Что не относится к специфическим психологическим особенностям правоохранительной деятельности
Психологические факторы служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Правоохранительные органы – это государственные органы, ключевой функцией которых является охрана правопорядка и законности, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека.
Специфика правоохранительной деятельности
Специфика правоохранительных действий зависит от внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-психологических) факторов.
К числу внешних социально-психологических факторов относятся следующие аспекты:
В состав внутренних факторов входят: межличностный профессиональный и психологический климат в коллективе конкретного правоохранительного учреждения, психологические аспекты отношений в рамках ведомственных профессиональных общностей и групп (работники ОВД, прокуратуры, суда, налоговых органов и т.п.), психологические особенности межведомственной правоохранительной системы в целом, личная включенность каждого работника органов в систему социальных и психологических связей, профессионально-групповая идентификация, психологическая компетентность в отношении профессионального общения, особенности деятельности в составе группы или общности.
Психологические свойства сотрудников правоохранительных органов
Существуют определенные требования, которые предъявляются к профессиональным психологическим качествам сотрудников правоохранительных органов. Это касается свойств кандидатов, которые поступают на службу на различные специальности и должности.
Принято рассматривать две основные группы психологических свойств (индивидуально-психологические и социально-психологические), которые требуются от всех профессий правоохранительного профиля. Помимо этого, индивидуальные психологические свойства и качества всегда имеют ярко выраженную социальную направленность.
Готовые работы на аналогичную тему
Индивидуально-психологические свойства включают:
Социально-психологические факторы, которые позволяют сотрудникам осуществлять службу в правоохранительных органах, включают наличие определенного мировоззрения (мировосприятия и отношения), принимаемой социальной позиции (жизненная, гражданская, профессиональная). Важнейшие факторы также представлены мотивацией достижения (самореализацией, самоутверждением в профессии, самодостаточностью), социальной активностью, жизнестойкостью, психологической устойчивостью, идентичностью с миром и людьми, толерантностью к соответствующим национальностям и культурам.
Законность как основа правоохранительной деятельности
Основа службы в правоохранительных органах – соблюдение законности. Это ключевое требование, которое предъявляется к работе персонала в правоохранительных органах. При наличии большого количества объективных факторов (например, высокий уровень коррупции, высокий уровень преступности, недостатки законодательных актов, недостаточный уровень материального и финансового обеспечения), которые влияют на службу, большое значение имеет личность самого сотрудника. По этой причине вместе с систематической работой по исключению объективных факторов требуется использование личностно-развивающего подхода к персоналу органов. Это позволит укрепить у сотрудников дух законности.
Соблюдение законности не может считаться единственным требованием к деятельности сотрудников правоохранительных органов. Как правило, она обуславливается всем внутренним миром сотрудника правоохранительных органов, включая сознание, мировоззрение, правосознание, личную правовую, гражданскую и жизненную позицию, убежденность, моральную и психологическую подготовку, профессиональное мастерство, правовую интуицию и др.
Соблюдение законности становится потребностью на службе только в той ситуации, когда сотрудники не формально, а действительно (в первую очередь, на уровне личностных смыслов) могут занимать позиции государственных людей, которые служат в государственных правоохранительных органах. Они получают возможность оценить собственную службу в качестве социальной и духовной миссии, проникаются самоуважением, осознают высокий уровень своего человеческого и профессионального достоинства.
При достижении и полном осмыслении работниками правоохранительных органов категории «государственный правоохранительный служащий», которая перешла в стойкую привычку повсеместно отвечать высоким требованиям предъявляемого статуса, говорят о стремлении проявлять социальную справедливость, гуманность, уважать права и достоинства граждан. Такие сотрудники обладают профессиональной преданностью и профессионализмом, повышая имидж правоохранительной службы в целом. Для достижения необходимого статусного уровня, кроме соблюдения внешних статусных условий, нужно развивать профессионально-психологический потенциал сотрудников правоохранительных органов.
Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов
Особенности социально-психологических характеристик деятельности сотрудников
правоохранительных органов…… …………………………………………..5
1.1. Профессиональная направленность сотрудника правоохранительных органов
1.2. Профессионально-ролевое поведение сотрудников правоохранительных органов
2.Структура психологической деятельности сотрудников
правоохранительных органов……………………………………………………15
2..Проблемные аспекты психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………………………………..20
Введение
Актуальность работы. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов и корпоративных служб охраны и безопасности предъявляет повышенные требования к их психофизическим возможностям, к сенсорной выносливости; ситуации, возникающие в ходе осуществления служебной деятельности сотрудниками спецподразделений, требуют от них предельной отдачи сил, решительных (как самостоятельных, так и коллективных) действий. Возникает необходимость воспитания у сотрудников готовности к успешным действиям в служебной обстановке, которая предопределяет стремление выполнить поставленные задачи, чувствуя уверенность в своих силах. Поэтому каждый сотрудник в первую очередь должен научиться адекватно оценивать опасную ситуацию и принимать правильное решение, а также управлять своим поведением в сложной обстановке, предвидеть ее изменения.
Оценка обстановки и принятие того или иного решения – это не просто мышление, это сложная психическая деятельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, подготовленностью и т.д.
При выполнении служебных задач действия сотрудника находятся в прямой зависимости от уровня его профессиональной подготовленности. Если условно-рефлекторные связи (навыки) сотрудника были сформированы на учебно-практических занятиях не в адекватных условиях, то есть не схожих с условиями служебной деятельности или оперативно-боевой обстановки, то его действия в экстремальных ситуациях могут стать малоуправляемыми.
Если сотрудник психологически и физически не готов к действиям в экстремальной ситуации, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции: туннельное видение, частичная глухота, отказ моторных функций, повышенный стресс, внезапный шок, искажение масштаба времени.
Цель работы‒ исследовать психологическую характеристику деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Задачи исследования:
‒ исследовать особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов
‒ раскрыть структуру психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов;
Предмет исследования‒ психологические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Объект исследования‒ отношения в сфере регулирования психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Методы исследования‒ анализ и синтез литературы юридической.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов
Высокая социальная значимость деятельности правоохранительных органов всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника правоохранительных органов‒особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.
Основные элементы профессиональной направленности включают в себя ряд качеств.
Потребность ‒ устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел ‒ на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.
Профессионально-мотивационные качества ‒ вторая подгруппа побудительных сил сотрудника правоохранительных органов, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки.
Правосознание сотрудника правоохранительных органов ‒ совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью; основываться на научных данных[1].
В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов: к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и другим.
Морально-психологические особенности сотрудника правоохранительных органов ‒ не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:
‒ стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;
‒ непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;
‒ знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;
‒ глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;
‒ понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;
‒ умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;
‒ обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
‒ обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
‒ умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.
Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.
Способности сотрудника ОВД ‒ это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.
‒ высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;
‒ обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;
‒ честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;
‒ хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;
‒ речевые способности: умение связно, логично и точно выражать свои мысли;
‒ наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;
‒ хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;
‒ волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость; устойчивость к риску, опасности и неудачам; способность к самомобилизации;
‒ представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;
‒ склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;
‒ коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;
‒ терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;
‒ уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;
К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только сотрудникам дежурных частей, только милиционерам ППСМ, только участковым уполномоченным полиции и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям ‒ креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб ‒ педагогические способности и другие. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством сотрудника правоохранительных органов. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на службу в органы внутренних дел.
Профессионально развитые психологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологической подготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника органов внутренних дел, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:
‒ профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого человека, чувствительность бокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.;
‒ профессиональные восприятия ‒ зрительные, слуховые, обонятельные и др.;
‒ профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенная способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение; слов, показаний, данных о разных лицах; сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.;
‒ профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.;
‒ профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и другие;
‒ профессиональный артистизм ‒ способность к перевоплощению, ролевому поведению и другие;
‒ профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.
В основе этих качеств лежит общий уровень их развития у конкретного сотрудника ОВД. Однако при профессиональном развитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в деятельности в 2-3,5 раза.[2]
Профессионально-психологическая устойчивость ‒ четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на сотрудников ОВД и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость сотрудников ОВД должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость ‒ психологический сплав:
‒ общей психологической устойчивости данного сотрудника;
‒ знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего их ожидаемыми и менее впечатляющими;
‒ достаточного опыта решения профессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящего к существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результаты его деятельности;
‒ развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением.
Особое внимание в психологической литературе отводится личности руководителя правоохранительных органов, т.к. множество функций и задач, которые стоят перед ним, предъявляют большие требования к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.
Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя ОВД проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, приема посетителей и т.д.
Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. Часть сотрудников ОВД (например, следователи) обладают процессуальной самостоятельностью, что в какой-то мере ограничивает возможности управленческого воздействия на них.
К специфике управления органами внутренних дел можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя правоохранительных органов ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности) за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и других.
Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.).
Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя правоохранительных органов (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).
Таким образом, личность сотрудника правоохранительных органов очень важна для эффективной работы всей системы МВД в целом.
В то же время объяснение и понимание человеческого поведения во многом обусловлено именно распознаванием ролевого репертуара личности.
Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности
1. Нормативная регуляция и общая характеристика правоохранительной деятельности
Психологический анализ требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности работников органов правопорядка. Такие нормативные требования сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР «О милиции», Законе Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральном Законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации», Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральном Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Объект деятельности работников органов правопорядка (то есть правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельности работников следует отнести следующие характеристики правонарушителей:
а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения;
б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям работникам органов правопорядка;
в) опыт противоправной или преступной деятельности;
г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности;
д) типичность и индивидуальность в поведении;
е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой.
Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет выделить 10 общих для представителей различных служб органов правопорядка характеристик:
1. деятельность правоохранительных органов является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения работниками определен в соответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные (или воинские) звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;
2. деятельность работников правоохранительных органов строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;
3. нормативно-правовая регламентация деятельности определяет специфику правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охране общественной безопасности;
4. как правило, выполнению правоохранительных функций противодействуют правонарушители и их пособники;
5. работникам правоохранительных органов предоставлены обширные властные полномочия, а их реализация зависит от их умений разумного, целесообразного и законного применения власти;
6. работники правоохранительных органов обладают специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие в виде предупреждения, замечания; применение специальных средств; физической силы и огнестрельного оружия; а также вынесения наказания за содеянное);
7. разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам органов правопорядка, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность происшедшего события и коммуникативным качествам;
8. деятельность ряда правоохранительных органов проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;
9. правоохранительная деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;
10. на деятельность работников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет правоохранительных органов.
Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого работника. Деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.
Деятельность работников существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности можно вести в четырех направления:
1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон правоохранительной деятельности;
2) развитие интереса к деятельности, опосредственно воздействуя на мотивы путем воспитания у работников чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к правоохранительным органам;
3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;
4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений органов правопорядка благоприятного морально-психологического климата.
2. Психологический анализ различных видов деятельности работников правоохранительных органов
Исходя из законодательно определенных задач деятельности правоохранительных органов, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; деятельность по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность; судопроизводство; пенитенциарную деятельность.
Профилактическая деятельность. Основной целью профилактической деятельности работников правоохранительных органов является предотвращение правонарушений, преступлений и чрезвычайных происшествий. Практически, профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника органов правопорядка. Однако, по своему объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников правоохранительных органов. Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.
Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:
• уравновешенность, самообладание при конфликтах;
• способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
• тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• способность к воссозданию образа по словесному описанию;
• умение делать выводы из противоречивой информации;
• память на внешность и поведение человека;
• способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми. (Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д.-М.:МВД РФ,1997, с.85).
Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует наличия следующих психологических качеств и умений:
• способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;
• готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками;
• повышенная ответственность за свои действия («отсутствие права на ошибку»);
• способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;
• высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);
• способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;
• постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);
• способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;
• речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения. (Указ. соч., с.56-57).
Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как «синдром профессиональной непригодности» к оперативно-розыскной деятельности.
Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов правоохранительных органов, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.
В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:
• мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание; честность; мужество; принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др.);
• познавательные качества (высокий уровень интеллекта; гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое произвольное внимание и др.);
• коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения; наличие организаторских качеств и др.);
• иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др.).
Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общей характеристикой в этой деятельности является целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправного деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители).
Важными для работников патрульно-постовой службы являются следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.
Охранная деятельность. Охранная деятельность является основной для сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других подразделений органов правопорядка, частной охранной службы. Ее основной целью является охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.
Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками охраны считаются следующие качества:
• наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);
• эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);
• интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);
• коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);
• качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);
• моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).
Результаты любого вида деятельности работников правоохранительных органов зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.
Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия работников правовым и нравственным нормам, положениям профессиональной этики, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями.
Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности работников. Она выражается в определении соответствующих форм организации и стройной системы реализации профессиональных задач органов правопорядка.
Подготовленность выражается в наличии у работника соответствующих знаний, умений и навыков. Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной) играет профессионально-психологическая подготовленность.
Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальное овладение ею работником органов правопорядка, высокую степень выполнения соответствующей деятельности.
Эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики: продуктивность, выражающуюся в количественных и качественных результатах деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность действий; темп деятельности, определяющий соотношение «энергичных» участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода времени; полноту, зависящую от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность выполнения деятельности работника в течение длительного периода времени и сохранение устойчивой результативности деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. «Вопросы психологии»,1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995