Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Цели и задачи художественно-эстетического развития

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания Оксана Махота
Цели и задачи художественно-эстетического развития

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

Формировать интерес к окружающим предметам.

Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

3) Художественноевосприятие произведений искусства:

Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Дать элементарные представления об архитектуре.

Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

Развивать воображение, творческие способности.

Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.

Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях.

Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей.

Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира.

Формировать знания о Родине, Москве.

Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов.

Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.

Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире.

Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.

3) Художественноевосприятие произведений искусства:

Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес.

Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства.

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.

Развивать представления детей об архитектуре.

Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма.

Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи.

Содействовать эмоциональному общению.

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности.

Развивать эстетические чувства.

Учить создавать художественный образ.

Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.

Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события.

Развивать художественное творчество детей.

Учить передавать животных, человека в движении.

Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияДидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияДидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияПлан работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Источник

Цели и задачи эстетического воспитания

Цели и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Слово «Эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

«ПРЕКРАСНОЕ» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия как ГАРМОНИЯ, ГУМАНИЗМ, СОВЕРШЕНСТВО, ВОЗВЫШЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

ВОСПРИЯТИЕ – это способность видеть прекрасное в любом его проявлении : природе, искусстве,, межличностных отношениях.

ЧУВСТВА – эмоциональная оценка прекрасного.

ПОТРЕБНОСТИ – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.

Задачами эстетического воспитания являются:

Формирование гармоничной личности;

Развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;

Закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;

Побуждение к развитию творческих способностей.

Как и любая отрасль педагогики, эстетическое воспитание в совеем распоряжении имеет средства и методы воздействия на человека.

Средствами приобщения к прекрасному являются:

Изобразительное искусство ( живопись, скульптура);

К методам, которыми могут проводиться эстетическое воспитание, относятся:

Школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях и т.д.;

Экскурсии. Посещение театров, выставок, музеев, фестивалей;

Утренники и вечера в школе и ДОУ.

Роль эстетической художественно-творческой деятельности значительно выросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях общеобразовательных учреждений.

Основной ЦЕЛЬЮ массового эстетического воспитания, в отличие от специализированного профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т. д., а воспитание развитого человека, осуществляемого средствами различных видов искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств.

Познавательные возможности различных направлений художественно эстетической деятельности делают практические занятия особенно эффективными с точки зрения развития личности.

Определив основную цель художественно-творческой деятельности, а именно развитие личности детей и подростков, можно очертить круг задач, с помощью которых эта цель может быть реализована в системе эстетического (в том числе дополнительного) образования.

Это, прежде всего: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Перед педагогами стоит задача: оказать детям и подросткам помощь в формировании и закреплении эстетических чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

Одна из основных задач эстетического воспитания- развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. С этой целью в системе образования используются разнообразные виды художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется по средством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, хореография, театр, изобразительное искусство, фольклор, народно-прикладное творчество. Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве.

Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществлять комплексный подход к воспитанию детей и подростков.

Источник

Цели и задачи эстетического воспитания

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Эстетическое воспитание (ЭВ) – неотъемлемая часть формирования, развития и становления личности. С первых лет жизни ребенок начинает изучать искусство, красоту, добродетель, многоликость окружающего мира, социума, поэтому именно в этом возрасте педагог должен уметь грамотно организовать процесс познания художественной сферы.

Для каждой возрастной группы водворяются четкие задачи. Программа обучения разрабатывается на основе научных данных, основное внимание фокусируется на разнообразных видах искусства с учетом модификации и прогрессирования каждого из них. Обучение новым навыкам выполняется поэтапно, при этом постепенно возрастают требования к знаниям учащихся.

Помимо этого, у них появляется огромное желание наблюдать и создавать искусство/красоту, что по-другому называется творческой энергией. Благодаря данному явлению, проблеме актуализации эстетического воспитания уделяется особое внимание. Ведь только культурно обогащенные и целеустремленные люди способны оставить вклад в развитии всемирного искусства.Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Культурная целостность индивида становится главным фактором для пробуждения желания преобразовать, украсить, модернизировать естественную и предметную среду, природу, общество, так как близость к жизни, это первостепенное обстоятельство для гармоничной жизни.

Цели эстетического воспитания

Главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.

Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям ЭВ также нужно отнести:

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияВ период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:

Задачи эстетического воспитания

Осуществление перечисленных ранее целей не представляется без четкой постановки и выполнения ряда педагогических задач. Они в свою очередь делятся на две категории:

Первая группа – нацеленность на образование эстетического отношения у детей. При этом должны выполняться такие задачи, как:

Вторая группа – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.

Содержание эстетического воспитания

Содержание ЭВ включает в себя формирование навыков, вкусов, потребностей, интересов, эталонов и оценок. В результате совместной формы художественной деятельности дети получают новые знания, которые помогают им понять сущность и многообразие окружающего мира.

Они учатся различать плохое от хорошего, безобразное от красивого, доброе от злого, комическое от трагического. На фоне усвоенной информации приходит понятие эстетической культуры, как наиболее многогранной, возвышенной области.

Дошкольники знакомятся с искусством с первых лет жизни, с помощью декоративно-прикладного зодчества, скульптуры, живописи, народного творчества. В детском саду дети начинают активно заниматься самостоятельной художественной деятельностью – рисуют, лепят из пластилина, вырезают поделки, поют, танцуют.Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Воспитатель же должен обеспечить необходимые условия для комфортного и результативного выполнения задач, оказать поддержку, задать обучающимся правильное направление. Корректная программа, включающая в себя разнообразие форм ЭВ, гарантирует выполнение всех функций и всестороннее эстетическое развитие личности ребенка дошкольного и школьного возраста.

Под четким руководством педагога или взрослого дети должны понять главные критерии, которые служат оценкой в различии между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.

Источник

Что такое эстетическое воспитание?

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияПотенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не « очеловечиваются » воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияРодителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.

Что не относится к задачам художественно эстетического воспитанияВ зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний. Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.Что не относится к задачам художественно эстетического воспитания

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *