Что не отражают в плане предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций железной дороги
Что не отражают в плане предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций железной дороги
Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
1. Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта.
Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.
2. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Что не отражают в плане предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций железной дороги
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Распоряжение № 2920 р
Требования к планам работ
по предупреждению чрезвычайных ситуаций
в структурных подразделениях ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.21.014-2008
ОАО » Российские железные дороги »
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2920р
от 31.12.2008 года
Об утверждении стандарта ОАО «РЖД»
«Требования к планам работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций
в структурных подразделениях ОАО «РЖД»
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД» утвердить и ввести в действие с 1 марта 2009 г. СТО РЖД 1.21.014-2008 «Требования к планам работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
СТАНДАРТ ОАО «РЖД»
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНАМ РАБОТ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.21.014-2008
1. РАЗРАБОТАН
Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)
2. ВНЕСЕН
Департаментом технической политики ОАО «РЖД»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2008 г. № 2920р
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Основные положения
5. Требования безопасности
Приложение А (обязательное)
Формы таблиц с данными возможностей сил и средств ЖТСЧС и РСЧС, состава КЧСПБ
Приложение Б (справочное)
Порядок оформления графических документов
Приложение В (обязательное)
Календарный план действий при угрозе и возникновении ЧС
Приложение Г (рекомендуемое)
Методические рекомендации по структуре и содержанию документов, разрабатываемых при ЧС, вызванных аварийным разливом нефти и нефтепродуктов
Библиография
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНАМ РАБОТ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.21.014-2008
Дата введения: 01.01.2009
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
основные требования к структуре и содержанию Планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
перечень, формы и содержание рекомендуемых приложений к Плану предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Под структурными подразделениями ОАО «РЖД» по тексту стандарта подразумеваются причастные подразделения аппарата управления, филиалы и иные структурные подразделения ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД». филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы в области стандартизации:
ГОСТ Р 22 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
3. Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
3.5 безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происщсствий и их последсгвий. влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
3.7 транспортное происшествие: Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имущесгв) физических или юридических лиц.
3.8 чрезвычайная ситуация (ЧС): Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3.9 предупреждение чрезвычайных ситуаций: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
3.10 ликвидация чрезвычайных ситуаций: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. оров.
4. Основные положения
4.1 Источники и виды чрезвычайных ситуаций (ЧС) на железнодорожном транспорте.
4.1.1 Главными источниками ЧС природного характера являются опасные природные явления в атмосфере, в водной среде и в грунте. Самыми опасными ЧС природного характера по количеству пострадавших и по масштабам материального ущерба являются: наводнения; землетрясения; пожары.
4.1.2 Главными источниками (объектами) ЧС техногенного характера на железнодорожном транспорте общего пользования являются: точки пересечения железной дороги с магистральными трубопроводами (диаметром не менее 35 и не более 1450 сантиметров, с рабочим давлением не менее 35 и не более 55 атмосфер), сортировочные станции, на которых постоянно находятся десятки и сотни цистерн с бензином (при взрыве «зона смерти» не более 900 метров) и газом («зона смерти» не более двух километров), опасные производственные объекты, внесенные в ведомственный раздел единого государственного реестра опасных производственных объектов (котельные, хранилища топлива локомотивных депо вместимостью 200 тонн и более, козловые грузоподъемные краны локомотивных и вагоноремонтных заводов и т.д., всего около 8000 объектов), т.е. технические объекты поднадзорные Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора.
4.1.3 Причины возможных ЧС:
— износ основных производственных фондов,
— ошибочные и несанкционированные действия персонала.
4.1.5 Принципы защиты персонала ОАО «РЖД» и пассажиров железнодорожного транспорта от чрезвычайных ситуаций;
— мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
— планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
— объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
— силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
4.2 Порядок оценки возможной обстановки на объектах с учетом угроз и возникновения ЧС.
4.2.1 Для обеспечения безопасности объекта, в том числе грамотного планирования мероприятий защиты от ЧС штатные и нештатные органы управления в области защиты от ЧС филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» должны оценить опасности и угрозы ЧС своего предприятия, организации, объекта и организовать выполнение соответствующих мероприятий по повышению их защищенности и устойчивости функционирования при возникновении ЧС.
Оценка возможной обстановки на объекте включает:
— определение категорий объектов по степени важности для функционирования железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями отраслевого стандарта;
— оценку уязвимости и определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от опасностей и угроз ЧС;
— оценку возможной обстановки в случае возникновения ЧС на каждом из категорированных объектов;
— оценку возможной обстановки на прилегающей к объектам территории в случае возникновения ЧС на каждом из категорированных объектов;
— расчет возможных объемов работ по локализации и ликвидации последствий ЧС на объекте;
— расчет сил и средств ЖТСЧС и территориальных подсистем РСЧС для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий ЧС на объекте.
4.3 Общие положения по планированию мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС.
4.3.2 Ежегодно, в декабре текущего года, в План вносятся необходимые изменения и дополнения по состоянию на 1 января последующего года.
4.3.3 План состоит из комплекта документов, основными из которых являются следующие:
— пояснительная записка, разработанная в соответствии с п. 4.4.5 настоящего стандарта;
— карта (схема) обстановки в зоне ответственности железной дороги (отделения железной дороги) по состоянию на 200 г.
Пояснительную записку и карту обстановки подписывает председатель соответствующей (дорожной, отделенческой, объектовой) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) НКЧС ПБ, ИОД КЧС ПБ, ОКЧС ПБ.
В пояснительной записке отражаются вопросы, изложенные ниже, в пункчах 4.4.5 и 4.4.6 настоящего стандарта.
в соответствии с Приложением А к настоящему стандарту.
4.3.10 В соответствии с Соглашением от 22.11. 2005 № 939 о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и ФГУП «Научно-технический центр по безопасности в промышленности » разработка ПЛАРНов для филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» может выполняться указанным ФГУП на договорной основе (т.е. за плату).
4.3.12 Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы (звена) ЖТСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий разрабатывается в соответствии с Приложением В к настоящему стандарту.
4.3.14 Для обеспечения оперативной и эффективной реализации Плана члены НКЧСПБ (НОДКЧСПБ, ОКЧСПБ) заблаговременно разрабатывают документы по кругу ведения, касающиеся управления, оформляет заявки на все виды обеспечения действий сил ЖТСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации в загородную зону.
Эти документы, также как исходные и справочные данные, к плану не прилагаются и хранятся в рабочих папках и на магнитных носителях соответствующих исполнителей. 4.3.15 Порядок оформления графических документов (карт, схем, таблиц) изложен в Приложении Б к настоящему стандарту.
4.4 Примерные структура и содержание «Оперативного плана действий в чрезвычайных ситуациях» (для железнодорожной станции).
4.4.2 Оперативный план подписывает начальник станции, утверждает начальник отделения, или начальник железной дороги (там, где нет отделений железной дороги).
4.4.4 Второй раздел Оперативного плана «Мероприятия при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» должен содержать:
— схему взаимодействия структурных подразделений железной дороги с силами и средствами МЧС России, подразделениями государственной противопожарной службы, службы медицины катастроф и схему оповещения при ЧС с опасными грузами;
— порядок оповещения персонала станции об угрозе возникновения или возникновении ЧС, основных опасньгх факторах ЧС;
— порядок передачи информации об угрозе возникновения и возникновении ЧС в вышестоящие органы ОАО «РЖД», местные органы власти, территориальные органы и структурные подразделения МЧС России и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ), в организации грузоотправителей (грузополучателей);
— порядок приведения в готовность имеющихся на станции сил и средств ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вызова других специализированных аварийно-спасательных формирований;
— порядок доставки и доступа имеющихся на станции сил и средств ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, других специализированных аварийно- спасательных формирований в зону ЧС и вывода этих сил из зоны ЧС, ограждения зоны и закрытия движения, кроме предназначенного для целей ликвидации аварийной ситуации и ее последствий;
— порядок эвакуации персонала станции, пассажиров и населения из опасной зоны;
— организация оказания медицинской помощи пострадавшим из числа персонала станции, пассажиров и населения, а также порядок обеспечения временно отселенных (эвакуированных) людей предметами первой необходимости;
— порядок передачи информации о завершении работ по ликвидации ЧС всеми вызванными силами и аварийно-спасательными формированиями;
— порядок открытия движения в зоне, где ликвидирована аварийная ситуация с опасными грузами, ЧС;
— порядок взаимоотношений станции с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росжелдорпадзор), органами местного самоуправления, грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками по ликвидации долговременных (в т.ч. экологических) последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.
5. Требования безопасностиности
Приложение А
(обязательное)
Возможности сил и средств ЖТСЧС и РСЧС,
состав органов управления
Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 115-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
1. Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта.
Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.
2. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона
Приказ Минтранса РФ от 23 января 2009 г. N 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13440
Урегулирован порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Минтранса России, Ространснадзора, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта.
Координационными органами подсистемы являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Они образованы на федеральном, региональном и объектовом уровнях. Комиссии взаимодействуют друг с другом, обеспечивают готовность сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, контролируют ход аварийно-восстановительных мероприятий.
Постоянно действующими органами функциональной подсистемы являются структурные подразделения Минтранса России и Росжелдора.
К силам и средствам функциональной подсистемы относятся специально подготовленные, оснащенные необходимой техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами пожарные поезда ФГП «ВО ЖДТ России», действующие в пределах установленных участков выездов. В отдельных случаях привлекаются аварийно-спасательные службы и формирования, подразделения иных органов.
Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в нескольких режимах: повседневном, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Режимы устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Определен перечень мероприятий, проводимых при введении того или иного режима.
Деятельность функциональной подсистемы финансируется за счет бюджетных средств.
Приказ Минтранса РФ от 23 января 2009 г. N 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13440
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 марта 2009 г. N 12
Приложение. Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17).
3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
На каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
4. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации;
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта;
на объектовом уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта.
5. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответствующими руководителями Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями.
II. Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности функциональной подсистемы
6. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности функциональной подсистемы являются:
обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты пассажиров и работников железнодорожного транспорта от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;
рассмотрение вопросов привлечения сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке;
осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава.
III Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы
7. Постоянно действующими органами функциональной подсистемы являются структурные подразделения Минтранса России и подведомственного ему Росжелдора, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них.
8. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
служба ответственного дежурного Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба Ространснадзора;
дежурная служба Росжелдора;
дежурно-диспетчерские службы организаций железнодорожного транспорта;
дежурно-диспетчерские службы владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Состав и структуру сил определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, организации железнодорожного транспорта исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению Минтранса России и Росжелдора.
11. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Режимы функционирования и мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы
12. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта о введении для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
2) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
3) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
4) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
5) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
14. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций железнодорожного транспорта отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте*(1).
15. При угрозе возникновения или возникновении федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности*(2).
16. Основными мероприятиями, проводимыми органами повседневного управления и силами функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области железнодорожного транспорта;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, работников Минтранса России, Росжелдора, работников организаций железнодорожного транспорта, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, выработка мер по устранению причин их возникновения;
2) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за обстановкой, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей Минтранса России и находящихся в его ведении Ространснадзора, Росжелдора, а также работников о возникшей чрезвычайной ситуации;
проведение мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке сил и средств организаций железнодорожного транспорта и населения к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с Минтрансом России, Ространснадзором, Росжелдором, организациями железнодорожного транспорта и другими заинтересованными органами по вопросам расследования транспортных происшествий, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения, работников Минтранса России, Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях.
17. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства и иных федеральных органов исполнительной власти.
Привлечение сил и средств ФГП «ВО ЖДТ России» к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
18. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций железнодорожного транспорта.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте осуществляется:
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
19. Оперативное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии организаций железнодорожного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Указанные комиссии, используя все имеющиеся виды связи, должны располагать точной информацией о чрезвычайной ситуации, ходе ведения аварийно-спасательных работ и планируемых сроках их завершения.
Для управления ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации комиссией организацией железнодорожного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации создается оперативная группа, в задачу которой входят:
организация и непосредственное осуществление в районе чрезвычайной ситуации непрерывной оценки обстановки и масштабов чрезвычайной ситуации, а также прогнозирование дальнейшего развития обстановки;
выработка предложений и принятие решений по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, защите населения и окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации;
координация действий привлеченных к работам по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации всех наличествующих сил и средств, подготовка предложений об использовании имеющихся видов ресурсов;
принятие по решению вышестоящих органов управления непосредственного руководства работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
организация оповещения населения, планирование и организация при необходимости эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации.
20. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций железнодорожного транспорта, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями железнодорожного транспорта, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций; находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
21. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации железнодорожного транспорта.
V. Система связи, оповещения и информационного обеспечения
22. Информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*(3), органами местного самоуправления и организациями железнодорожного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
VI. Финансовое обеспечение
23. Финансовое обеспечение деятельности функционирования функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в установленном порядке*(4)
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального уровня из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4822).
*(1) Пункт 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
*(2) Пункт 27 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
*(3) Пункт 22 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
*(4) Пункт 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.