Что не относится основополагающим группа выполняемых государством экономических функций
Роль государства в экономике
Содержание:
Функции государства
Организационная функция – осуществляется путём принятия законов осуществляется управление народом. Чтобы законы осуществлялись, требуется наличие денежных средств.
Социальная функция – государство обязано разделять доход таким образом, чтобы обеспечить минимальный уровень своим гражданам, также сюда относится помощь людям, неспособным обеспечить свою жизнедеятельность трудовым путём. Основой социальной функции представлены внебюджетные организации, такие как: Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования. Социальная функция отвечает за качество и уровень образования и здравоохранения.
Экономическая функция – уровень и темпы развития производства:
Функции государства в смешанной экономике
Государство несёт ответственность за контроль и выполнение заданных экономических функций, которые оказывают укрепление рыночной системы, распределяют финансы ради социальных потребностей общества – правовая и социальная деятельность, конкуренция, распределение доходов и ресурсов.
Макроэкономический уровень государства – разработка и закрепление правовых основ экономики, принципы макроэкономического развития, осуществление антимонопольной политики для нормализации рыночного механизма, осуществление экономической политики, воздействующей на регулирование экономической деятельности и достижению целей; улучшение рыночного механизма, справедливое распределение доходов между населением и обеспечение социальной защиты.
Командная экономика – полное руководящее планирование, характерное распределение ресурсов и производимых товаров, осуществление контроля за ценовой политикой.
В условиях рынка государство предпочитает не вмешиваться в деятельность рынков и предприятий, вмешательство осуществляется в том случае, если возникают непредвиденные обстоятельства, мешающие действию рынка (война, инфляция, дефолт).
Современные экономические теории одобряют и признают необходимость вымешивания государства в рыночную систему для регуляции экономики. Выделяют функции:
Задачи государства для выполнения функций
Существуют программы, используемые государством:
Экономические цели и функции государства
Конспект по обществознанию.
Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
• повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
• обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
• усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;
• развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
• улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
К важнейшим экономическим функциям государства относятся:
• формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
• регулирование кредитно-денежной системы страны;
• развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
• защита и охрана всех видов собственности;
• формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
• помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
• регулирование трудовых отношений в стране;
• охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
• контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
• регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
• размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
• сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:
• увеличение объемов производства материальных благ;
• обеспечение более высокого уровня жизни;
• стабильный уровень цен;
• справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
• перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
• организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
• охрана окружающей среды.
Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.
Социально- экономические функции государства
Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании экономической и социальной стабильности, в ориентации общества на максимальное обеспечение благами и сохранение окружающей природной среды.
Макроэкономические цели, такие как достижение определённого уровня занятости, стабилизация цен, равновесие экономики, должны дополняться социальными целями – улучшением условий жизни и возможностей для всех членов общества.
Основными функциями государства являются:
1. Создание общих законодательных и правовых предпосылок для лиц, действующих в условиях рынка, поскольку государство является организатором экономического и социально-политического пространства для рыночной экономики.
2. Создание и реализация общественных благ и услуг. Экономические свойства чисто общественных благ и услуг (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система) не стимулируют рынок организовывать их производство. Предоставление населению общественных благ и услуг возлагается на государство. Их финансирование осуществляется через государственный бюджет.
Создание частично общественных товаров и услуг может развиваться на сочетании рыночных и нерыночных методов хозяйствования.
3. Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берёт на себя государство.
4. Защита конкуренции.
5. Прямое государственное владение или управление основными элементами инфраструктуры, естественными монополиями с целью стабилизации социально-экономической системы.
Выделяют несколько типов:
— материальный (сооружение дорог, мостов, систем связи, систем водоочистки и т.д.);
— институциональный (государственный аппарат управления, затраты на организацию денежно-кредитной и финансовой системы);
— социальный (вложения в образование, здравоохранение, культуру и т.д.);
— экологический (создание объектов охраны окружающей среды).
6. Социальная защита населения от несовершенства рынка.
Социальные риски – это закономерное и объективное массовое социальное явление, затрагивающее определённые социально-демографи-ческие и профессиональные группы и слои населения.
Социальная защита в рыночной экономике включает социальное страхование, социальную помощь, непосредственное государственное обеспечение.
Осуществляя социальную защиту, государство опирается на сочетание принципа индивидуальной ответственности личности и принципа солидарности членов общества.
В рыночной экономике нагрузки по социальному страхованию частично несут работодатели и работники. Но государство является координатором и гарантом социальной защиты: выполняет методические
и перестраховочные функции, создаёт крупные центры реабилитации, оказывает непосредственную социальную помощь нуждающимся и т.д.
7. Социально-трансфертная функция государства (перераспределение доходов). Основная задача – откорректировать связанное с производством первичное распределение доходов при помощи системы трансфертных социальных услуг и субсидий в сочетании с налогообложением.
8. Регулирование механизма обеспечения условий занятости. Теоретики свободного рынка считают, что данная функция является одной из причин возникновения сбоя рыночного механизма. Но большинство экономистов выступают за вмешательство государства в данный процесс. Государство принимает меры для возможно более полного использования потенциала трудовой активности населения, устанавливает размер минимальной заработной платы и финансирует федеральные целевые программы содействия занятости и т.д.
9. Установление прожиточного минимума в стране.
10. Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Только государство
в состоянии поддерживать сложный комплекс условий в области налогов, инвестиций, структурных сдвигов, таможенно-валютного регулирования, необходимых для быстрого технологического развития. Данная политика важна потому, что область НИОКР не только определяет динамику сопряжённых сфер экономики, но и задаёт качественную ступень в направлении развития общества в целом.
От неё зависит модель экономического роста – экстенсивная или интенсивная.
11. Экологическая функция. В современных условиях одной из основных целей деятельности государства является поддержание устойчивого эколого-безопасного развития. Рыночный механизм самостоятельно не обеспечивает сохранение, а тем более воспроизводство окружающей природной среды. Задача государства состоит в создании необходимых условий для оптимального взаимоотношения общественного производства с природоохранительными мерами, в сохранении экологического равновесия.
Целесообразно разграничивать две подсистемы социально-экономической деятельности государства:
1. Проактивная модель – включает весь комплекс мер, направленных на улучшение экономического положения населения и влияющих на него прямо или косвенно.
2. Реактивная модель – система поддержки и защиты наиболее уязвимых социальных групп и слоёв в процессе адаптации к изменяющимся условиям рыночной экономики.
Инструменты политики воздействия государства неодинаковы и различаются по степени интенсивности его вмешательства:
Функции государства
Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?
Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.
Понятие функций государства
Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.
Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.
Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение. Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).
В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами, которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.
Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.
Классификация функций государства
Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.
По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).
По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.
По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)
Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).
Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.
Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности. В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.
Внутренние и внешние функции государства
Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.
Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.
Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.
Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.
В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.
К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция. Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.
Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.
Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.
С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.
Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.
Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.
Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.
Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.
Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.
Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.
Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.
Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.
Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.
Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.
Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).
В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.
Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.
Вопросы для самопроверки
1) В чём суть понятия «функции государства»?
2) Какие классификации функций вам известны?
3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?
4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?
5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?