Что не относится к задаткам
Понятие и виды задатков
Задатки бывают разных видов и могут быть развиты в различных направлениях, переходя в определенные способности. Они выражаются в склонности к тяге к некоторой деятельности, темпам в обучении, наличии рубежей в развитии, всестороннем развитии интересов.
Понятие задатков
Это умение, развивающее способности с определением параметров нервной системы, физиологических особенностей человека. Они в человеке заложены на биологическом уровне. Задатки – это функциональная и морфологическая особенность строения головного мозга, органов чувств, движениях. Это является предпосылками в развитии способностей.
Задатки бывают приобретенными (социальными) и врожденными (природными). Они определяют строение нервной системы.
Задатки одаренности у ребенка
Они могут выражаться:
Задатки к музыкальной деятельности:
Одаренность к лидерству:
Отчего зависят задатки человека
Предпосылками задатков являются особенности человека:
Развитие задатков
Какими бы задатками не обладал бы человек, он навряд-ли добьется впечатляющих успехов без кропотливого труда. Именно благодаря упорному труду в соответствующей деятельности, есть возможность стать выдающимся спортсменом, актером, музыкантом, ученым. Также при отсутствии задатков, очень напористые люди смогут также добиться внушительных результатов.
Задатки
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
В качестве таких задатков принято выделять:
Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).
Полезное
Смотреть что такое «Задатки» в других словарях:
задатки — врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… … Большая психологическая энциклопедия
задатки — см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 • … Словарь синонимов
Задатки — анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных… … Психологический словарь
ЗАДАТКИ — ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАДАТКИ — см. Диспозиция. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
ЗАДАТКИ — англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… … Энциклопедия социологии
ЗАДАТКИ — ЗАДАТКИ. Предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЗАДАТКИ — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Нет точных сведений, в чем именно они состоят: то ли это – некоторые свойства системы … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
задатки — • талант, дар, дарование, одаренность, талантливость, даровитость, способности, задатки Стр. 1145 Стр. 1146 Стр. 1147 Стр. 1148 Стр. 1149 Стр. 1150 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Задатки — мн. Зачатки каких либо способностей, наклонностей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Все о задатках и способностях человека
Существует мнение, что у человека, обладающего талантливой натурой, способности есть ко всему. И очень важно не игнорировать эти способности, а давать им развиваться.
И конечно, учитывая закон действия и противодействия, у такого мнения есть огромное количество противников. Они считают, что не каждый человек талантлив, поэтому некоторым людям не стоит растрачивать свое время на развитие несуществующих способностей.
Природный дар от рождения
Опираясь на мнение психологов, можно смело сказать, что способности и задатки тесно связаны между собой. Но чтобы сказать больше о взаимодействии этих личностных качеств, следует разобраться, что такое задатки и дать определение понятию «способность».
Теперь, когда дано определение, сразу видно, что задатки – главная направляющая в развитии личности. Кроме того, задатки отвечают за развитие способностей в целом, и при благоприятных условиях люди достигают определенного уровня в своей жизни. При этом данные свойства приобретаются на протяжении всей жизни человека, независимо от того, хотел ли он достичь определенного успеха.
До сих пор ученые дискутируют на тему, имеют ли задатки врожденные корни или их приобретают. Однако, хотя анатомические корни задатков и не доказаны, ученые утверждают, что при правильном подходе в раннем детстве, грамотном воспитании и благоприятных жизненных условиях человеку гораздо проще адаптироваться на пути к успешной жизнедеятельности.
Если в детстве нет условий для развития и родители не помогают раскрыть интересы, которые проявляет ребенок, то скорее всего этот человек не сможет найти себя и развить определенный талант. Подобный ошибочный подход в воспитании наблюдается нередко.
Родители игнорируют природные склонности своего ребенка, навязывая ему собственные нереализованные мечты. Проще говоря, ребенок вынужден проживать жизнь родителей, которую они не смогли прожить. При этом у него нет возможности для реализации своих природных склонностей.
Разновидности
Задатки и способности можно разделить на два вида:
Природные задатки определяются в личности на биологическом уровне и развиваются благодаря жизненному опыту. Если говорить о физических задатках, то их развитие поможет человеку реализовать себя в спортивной деятельности.
Специфические задатки и способности – понятие более сложное. Оно состоит из нескольких составляющих.
Понятие «задатки» характеризует возможность развития личности в определенном направлении. Важно заметить склонности еще в раннем детстве и обеспечить благоприятные условия для их развития. Характеризующий фактор определяет два вида задатков: приобретенные и врожденные, другими словами их еще называют социальные задатки и природные.
Все способности проходят определенные этапы развития. И каждый последующий развивающий шаг напрямую зависит от того, насколько был усвоен и принят предыдущий уровень развития. Если человек проявляет явные склонности к математике, то чтобы перейти к высшей, ему следует очень тщательно изучить элементарную математику.
И как раз элементарные математические знания будут выступать в роли задатков для способности к высшей математике. Отсюда следует вывод, что люди различаются именно задатками, а не способностями. Их различия напрямую зависят от возможности усваивать определенный материал, и эта возможность связана с природными, врожденными качествами личности.
Способности, если их правильно характеризовать, напрямую зависят от задатков. Это и умения, знания в различных отраслях, и даже определенные социальные нормы, которые общеприняты. Склонность к развитию проявляется на ранней стадии формирования задатков, когда только начинают проявляться определенные интересы ребенка. Именно так формируется одаренность личности.
Однако одаренность нельзя рассматривать в общих чертах, допускается говорить об одаренности к чему-либо, то есть о склонности к определенной деятельности. Одаренность – это развитая личность, это последняя ступень, когда можно говорить, что все этапы пройдены. А этих этапов несколько, и задатки играют важную роль в становлении одаренности.
Как мы видим, задатки и способности – главные факторы в развитии человека. Их необходимо замечать и активно развивать с самого детства, чтобы во взрослой жизни человек имел определенные резервы для личностного роста. Не стоит забывать, что эти важные черты личности можно и развивать.
Становление личности
С самого детства наша личность проходит несколько этапов развития. Природные качества – задатки – помогают нам развивать способности. Способности в свою очередь показывают степень одаренности человека. Одаренность проявляется в талантливости. А талантливость ведет к гениальности.
Гениальность – это совокупность всех этапов развития, это высшая ступень. Чтобы развивать в себе гениальность, нужно находиться в благоприятной среде. Общение с людьми, которые могут поделиться знаниями, мотивировать на определенные действия, способствующие развитию, – это обязательные условия.
Но также стоит помнить и о личном интересе. Довольно часто для развития личности мотивирующим фактором является конкуренция. Но если все-таки имеются сомнения, есть ли в вас задатки к гениальности, то существует много психологических тестов и методик, которые помогут с точностью определить, в каком направлении вам следует развиваться. Запомните, каждый человек с рождения имеет все шансы успешно развить в себе гениальную личность. Автор: Людмила Мухачева
Определение, классификация, понятие задатков
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются,
достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы — отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
— К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, сердечно- сосудистой, желудочной.
— К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма).
— Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств.
— Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств.
Чтобы задатки превратились в ярко-выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.
16. Б.М. Теплов о способностях:
Задатки – это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены. Это внутреннее условие, возможность!
2.Личностный: способность – средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале, т.е. для формирования способностей нужны: задатки – врожденная основа способностей соответствующие упражнения (деят-ть), соответствующая мотивация.
17. Интеллект, креативность, одаренность:
1. Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.
Интеллект — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
— объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,
— многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
— любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
— глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
— гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
— логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
— доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
— критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
— широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.
2. Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
3. Одаренность общая (англ. general aptitude, gift) — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Б.Г. Теплов считал, что понятие «одаренность» лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности.
От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.
Е.П. Ильин в своих трудах указывает, что одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
— Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
— Широта проявлений в различных видах деятельности.
— Особенности возрастного развития.
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности.
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Задатки в психологии. Что это, определение, виды, примеры
Психологическая природа человеческих способностей относится к наиболее важным и сложным темам психологии. Однако таланты не появляются сами по себе, это не врожденная категория анатомических и физических особенностей личности. Врожденным качеством являются задатки, на основе которых развиваются способности.
Существуют разные виды задатков, они могут прогрессировать по различным направлениям, в психологии эти психофизиологические особенности формируют область психики, обеспечивающую деятельность и жизнестойкость человека.
Истоки формирования понятия
Природа появления тех или иных задатков, как индивидуальных особенностей, волновала психологов с давних пор, а точки зрения на истоки и определение понятия на разных этапах развития психологии не отличались однообразием. Однако наиболее точное определение психологической категории дал Борис Теплов.
Согласно формулировке советского психолога и основателя школы дифференциальной психологии, задатки – это ряд анатомо-физиологических особенностей нервной системы индивида в различных видах деятельности, с которыми человек рождается. Если не уделять внимания имеющимся предпосылкам, определенные способности без обучения могут и не развиться.
Вопрос о задатках обрел актуальность по ходу изучения характеристик способностей и будоражит умы ученых, начиная с XVI в. Ведь наличие предрасположенности к определенным видам деятельности вовсе не отождествляется с развитием конкретных способностей.
Для их возникновения необходимо наличие потребности совместно с соответствующими условиями воспитания. Поэтому трансформацию задатков в таланты можно назвать социально обусловленным процессом, на поиск научного обоснования которого ученые затратили не одно столетие.
Самым исторически ранним ответом на волнующий вопрос о сущности задатков можно считать сделанное в V веке нашей эры открытие, определившее человеческий мозг, как вместилище психики. Древними учеными важное внимание уделялось внешним параметрам органа – объему, весу и форме. Было замечено, что эти характеристики у людей гораздо выше, чем у животных, что стало основой предположения о зависимости задатков от общей или относительной (по отношению к весу тела) массы мозга.
В итоге получалось – чем больше мозг человека, тем большим числом задатков обладает личность. Очень скоро теорию признали несостоятельной, ведь вес мозг кита (7000 г) или слона (5700 г) намного больше человеческого (1470 г), а зависимость способностей от веса мозга не подтвердилась.
Благодаря успешному изучению анатомических и физиологических характеристик человеческого организма в XVIII—XIX веках стала популярной концепция, связавшая задатки не с массой мозга, а с его сложным устройством.
Учеными были открыты особенности связей разных участков головного мозга с характеристиками психологических процессов, формирующих штампы человеческого поведения. Итогом стало предположение – наличие задатков определенного вида зависит от развитости конкретных мозговых структур.
К началу XX века идея превратилась в учение под названием локализационизм. Его последователи утверждали, что задатки к отдельным способностям ограничиваются зонами коры головного мозга, а факт их разрастания можно связать с наличием соответствующего вида задатков. Например, затылочный отдел связан со зрением, височные отделы – со слухом и зрением, теменные зоны – с функцией движения.
Задатки это в психологии совсем не обязательный фактор появления способностей, они представляют собой лишь одно из условий психологического процесса. Наличие даже самых выдающихся предпосылок без занятий соответствующим видом деятельности не приведет к появлению профессионализма в этой сфере.
Середина XX века была ознаменована опровержением идеи локализационизма, поскольку установили, что функционированием большей части способностей управляют все структуры головного мозга в целом, а не отдельные его участки.
На основе подобных утверждений родилась теория антилокализационизма, например, функциональность органов по А. Ухтомскому. Не остался в стороне от анатомо-физиологической трактовки проблемы задатков И. Павлов, связавший их с уникальными свойствами нервной системы. Однако его концепция о физиологической основе задатков не выдержала критики.
К концу XX века сформировался самый последний вариант (по Теплову) анатомо-физиологического фундамента задатков, связывающих их с генотипом индивида. Было доказано, что у человека с нарушенным умственным развитием отсутствуют задатки к умственным способностям, что обусловлено наличием известных аномалий в основе генотипа.
Хотя предположение о генетическом фундаменте способностей остается и сейчас недоказанным. Адепты современной психологии допускают факт существования задатков приобретенных, они становятся основой формирования новых, но более совершенных способностей. Правда, их можно отнести к числу элементарных функций.
Определения от разных исследователей
Главное отличие между задатками и способностями заключается в следующем. Первые заданы генетически и являются врожденной особенностью либо появляются по ходу естественного развития организма. Вторые – явление, приобретаемое благодаря процессу обучения. То есть, задатки человек имеет без приложения каких-либо усилий, занятия активным видом деятельности. Формированию способностей необходима активная деятельность человека в тех сферах, к которым относятся его таланты.
Задатки это в психологии не только анатомическая, но и физиологическая особенность мозга и нервной системы. Понятие способностей и их природных предпосылок неразрывно связаны между собой, поэтому определение сущности дарований у психологов различных школ не совсем идентичны.
Исследователь | Точка зрения на проблему |
Платон | Знаменитый представитель античной школы считал задатки наследственным фактором. С его точки зрения, благородство и талантливость основываются на происхождении, влияющем на развитие духовности и нравственности. |
Демокрит | Основатель древнегреческой философии не отрицал наличия у человека врожденных задатков. Именно их он считал фундаментом прогрессивного развития общества, а спектр естественных потребностей – аналогом движущей силы. |
Теплов Б. М. | Ведущий ученый Московской школы психологии, по ходу создания стройной теории о способностях, выделил понятие «задатки» в отдельную категорию. Профессор назвал их природной основой формирования предрасположенностей. |
Рубинштейн С. Л. | Основоположник Ленинградской школы соглашался с трактовкой коллег Московской школы, но отрицал ведущую роль задатков. Они в его представлении являются характеристикой быстроты реализации (скорости общения). |
Крутецкий В. А. | Не разделял идею о ведущей роли задатков в развитии личности. Предпосылки ученый относил к анатомическим особенностям мозга, индивидуальным качествам нервной системы, не гарантирующим развитие способностей. |
Базовая основа задатков обусловлена свойствами нервной системы и факторами психомоторики.
Это критерии психологических особенностей регуляции разнообразных движений, а к основным понятиям психомоторики относят:
Задатки можно назвать как бы «дремлющими» силами человека, скрытым потенциалом, который не проявится, если индивид не займется совершенствованием навыков в соответствующем виде деятельности. А для этого необходимо создание социальных условий, побуждающих к обучению. По утверждению Белинского В. Г., создание человека – функция природы, но его развитие обеспечивается обществом.
Классификация
Отдельно взятая способность не может быть обусловлена особым задатком, каждый из них отличается многозначностью и может стать базой для развития в разных направлениях. Приверженцы концепции врожденности (наследственности) способностей аргументировали свои доводы случаями раннего проявления одаренности.
К примеру, музыкальная одаренность Моцарта проявилась уже в 3 года. К фактам доказательств наследования гениальности относят целые династии одаренных людей – представители семьи Бахов (60 человек) славились музыкальными дарованиями. В то же время, эксперименты над животными подтвердили генетическую предрасположенность к успехам в обучении.
Задатки к способностям, одинаково хорошо подходящие к разным видам деятельности, это несуществующее явление. В рамках психологии они играют роль базиса для получения высоких результатов только в определенном виде деятельности.
Теплов Б. М. утверждал, что развитие способностей из задатков происходит только в результате деятельности, сопровождаемой положительными эмоциями. Ученый называл способность задатком в процессе развития, классифицируя предрасположенности по двум основным категориям.
Задатки в психологии.
Разновидность | Краткая характеристика |
Врожденные | Заложенные природой качества, которые человек получает при рождении. Например, даже у детей-близнецов при схожести общих характеристик, различные состояния психики, а также стили поведения. Причина объясняется, в основном, влиянием наследственного и генетического фактора. |
Приобретенные | Результат социального развития личности. Примером можно назвать математические способности – для освоения высшей математики придется изучить элементарные ее основы. В этом случае элементарные навыки становятся задатками к овладению наивысшими математическими знаниями. |
Чтобы обогатиться задатками, индивиду не нужно прилагать никаких собственных усилий либо активно штурмовать определенные виды социальной деятельности. В то же время, способности к заложенным природой видам профессионализма не сформируются без активного включения в работу человека.
Поэтому задатки подразделяют на следующие виды:
Кроме того, задатки могут быть типологическими, основанными на свойствах нервной системы – скорость и прочность образования нейронных связей, легкость образования специализированных клеток (дифференцировка). Предпосылки анатомического типа обусловлены анатомическим строением коры головного мозга, области которой отвечают за строение анализаторов.
В зависимости от развивающихся способностей, природную предрасположенность к ним классифицируют следующим образом:
Задатки это в психологии категория, распознать которую не всегда просто. К примеру, в школьные годы Исаака Ньютона считали тупицей, что вынудило родителей забрать его домой по причине низкой обучаемости. Другой пример – Федора Шаляпина признали неспособным к пению, что послужило причиной отказа принять в хористы. Однако, несмотря на влияние неблагоприятных условий, индивидуальные задатки выдающихся личностей проявились безупречной талантливостью.
Характеристики и свойства
Обнаружить и развить способности удастся только в процессе выбранной деятельности при наличии к ней задатков и создания благоприятных условий. Природные склонности характеризуются многозначностью – одни и те же их виды могут стать предпосылками к разным способностям. Еще одной отличительной характеристикой можно назвать свойство задатков приобретать новые качества в процессе развития.
Характерная особенность природных склонностей в компенсационных возможностях, то есть при отсутствии некоторых предрасположенностей для развития очень необходимых способностей происходит компенсация за счет развития нужных для деятельности предпосылок. Например, для формирования музыкальной восприимчивости задаток к абсолютному слуху компенсируется потерей памяти о музыкальных интервалах.
Функции и роль
Успешная реализация задатков – важное условие, способствующее успешному развитию специальных дарований. Например, развитие остроты зрения и точности движения формируют основы профессионализма, необходимого художнику, часовому мастеру, оператору сложных производственных установок.
Главной функцией задатков в психологии можно назвать проявление способностей со стремлением к их дальнейшему развитию. Например, при наличии хорошего слуха человек становится музыкантом, гидроакустиком, гадиотелеграфистом, даже высокоразвитым животному это недоступно.
Формы проявлений
Чтобы склонности трансформировались в умение, задатки нужно обнаружить. Это особо актуально для сознательных родителей, стремящихся к гармоничному развитию личности ребенка.
Повышенную мотивацию вместе с вызываемой ею напряженной активностью психологи относят к необходимым условиям развития способностей по трехуровневой схеме:
Задатки это в психологии важное условие превращения индивида в личность. Для понимания их роли задатков в жизни человека стоит упомянуть о сути склонностей и интересов. Склонностью называют стремление заниматься конкретным делом.
Например, тяга ребенка к рисованию трактуется как пробуждение способностей к занятиям живописью. Склонности к ней сопутствует интерес к цветовой палитре, формам предметов, другим критериям художественного творчества. Склонности с интересами сами по себе не разовьются в способности, но играют роль задатков к ним.
Как развивать
Чтобы достичь высоких результатов на поприще выбранной деятельности, склонности важно развивать вовремя, иначе они атрофируются, этому есть реальные свидетельства. Например, дети, выжившие в лесу или долго пребывавшие в логове зверей, были лишены элементарных человеческих способностей, а задатки к ним исчезли навсегда.
Психологи утверждают, что для развития профессионализма в ракурсе выбранного дела, им нужно заниматься регулярно и всерьез. Важно беспрекословно верить в силу своих возможностей, не страшиться постановки высоких целей, исключив низкую самооценку своего труда.
Методы развития нестандартного мышления
Большинство взрослых людей мыслит стандартно, чтобы сделать перезагрузку стереотипов, нужно сломать шаблоны, выполняя нетипичные действия. Например, для выполнения привычных вещей правша должен использовать левую руку. Можно также изменить привычный маршрут на работу и домой, это простимулирует мозг для поиска новых решений.
Методы развития сенсорных способностей мозга
Развивать сенсорику лучше с детства, на этапе первых трех лет, когда наблюдаются быстрые темпы роста мозга ребенка. Детям подойдут сенсорные игры, стимулирующие самые важные чувства – осязания и звука, вкуса и обоняния, зрения.
Во время игры нужно попросить ребенка назвать предмет, а потом с закрытыми глазами описать его особенности – внешний вид, особенности запаха, вкуса, звучания. Взрослым лучше обратиться к способу ориентирования в пространстве без помощи зрения, научиться определять тип вещи наощупь.
Метод развития пространственной памяти
Наличие пространственной памяти считается важным навыком, помогающим экономии времени в быту, лучшей ориентации в окружающем мире. Детей с помощью игровой методики учат ориентироваться в функциональных возможностях собственного тела, распознавать направления в пространстве, определять положение предмета по отношению к другим вещам. Для взрослых актуален поиск новых маршрутов – на работу, в магазин, на прогулку. Обязательное условие – возвращаться той же дорогой.
Методы развития речевых и коммуникативных умений
Для общения и разговора пользуются способом неподготовленного диалога, побуждая ребенка к задаванию вопросов. Взрослым стоит практиковать использование новых речевых оборотов, нестандартных ситуаций общения. Например, стандартную фразу «привет» или «спасибо» произносить каждый раз на другом языке. Можно также брать на себя роль инициатора общения с незнакомым человеком, задавая необычные вопросы.
Методы развития творческих способностей
Таких методик множество, важно подобрать соответствующий возрасту обучаемого вариант. Детям подходят наглядные и комбинированные игры, развивающие индивидуальность ребенка. Взрослым психологи советуют изменить взгляд на мир – взяться за новое дело, попробовать себя в разных ролях, даже при отсутствии таланта. Например, переставить мебель в комнате, привычное блюдо сдобрить необычным ингредиентом, приобщиться к пению или рисованию, написанию стихов.
В результате упорного труда при огромном стремлении людям удавалось развивать способности даже при отсутствии видимых задатков к ним. В истории психологии есть немало интересных примеров. Это становление личности античного оратора Демосфена, который не имел с детства явных данных к ораторскому искусству. Только упорное развитие плохо выраженных от рождения задатков послужило мотивацией превращения некрасивого шепелявого мальчика в легендарного трибуна Древнего мира.
Видео о задатках в психологии
Способности и задатки: