Что не относится к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования

Консультация: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».

Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Что такое целевые ориентиры? Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание? Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться

. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Источник

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Что не относится к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования Масютина Татьяна
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников

• по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению вшколе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

«Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка.»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований,обязанностей и ограничений : теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни- в 6-7 лет меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Центральным новообразованием дошкольного детства является самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Появляется самооценка. Ребенок приобретает умение оценивать действие сначала других детей, затем свои собственные, моральные качества и умения.

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе ведущей деятельностью становится учебная. Особое внимание следует обратить на сформированность речи, правильное произношение звуков,так как это может привести к негативным последствиям : от проблем с успеваемостью до развития личностных комплексов. Ребенок поступающий в школу должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Какие же особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе?

Это – развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты свойства и различия, выделять главное и второстепенное. Быть готовым к школьному обучению- значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления – живая природа, предметный и социальный мир и т. д. И если мы заговорили о занятиях, то хочу отметить важно не только их расширение, сколько углубление т. е осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели освоения знаний детьми в школе.

Готовя ребенка к школе необходимо воспитывать интерес к самой учебной деятельности – стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Речь- яркий показатель развития ребенка.Прежде всего необходимо вырабатывать такие навыки :

— умение слушать собеседника, не перебивая его;

— уметь говорить только после того, как собеседник закончит свою мысль ;

— пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости.

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия, может выделять закономерности в окружающей обстановке и выделять свойства предметов, уметь слушать и вступать в контакты с другими людьми, может выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, социальном и эмоциональном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Важны положительное отношение к обучению в школе и способность к мотивации. Не менее важно и то, насколько развита моторика руки, зрительно- двигательная координация и навыки речевого общения. Понятие «готовность к школе»— многогранное, комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Основными задачами при подготовке детей к школе являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).

3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

5. Увлечение объема внимания и памяти.

6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Старший дошкольный возраст – особенный период дошкольного детства. Это этап подготовки и перехода к новой возрастной ступени, к новой системе образования, новым типам социальных отношений. Этот период в психологии характеризуется как кризисный. Кризис этот соотносим с новообразованиями в физиологии и психике, изменениями в личности, социальном статусе, интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной, двигательной сферах.

Г. С. Абрамова, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина отмечают, что у детей этого возраста хорошее чутье к языку; они знают много слов, любят говорить. Так как в жизни дети и реалисты, и фантазеры, то в своем воображении, которое имеет большую вариативность, они создают вымышленные ситуации о себе, о своей семье, воссоздавая те социальные условия, в которых они находятся. Постепенно ребенок учится управлять своим воображением, экспериментирует (притворяется, делает вид, что понарошку и т. п.). Можно сказать, что это хотя и непроизвольные действия, но уже действия, которые основаны на усилии.

И со временем дети-шестилетки теряют непосредственность поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется тайна собственного “Я”, поэтому ребенок становится более закрытым и менее понятным для взрослого. В поведении это выражается в уходе от воздействия взрослых (послушаем, но сделаем по-своему). Состояние “Я – тайна” требует охраны, поэтому ребенок начинает придумывать свой собственный, только ему принадлежащий мир. Появляется детская ложь, как преднамеренная (попытка защитить свой мир от непрошеных гостей, так и непреднамеренная (ребенок действительно не может разделить реальность и собственный вымысел, или мнимая. Именно с этой личностной особенностью связано появление продуктивного и направленного воображения.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных “почему?” и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания. Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т. п., хотя в целом непроизвольное запоминание у них наиболее продуктивно.

В продуктивной деятельности любого типа детей старшего дошкольного возраста больше привлекает процессуальная сторона и меньше – результат, что очень важно использовать в обучении их всем видам умений (трудовых, организаторских).

Для детей старшего дошкольного возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, дедушка и др., в которые они погружены и которые, к сожалению, еще не умеют анализировать. Дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств.

Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение – один из основных мотивов поведения детей-дошкольников старшего возраста. Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Негативное поведение взрослых еще больше усугубляет капризы детей. Дети шести-семи лет постоянно переживают по тому или иному поводу, являясь пленниками своих эмоций. Они очень экспрессивны – их чувства быстро вспыхивают.

Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы “хочу” и “надо” вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях – первейшей человеческой потребности. Способность к рефлексии, которая у детей этого возраста уже достаточно хорошо развита, дает им возможность ориентироваться во взаимоотношениях со взрослыми и преднамеренно корректировать свои действия, поведение, подчас в угоду взрослому.

«Целевые ориентиры развития детей в возрасте 5–6 лет» Ребенок в возрасте 5-6 лет пытается познать не только себя как личность, но и себя как человека общества. Пытается понять и найти общий язык.

«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

Адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентиры». Перед проведением диагностики, мы сопоставили аналог предложенного диагностического материала с индивидуальными и возрастными особенностями.

Что не относится к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образованияЦелевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образования Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни,.

Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Специалист дошкольного образования будущее: ориентиры и ценности. Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь? Стив Джобс Свое эссе я хотела начать со слов Стива Джобса:.

Эссе «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе» Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе. Сегодня мы сильное успешное государство. Все больше внимания уделяется.

Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» Д. Б. Кабалевский Музыкальный руководитель детского.

Источник

Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите,какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика,Мастер ответил:

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей работы.

В программе «От рождения до школы, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошольного возраста (на этапе завершения дошкольного возраста).

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Давайте рассмотрим Целевые ориентирыв младенческом и раннем возрасте:

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

• Использует специфические предметные действия, знает назначение бытовых предметов;

• Владеет активной речью, включенной в общение;

• Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях;

• Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…;

• Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…;

• Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения…

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…;

2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….;

3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…;

4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…;

5. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями. ;

6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;

7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ….

В педагогической деятельности ДО проводится психологическая и педагогическая диагностика

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач,включая:

-аттестацию педагогических кадров;

-оценку качества образования;

-оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольноговоспитания определила следующие 5 пунктов:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДОШКОЛЬНИКА

Эмоционально отзывчивый; любознательный, владеет средствами общения; способен управлять поведением; способен управлять своим поведением; владеет необходимыми умениями и навыками; физически развитый; владеет предпосылками учебной деятельности; имеет первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способен решать интеллектуальные и личностные задачи.

Источник

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Подготовила: Шаповал Анна Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

В нашей стране произошло обновление системы образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Что такое целевые ориентиры?

Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для аттестации педагогических кадров; оценке качества образования; оценке как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

В Стандарте прописаны социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка для детей младенческого и раннего возраста и для детей, завершающих дошкольное образование.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста являются ориентирами развития ребенка не только для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, но и для родителей ребенка. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника не может зависеть только от детского сада, не меньше оно зависит от семьи.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Таким образом, можно сказать, что:

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В связи с этим возникает необходимость конкретизировать целевые ориентиры в «Социальный портрет выпускника ДОУ»

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

использование новых современных инновационных образовательных технологий;

оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Все это позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *