Что не относится к звеньям логоритмического воспитания
Что не относится к звеньям логоритмического воспитания
Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Большой вклад в совершенствование логоритмического воспитания людей с расстройствами речи внесло всестороннее изучение аномальных детей, их компенсаторных процессов, а также различные реабилитационные методики.
Логопедическая ритмика, изучая закономерности развития, воспитания, а также нарушения неречевых психических функций в синдроме той или иной речевой патологии, обобщая экспериментальные данные и практический опыт, определяет задачи логоритмического воспитания, раскрывает их сущность, выдвигает целесообразные средства, методы и формы организации логоритмических занятий.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.
Результаты научных исследований позволяют более полно учитывать психофизиологические особенности людей разного возраста, имеющих нарушения речи: возможности работоспособности, реабилитационный двигательный потенциал, степень утомляемости, интересы и потребности, уровень речевого общения, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности и т.п. В соответствии с этим логопедическая ритмика разрабатывает содержание логоритмического воспитания в комплексе с речевыми коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи. Обращается внимание на овладение взрослыми и детьми двигательными навыками, на умение ориентироваться в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Что не относится к звеньям логоритмического воспитания
3) возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;
4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражания другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;
5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;
6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Рассмотрим содержание первого звена логопедической ритмики.
1. Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки. В результате у человека воспитывается музыкальность как единое — эмоциональное и слуховое — восприятие музыки. Ядро музыкальности, по Б.М. Теплову, образуется благодаря звуковысотному относительному, а не абсолютному слуху и чувству ритма.
Методическая разработка по логоритмике
МБОУ Красновская СОШ
Каменского района Ростовской области
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношение указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом логопедической ритмики являются многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются, как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно двигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует:
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
3) восприятию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении движению используются различные приемы.
а) наглядно-зрительные показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм, фотография, телепередача, картины и т.п.)
б) тактильно-мышечные- включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги (чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения).
в)наглядно-слуховые- звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.
Особенности и основные звенья логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей, как основы воспитания перевоспитания речии устранение речевых нарушений.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формирование моральных норм, развитием волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.
В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:
Воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, развитие речи и коррекция речевых нарушений: вопитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса,фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Рассмотрим содержание первого звена логопедической ритмики:
1. Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты, звука ритма, динамической насыщенности музыки.
2. Занятия по логопедической ритмике представляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.
3. Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.
4. Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении.
Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Данное звено реализуется с помощью занятий в зависимости от речевого нарушения и предполагает:
1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, спотыканием, с дизартрией).
2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, с заиканием).
3. Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, а так же у лиц с нарушениями голоса осуществялется средствами логоритмики на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха. Речь имеет общие с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент (в речи- логопедические ударения), паузауию.
4. Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов.
Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей.
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Решение оздоровительныз задач обусловлено теми теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения или усугубляются в связи с ним.
Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детсяком саду.
Эстетические задачи так же решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дефференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.
Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т.п.
Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией. Следует учитывать, что в любой коррекции должно быть развивающее начало.
Построение занятий. Виды упражнений.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
а) упражнения для развития основных сторон внимания;
б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;
в) упражнения для развития чувства темпа и ритма;
г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная хотьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для следующих занятий.
Содержание занятий и дифференцированная методика
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваются шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходят к легкому бегу, чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу; отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных движений.
Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориеньтировку в пространстве.
При невротическом заикании необходимо учит детей непринужденным, свободным, выразитеельным движениям в соответствии с характером музыки, темпом, регистрами.
При неврозоподобном заикания показана тренировка апредлагаемого движения, его точности, согласованности, а так же неоднократные повторения по образцу движений педагога.
Упражнения для развития основных сторон внимания.
Упражнения на переключение внимания включает смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям «медведя», на звуки среднего регистра изображая ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики». Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребенка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного ох показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен. Или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч.
Используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания: «Запрещенное движение», «Пройти путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и т.д.
При невротическом заикании в целях развития активного внимания можно использовать следующие формы его тренировки.
1. Осуществление детьми определенных движений от лица сказочного персонажа, преодолевающего различные препятствия путем перепрыгивания, подскоков, лазания, метания и т.д.
2. Это же предлагается в соревновательных ситуациях.
3. В словесных объяснениях, где проводится:
а) объяснение движений детьми после их выполнения;
б) объяснение детьми уже знакомых упражнений до их выполнения.
Таким образом, внимание детей к четкости выполнения движений от пассивного переходит в активное, направленное, равно как и восприятие собственных движений становится осознанным, вербализуемым.
При неврозоподобном заикании следует постепенно переходить от изолированной работы над переключением, устойчивостью, затем расширением объема, распределением внимания до чередования данных видов упражнений на одном занятии.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на раслабление или напряжения мышц. Например, поочередное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а также имитационные движения: «Полоскание платочков», «Тряпочные куклы», «Самолеты летят» и т.д. Используются специальные упражнения на смену напряжения и раслабления, состоящие из серии последовательных действий. например, руки в стороны, сжать в кулак, бросить; Руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные) и другие.
Детей с невротическим заиканием полезно тренировать под сменяющийся музыкальный материал. Неоходимы упражнения, требующие изменения мышечного тонуса в зависимости от звучания разных по силе звуков.
При неврозоподобном заикании движения напряжения и раслабления сначала нужно тренировать отдельно, затем чередовать их. Обязательно объяснение движений педагогом и детьми. Применяются четкие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счет.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
На занятиях разучивают разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведется работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используется отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.
При невротическом заикании можно быстро усложнять ритмические задания, вводить различные смены темпа и ритма.
При неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов и постепенно их усложнять. Вводятся упражнения на восприятие одинаковых ритмов, которые состоят в выполнении детьми движений, объединенных одним и тем же ритмом.
Упражнения для развития координации движений.
Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в напралении, скорости, напряженности. Это могут быть упражнения с предметом, а так же пляски и импровизации.
При невротическом заикании предлагаются сложные комбинации движений. Обращается внимание на эмоциональность и четкость выполнения уже разученного упражнения.
При неврозоподобном заикании ведется углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используются наглядный показ или словесное пояснение.
Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение.
При невротическом заикании необходимо требовать выразительного, громкого проговаривания слов.
При неврозоподобном заикании речевой текст может упрощаться, тщательно прорабатывать в ритмическом плане, затем по частям соединяться с отработанным движением.
Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.
При невротическом заикании основное внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной, веселой музыки.
Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.
при невротическом заикании применяют инсценирование песен, обучают выразительному пению. В психотерапевтических целях полезно выбирать солиста.
При неврозоподобном заикании необходимо тщательное разъяснение содержания текста песни, неоднократное его громкое, четкое проговаривание.
Упражнения для развития речевых и мимических движений
На занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизации их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни.
Детям с невротическим заиванием работа над речевой моторикой проводится по показаниям, при этом даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляонного уклада конкретного звука.
Детям с невроподобным заиканием необходимо тренировать мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Добиваются развития кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков.
В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения. Например: улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза («светит солнце»), надуть щеки и др. Этот вид упражнения больше показан детям с неврозоподобным заиканием.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук
В процессе занятий мы считали необходимым применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Например: «Фонарики», «Пальчики спрятались», «Пальчики здороваются» и т.д. Можно соединить ряд тонких движений с речевым текстом.
С детьми с невротическим заиканием работают над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.
Детям с неврозоподобным заиканием первоначально необходима маханическая помощь педагога. Формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводятся такие известные речевые игры как «Серый зайка умывается», «Не пора ли пробежаться и местами поменяться», «Лиса и гуси», «Птицы в гнездах», «Вокруг домика хожу», «Два поезда» и др.
При невротическом заикании воспитывают ловкость, сообразительность, быстроту дыигательной рекции.
При неврозоподобном заикании необходимо шире использовать игры и этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве.
Устная речь вводится на занятия логопедической ритмикой систематически и максимально в следующих формах:
1. Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения.
2. В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются точные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения.
3. При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ее формы соответственно логопедическим занятиям.
Обязательно проводятся утренники, вечера досуга. В психотерапевтических целях широко используются индивидуальные выступления детей, инсценировки.
Логопедическая ритмика Выберите один правильный ответ
Выберите один правильный ответ:
б) выполнение упражнения с некоторыми ошибками;
в) это скорость исполнения движения под музыку.
2. Метод, не использующийся на занятиях по логоритмике:
а) метод использования слова;
б) метод наглядного восприятия;
г) практический метод;
3. Чему способствуют занятия по логоритмике?
а) развитию гнозиса;
б) развитию генезиса;
в) развитию праксиса.
4. Объектом изучения логопедии является:
а) нарушения речи;
в) человек с речевыми нарушениями.
5. Центральным отделом речедвигательного анализатора является:
а) центр Вернике;
в) затылочная область.
6. Цель логопедической ритмики?
а) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы;
б) воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать ритмическую выразительность;
в) воспитание способности восприятия музыкальных образов.
7. Создатель системы ритмического воспитания под названием «метода ритмической гимнастики» был:
а) В.А. Гринер;
в) Э. Жак – Далькроз.
8. Какие упражнения не обязательны в коррекции недостатков звукопроизношения при ринолалии:
а) упражнения на развитие мимики лица;
б) упражнения на развитие речевого дыхания;
в) упражнения на развитие воображения;
г) упражнения на развитие небной занавески.
9. При каком речевом расстройстве наблюдается недостаточная иннервация мышц речевого аппарата?
а) дисфонии;
10. Что является предметом музыкально – ритмического воспитания?
а) развитие голоса;
б) музыка и движение;
в) развитие музыкальных способностей и слуха.
11. При обследовании речи не проверяем:
а) состояние интеллекта;
в) состояние словаря;
г) состояние связной речи.
12. Что не является резонатором:
а) глотка;
г) носовая полость;
13. Что не является причиной носового произношения звуков:
а) повышенный тонус мышц мягкого неба;
б) укорочение подъязычной уздечки;
в) пониженный тонус мышц мягкого неба.
14. Ускоренная речь, сопровождающаяся необоснованными паузами, спотыканиями – это?
а) баттаризм;
д) тахилалия.
15. Какой задачи не выделяется в логопедической ритмике:
а) коррекционная;
г) воспитательная.
16. Что не относится к звеньям логоритмического воспитания:
а) развитие ритмической стороны речи;
в) развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Установите соответствие
17. Средства музыки Определения
1) темп а) отрезок произведения от одной сильной доли до другой.
2) такт б) скорость исполнения музыки
3) ритм в) сочетание музыкальных звуков различных по длительности.