденький Добрынюшко Микитинец.

Не топчи-ка ты там малыех змеёнышев,

Не входи-ка ты во норы во змеиные,

Не выпущай-ка полонов оттуль рассейскиих;

Не съезжай-ка ты, молоденькой Добрынюшка,

Ко той славною ко матушке к Пучай-реке,

Не ходи-ка ты купаться во Пучай-реке.

Добрынюшка и ухом не повёл. Сделал всё с точностью до наоборот. Попал в беду. Но он вышел из неё с честью: расправился со Змеем, освободил из его нор Забаву Путятичну и других его пленников. Карьера великого киевского богатыря Добрыни Никитича, вместе с тем, началась с ослушания матери.

Родители богатырей благоговели перед своими чудо-детьми. Они богу на них молились. Вот как отреагировала матушка Добрыни Никитича на возвращение её ненаглядного сыночка, её солнышка, после долгой разлуки с ним:

Воссияло наше красно солнышко

Из-за тех ли за горушек высокиих,

Из-за тех ли лесушек тёмныих.

Варварские представления о браке отражены в былине о Волхе Всеславьевиче. Перед её главным героем не стояло никаких моральных проблем, связанных с браком. Захватив Индейское царство, он приказал всех в нём перебить, кроме красных девиц. На этих девицах женились его дружинники, а сам он без всяких разговоров взял себе в жёны царицу уничтоженного им Индейского государства.

Былина о Волхе относится к числу древнейших. Вот почему в ней отражены дикие представления о браке. В насильственном браке, в соответствии с этими представлениями, люди не видели большого греха. В более поздних былинах ситуация с браком существенно меняется.

Былинному герою приходится свою невесту отвоёвывать. Об этом повествует былина «Добрыня и Настасья». Будущая жена Добрыни – Настасья Никулична – была богатыркой-поляницей. Добрыня в начале былины, о которой идёт речь, вступает с нею в нешуточный бой. Он не разглядел в ней женщины и принял её за врага. Но распознав в ней красную девицу, Добрыня в неё влюбился.

Как стал-то он к Настасьюшке похаживать,

Как стал-то он Настасьюшку подсватывать:

«Поди-ка ты, Настасьюшка Никулична,

Поди-ка ты да замуж за меня».

Какая же девушка откажется от такого молодца, каким был Добрынюшка? Владимир благословил женитьбу Добрыни на Настасье, и стали они жить душа в душу. Настасья Никулична стала прекрасной женой. Но произошло непредвиденное: по делам службы её муж покинул дом на целых шесть (по другой версии – на двенадцать) лет. В былине «Добрыня в отъезде и неудавшаяся женитьба Алёши» описываются очень драматические события.

Алёша слыл в былинах «бабьим пересмешником». Он любил хвастаться своими любовными победами, в достижении которых не пренебрегал и запретными средствами. Нашлись на него былинные сказители, которые его проучили в былине о его неудавшейся женитьбе. Они столкнули его в ней с Добрыней.

Алёша до беспамятства влюбился в жену Добрыни. Его страсть была так велика, что он пошёл для её удовлетворения на обман: сказал Настасье Никуличне, что её муж погиб.

Дело дошло до свадьбы. Её благословил сам князь. Но свадьба не состоялась. В самый последний момент Добрыню предупредил о ней его говорящий конь (по другой версии – голубь). Как бешеный, он прискакал в Киев и разделался с обманщиком-совратителем.

Говорит Добрынюшка Микитинец:

«Ай же ты, Настасьюшка Микулична!

Я прощу тебя во женской глупости,

Что ты моего наказа не послушалась,

За Алёшу за Поповича замуж пошла».

Сам схватил Алёшу за жёлты кудри,

Дёрнул он Алёшу через золот стол,

Топнул он Алёшу о кирпичный пол,

Распахнул одёжу скоморовчату,

Взял шалыгу подорожную,

Да как начал он шалыгою ухаживать,

Да как начал он Алёше приговаривать:

«Ай же ты, Алёшенька Попович!

Ты за что скорбил родну матушку,

Ты за что скорбил молоду жену?».

В богатырской тройке Алёша был самым любвеобильным. Некоторые былиноведы даже пытались изобразить его неисправимым ловеласом и развратником. Это перехлёст. Он вовсе не был распутником. Об этом свидетельствует, в частности, былина «Апраксия и Тугарин». В ней упоминается событие, которое не укладывается в голове: княгиня Апраксия по охоте отдалась не кому-нибудь, а чудовищу Тугарину Змеевичу. Это событие так же невероятно, как связь сказочной Елены Прекрасной со Змеем Горынычем. Алёша дал гневную отповедь жене Владимира:

Кабы ты не княгиня была Апраксия,

Я назвал бы тебя сукой волочажною:

Волочилась ты под Тугарином Змеевичем!

Алёша Попович обошёлся с соблазнённой им Олёной Петровичной весьма благородно: он на ней женился. Об этом рассказывает былина «Алёша и сестра Петровичей-Збродовичей». Эта былина начинается по традиции с пира у Владимира. Два брата Олёны Петровичны хвастаются на этом пиру, что они тщательно охраняют девичью невинность своей родной сестры.

Есть ведь как у нас да всё родна сестра,

А молода Олёна Петровична;

Сидит она у нас за девятью замками:

Буйны-ти ветры не завеют ей,

Часты-то дожди не замочат ей,

Добры-то люди не засмотрят ей.

Каково же было изумление братьев, когда они услышали от Алёши такую речь:

Не хвастайте, братья, вы родной сёстрой,

Молодой Олёной Петровичной:

Знаю я у вас да всё родну сестру,

Молоду Олёну Петровичну.

Подите-тко ночесь да во седьмом часу,

Зажмайте-тко да снегу белого,

Киньте-тко вы ей в окошечко,

Во окошечко в окутное:

Выйдет Олёна на крылечушко

В одной тоненькой рубашечке, без пояса,

В одныих беленьких чулочиках, без чоботков.

Братья так и сделали. Вышла их сестрёнка в тоненькой рубашечке. Поняли, что прозевали девичью честь своей сестры. Пришли в бешенство. Готовы были её живьём закопать. Алёша не позволил. Разгорелось у него сердце богатырское! Освободил он Олёну Петровичну и предложил ей руку и сердце:

Ставай-ка ты, Олёна, на резвы ноги,

Садись-ка ты, Олёна, на добра коня;

Поедём-ка, Олёна, ко божьей церкви,

Мы златым венцом, Олёна, повенчаемся,

Золотым перстнем, Олёна, поменяемся.

Наш главный богатырь не был женат. В былине «Три поездки Ильи Муромца» описан эпизод, который часто встречается в сказках. Он увидел камешек, на котором было написано:

В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Во другую дороженьку ехати – женату быть,

Третью дороженьку ехати – богату быть.

Вот как Илья отреагировал на вторую дороженьку:

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать-тощить да золотой казны,

Некому держать да платья цветного,

Но на что мне в ту дорожку гулять,

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молоденьку ведь взять – да то чужая корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселём кормить.

Не только Илья, но и другие богатыри относились настороженно к браку:

Боярски девки злы – омманчивы,

Поповски девки – пропируются,

Купеческие девки – проторгуются,

А хресьянские девки – толчи да молоть.

Былина «Три поездки Ильи Муромца» свидетельствует не только об отношении первого богатыря к женитьбе, но и о его целомудренности. В ней есть эпизод, в котором Илья встречает красную девицу. Она его пытается соблазнить. Ласково провожает его в свою спальню и пытается уложить его в кровать. Но Илья понял, что это за кровать. Он уложил в неё самоё соблазнительницу. Кровать перевернулась, и девица провалилась в глубокий погреб.

Испроговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

В том погребе оказалось двенадцать добрых молодцев, которые не устояли перед соблазнительницей, как Илья, и провалились в погреб. Освободил Илья этих молодцев и разъяснил им, как он относится к соблазнительницам:

Я езжу по полю ровно тридцать лет,

Не сдаваюсь на речи их на бабьи же,

Не утекаюсь на гузна их на мягкие.

Служба

Все киевские богатыри на службе у Владимира. Но служебное рвение не в характере русских богатырей. Они не пресмыкаются перед князем. Все подлинные киевские богатыри в конечном счёте служат не Владимиру, а русскому народу. Об этом свидетельствуют слова Ильи Муромца, которыми он призывает свою дружину вступить в схватку с татарами в былине «Изгнание Батыя»:

Не для-ради князя Владимира,

Не для-ради княгини Апраксии,

А для бедных вдов и малых детей!

Илья Муромец выступает в былинах киевского цикла по отношению к другим богатырям не только как их атаман, но и как их наставник. В былине «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем» поётся о первой встрече с молодым Добрыней Никитичем. Старый казак Илья Муромец увидел Добрыню в чистом поле на коне и услышал от него такие хвастливые слова:

Ещё нету-ту мне-ка поединщика!

Решил Илья проучить хвастуна. Вступил с ним в нешуточный бой.

Они съехались, богатыри, во чистом поле,

Да ударились богатыри палицами боёвыми,

Ещё друг дружки богатыри не ранили,

Да во второй-от раз они да съехались,

Да ударились они сабельками то вострыма;

Ещё друг дружки богатыри не ранили:

Пощербались у богатырей востры сабельки

Ещё съехались богатыри в третий након,

Да скакали богатыри через коничков,

Да схватились богатыри бороться.

Три часа богатыри боролись.

Да сдала у Илюшечки лева ножечка.

Придавил Добрыня старого богатыря к сырой земле. Стал его спрашивать, кто он таков и откуда. Ответил ему Илья. Взмолился Добрыня:

Ты прости меня, Илюшечка!

Побратались два великих богатыря. Стали со временем лучшими друзьями.

Чувство дружбы для богатыря священно. В былине «Алёша и Илья Муромец» старый казак Илья Муромец оказывает нравственную поддержку своему другу Алёше. Несмотря на молодость, Алёша со своей дружиной сумел защитить Киев от татарской орды. Все ждали, что Владимир устроит в честь Алёши почестный пир. Не тут-то было! На сцену вышел Илья Муромец. Обращается он к Владимиру:

Собери-тко-ся, князь Владимир, почестен пир,

Позови-тко-ся Алёшу Поповича на почестен пир,

Посади-тко-ся Алёшу во больше место,

И употчуй-ка-ся Алёшу зеленым вином,

Зеленым вином да медом сладкиим,

И подари-тко-ся Алёшу подарочком великиим.

И прошла уж славушка немалая

Про того Алёшеньку Поповича

До той орды до великия,

До той Литвы да поганыя,

До того Батея Батеевича.

Пир в конце концов в честь Алёши во дворце Владимира состоялся! Пир на весь мир!

Особого внимания заслуживает былина о поединке Ильи Муромца со своим сыном Сокольником (Подсокольником). Эта былина записана во множестве вариантов. Известно больше ста таких вариантов. В одних из них поединок между отцом и сыном заканчивается благополучно: сын переходит на сторону отца, но большим смыслом наполнены варианты с трагическим концом, где отец убивает своего сына.

Сокольник со своею матерью-богатыркой, которая в молодости сошлась с Ильей, но женою его не стала, ещё маленьким попал в плен к татарскому хану. Стал могучим богатырём и верным защитником хана. Мать рассказала ему, откуда он взялся:

Да съзжались мы с ним да на чистом поле,

Да и сила на силу прилучилася,

Да не ранились мы да не кровавились,

Сотворили мы с ним любовь телесную,

Да и тут мы ведь, чадо, тебя прижили.

Да хватал он матушку за чёрны кудри,

Да и вызнил он ей выше могучих плеч,

Опустил он ей да о кирпищат пол,

Судьба свела Сокольника с Ильёй Муромцем, с которым ему пришлось вступить в бой. Описание этого боя – почти точная копия боя Ильи с Добрыней. Разница лишь в том, что с божьей помощью Илья всё-таки осилил Сокольника.

Становит Подсокольника на резвы ноги,

А целует в уста его сахарные,

Называет-то своим сыном любимыим.

А старого казака, а Илью Муромца,

Ещё прямо его копьём сколю.

Проник Сокольник в шатёр Ильи и ткнул копьём в отцовскую грудь. Илью спас его крест на груди. Что произошло дальше? Перед Ильёй был его сын, но он оказался подлым изменником. В споре между родительским долгом и служебным в Илье победил последний. Он напоминает здесь гоголевского Тараса Бульбу в его отношении к сыну Андрию.

Схватил Илья своего сына и подбросил вверх выше леса стоячего.

Ещё падал Подсокольничек на сыру землю,

И разбился Подсокольничек во крошечки.

Смерть

Смерть богатыря в былинах – редкий случай: богатырь призван побеждать, а следовательно, избегать смерти. Но если она в редких случаях и описывается, то с назидательным смыслом.

Как одиночка, Святогор обречён на бесславную гибель. По одной из версий он гибнет потому, что надорвался, не сумев поднять перемётную сумочку, в которой скрывалась земная тяга, а по другой – потому, что не сумел выбраться из гроба, к которому он хотел лишь примериться, вовсе не собираясь умирать.

Кому суждено в гробу лежать,

Тот в него и ляжет.

Не думал Святогор, что в этом гробу придётся лежать не кому-нибудь, а ему. Он хотел лишь примериться к нему:

Гроб пришёлся по нём.

Удивился богатырь, но ничего дурного ещё не заподозрил:

Гроб точно про меня делан.

Возьми за крышку, Илья, закрой меня.

Эту крышку уже больше не откроет ни сам Святогор, ни Илья. Попросил Святогор Илью воспользоваться его мечом-кладенцом:

Поднял он меч-кладенец

И ударил поперёк крышки.

От того удара великого посыпались искры,

А где ударил меч-кладенец,

На том месте выросла полоса железная.

Так и задохнулся величайший русский богатырь Святогор в этом проклятом гробу.

Смерть может прийти к богатырю как наказание за хвастовство.

Очень хвастливым был Дюк Степанович. В былине о его первом приезде в Киев он хвалился Владимиру богатством своей галицкой матушки. Иногда в своём хвастовстве он терял чувство меры:

Течёт реченька да серебряная,

А в ней рыбки играют золочёные.

Терема стоят да златоглавые,

Мосточики да калёные,

Перила у них да золочёные,

А сидят-то тут птицы царские,

И поют они да песни райские.

Домики у нас да стоят медные,

Крыши у нас да все серебряны.

Крылечко у Дюка хрустальное,

Дворцы у Дюка хрустальные.

Вот за эту свою страсть к хвастовству Дюк Степанович и поплатился.

На пиру у Владимира, к которому Дюк приехал из Галича, чтобы стать кумом его новорождённого сына, галицкий гость снова расхвастался. На этот раз своей победой над царём Кайдалом и его дочкой Маринкой:

Я Кайдала-царя во полон бирал,

Я Маринку держал порукою,

Порукою держал я, полюбовницей.

Хвастовство недопустимо для богатыря. За него приходится платить высокую цену. В былине «Мамаево побоище» после битвы с мамаевой силой братья Суздальцы похваляются:

Кабы была теперь сила небесная,

И все бы мы побили ею по полю.

Как только произнесли они эти слова, так сразу же мёртвые татары стали оживать:

Вдруг от их слова сделалось чудо великое:

Восстала сила Мамаева,

И стало силы больше впятеро,

И приехали они ко старому

И ко тем дружинушкам хоробрыим,

И начали они рассказывать,

Что мы ехали дорогой, похвалялися,

И восстало силы впятеро.

И сами им во всем повинилися.

Из-за хвастовства братьев Суздальцев пришлось киевской дружине вступить с воскресающими мертвецами в новое сражение. Рубили их шесть суток.

А встават сила больше прежнего.

Илья попросил прощения у спаса пречистого за хвастовство братьев.

И повалилась тут сила кровопролитная.

Были среди киевских богатырей и самоубийцы. Остановлюсь здесь только на Сухмане. Былина о нём, как и многие другие, начинается с пира у Владимира. Расхвастались на нём его гости.

Чем же хвастались гости на пирах у князя?

Князья-бояра – науками премудрыми;

А купцы-гости торговые – золотой казной,

Корабельщики – своим плаванием,

Крестьяне те прожиточны – святой верою,

Чёрный пахарь захвастал трудом своим,

Рыболовы – рыбной ловлею.

Иной хвастает шёлковым портом,

Инный хвалится сёлами с присёлками,

Инный хвалится городами с пригородками.

Глупый хвастает молодой женой,

Безумный хвастает золотой казной,

А умный хвастает старой матерью.

Богатыри расценивали похвальбу как большой грех, за который приходится расплачиваться. Добрыня, например, считал, что за хвастовство ему пришлось расплачивать многолетней службой на заставе:

Вот я-то с глупа разума повыхвастал,

И похвастал-то да молодой женой,

Молодой женой да любимой семьей,

Рассердились теперь русские богатыри,

На меня вот на доброго на молодца,

И назначили меня на заставу.

На пиру у Владимира богатырь Сухман не хвастал. Спрашивает его Владимир: «Что же ты ничем не хвастаешь?». Сухман решил не на словах, а на деле показать, на что он способен: он пообещал поймать для Владимира лебедь белую. Отправился её искать, но ему помешало непредвиденное обстоятельство – вместо белой лебеди он наткнулся на целое полчище татар. Разгорелось его сердце богатырское и он всех татар уложил.

Несмотря на то, что представления о добре и зле, отражённые в былинах, не всегда совпадают с современными, мы можем, вместе с тем, согласиться с такими словами Б.Н. Путилова:

«В богатырях слиты сила и добро, доблесть и нравственное начало, богатыри – активные носители народной морали, в их поведении воплощается народный нравственный кодекс… Богатыри во многом сохраняют для нас идеал поведения человека, восхищая и покоряя такими качествами, как безоглядная решимость отстаивать правое дело, как готовность говорить резкую правду в лицо государям, как глубина и верность сыновних и супружеских чувств» (Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Сост. Б.Н. Путилов. Л., 1984. С.16).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *