Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Виды речевой деятельности

Речевая деятельность

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:

Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:

Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.

Говорение

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Говорение – это произношение звуков, которые составляют слова, предложения и полностью оформленную речь, которая несёт в себе определённую информацию. Процесс развития и становления говорения проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания, в сложно сконструированные предложения. Для того чтобы обычное говорение довести до состояния так называемого «красноречия», необходимо постоянное совершенствование навыка.

Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.

Слушание

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.

Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.

Письмо

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.

Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.

Чтение

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Этот навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.

В зависимости от формы выражения

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Становление коммуникативных и речевых навыков осуществляются в определённой последовательности. Сначала ребёнок учится слышать, затем говорить и только потом, читать и писать. Иногда два последних навыка начинают развивать параллельно. Но всё же чаще, сначала ребёнок учится читать и лишь затем писать. Это обусловлено тем, что чтение развивает речь. А именно речевые навыки и отточенность этой части умений позволяет развить интеллект в общем.

По форме выражения речи можно провести деление на две основные категории: речь устную и письменную. Несмотря на их кажущуюся общность, между ними всё же есть коренные различия.

Устные

Это звучание, произношение речи – та основа и первичная составляющая, на которых базируется само существование языка. Основное преимущество устной речи заключается в том, что таким способом осуществляется мгновенная передача информации.

Если говорить о коммуникации, то при устной речи два или более человек, в преобладающем большинстве случаев видят друг друга (кроме телефонных разговоров). Также, стоит учитывать, что при устной речи осуществляется передача информации через слуховой канал. Поэтому, устная речь выполняет связь между частями мозга, отвечающими за слуховое восприятие и звуковую передачу информации.

Письменная речь

При письменной речи человек расшифровывает или, наоборот, кодирует буквенными символами определённую информацию. Эта составляющая является вторичным навыком. Он сформировался позже всех остальных форм существования языка. Чаще всего письменной речи противопоставляется устная.

Основным её преимуществом является то, что она делает общение фиксированным, точным и строго определённым. К тому же способна связать людей через расстояние и время. Письменная речь является основой официального общения и коммуникации в научном и техническом мире.

Если сравнивать 2 вида, то становится очевидным, что письменная отличается большей точностью, в отличие от устной.

В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.

Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.

Продуктивные виды

К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.

Рецептивные виды

К этому типу относятся аудирование и чтение. Человек не производит, а, наоборот, потребляет информацию. Это условное «потребление», может происходить путём слушания речи или её чтения. Тут также можно разделить поток информации, но слуховой и моторный.

Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.

В зависимости от количества участников

Что не относится к видам речевой деятельности не относится

Описание

Рассматривая речевые навыки и ту деятельность, которую ведёт при помощи речи каждый индивид, можно классифицировать основной навык человека в зависимости от количества его участников. Она может выражаться в виде монолога или диалога.

Монологическая речь

В этом случае человек ведёт беседу с самим собой. Это может происходить во время определённых профессиональных видов деятельности – лекторы, преподаватели, руководители, ставящие задачи своими подопечными и прочие варианты профессий и ситуаций.

Монологическая речь может быть реализована при помощи речи или письма. Так, лектор, который преподаёт предмет, ведёт устный монолог. А если человек ведёт дневник, то это является письменным монологом.

Диалогическая речь

В этом случае, в процессе принимают участие как минимум два человека или более. И, как и в предыдущем варианте, диалог может быть устным или письменным.

Пример устного диалога – разговор между двумя и более людьми, в котором каждый участник принимает активную роль. Пример письменного диалога – это письма, как в бумажном мире, так и составляемые при помощи электронных средств и передаваемые через интернет.

Исходя из вышесказанного и приведённой классификации, можно сделать вывод, что навыки чтения, говорения, письма и слушания не одинаково развиты у разных людей. То, насколько качественно они сформированы у индивидуума, влияет на все его когнитивные способности. А это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в профессиональной сфере и приобрести широкий круг друзей.

Источник

Консультация «Виды речевой деятельности»

Что не относится к видам речевой деятельности не относится Лариса Христенко
Консультация «Виды речевой деятельности»

Цель: раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.

Задачи: раскрыть понятия речи, речевой деятельности, выявить структуру и основные виды речевой деятельности, выяснить специфические особенности речевой деятельности.

Объектом является речь, как одна из форм деятельности человека.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности.

Говорение (устное выражение мысли)

Это отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием. В широком смысле слова, т. е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Слушание (восприятие речи на слух и ее понимание) Это восприятие звуковых сигналов и их понимание;Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Письмо (графическое, письменное выражение мысли)

Это восприятие звуковых сигналов и их понимание;Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки.

Чтение (т. е. восприятие и понимание чужой записанной речи).

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить,с какой целью данный текст может быть использован:

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Сущность речевой деятельности

Деятельность определяется здесь как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта».Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели.

В этом сказывается, между прочим, «метрический» характер человеческой деятельности, позволяющий использовать при фиксированной цели различные способы ее достижения и по ходу выполнения намеченного плана изменять эти способы соответственно изменившейся обстановке.

Таким образом, говоря далее о речевой деятельности,мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками.

Речевая деятельность есть объект,изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Внешняя форма речи включает в себя:

Устную (диалогическую и монологическую)

Основными правилами диалогической речи являются:

— вежливо представляться и представлять других.

— вежливо задавать вопросы и отвечать на вопросы.

— выражать просьбу, пожелание, недоумение, восторг.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего, так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, мимикой и жестикуляцией).

Важнейшей отличительной чертой устной речи является еёнеподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы.

С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя форма речи

Это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Речь дактильная— речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным- словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность, как один из видов деятельностичеловека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирование, внешняя реализация, контроль.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность, как один из видов деятельностичеловека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирование, внешняя реализация, контроль.

-Ориентировка. Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие, во-первых, ситуации в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности.

-Планирование. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т. к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.

Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

Внешняя реализация. Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга.

На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т. е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

Контроль. Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи.

Список использованных источников

Что не относится к видам речевой деятельности не относитсяПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Что не относится к видам речевой деятельности не относитсяАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Что не относится к видам речевой деятельности не относитсяКонспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Источник

Что такое речевая деятельность? Определение простыми словами

Содержание:

Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.

Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.

Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.

Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.

Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:

Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.

Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.

Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности

Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.

Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.

В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.

Источник

Статья «Виды речевой деятельности»

Виды речевой деятельности

Все виды речевой деятельности тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривайия речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности. Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы). Рассмотрим каждую из систем.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Диалогическая речь как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все, что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, что посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

В работах чехословацкого социального психолога Я. Яноушека последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К—С—Р (коммуникатор—сообщение—реципиент) асимметрична. Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего (реципиента) смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понял принятую информацию. Диалог, или диалогичеекая речь, как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитие информации».

Невербальная коммуникация. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — и тогда мы имеем мимику; позы — и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

Паралин генетическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

Проксемика — это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики — Э.Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Визуальное общение («контакт глаз») — новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации важен общий вопрос методологического характера. Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее, должна иметь место некоторая общая для общающихся система кодов. Есть такое понятие «семантически значимая информация» — это как раз та информация, которая влияет на изменение поведения, т.е. та, которая имеет смысл. В настоящее время в науке предпринимаются попытки, направленные на выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков по аналогии с единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.

В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *