Что не относятся к видам самоконтроля
Самоконтроль в психологии. Что это, определение, способы развития, виды
Под самоконтролем в психологии понимается возможность личности регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и действия (бездействия), непосредственно связанная с осознанностью и силой волей. Происходящее от английского словосочетания Self-control («я контролирую») это понятие переплетено с самодисциплиной индивида, широко применяется в гельштат-психологии и помогает человеку в достижении поставленных целей.
Определение, что это такое
Самоконтроль в психологии – это оценка и осознание человеком собственных действий, психических процессов и состояний (Большой психологический словарь). В это понятие так же вкладывается способность личности ориентироваться на эталонное поведения и возможность получения ею сведений о контролируемых действиях и состояниях.
В толковых словарях С. И.Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой самоконтроль трактуется, как контроль человека над самим собой, своим поведением, состоянием своей работы.
Профессор А. А. Крылов отмечал, что человек на протяжении всей своей жизни выступает субъектом и объектом контроля. В первом случае он сам является обладателем контрольного механизма, а во втором — подчиняется общественному контролю. В понятие «самоконтроля» доктор психологических наук вкладывал возможность личности самостоятельно контролировать собственные поступки, психологическую и эмоциональную деятельность.
Педагогический энциклопедический словарь трактует термин, как сознательную регуляцию человеком собственного состояния, побуждений и действий, основывая и сопоставляя их принятым в обществе субъективным представлениям и нормам. Огромное значение здесь отводиться самоограничению, являющемуся важным элементом самоконтроля, и подразумевающему под собой способность человека отказаться от непродуктивных и неодобряемых обществом порывов.
Подробно раскрывая понятие, авторы словаря также отметили, что способность к самоконтролю не заложена в индивиде на генетическом уровне, а должна формироваться постепенно, развивая его как личность.
Как психологическое явление, самоконтроль включает в себя все процессы, благодаря которым личность способна:
Под самоконтролем в психологии также подразумевается особая, присущая индивиду способность усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание им своего несовершенства и желание действовать исключительно как разумный, придерживающийся установленных правил поведения человек.
Профессор А.А. Крылов отметил, что осуществляющие самоконтроль нейрологические процессы происходят в большей части в области коры головного мозга. Травмирование любой из его долей (как внутриутробное, так и произошедшее в результате сознательной деятельности) приводит к нарушению процесса самоконтроля, появлению агрессивного или девиантного поведения.
Характеристика и описание процесса
Самоконтроль в психологии – это, по мнению американо-израильского психолога Д. Кинемана, система, обеспечивающая функционирование человеческой психики и концентрацию внимания, обязательную для сознательных умственных действий.
По словам психолога, самоконтроль:
Д. Кинеман так же вкладывал в понятие «самоконтроля» — помощь в сохранении человеком в стрессовых ситуациях приверженности, а также один из способов борьбы с различными психологическими проблемами. Благодаря самоконтролю индивид легче переносит трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.
В 1960-м году американский психолог У. Мишель провел среди маленьких детей «зефирный тест» во время которого каждый из детей получил по куску десерта и наказание о том, чтобы не думать, а его вкусе и сладости.
Ребенку предлагалось 2 варианта действия:
Последующие 40 лет психолог внимательно следил за жизнью участников эксперимента и пришел к выводу о том, что дети, поддавшиеся искушению и съевшие свой кусок зефира сразу, во взрослой жизни сталкивались с множеством эмоциональных и психологических проблем намного чаще тех, кто при помощи самоконтроля преодолел первоначальный соблазн.
Обобщенное определение термина доктор психологических наук, профессор А.А. Крылов дает с позиции функционального подхода к нему, основанного на том, что объект самоконтроля, независимо от сферы психических явлений, всегда имеет проверочный характер, осуществляемый в процессе сличения его с эталоном, уже фактически имеющим место в реальном мире.
В основу самоконтроля психологии вкладывают понятия:
По мнению психологов, в большинстве случаев эти два феномена связаны между собой, являясь основной частью самоконтроля.
Виды самоконтроля
Самоконтроль в психологии – это умение личности затормаживает свои простейшие побуждения и эмоции, с целью подчинения их более достойным и высоким целям (словарь «Психология человека от рождения до смерти»)ю
Доктор психологии Крылов А.А. в своем курсе лекцией отмечал, что способность к самоконтролю пронизывает всю человеческую деятельность: учебную, игровую, профессиональную и спортивную, а в зависимости от специфики своего проявления, временных и пространственных характеристик подразделяется на установленную в психологии классификацию.
Различают:
Вид самоконтроля | Их характеристика |
Непроизвольный самоконтроль | Заключается в умении человека сдерживать свои чувства, эмоции и желания на биологическом уровне при помощи собственных эмоциональных и физических сил. Механизмы самоконтроля здесь основаны на контурах саморегуляции, обеспеченных жизнедеятельностью организма и своим функционированием вне сферы человеческого сознания. |
Произвольный самоконтроль | Носит осознанный характер постановки и обеспечен достижением соответствующих целей за счет выполнения определенного вида деятельности. |
Непосредственный и опосредованный самоконтроль | Понятия различаются в зависимости от способа сдерживания человека. В первом случае он использует собственные органы чувств. Во втором, обращается за помощью к внешним факторам. |
Самоконтроль перед действием | Реализуется на всех этапах человеческой деятельности, подразделяясь на: 1. Антиципирующий (предварительный) самоконтроль, основанной на предварительной проверке еще не совершенных действий, на предмет правильности их выбора. 2. Текущий самоконтроль, направленный на проверку правильности использования промежуточных действий и оценки промежуточных результатов. 3. Результирующий самоконтроль, подводящий итоги работы и отвечающий на вопрос о достижении ранее поставленной цели. |
Констатирующий и корректирующий | В первом случае позволяет выявить актуальные проблемы, во втором – избавляется от них или предупреждает возникновение каких-то осложнений. |
Внешний и внутренний самоконтроль | Первый позволяет человеку бороться со своими личностными, негативными импульсами. Второй – с негативными проявлениями окружающей среды. |
Поведенческий самоконтроль | Предполагает совершение действий в соответствии с долгосрочными целями и жизненными приоритетами. Так, например, человек, несмотря на желание поспать подольше просыпается рано для того, чтобы сходить в спортзал и сбросить лишний вес. |
Эмоциональный самоконтроль | Направлен на поддержание позитивного мировоззрения при преодолении трудностей. Позволяет личности проявить свои эмоциональные качества (чуткость, надежность и внимательность) и положительно сказывается на межличностных отношениях. |
Различаются также зрительный, слуховой и тактильный самоконтроль.
Процесс жизнедеятельности человека подчиняется доминирующему внешнему самоконтролю, преобладающему в разнообразных видах общественной деятельности и поведенческой практике. Так, идущий пешком или пользующийся личным, или общественным транспортом человек при помощи навигатора сверяет свое местоположение по отношению с конечной точкой маршрута.
Механизм самоконтроля
Самоконтроль – это условие адекватной, целенаправленной, интегрированной психики человека, основа его самовоспитания и самосовершенствования, обучения и профессиональной деятельности, поведения в обществе (доктор психологии, профессор Крылов А.А.).
В процессе своей жизнедеятельности личность, по мнению доктора наук, способна выступать как в роли объекта, так и субъекта контроля:
Осуществление самоконтроля невозможно без наличия должного (эталонного) поведения, а соответствие поступков, действий или внешних факторов по отношению к эталонным нормам проводится путем сличения.
Механизм самоконтроля, по мнению А. Крылова, проходит на клеточном уровне человеческого организма и основывается на способности саморегуляции к поддержанию оптимального уровня дыхания, состояния крови и работы всех жизненно важных органов и систем.
Пронизывает самоконтроль и все протекающие в организме человека психологические процессы: ощущение, мышление, восприятие, собственное психическое состояние и эмоциональную сферу.
Ключевые навыки развития, выделяемые А.А. Крыловым для развития самоконтроля:
Саморегулирование
Помогает научить человека обдумывать свои действия перед тем, как их осуществить, а также позволяет человеку при необходимости проявлять самодисциплину, сохраняя рациональность и спокойствие даже в стрессовой ситуации.
Надежность
Отражает то, насколько хорошо человек способен выполнять взятые на себя обязательства, помогать окружающим и следовать принятым в обществе нормам морали и нравственности,
Адаптивность
Способность адаптировать свои реакции и эмоции к различным ситуациям означает, что человек способен справиться с любыми внешними или внутренними изменения, став более гибким и открытым для различных точек зрения.
Оптимизм
Оптимистичное отношение необходимо для тренировки ума и эмоций, позволяет человеку улучшить свое поведение, сохраняя при этом сосредоточенность и мотивацию.
Специалисты отмечают, что для людей с развитым самоконтролем характерны три ключевые черты:
Как развить самоконтроль
Самоконтроль в психологии – это методика обучения уверенности в себе, основанная на систематическом ведении человеком журнала социальных событий, отражающем все происходящие с ним как негативные, так и позитивные эмоциональные изменения (Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности»).
По своей сути самоконтроль представляет собой искусственное подавление личностью негативных эмоций, желаний и действий, овладение которым необходимо для успешной работы и социального и личностного взаимодействия.
Приемы для развития самоконтроля, по мнению практикующего психотерапевта, гельштат-терапевта, кандидата биологических наук Шахова Е.Г. включают:
Способность к самоограничению
Самоограничение как качество личности – основано на способности человека добровольно контролировать желания своего ума и тела, держать себя в рамках культурных и нравственных ограничений. Как яркий признак зрелости личности самоограничение основано на связывании себя с нравственным долгом.
Ярким примером самоограничения являются деяния святых мучеников или добровольный отказ человека от сладостей и алкоголя, в пользу выработки естественных гормонов удовольствия.
Способность к распознаванию эмоций
Процесс заключается в постоянном отслеживании человеком своих эмоций с целью определения их первичного или вторичного появления.
К первичным эмоциям психологи относят:
Все остальные эмоциональные состояния являются комбинацией из первичных, и носят вторичный характер.
Ведение дневника эмоций
Определившись с качеством эмоций человеку, по мнению психолога и специалиста в техники проведения когнитивно-поведенческой терапии Гуздовой С.Л. следует завести специальный дневник, в котором он будет отслеживать, и контролировать свои эмоции, мысли, чувства и желания, выделяя из них проблемные и вызывающие у него негативное состояние.
Контроле эмоций
При возникновении ситуации, когда эмоции могут выйти из-под контроля, практикующий психотерапевт, гельштат-терапевт, кандидат биологических наук Шахова Е.Г. советует индивиду отстраниться и переключить свое внимание на другие эмоции, с помощью:
Тренировка
В качестве тренировки самоконтроля специалисты советуют индивиду использовать любые видеоролики (фильмы, песни, клипы), вызывающие негативное эмоциональное состояние. Во время просмотра человек должен стараться сдерживать свои чувства, а в случае ощущения потери контроля над ними, постараться дистанционироваться, переключив внимание на другие занятия.
Помощь в развитии самоконтроля человеку, по мнению специалиста гельштат-психологии Гуздовой С.Л., окажет:
В психологии в понятие «самоконтроля» вкладывается умение человеком сохранять спокойное эмоциональное состояние даже в самых сложных стрессовых ситуациях. Способность управлять своими эмоции, чувствами и действия считается психологами одним из главных условий успешной жизни и реализации человека в социальной и профессиональной деятельности, овладеть которой может любой желающий посредством несложных, но эффективных психологических упражнений.
Видео о самоконтроле
Как научиться контролировать свои эмоции:
Что такое самоконтроль: из чего он состоит и для чего необходим
Самоконтроль – это способность человека регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Название образовано от английского слова Self-control, которое дословно можно перевести как «контроль себя» или «я себя контролирую». Самоконтроль человека связан с осознанностью и волей. Разберем подробнее, что такое самоконтроль в психологии, для чего он необходим, из чего состоит и в чем его значение.
Что такое самоконтроль
Дадим определение понятию. Самоконтролем называют способность человека управлять своим состоянием и поведением в кризисных, конфликтных и противоречивых ситуациях. Что включает в себя понятие самоконтроля? Оно тесно связано с мотивацией, целеполаганием, самооценкой, самодисциплиной, ответственностью. Разберем подробнее, для чего нужен самоконтроль.
Для чего он нужен
Каково значение самоконтроля? Он помогает в саморазвитии, достижении целей, избавлении от вредных привычек и формировании новых привычек. При помощи самоконтроля человек в стрессовых ситуациях сохраняет приверженность своим убеждениям и ценностям. А также самоконтроль помогает в борьбе и профилактике психологических проблем. Самоконтроль помогает легче переносить трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.
Кратко опишем значение самоконтроля для здоровья и работоспособности человека:
Говоря простыми словами, самоконтроль помогает найти ответ на вопрос: «Сделать то, что я хочу прямо сейчас или сделать то, что будет для меня лучше и полезнее в долгосрочной перспективе?».
Интересно! В спорте для спортсменов важен самоконтроль за организмом и духом.
Особенности
Чтобы лучше понять особенности самоконтроля, обратимся к нескольким психологическим феноменам:
Оба феномена связаны между собой и являются основой самоконтроля.
Виды самоконтроля
Разберем, какие формы и виды самоконтроля бывают согласно разным классификациям из психологии:
Кроме этого, в психологии выделяют внешний и внутренний самоконтроль. Второй связан с внутренним миром человека, а первый – с внешним миром. То есть человек борется со своими личными импульсами или с негативными факторами окружающей среды.
Способы
Разберем лучшие приемы для развития самоконтроля:
Если чувствуете, что эмоции берут над вами верх, постарайтесь отвлечься. Используйте базовые способы: выйдите за дверь, пробегитесь или прогуляйтесь, несколько раз отожмитесь, вспомните и представьте что-то приятное.
В каких разновидностях возможен самоконтроль? Для отслеживания успехов в самоконтроле используйте объективные и субъективные методы. К первым относится то, что вы можете измерить и то, что видят другие люди. Например, какой объем работы за определенное время вы выполняете. Субъективные методы – это личные ощущения. Например, аппетит, общее самочувствие, эмоциональный фон.
Аналогично в самоконтроле можно ориентироваться на внешние и внутренние признаки. Например, если мы говорим о борьбе с вредными привычками, то к внешним признакам относится цвет и состояние кожи. А к внутренним – общее самочувствие.
Правила
Чтобы самоконтроль проявил себя во всей красе и помог вам улучшить жизнь, нужно организовывать и тренировать его по следующим правилам (развитие самоконтроля):
Интересно! Если не знаете с чего начать, то выполните самую простую или самую сложную задачу. Это поможет настроиться на работу и уверенно идти дальше.
Причины важности
Разберем причины важности развития самоконтроля с точки зрения общества как единого организма и роль самоконтроля в бытовой жизни для каждого человека:
Функции самоконтроля
В психологии принято выделять две функции самоконтроля:
Без коррекции самоконтроль считается незавершенным. Хоть и говорят, что признание проблемы – это половина решения, нужно выработать план действий по борьбе с проблемой и реализовать его. Только тогда можно говорить о сформированном и осуществленном самоконтроле. Таким образом, самонаблюдение и самоконтроль тесно связаны.
Обратите внимание! К принципам самоконтроля относится ежедневное наблюдение и самонаблюдение, оценка и самооценка физического и психологического здоровья, работоспособности и других элементов, а также коррекция поведения с целью улучшения качества жизни.
Достоинства и недостатки
Мы уже поговорили о том, зачем развивать самоконтроль, и, наверное, вы уже поняли, какие преимущества дает этот навык. Давайте тезисно перечислим их:
А есть ли у самоконтроля недостатки? Возможно, вы удивитесь, но да. Те люди, которые умеют жестко контролировать себя, могут показаться другим черствыми. Когда вы начнете развивать самоконтроль, избавляться от вредных привычек и негативного поведения, отдавать предпочтение далеким результатам, а не сиюминутным удовольствиям, большая часть привычного круга общения отсеется. Сначала вы столкнетесь с непониманием, потом ощутите одиночество, но уже скоро вы соберете вокруг себя тех, кто заинтересован как в своем развитии, так и в развитии своих друзей.
Важно! В погоне за выработкой стальной воли и самоконтроля важно не уйти в другую крайность – запрет на радость, ошибки и спонтанность. В нашей жизни все равно должен присутствовать элемент неожиданности и сиюминутной радости. Иногда нужно давать волю эмоциям, чтобы не заработать невроз.
Как осуществляем самоконтроль
Как осуществляем самоконтроль, выстраиваем систему и план коррекции:
Что позволяет соблюдать самоконтроль? Рекомендую вести дневник, в котором вы будете отслеживать изменения. Фиксируйте свои мысли и переживания. Сначала они помогут вам вывести все проблемы на уровень осознанности, а затем – поддерживать мотивацию в стремлении к цели. В трудные моменты обращайтесь к этому дневнику. А также чаще обращайтесь к своей иерархии мотивов. Напоминайте себе о главной цели, ради которой вы можете пожертвовать сиюминутными желаниями.
Мой опыт
В качестве примера расскажу о своем опыте борьбы с пожирателями времени. Думаю, с этим сталкиваются многие копирайтеры. Работая дома, особенно без конкретного графика и плана, то и дело на что-то отвлекаешься: прочитать письмо от подруги в социальной сети, погладить котика, протереть пыль, найти какую-то информацию в интернете и т.д. и т.п. И все ведь важное и срочное (на самом деле нет). В общем, из-за частого отрыва от работы дела решаются медленно и не очень эффективно.
В подобную ловушку попала и я, пока не поняла, что нужно составить расписание дня. Хотя бы обозначить со скольки и до скольки я без перерыва работаю. Но для достижения максимальной эффективности этого было недостаточно. Со временем я научилась входить в состояние потока (помните, в другом пункте статьи мы хотели к этому вернуться?).
Мой первый опыт вхождения в состояние потока оказался случайным. Я тогда даже еще не знала, как это называется. Думала, у меня какая-то суперспособность (ну кто из нас не хочет почувствовать себя особенным и уникальным?). Потом я поняла, что это один из психологических феноменов, очутиться в котором может любой человек. Вот мой секрет вхождения в состояние потока:
Как ощущается состояние потока? Ты отключаешься, а потом включаешься. В процессе работы исчезает ощущение времени и пространства. Ты словно превращаешься в машину. Но вполне себе разумную и творческую машину. В голове рождается куча мыслей, которые не успеваешь не то что печать, а даже формулировать. Что-то вылетает, потом снова залетает, одно сменяется другим. Что-то проговариваешь вслух, что-то отражается мимикой на лице. Вместе с мыслями меняются картинки в голове. Ты словно проживаешь здесь и сейчас все, о чем пишешь.
Что следует после того, как статья написана, и ты «включаешься»? С одной стороны, чувствуешь удовлетворение и воодушевление. С другой стороны, ощущаешь себя выжатым лимоном. На работу в состоянии потока тратится намного больше энергии, чем в обычном рабочем состоянии. Но с усталостью тоже можно и нужно бороться. Я даю себе немного отдохнуть, разминаюсь, использую массажную подушку, прячу глаза под маской для сна, пью кофе, а потом возвращаюсь к статье.
Осталось поправить все написанное, внести оставшиеся ключи и завершить оформление. Все это происходит уже вне потока и требует больших волевых усилий. Здесь я пользуюсь таким правилом: не отвлекаясь, выполняем оставшуюся работу, а потом со спокойной совестью занимаемся своими делами. Иногда я откладываю это на другой день, так как после выхода из потока сил почти не остается.
Мне нравится работать в состоянии потока, но войти в него получается не всегда. С графиками и планированием я уже научилась работать, а вот с созданием подходящих условий для вхождения в поток иногда еще возникают проблемы.
Заключение
Самоконтроль личности – это навык успешных людей. Без него невозможно выполнить повседневные дела и реализовать более долгосрочные планы. Важно не путать самоконтроль с подавлением эмоций. При контроле человек распознает и принимает любые свои состояния, мысли, эмоции, но он не игнорирует их и не зацикливается на этом, а переключается на поиск решений и способов улучшения актуальной ситуации.
Самоконтроль помогает человеку предотвращать и разрешать конфликты, бороться с вредными привычками и вырабатывать полезные навыки, избавляться от недостатков, развиваться в личностном и профессиональном плане и т.д. А также самоконтроль позволяет оценивать эффективность деятельности. В общем, без самоконтроля невозможно саморазвитие и самореализация. Поэтому важно развивать этот навык, но и уходить в другую крайность нельзя.