Что не относится к видам учебной деятельности

Что не относится к видам учебной деятельности

В психологии выделяют разные виды деятельности. К основным видам деятельности относятся игра, учеба, труд.

1. Игровая деятельность. Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными в языке, способствует развитию осознанных действий, расширяет самосознание ребенка (от восприятия себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя социальной роли).

2. Учебная деятельность

Учебная деятельность включает в себя

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками, умениями, но и формирует у него умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, учение подготавливает человека к трудовой деятельности.

3. Трудовая деятельность

Источник

9. Основные формы и виды учебной деятельности

9. Основные формы и виды учебной деятельности

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «География» основываются на сочетании различных методов обучения:

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно- образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений (Табл.2)

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных).

Таблица 3. Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной

деятельности

Предметы видов учебно-познавательной

деятельности

Внешние признаки, свойства объектов познания,

получаемые без вмешательства в них

Существенные, ведущие свойства, закономерности

объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Систематизированная информация, изложенная в

учебной, научной и научно-популярной литературе

Существенные связи и отношения между отдельными

элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач

Комплексная разнообразная информация

Построение графических и

Закономерные связи между явлениями (свойствами,

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики обучающихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Групповая работа школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения, продуманная система поощрений и порицаний, организационная и содержательная поддержка со стороны учителя, четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут.

При групповой организации учебной деятельности школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития обучающихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае школьники дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения объектов и явлений.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал

подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке являются их адресность и ситуативная локализованность. Если подготовленные методистами наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Принцип репрезентативности – ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке. Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами, следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ в учебных целях.

Источник

Виды учебной деятельности

Какие виды бывают

Что не относится к видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют.

Обеспечение преемственности поколений, передача знаний, моральных ценностей, навыков и умений лежит в основе развития нашей цивилизации. Обучение не является конечной точкой, это путь, длиною в жизнь, не заканчивающийся в школе или вузе. Это и есть учебная деятельность, которая охватывает все области применения человеческого труда и интеллекта.

Что не относится к видам учебной деятельности

Что такое учебная деятельность

Это вид занятия, где конечной целью выступает приобретение определённого набора знаний. Стоит сразу отметить, что его разделяют на организованное, то есть проходящее в образовательных учреждениях, и неорганизованное – под ним подразумевается самообразование.

Современное развитие общества требует совершенствования знаний, поток информации увеличивается с каждым годом, поэтому сейчас на первый план выходит умение организовывать свой досуг так, чтобы получить максимум пользы.

Учёба и воспитание неразрывно связаны, они служат средством личностного роста человека! Структура учебной деятельности отточена до мелочей, позволяя составлять максимально эффективные планы:

Что не относится к видам учебной деятельности

При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

Довольно часто происходит сплав понятий формы и вида, так как, по сути, это способы эффективной организации обучающего процесса для усвоения программы, познания мира и построений взаимоотношений с другими людьми.

Парная

Что не относится к видам учебной деятельности

Синоним индивидуального обучения, его применяют довольно редко в связи с нехваткой педагогов. Ярким примером стало репетиторство, когда педагог работает один на один с учеником. Также это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.

Групповая

Классический пример – обучение в школе. Можно встретить ещё название «фронтальная работа». Характерные черты:

Коллективная

Что не относится к видам учебной деятельности

Она относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.

Индивидуальная

Что не относится к видам учебной деятельности

Больше относится к самостоятельной работе, подразумевает выполнение заданий в домашней обстановке. Сюда же относятся контрольные работы и выполнение заданий в ходе урока.

В школах чаще всего используется вторая и четвёртая разновидность учебной деятельности, на уроках крайне редко используют занятия в паре или команде.

Современные тенденции требуют постоянного совершенствования учебной программы, поэтому уделяется особое внимание квалификации педагога. Внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.

Виды учебной деятельности. Какие виды существуют

мы рассмотрели в этой статье. Учиться – это путь к развитию личности и любой вид учёбы в этом пригодится и поможет. Отличных знаний и продвижения!

Источник

Учебная деятельность. Виды учебной деятельности. Организация учебной деятельности

Перед педагогом, будь то школьный учитель или преподаватель высшего учебного заведения, стоит целый ряд задач, одной из которых является обучение. Помимо этого, он должен, конечно, оказывать влияние на воспитание, культурологическое образование школьников или студентов. Учебная деятельность – одна из первоочередных задач педагога, поскольку именно она формирует по большей части мировоззрение подрастающего поколения, обеспечивая понимание определенных реалий, организации мира, человека и общества.

В чем цель

На первый взгляд, данный вопрос кажется неуместным, поскольку даже в корне слова «учебная» кроется ответ на него. Однако, как часто бывает, здесь все далеко не просто. Учебная деятельность отнюдь не заключается в системном изложении программного материала, которое бы обеспечило минимальное усвоение учеником тех или иных знаний. Дело не столько в том, чтобы изложить информацию, сколько в том, чтобы научить ребенка искать ее, пользоваться ею, систематизировать и анализировать самостоятельно. Таким образом, в отношении учебной деятельности можно говорить о некоем двустороннем процессе, в котором задействованы и педагог, и ребенок.

Основа школьного образования

Вполне очевидно, что именно учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

Что для этого нужно

Успешное осуществление данного процесса попросту невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за сознание детей. Для этого он должен обладать целым набором качеств, способствующих успешности данного процесса.

Что не относится к видам учебной деятельности

Почему же мотивация столь важна

По большому счету, затрагивая эту тему, следует говорить об организации учебного процесса в целом. Как уже упоминалось ранее, именно заинтересованность школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально составленное расписание или неподходящую продолжительность урока.

Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу.

Что не относится к видам учебной деятельности

Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы.

Конкретика

Теперь, когда вкратце описаны некоторые общие положения, поговорим о конкретных примерах реализации учебной деятельности на уроках в школе. Каждый педагог должен быть знаком с данными техниками для успешного осуществления работы.

Характеризуя виды учебной деятельности, начать следует с вовлечения ученика в сам процесс. Ранее уже говорилось, что он должен быть максимально заинтересован в получении знаний. Добиться же можно данного результата путем задействования ребенка. Это может выражаться как в подготовке и зачитывании докладов, так и в полноценном объяснении материала однокласснику. Следует отметить, что в случаях осуществления работы в группах выбор участников особенно важен. В каждом микроколлективе должен находиться и слабый, и сильный ученик. Что же касается самих групп, то они могут быть стабильными в течение всего урока или меняться.

Постановка проблем

Конечно, рассматривая виды учебной деятельности, нельзя забывать и о проблемном. Большинство педагогов склонны полагать, что именно он является наиболее эффективным, хотя и имеет массу подводных камней.

Под данным видом следует понимать постановку определенным проблемных ситуаций, в разрешении которых самое непосредственное участие должны принимать ученики. Если говорить о конкретных примерах, то это может быть создание ситуации, в которой поданный учителем результат не соответствует правильному, или же проблема может быть рассмотрена с обеих сторон. Данный вид обучения требует активного участия в процессе школьников и способствует не только познанию нового, но и формированию речевых, аналитических навыков, что немаловажно.

Дополнительные материалы

Что не относится к видам учебной деятельности

Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном уроке.

Учебная деятельность младшего школьника подразумевает немного большую степень контроля, поскольку в этом возрасте у детей часто бывают проблемы с дисциплиной. Однако есть и преимущества, заключающиеся в разнообразии применяемых ее видов. Кроме того, дети младшего возраста охотнее участвуют во всевозможных интерактивных, нестандартных формах организации учебного процесса.

Индивидуальная работа

Основы учебной деятельности заключаются в четком понимании учителем того, какой из способов организации необходим в каждой конкретной ситуации. Это может быть фронтальная, групповая или же индивидуальная работа. Начнем, пожалуй, с последней.

Что не относится к видам учебной деятельности

Учебная деятельность детей в первую очередь зависит от контакта с учителем, степени доверия ему. В этом отношении индивидуальная работа с каждым конкретным учеником представляет собой идеальный вариант. Такой вид организации лучше всего способствует не только взаимопониманию между учителем и учеником, но и определению способностей, склонностей, интересов, особенностей характера ребенка, знания о которых учителю необходимы.

Тем не менее есть и существенный минус данной формы организации учебного процесса. Прежде всего, это, конечно, фактор времени. Развитие учебной деятельности каждого конкретного члена коллектива требует очень больших как моральных, эмпатических, так и временных затрат. Кроме того, данный способ организации никак не способствует формированию здоровой атмосферы в пределах класса.

Работа в группах

По этому принципу чаще строится учебная деятельность студентов, однако и в школе работа в группах пользуется популярностью. Одним из самых больших преимуществ данного вида является возможность налаживания коммуникации в пределах класса. Кроме того, это как раз тот случай, когда уровень мотивации чрезвычайно высок (особенно если учебная деятельность учащихся имеет соревновательный характер).

Что не относится к видам учебной деятельности

Недостаток же этого вида заключается в проблеме с дисциплиной. При работе в группах ученики часто пренебрегают установленными нормами поведения, что довольно сложно координировать учителю. Тем не менее при должном объеме практики эта проблема постепенно сходит на нет.

Фронтальная работа

Наконец мы дошли до последнего вида работы учителя с учениками. В данном случае формирование учебной деятельности осуществляется в отношении всего класса одновременно. Если говорить о конкретных примерах, можно разделить данный вид на два подвида: активную и пассивную деятельность. К первому варианту можно отнести оживленные дискуссии, споры, в которых принимает участие весь класс. Однако в данном случае перед учителем снова встает проблема дисциплины.

Что не относится к видам учебной деятельности

Пассивная же организация учебной деятельности может быть представлена проведением контрольных диктантов, сочинений, тестирований и больше заключается в контроле полученных знаний, чем в их получении учениками.

Репродуктивное обучение

Учебный процесс – это не только впитывание учащимися знаний, но и их систематизация, повторение. Для чего идеально подходит репродуктивный метод. Учебно-исследовательская деятельность в данном случае сведена к минимуму: от учеников требуется только корректное запоминание, понимание и воспроизведение полученного материала. Для упрощения задачи в таких случаях используются всевозможные наглядные пособия, призванные усовершенствовать систематизацию информации.

Тем не менее это не обязательно простое повторение материала по предоставленной учителем, предварительно подготовленной схеме. Воспроизведение может опираться и на самостоятельное составление различных кластеров, мозаик и диаграмм. При таком подходе учебная деятельность школьника активизируется в значительно большей мере, что способствует более продуктивному освоению изучаемого материала.

Что не относится к видам учебной деятельности

Одним словом, успешность процесса учебной деятельности зависит от педагога в первую очередь. К каждому ученику он должен найти свой собственный подход, определить наиболее интересующие его темы, заметить особенности характера. Все это должно быть умело использовано на уроках.

Формы учебной деятельности должны определяться педагогом в строгом соответствии с качествами не только каждого конкретного ученика, но и всего класса, школы и системы образования в целом.

Такие разные уроки

По большому счету каждый урок состоит из целого ряда трюков, уловок и ухищрений учителя, которые должны быть применены для того, чтобы класс не только работал, но и делал это продуктивно. Знания не должны быть «одноразовыми» и забываться сразу же после выхода из здания школы. Именно поэтому важно, чтобы в пределах каждого урока происходила актуализация знаний, полученных ранее – своего рода повторение пройденного материала. Это поможет закрепить его и переместить в долгосрочную память учеников.

О важности мотивации мы уже говорили ранее, поэтому еще раз останавливаться на данной составляющей смысла нет.

Конечно, каждый урок должен представлять собой получение новых знаний. Даже метка «повторение» не отменяет этой необходимости. Всегда должно быть что-то новое, интересное и познавательное.

Без учителя

Несмотря на огромную роль, которую играет сам педагог в образовательном процессе, учебная деятельность не обязательно должна быть ограничена пределами классной комнаты. Это может быть и самостоятельная работа учеников с дополнительной литературой, источниками в интернете, словарями. Задача учителя в данном случае – скоординировать эту деятельность, направить ее в нужное русло, а главное – поощрить.

Система образования наших дней в существенной мере отличается от той, что была у наших родителей. Если ранее перед педагогом стояла задача именно вложить знания в головы подрастающего поколения, то теперь все обстоит не так. Современная школа работает, скорее, на то, чтобы научить правильному самостоятельному поиску необходимой информации. Всемирная паутина запросто может служить полноценным источником знаний, не просто эквивалентным учителю, но и во много раз превосходящим его. Тем не менее именно работать с этим океаном данных должен научить педагог. Показать, как правильно отделять важное от второстепенного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *