Что не относится к словесному творчеству детей

Тестовые задания для воспитателей ДОУ

Что не относится к словесному творчеству детей

Тестовые задания для воспитателей ДОУ

1.К видам бесед на родном языке ребёнка-дошкольника, сопровождающим изучение новых программных тем при обучении второму языку не относится:

2. Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие…

1) познавательной активности детей и умственных способностей;

2) сенсорных способностей;

4) конструктивных способностей;

5) игровой деятельности

3. Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Определите вид символической деятельности, для которого характерно воспроизведение какого-либо содержания знаково-символической форме:

4. Основной целью математического развития дошкольника является:

1) научить считать в пределах 20;

2) научить измерять, решать задачи;

3) подготовка к школе;

4) развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости

5. Целостная дидактическая система обучения определила:

1) возрастной подход к обучению;

2) индивидуальный подход к усвоению математики;

3) направления работы с родителями по усвоению математических представлений;

4) структуру занятий;

5) основное содержание учебного материала

6. Выделите название и автора технологии математического развития дошкольников, позволяющей научить детей решать довольно сложные логические задачи, выкладывая кодовые карточки в определённой правилами последовательности:

2) Палочки Кюизенера;

4) Круги Эйлера-Венна

7. К откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствуют следующие формы работы с родителями:

3) индивидуальные беседы;

4) родительские конференции.

8. Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить:

1)с позиции их художественности;

2) с точки зрения развитости технических умений и навыков;

3) безотносительно к изобразительной задаче;

4) путём отбора и показа нескольких выразительных и неудачных работ.

9. Что должно быть в основе развития у дошкольников эстетического отношения к скульптуре?

1)формирование представлений о монументальной скульптуре;

2) ознакомление со скульптурой малых форм;

10. Одним из основных приемов объяснения значения нового слова при обучении дошкольников второму (чувашскому, русскому) языку является:

1)применение различных средств наглядности (показ предмета, действия, картинки);

2)подбор родственных слов;

11. При обучении построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания о:

1) структуре текста (начало, середина, конец);

2) смысловой стороне многозначного слова;

12. Каковы современные подходы к воспитанию основ экологической культуры?

1) формирование системы экологических знаний;

2) воспитание любви к природе;

3) формирование трудовых умений;

4) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

13. Развитию творческого конструирования у детей дошкольного возраста способствует такая форма организации обучения как:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по условию;

3) конструирование по модели;

4) конструирование по замыслу.

14. Общими показателями детского творческого конструирования, как процесса деятельности и ее продукта являются:

2) умение строить разные образы на одной основе;

3) интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная вовлечённость

4) все ответы верны
Ответ: 4

15. Целью физического воспитания детей в детском саду является:

1) формирование основ здорового образа жизни;

2) формирование двигательных умений и навыков:

3) всестороннее физическое совершенствование функций организма;

4) формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Ответ: 1

16. Следует ли проводить целенаправленное обучение детей художественному творчеству?

1) необходимо целенаправленно обучать детей художественному творчеству;

2) художественное творчество развивается само по себе;

3) обучать художественному творчеству нецелесообразно;

4) нет необходимости обучать детей художественному творчеству.

17. Каково отношение к изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе?

1) как к творческой деятельности;

2) как к двухкомпонентной деятельности: исполнительской и творческой;

3) как к деятельности, включающей восприятие предметов окружающего мира и произведений искусства: исполнительство и творчество: собственно творчество детей;

4) как к исполнительской деятельности с элементами творчества.
Ответ: 3

18. Каковы современные подходы к использованию искусства архитектуры в работе с детьми? Как средства:

1) формирования представлений о некоторых фактах истории;

2) ознакомления с окружающим миром;

3) развития изобразительной деятельности и конструирования;

4) формирования представлений об образном характере произведения зодчества. Ответ: 4

19. Социальная ситуация развития дошкольников в группе детского сада оценивается:

1) вовлечением родителей в образовательный процесс;

2) воспитанием у детей социальных качеств и навыков сотрудничества;

4) соответствием работы воспитателя группы стандартам.

1) определенная структура предложения, «каркас», который заполняется различными словами, подходящими по замыслу и грамматической форме;

2) взаимосвязь развития связной речи с лексическим и грамматическим аспектами обучения;

3) способ общения людей друг с другом;

21. Важнейшим источником развития выразительности детской речи является:

1) произведения устного народного творчества;

2) дидактическая игра;

4) наглядный материал

22. Выделите несоответствие методическим рекомендациям по формированию зоны коллекций в экологической комнате детского сада:

1) коллекции должны включать те объекты, которые могут собрать сами дети и их родители;

2) представлены, насколько это возможно, объекты как живой, так и не живой природы;

3)следует включить гербарии, коллекции бабочек, жуков, по возможности «ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев и кустарников;

4)коллекции марок, значков о природе
Ответ: 3

23. К техническому типу конструирования относится:

1) конструирование из бумаги;

2) конструирование из природного материала;

24. Какова специфика творческого конструирования?

1) ребенок испытывает трудности в решении проблемы;

2) у ребёнка затруднена практическая ориентировочная деятельность;

3) новизна открытий и продукта субъективная;

4) процесс создания продукта для дошкольника не имеет значения.

25. В раннем возрасте важно, чтобы в процессе рисования ребенок:

1) умел проводить линии в разных направлениях:

2) овладел формообразующими движениями:

3) научился применять 1-2 цвета красок:

4) мог свободно пользуясь изобразительными материалами, создавать выразительные образы.

26. «Лишнем» компонентом структуры изобразительных способностей детей является:

1) способность восприятия предметов и явлений действительности, произведений искусства;

2) способность образного мышления и воображения;

4) технические умения и навыки.

27. Центральной задачей работы воспитателя по приобщению детей к искусству народного орнамента является:

1) обучение выделению в народных изделиях выразительно-изобразительных средств;

2)обучение практическим навыкам вышивания, плетения и др.:

1) эмоционально вживаться в сложный мир взрослых людей;

2)сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моим;

3) свободно выражать свои чувства, познавать себя, делать выбор;

4) все ответы верны
Ответ: 4

29. Одним из компонентов фонетической игры (игрового упражнения) является:

1) игровой источник звука;

2) словарный минимум;

3 ) типовая конструкция;

4)образец выполнения речевого действия
Ответ: 1

1) названий предметов;

2) названий животных;

3) названий числительных;

4) слов, значения которых лишены предметности

31. Основной целью математического развития дошкольника является:

1) научить считать в пределах 20;
2) научить измерять, решать задачи;

3 ) подготовка к школе;

4) развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости
Ответ: 4

32. Компьютерное конструирование, a также создание конструкций из бросового материала (JI. A. Парамоновой) носят характер:

1) художественного конструирования;

2) технического конструирования;

3) могут носить как технический, так и художественный характер (в зависимости от поставленных задач);

4) самостоятельной деятельности.

33. В начальный период овладения ребенком изобразительной деятельностью (до 3-4 лет) важно:

1) не спешить с показом способов изображения предметов той или иной формы;

2) показывать, способы рисования конкретных предметов той или иной формы;

3) обучать овладению 1-2 цветами;

4) учить передавать образы предметов ритмами, штрихов и цветовых пятен.

34. Основным критерием оценки деятельности педагога является:

1) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;

2) количество награждений педагогов;

3) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса

4) умение обеспечить условие для активной детской деятельности

35. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:

36. Приемы руководства игрой могут быть:

1) прямыми и косвенными;

2) активными и пассивными;

3) эффективными и неэффективными;

4) передовыми и традиционными.

37. Укажите, какую из названных форм работы с родителями Вы считаете наиболее результативной для достижения с ними взаимопонимания:

2) творческие отчеты ДОУ перед родителями;

3) наглядная пропаганда;

4) индивидуальные консультации.

38. В каком возрасте у дошкольника игра является побудителем к конструированию и начинает приобретать самостоятельное значение для детей?

39.Что является предметом изучения методики развития речи?

1) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

2)процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;

3) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;

4) развитие речи детей в игровой деятельности;

5) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста

40.Кто из исследователей не занимался проблемами методики развития речи детей?

41.В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?

42. Что не относится к словесному творчеству детей?

1) составление творческих пересказов;

2) создание слов-неологизмов;

3) чтение стихотворений наизусть;

4) сочинение стихотворений;

5) сочинение рассказов, сказок.

43.Какой материал используется для лепки дымковской игрушки в ДОУ?

1) «Февральская лазурь»;

2) «Утро в сосновом лесу»;

3) «Девочка с персиками»;

46. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается:

2) реализацией Устава ДОУ;

3) привлечением родителей к участию в педагогическом процессе;

4) все ответы верны

47. К словесным методам обучения относятся:

1) демонстрация, беседа, иллюстрация;

2) игра, упражнение, дискуссия;

48. Как часто проводятся занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста?

49. Наименее тесная связь теории и методики формирования математических представлений наблюдается с…

1) математикой и методикой школьной математики;

2) педагогикой (общей, дошкольной и специальной);

3) психологией (общей, дошкольной и специальной);

4) физиологией и анатомией;

50. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется.

Источник

Словесное творчество дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов, психологов всегда. В настоящее время вопросы развития творческого потенциала детей являются основополагающими многих комплексных образовательных программ. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

Это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения.

Но не каждую детскую продукцию (рисунок, стихотворение, лепка и т.п.) можно назвать творчество. Исследователи в данной вопросе определили показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.

В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.

Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

Третья группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве.

Пути формирования творчества своеобразны. Одно из основных – организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в их пении, рисунках, инсценировках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски окружающего мира – путь, по которому развивается творчество ребенка.

Творчество развивается не так последовательно, как обучение. Поэтому здесь важно определение этапов формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.

Творческое задание содержит два компонента. Задание можно назвать творческим, если дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Но вместе с тем само слово задание предполагает участие взрослого: который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

Обучение и творчество имеют специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталоном выражения и изображения в пении, рисунке, в выразительном чтении, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Результаты обучения и творчества различны. Во время обучения дети осваивают круг обязательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий. которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков.

Различен характер педагогического руководства обучением и творчеством. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, образец. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. В нем отчетливее выступает индивидуальное своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка.

Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях и т.п. требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Исследователи определили основные условия, благоприятствующие развитию детского творчества:

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм и подводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности. [12]

словесное творчество дошкольников

Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.

Художественно-речевая деятельность – это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:

воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);

создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произве-дений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (твор-ческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.). [18]

И.А.Ильин, русский философ и писатель, считает, что через художественное слово прорекает себя созданная Богом сущность мира и человека. Слово есть верная риза Главного, Сказуемого, Предмета, т.е. прорекающейся живой тайны. И задача художника – не выдумывать слово, а провидеть и передать этот Предмет. В этом вдохновение и радость. С точки зрения И.А.Ильина, свободное вдохновение не означает безответственность и не оправдывает художественного произвола и беспутства. Напротив, вдохновение потому и необходимо, потому и священно, что оно есть прозрение высших духовных закономерностей и совершенных связей. Свобода нужна художнику для того, чтобы обрести подлинную художественную необходимость. Как применить эти мысли педагогу-словеснику? Прежде всего, сочиняя с детьми, необходимо помнить о Высшем Мире, как источнике истинного творчества.

Булгаков С в своем капитальном труде «Философия имени» доказывает, что слово космично, ибо принадлежит не сознанию только, где оно вспыхивает, но бытию и человек есть мировая арена, ибо в нём и через него звучит мысль. Он считает, что не существует мыслей без слов и слов без смысла. Это чрезвычайно важно для педагогики, ибо, если мы хотим, что бы дети обрели свой смысл жизни, мы должны знать, что он не существует вне слов.

С.Булгаков пишет также, что получить живое слово, несущее на себе теплоту жизни, вовсе не так легко даже и от живого человека, потому что и этот последний употребляет часто омертвелые слова. Поэтому поэзия представляет единственный в своём роде материал для постижения слова. Бытовой речи присущ автоматизм. Разумеется, он ограничивает творчество. Однако только бессмысленная болтовня может обходиться этим автоматизмом, всякая же нарождающаяся мысль ищет для себя форму и тем самым пробивает для себя брешь в автоматизме. И в этом выражается акт не только мыслительного, но и словесного творчества.

Потому так важно помочь детям овладеть живым словом. Живое слово наполнено сердцем. Оно своим огнём мощно воздействует на жизнь и меняет её. В отличие от мёртвого слова – сухого, рассудочного, бездушного, схоластического. Понятие живого слова восходит к понятию живознание, т.е. знание, переосмысленное применительно к себе, своим страстям, своему опыту (С.Франк). Такое знание становится для человека осмысленным, смыслом. Одним из лучших образцов такого живого слова являются произведения А.С.Пушкина, исполненные здорового, весёлого духа, чуждого всякой односторонности и унылости.

Итак, задача словесного творчества – научить детей живому слову. Такое слово творит жизнь. Поэтому с ним надо уметь обращаться бережно, художественно. И этому нужно учить.[5]

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Надо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку.

Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс.

Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

Формирование словесного творчества происходит по этапам

1этап – накопление художественно-речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);

2этап – овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

3 этап – проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.

Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно-речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.[12]

Словесное творчество, а в особенности творческое рассказывание на основе сказки, исследователи считают одним из самых привлекательных и вместе с тем сложных видов художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Ребенку предстоит не только самому выбирать тему своей сказочной истории, создавать образы, раскрывать замысел, но и отбирать изобразительно-выразительные средства языка, помогающие в процессе рассказывания выражать отношение к персонажам и отражать свою авторскую позицию. И здесь возникают трудности, причина которых в том, что дошкольники обладают слабым запасом представлений, их фантазии зачастую оторваны от действительности, у них слабо развито умение комбинировать свои представления. Это приводит к тому, что дети часто не могут воплотить свой замысел, подчинить работу своего воображения теме творческого рассказа.

В целом можно выделить основные трудности, связанные у детей старшего дошкольного возраста с творческим рассказыванием:

Источник

Cеминар–практикум: «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста»

Что не относится к словесному творчеству детей Елена Тихонова
Cеминар–практикум: «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по образовательной области «Речевое развитие»

— познакомить педагогов с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления в развитии дошкольника;

— формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.

ФГОС дошкольного образования, на первое место ставит задачи развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Сегодня рассмотрим основные аспекты формирования речевых способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):(слайд) «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что (слайд) на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи)особое внимание следует обратить на задачи:

развития диалогической речи дошкольников;

развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Сегодня более подробно мы остановимся на решение задач – развития (словесного) речевого творчества дошкольников.

Ребенок учится творчески мыслить, совершенствует свое мышление, учась творить. Актуальность данной темы такого, что современное общество

постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Дошкольный возраст уникален тем, что ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Сейчас предлагаем вам посмотреть совместную деятельность педагога с детьми по развитию речевого творчества в старшей группе.

(Просмотр совместной деятельности «Храбрый тыквенок»).

Какие же педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. (слайд)

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Это- экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. особенно познавательного характера, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем.

2. Обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

(слайд) Условия

— обогащение опыта детей

— обогащение и активизация словаря

развитая связная речь

— правильное понимание детьми задания придумать

Тема, предлагаемая детям, должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку

Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия. В детском саду у нас созданы условия для развития словесного творчества дошкольников: приобретено достаточное количество методической и художественной литературы, взаимодействие с детской библиотекой, экскурсии, целевые прогулки все это обогащает опыт детей, ежедневные чтения детской литературы педагогами.

Факторы, влияющие на развитие словесного творчества (слайд)

-наблюдение за окружающей действительностью

— чтение художественной литературы

-мотивация речевой деятельности

Виды творческих рассказов (слайд)

— рассказы реалистического характера

(слайд) Словесное творчество детейвыражается в различных формах:

1. Словотворчество (в узком смысле)

2. Сочинение стихотворений (задания карточка № 1,2)

Практическое задание. Столик с карточкой 1 и 2 предлагаем сочинить стихотворение используя предложенные слова.

1. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Осень, Листопад, Дождь

2. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Мышка, Кошка, Колосок

3. Сочинение собственных рассказов и сказок.

Практическое задание. Посмотрите задание с карточкой №3, 4, 5.

3. Сочини рассказ, используя слова:

Девочка, Грибок, Ручеек, Птичка

4. Сочинение рассказа реалистического характера «Как Миша варежку потерял».

5. Сочинение сказки «Что случилось в лесу с ежиком?»

… Он поблагодарил зайчиху, за спасение ежат.

Практическое задание. Педагоги могут использовать мнемотаблицы для того, чтобы помочь ребенку в составлении рассказа. Возьмите карточки № 6 а, б, в. Глядя на картинку составьте небольшой рассказ (реалистический или сказочный)

6.Сочинение рассказов и сказок с использованием мнемотаблиц:

1- черно белые фигуры, 2- цветные фигуры, 3- цветные фигуры и музыка

Столику с карточкой № 7 предлагаю превратить кляксы в любое живое существо.

7. Придумай несуществующее животное из предложенных клякс и соединись с рассказом по мнемотаблице.

Теперь предлагаю соединить это придуманное живое существо и ваш рассказ. Новый герой может появиться в начале, середине или в конце.

4. Творческие пересказы литературных текстов.

— Придумай продолжение сказки «Курочка ряба». … добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…

— Сказка «наоборот» «Три медведя». Три медведя заблудились и попали к девочке в дом. Что было дальше?.

Практическое задания. После накопления ребенком опыта по словесному творчеству можно предложить составить коллаж из сказок. Посмотрите задание в карточке № 10 и 11.

— Баба-Яга встретилась в лесу с колобком, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Что было дальше?

Дед Мороз и золотая рыбка.

5. Придумывание загадок и небылиц.

Практическое задание. Можно использовать мини рассказы и сказки из пословиц: посмотрите карточки № 12 и 13.

— За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Однажды охотник увидел сразу двух зайцев. Они были такие маленькие…

— Сказки из пословиц: Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка….

Практическое задание. Также с дошкольниками можно сочинять рассказы, используя фразеологизмы. Карточки № 14 и 15.

.Сказки из фразеологизмов: Крокодиловы слезы.

Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело….

— Сказки из фразеологизмов: Лакомый кусочек.

Шли два брата по тропинке. Видят лакомый кусочек – киндер сюрприз лежит возле пенька….

Вот мы и поупражнялись в словесном творчестве, используя различные формы и методы. которые можно использовать в работе с детьми. На что еще хочется обратить ваше внимание при работе над этой темой, это то, что приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие, что вы и увидели сегодня. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связанность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

1. Активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов

2. Осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка

3. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитиесказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбирать тему, сюжет, персонажей.

Наиболее распространенным приемом является игра «Что было бы если…», где детям предлагают найти решение определенной ситуации.

Таким образом, проблема развития детского творчества, раскрытие творческого начала каждого конкретного ребёнка, начиная с первых лет его жизни, сегодня является одной из актуальных. Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как один из наиболее сложных видов творческой деятельности. Продуктивность речетворческой деятельности обеспечивается наличием у ребенка определенного речевого опыта, сформированностью речевых умений, элементарной литературоведческой подготовленностью, общей творческой направленностью личности.

Активизация процесса развития словесного творчества способствует система речевой работы, направленная на постепенный переход ребенка от продуктивных к речетворческим действиям, которые характеризуются использование творческих методов и приемов обучения детей речевой деятельности. Все это оказывает благотворное влияние на воспитание творческой личности, которая свободно владеет родным языком, оперирует представлениями, комбинирует их, создавая новые образы, уметь выразить свое отношение к ним.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей встречи.Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

Актуальность темы для вас.

Новым для меня было.

В дальнейшем я буду использовать.

3. Гасанова, Р. Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. / Р. Х. Гасанова, Т. Б. Кузьмищева.— Уфа: БИРО, 2004.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ МО и Науки РФ от 17 октября 2013, №1155

13. «Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В. В., Москва

14. Пикулаева Н. В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

15. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.

16. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : “Академия”, 1998.

17. Большева Т. В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

18. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982.

19. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

21. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

22. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

23. Фесюкова Л. Б.Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.

24. Фесюкова Л. Б.От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. –Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.Литература:

25. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками.Волгоград: Учитель, 2006

26. Дуркина М. В. статья «Словесная мозаика»(деловая игра для воспитателей) в журнале «Логопед» №3/2012.

Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека ребенка. Многие способности и чувства, которыми.

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Практикум для родителей Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим словосочетанием подразумевают движение мелких мышц.

«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста. Хочу начать.

Презентация «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» Детское творчество – первоначальная ступень.

Проект «Тематические небылицы как средство формирования креативности и словесного творчества у детей подготовительной группы» «Небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать.

Что не относится к словесному творчеству детейРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного.

Что не относится к словесному творчеству детейРазвитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методик «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Работая долгое время с детьми, я обратила внимание.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А. на 2017 – 2018 учебный год по теме «Развитие речи у детей младшего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *