Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Первобытные собиратели и охотники — тест с ответами

История это для понимания которой требуется помнить много различных дат и событий. Студентам бывает очень сложно подготовиться к предстоящим экзаменам по истории в связи с тем что требуется запомнить большое количество материалов. На наш сайт, поможет вам исправить это. Мы собрали тесты по истории с правильными вариантами ответов. Изучите этот материал и хорошая оценка вас не заставит долго ждать. Правильные ответы выделены символом [+].

Какое из перечисленных изобретений древних людей относится ко времени появления человека разумного:

[+] а) возникновение художественного творчества – первобытной живописи

[-] б) охота с копьем на диких зверей

Когда, согласно предположениям ученых, появился человек разумный:

[-] а) 440 тыс. лет назад

[+] б) 40 тыс. лет назад

[-] в) 80 тыс. лет назад

Как называется пещера, в которой впервые нашли рисунки первобытного человека:

Что было главным отличием древнейших людей от животных:

[+] а) умение изготавливать орудия труда

[-] б) умение охотится на диких животных

[-] в) умение жить сплоченно, коллективно

Что из перечисленного появилось прежде, чем человек достиг уровня развития, позволившего ученым назвать его человеком разумным:

[-] а) религиозные верования

[-] б) первобытное искусство

Когда, согласно предположениям ученых, появились древнейшие люди:

[-] а) 1 миллион лет назад

[+] б) более 2-х миллионов лет назад

[-] в) около полутора миллионов лет назад

На каком материке ученые нашли останки и следы жизни древнейших людей на Земле:

[-] а) Северная Америка

В какой части выбранного вами материка были обнаружены находки:

Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека:

[-] а) вера в жизнь после смерти

[-] б) представление о том, что у каждого человека есть душа

[+] в) коллективная охота

В какой стране находится пещера, в которой впервые нашли рисунки первобытного человека:

Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов:

Огнём овладели:

[-] в) человекоподобные обезьяны

Древнейшие люди:

[+] а) научились изготавливать орудия труда

Человекоподобные обезьяны:

[+] в) умели использовать различные предметы для добывания пищи

Люди разумные:

[-] б) не овладели речью

[-] в) изготавливали железные предметы

Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование:

В родовой общине:

[-] а) люди происходили от общего предка

[-] б) люди считались родичами

[+] в) люди говорили на общем языке

В родовой общине:

[-] а) люди считались родичами

[+] б) жизнью людей руководили старейшины

[-] в) люди происходили от общего предка

Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:

[-] а) обращение к священнику

[-] б) чтение священных текстов

[+] в) колдовской обряд

Дух, душа, оборотни – это:

[-] а) древние существа, жившие вместе с первобытными людьми

[+] б) первобытные верования

[-] в) научные представления о природе и человеке

Что произошло раньше:

[+] а) возникновение человеческого стада

[-] в) изобретение лука и стрел

Что произошло раньше:

[-] а) исследование подземной пещеры Альтамира

[-] в) изобретение лука и стрел

Что произошло позже:

[+] а) изобретение лука и стрел

[-] в) возникновение человеческого стада

Что произошло позже:

[-] а) изобретение лука и стрел

[+] б) исследование подземной пещеры Альтамира

В Восточной Африке английский археолог Лики и его сотрудники, исследовав Олдовайское ущелье, обнаружили «человека умелого» в:

Орудием труда «человека умелого» было:

[+] б) заостренный камень

Орудием труда «человека умелого» было:

Орудием труда «человека умелого» было:

Древнейшие люди с помощью орудий труда разрывали норы небольших животных, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называется:

Группы древнейших людей, вооруженных дубинами, заострёнными палками, камнями нападали на крупных животных. Мясо убитых животных они использовали в пищу. Такое занятие называется:

Источник

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей».

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

За каждое правильно выполненное задание 1-10 – 1 балл. Итого 10 баллов

1. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:

1) более 2 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад

3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад

1) умение жить сплочённо, коллективно

2) умение изготавливать орудия труда

3) умение добывать пропитание с помощью собирательства

4) умение охотится на диких животных

2) общие жилище и очаг

3) коллективное собирательство, охота, рыболовство

4. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?

1) изготовление орудий труда

2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов

4) совместная трапеза у общего очага

5. По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:

1) в Восточной Азии 2) в Южной Африке

3) в Западной Азии 4) в Северной Европе

6. Кто управлял родовой общиной?

1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза

8. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?

1) земледелие 2) охота и собирательство

3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком

9. Первыми осознали, что времена года имеют равную продолжительность и постоянно сменяют друг друга:

1) древние скотоводы 2) древние рыболовы

3) древние охотники 4) древние земледельцы

10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

При выполнении заданий с кратким ответом (11-16) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

1) возникновение мотыжного земледелия

3) возникновение плужного земледелия

4 ) появление знати

13. Какие три из перечисленных признаков характеризуют родовую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их. — 2 балла.

1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков

2) обращение пленников в рабство

3) старейшины и вожди племени являлись знатью

5) имущественное и общественное равенство

6) знатность передавалась по наследству

14. Какие три из перечисленных предметов использовали в своей работе земледельцы? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их — 2 балла.

1) плуг 5) гончарный круг

3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок

4) мотыга 8) печь для выплавки металлов

15. Укажите, какой год шел: — 3 балла.

1) за 118 годом до н.э.

2) перед 75 годом н.э.

3) перед 330 годом до н.э.

Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните. — 3 балла.

менее 11 баллов – оценка «2»

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

За каждое правильно выполненное задание 1-10 – 1 балл. Итого 10 баллов

1. Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется:

1) география 2) история 3) астрономия 4) археология

1) в различном внешнем виде

2) в умении общаться при помощи звуков

3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

4) в умение изготавливать орудия труда

1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад

3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад

4. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?

1) коллективная охота

2) вера в жизнь после смерти

3) появление магии и колдовства

4) представление о том, что у каждого человека есть душа

5. По предположениям учёных, земледелие и скотоводство возникли:

1) 15 тыс. лет назад 2) 10 тыс. лет назад

3) 9 тыс. лет назад 4) 6 тыс. лет назад

6. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым:

1) железо 2) золото 3) серебро 4) медь

1) распад родовой общины 2) появление земледелия

3) изменения орудий труда 4) появление государства

8. Кто управлял племенем?

1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин

1) племя 2) родовая община 3) соседская община 4) семья

10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?

Источник

Древние религии: верования, духи, исполнители культов

Ранние формы религиозных представлений людей в первобытном обществе принято называть первобытными верованиями. Предки человека верили, что на судьбу влияние оказывают сверхъестественные силы. Для одних это были персонализированные верования, для других – неопределенные силы природы, для третьих – духи, магия и вера в связь с растениями и животными. Верования делились на простые и сложные, были или хаотичными, или систематизированными. Общими для них являлись ритуальные действия, которые проводились по конкретным обрядам и традициям.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Характерные черты

Каждая первобытная религия основывалась на средствах, которыми люди осуществляли контроль за внешними силами. Это было необходимо, чтобы добывать пищу, охотиться, поддерживать огонь в доме. В первобытном обществе это было самое главное, а вот внутренний мир никого не заботил. Важно было реализовывать практические цели и выживать.

Верования стимулировали людей к действиям через ритуалы, которые проводили жрецы и шаманы. Обряды обязательно дополнялись мистикой, заговорами, магией.

Аниматизм

Самым древним верованием считался аниматизм – наделение живых и неживых вещей душой. Деревья, камни, идолы, амулеты имели магическое значение. Жили духи в горах, водоемах, лесах, рядом с людьми. Некоторые племена приносили им жертвы, другие молились и поклонялись. Связь, которая возникала между людьми и духами, была определенным договором двух заинтересованных сторон.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Не всегда мистическая сила имела название. Некоторые первобытные племена называли ее мана.

Практически во всех первобытных религиях сформировалась система запретов. Она называлась табу и предусматривала введение запрета на определенные действия, поступки, сакральное отношение к предметам, которые были опасные.

В аниматизме стиралась грань между живым и неживым, одушевленным и неодушевленным. Определенными формами аниматизма в первобытном обществе были тотемизм и фетишизм.

Анимизм

Под верованием в духов понимаются сверхъестественные силы. Реже под анимизмом понимали богов и универсальные мистические силы. Анимизм был обязательным элементом всех древних религий, а также универсальной стадией развития религии и представлений о мире.

Первая форма анимизма – вера в духов природных стихий, живой и неживой природы. Потом сформировались политеистические верования, поскольку люди стали воспринимать духов как разумных существ.

Демонология

Разновидность верования анимизм. В демонологии существовали демоны и добрые духи. Демоны были могущественными, враждебно относились к людям и животным, обладали ужасными качествами и злобным характером. Демонов делили на вампиров, инкубов, суккубов, джиннов, оборотней.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Тотемизм

Основывался на вере в мистическую связь между человеком, его родом/племенем с конкретным растением или животным. Именно их и считали тотемами.

Причиной возникновения тотемизма был способ жизни первобытных людей, которые занимались охотой, собирательством, ловили рыбу. Растения и животные были основой для пропитания, поэтому люди постепенно стали обожествлять тот или иной вид флоры и фауны.

Уничтожать тотемное растение или животное было запрещено, поскольку тотем защищал не только человека, но и его семью, род. У племен, где был распространен тотемизм, появились обряды и культы, главной задачей которых стало «задабривание» и служение тотему.

Люди перед войной, охотой или при засухе приносили различные дары и высказывали свои просьбы тотему.

Тотемизм не существовал без табу. Этих запретов придерживались все члены племени. Например, на убийство тотемного животного, на употребление его в пищу, на демонстрирование связи с тотемом перед другими племенами. Также нельзя было убивать соплеменников, чтобы не оскорблять тотем.

Фетишизм

Вера в то, что материальный объект является носителем мистической силы. Фетишами становились в первобытном обществе камни, деревья, рукотворные предметы, небесные светила и духи.

Фетишизм считается не отдельным религиозным верованием, а составной частью древних культов. В чистом виде существовал только у племен Африки.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

У племен мог быть не один фетиш, а несколько, что было связано с особенностями развития общества и способом жизни людей. С усложнением структуры общества и развитием общинного строя стали появляться фетиши, присущие конкретному племени. Их обязательно ставили на самом видном месте в поселении.

Наследием фетишизма является вера в силу амулетов, оберегов и других предметов, которые призваны приносить удачу, счастье.

Магия

Древнее верование, в котором соединились элементы тотемизма, анимизма и фетишизма. Магия – это вера в сверхъестественные силы, вступление с ними в контакт через ритуалы и обряды, чтобы повлиять на природные стихии, социальное явление или человека.

Виды магии по влиянию:

Делится магия и по целям влияния и социальной направленности – черная или вредоносная (нанесение порчи), военная, любовная, лечебная, промысловая и метеорологическая.

Затрагивала магия практически все сферы жизни, поэтому в обществе сформировалась отдельная каста людей, которых называли магами. Они занимались только колдовством и проводили ритуалы.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Колдовство

Самая распространенная форма магии – это колдовство. Люди считали ведьм и колдунов злобными и враждебными существами, которых надо остерегаться. Но людей, которые занимались колдовством, приглашали для проведения «доброго» ритуала или обряда.

Шаманизм

Это вера в богов и возможность устанавливать с ними контакт через шамана, который в этой проторелигии является ключевой фигурой. Шаман жил, как верили в первобытном обществе, в материальном мире и в мире духов.

Все ритуалы и действия шамана были направлены на установление связи с духами, общение со сверхъестественными силами, чтобы повлиять на людей и события материального мира.

Часто шаманов представляли не только жрецами, но и воплощением духов на земле.

Таким образом, в первобытном обществе религии как таковой не существовало. Были распространены религиозные верования, которые отражали мировоззрение первых homo sapiens, их способ жизни и веру в сверхъестественные силы. Сначала проторелигии были примитивными, потом стали усложняться, что отражалось в привлечении посредников – жрецов, шаманов, колдунов – для общения с духами и богами.

Источник

Первобытные верования, их сущность и особенности

Первобытные формы религиозных верований и представлений:

б) тотемизм, анимизм;

в) шаманизм.
^ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНЫХ ФОРМ РЕЛИГИИ

Вопрос о том, какие из известных верований, обрядов и культов, зародившихся за несколько десятков тысяч лет до н. э., следует считать отдельными, самостоятельными первобытными формами религии, пока не нашел общепринятого решения в религиоведческой литературе. Безусловной формой примитивных религий признается только тотемизм. Проблема заключается в том, что в реальных первобытных верованиях разнородные представления и культы сосуществовали и переплетались в самых причудливых комбинациях. В то же время они были настолько распространенными и универсальными, что встречались практически во всех конкретных религиозных проявлениях древнего общества.

Многие исследователи соглашаются с тем, что подавляющему большинству первобытных проявлений религии были присущи следующие особенности.

1. Отсутствие абстрактных представлений о Боге как безликой, управляющей природой и людьми силе, находящейся над миром. Вместо этого древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Чаще всего сверхъестественность первобытных объектов религиозного почитания сводилась к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости для обычных людей в обычной обстановке.

2. Смешение жизни и культа: в этой связи принято даже говорить, что жизнь первобытного человека была его богослужением. Каждое его действие осуществлялось в соответствии с освященными тысячелетней традицией обрядами и правилами, что было важно для накопления, сбережения и передачи от одного поколения к другому моральных предписаний, правил поведения, элементарных знаний и навыков, необходимых для выживания в окружающем мире.

3. Родоплеменной, а не мировой характер религиозных культов, когда каждое первобытное племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись медведю, другие верили в чудодейственную силу умерших предков.

Как видим, древнейшие формы религии заметно отличались от современных нам религиозных проявлений (в первую очередь мировых религий) по характеру вероучения, культа и организации. Единственное, что объединяет их, — это наличие веры.

Появление первобытных верований и культов ученые объясняют особенностями мышления первых людей, которые переживали окружающий мир как живое и одушевленное существо с собственными чувствами, эмоциями и волей. (В этой связи даже возникла достаточно грубая аналогия: древний человек мыслил так, как современный переваривает еду, т. е. не отдавая себе ясного отчета в протекании самого процесса). Первобытное мировосприятие может показаться нам странным и непривычным, но в нем нет ничего удивительного: для объяснения окружающего мира человек применял единственно доступный его пониманию, хотя, быть может, несколько нескромный, критерий — самого себя.

ФЕТИШИЗМ

Фетишизм — поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило, неживым). Впервые проявления фетишизма были описаны у племен Западной Африки. Сам термин был введен в научный оборот в конце XVIII в. французским колониальным чиновником Шарлем де Броссом и получил распространение благодаря известному французскому философу-позитивисту начала XIX в. Опосту Конту.

Предположение о том, что фетишизм — это исторически первая форма религии, является скорее теоретическим и умозрительным, нежели имеющим под собой реальную фактическую основу. Все дело в простоте собственно фетишистских верований, элементарности сопровождающих их обрядов и преимущественно индивидуальном характере фетишизма.

В основе веры в фетиш лежало представление о предмете как о двойнике человека, самостоятельном существе, наделенном чисто человеческими чувствами и побуждениями. Фетиш осуществляет благоприятное или неблагоприятное влияние на человека потому, что именно он, фетиш, этого хочет, потому что рассердился за что-то на человека или, наоборот, проникся к нему благодарностью за хороший уход.

Более поздним проявлением фетишизма стала практика искусственного изготовления фетишей. Новый фетиш образовывался, как правило, благодаря сочетанию естественных компонентов (кора, листва, корни) с цредметами, которые традиционно считались чудотворными (кусочки священных деревьев, улитки, наросты на деревьях, песок с места слияния двух рек, хвост и жало скорпиона и т. п.). Понятно, что люди воображали, будто механическое соединение двух предметов, каждый из которых мог считаться фетишем, приведет к многократному увеличению сверхъестественных качеств только что образованного объекта поклонения.

В условиях дальнейшего развития религиозных представлений человечества фетиши не только теряли свои позиции, но иногда получали и совсем неожиданный импульс к совершенствованию. В частности, своеобразным кульминационным моментом фетишистских представлений в Африке считается выделение так называемого «фетиша фетишей» — общепризнанной святыни для больших объеди­нений племен.

В более поздних формах религии фетишизм сохранился в форме поклонения идолам — наделенным таинственной силой влияния материальным предметам с чертами человека или животного. И сейчас вера в фетиши остается как пережиток — в форме веры в талисманы и амулеты. Считается, что талисман приносит счастье, а амулет предохраняет от несчастья.

ТОТЕМИЗМ

Тотемизм (на языке индейцев североамериканского племени оджибве — «его род») — вера в сверхъестественную связь человека и отдельных социальных коллективов с животными и растениями. Термин тотемизм появляется в научном языке в начале ХУШ в. и закрепляется в научном обращении на рубеже XIX—XX вв. в работах выдающегося английского этнографа Джеймса Фрейзера.

Если вопрос о происхождении тотемизма пока остается открытым, то сведений о комплексе тотемных верований и культов у современной науки достаточно. Эти сведения почерпнуты главным образом из жизни аборигенов Австралии, которую часто называют «классической страной тотемизма».

Выбор тотема в большинстве случаев совпадал с особенностями животного мира той местности, в которой обитал первобытный коллектив. В пустынных или полупустынных регионах тотемами за неимением лучшего считались насекомые, в прибрежных — рыбы, и т. д. Гораздо реже этот выбор объяснялся особенностями хозяйственного уклада рода или племени: охотничьи племена предпочитали тотемы хищных животных, прочие — мирных травоядных.

Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем стало хватать его более или менее реалистического изображения, а в конечном итоге люди довольствовались любым символом, словом или звуком, обозначающим собственный тотем.

Тотемный культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема. Например, в Австралии каждый человек перед сном и при пробуждении произносил имя своего тотема, поскольку полагал, что благодаря его сверхъестественной поддержке с ним в течение дня ничего дурного не случится, напротив, и в охоте, и в других предприятиях ему будет сопутствовать удача.

Итак, в чем же заключались социальные функции тотемизма? Во-первых, тотем был необходим для личностной идентификации каждого человека в те времена, когда отсутствовали семейно-брачные отношения и система именования в привычном для нас виде. Поэтому европейцы, столкнувшиеся в конце XVIII — начале XIX в. с племенами, стоявшими на первобытной ступени развития, имели полное право удивляться, когда на вопрос «Кто ты такой?» местные жители отвечали «Я — кенгуру», «Я — личинка комара». Недаром многим тотемным ритуалам и культам был присущ эзотеризм — ограниченность круга их участников.

Во-вторых, тотем выполнял экономические функции разделения территории для хозяйственной деятельности и кооперации людей в ее использовании.

В-третьих, тотем регулировал брачные отношения внутри племени. Племя делилось на несколько больших тотемных групп, внутри которых был запрещен брак. Однако сохранялась возможность вступать в брачные связи с членами различных тотемных коллективов внутри племени, чем обеспечивалось сохранение и чистота племенного генофонда.

Но не только потому, что тотемизм всегда был коллективным верованием, в то время как фетишизм — преимущественно индивидуальным, его следует считать более зрелой формой первичной религии.

ШАМАНИЗМ

Шаманизм(на языке сибирских народов «саман» — буйный) — особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культовшаманов.

Шаманизм хорошо описан на материале охотничьих и рыболовных народов Северной Америки, Сибири и Дальнего Востока. Известны и наскальные изображения, обычно соотносимые с шаманизмом (изображение в пещере «Трех братьев» во Франции танцующего человека с рогами оленя, хвостом, длинной, вероятно, искусственной бородой).

В наши дни шаманизм, похоже, переживает второе рождение, становится популярным и модным явлением западной культуры. Им увлекаются тысячи людей, многочисленные статьи и семинары предлагают всем желающим (от психологов и бизнесменов до домохозяек) «архаические техники экстаза», действительно оказывающиеся доступными подавляющему большинству тех, кто их практикует. Современная религиозная статистика также содержит графу «шаманизм», в которой указывается цифра 10—12 млн человек. Попробуем выяснить, что на самом деле представляет собой этот чрезвычайно интересный религиозный феномен.

Благодаря способности к поддержанию непосредственного контакта со сверхъестественным, шаманы заметно отличались от всех тех, кто в древнем обществе также специализировался на простом выполнении разнообразных религиозных и магических обрядов и ритуалов — знахарей, колдунов, жрецов.

Изначально древние люди считали, что именно духи устанавливают связь с будущим шаманом. Наглядным свидетельством этому была так называемая «шаманская болезнь», поражавшая человека обычно в детском или юношеском возрасте. Симптомы этой болезни могли быть самыми разнообразными, но почти всегда заболевший ею человек выглядел в глазах окружающих умалишенным. Он совершал непонятные поступки, мог часами сидеть в состоянии оцепенения, иногда убегал из дому и по несколько, дней в одиночестве скитался по лесу. Заболевший подолгу не вставал с постели, ощущая во всем теле страшные боли, во сне часто бредил и разговаривал сам с собой. Считалось, что больного «шаманкой» человека посещали духи и предлагали стать их избранником. Натолкнувшись на отказ, духи принимались принуждать кандидата в шаманы, угрожали ему, а потом откровенно преследовали и применяли «методы физического воздействия». После того как человек соглашался стать шаманом, начинался длительный и болезненный процесс его «переработки», закалки, формирования у него сверхъестественных качеств. Духи меняли кости и внутренние органы человека, переливали ему кровь и бесцеремонно вторгались в его разум.

В подавляющем большинстве случаев шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана, благодаря чему он приобретал необходимые знания, навыки и умения, расценивавшиеся его соплеменниками как сверхъестественные. Будущий шаман узнавал об устройстве Вселенной, именах, привычках и предпочтениях обитателей «верхнего», небесного, или «нижнего», подземного, мира, с которыми ему предстояло тесное общение, осваивал средства передвижения по потусторонним мирам, изучал приемы влияния надухов, укреплял волю и мужество, закалял свое тело, учился контролировать сознание. Длительность ученичества колебалась у разных народов от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.

Трудно сказать, по каким причинам возникала шаманская болезнь. В каждом отдельном случае данные причины могли быть различными. Однако для древнего человека с присущей ему верой в населенный духами внешний мир достаточно было любого необыкновенно яркого психологического переживания, необычного события, чтобы истолковать их как призыв духов.

Шаманский культ невозможно представить себе без особого «шаманского реквизита» (передник, головной убор, барабан или бубен). Он щедро разукрашивался стилизованными изображениями духов-покровителей и духов-помощников, космическими символами, многочисленными подвесками, также олицетворявшими духов. Эта одежда воспроизводила образ зверя-птицы, с которым шаман полностью сливался во время выполнения своих ритуалов, и, возможно, брала начало от костюмов, в которые одевались первобытные охотники во время магических танцев с целью привлечения зверя и удачи в охо­те. В религиозном отношении сам факт переодевания шамана в особые одежды был чрезвычайно значимым. Он символизировал преодоление шаманом мирского пространства и удостоверял его готовность войти в контакт с миром духов.

Обрядность шаманизма характеризуется экстатичностъю. Наиболее типичен для нее танец камлание. Все ускоряющиеся ритмичные движения шамана под аккомпанемент бубна или барабана вызывали у него судороги, у него выступала пена на губах, речь становилась бессвязной, движения переходили в неестественно высокие прыжки и в конце часто наступала потеря сознания. В подобном состоянии экстаза шаман становился способным на различные чудеса: прокалывание своего тела острыми предметами, касание го­лыми руками раскаленных предметов, глотание тлеющих углей. Посторонним наблюдателям казалось, что именно в этот момент духи вселялись в тело шамана или же его душа сама отправлялась в царство духов.

Шаманская Вселенная состояла из трех частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира. Все три части Вселенной соединяла воедино Мировая Ось — чаще всего она символизировалась Мировым деревом, Горой, наконец, столбами. В Верхнем или Нижнем Мире шаман встречался с духами, договаривался с ними о помощи в том или другом деле, узнавал у своих сверхъестественных помощников или покровителей то, о чем не мог узнать обычным путем (к примеру, о судьбе исчезнувшего человека). Собственно говоря, действия шамана во время камлания были не чем иным, как понятным для присутствующих рассказом обо всех перипетиях его необычного путешествия. Поэтому шаман должен был не хуже профессионального актера владеть искусством звукоподражания, уметь-изображать в лицах тех добрых и злых духов, с которыми встречался в другом мире. Зная он и применял также фокусы и акробатические трюки, которые сейчас можно увидеть разве что в цирке (исчезновение из закрытого помещения через дымоход с помощью предварительно подготовленного каната и т. д.). Однако все эти специфические умения и чудеса выполняли далеко не развлекательную функцию: они были призваны уверить всех, и в первую очередь самого шамана, в его сверхъестественных возможностях.

Источники шаманизма ищут в нервных болезнях, которые люди не могли объяснить естественными причинами, а потому изобретали им сверхъестественные объяснения. Поклонение же шаманам возникало в таком случае как преклонение перед их умением искусственно и сознательно вызывать у себя подобное состояние. С таким выводом можно согласиться только с принципиальными замечаниями.

Пусть многие шаманы по поведению внешне действительно напоминали больных истерией или эпилепсией, каковыми они были от рождения или стали вследствие злоупотребления экстатическими ритуалами шаманского культа. Но такое поведение компенсировалось недоступным для простых смертных умением контролировать свой разум и незаурядной физической ловкостью и выносливостью, которых требовали от шамана многочасовые движения в одежде весом 10—15 кг.

Затем не нужно видеть в шаманах искусных мошенников и умелых актеров. В отличие от духовенства в развитых обществах, шаманы опирались не на священный авторитет своей должности, а исключительно на свои личностные качества. Путь шамана требовал особого мужества и особых знаний, чрезвычайного нервного напряжения, а иногда был связан с риском для жизни. Шаман не играл в «избранника духов», он — под постоянным и бдительным взором членов своего кровного коллектива — жил со своей избранностью, искренне видел в своих чудачествах крайне необходимый для «профессиональной» деятельности «дар свыше».

Шаманизм интересен в первую очередь как зародыш духовенства:

во-первых, потому, что шаманы посвящали свою жизнь выполнению религиозных обрядов и за счет этого «наиболее сильные» из них добывали себе средства к существованию;

во-вторых, потому, что они выделялись из среды соплеменников, часто имели привилегии наравне с вождями и старейшинами, владели особыми атрибутами своего статуса.

И все же шаманов нельзя считать служителями культа в точном значении этого слова. Ведь они не составляли социальной группы профессиональных служителей культа — с четким статусом, возможным его наследованием, завершенной системой внутренней иерархии. Большая часть шаманов работала наравне со всеми, причем успехи шамана на хозяйственном поприще всегда увеличивали его профессиональный авторитет и наоборот. Наконец, почти все шаманы сочетали культовую деятельность с пророчествами, консультированием по различным вопросам, магической практикой, но главным образом — с лечением. Хотя для шамана это лечение выглядело как возвращение души телу, которое она по какой-то причине покинула, он охотно применял лекарственные растения и другие рациональные ме­дицинские средства. Порой они оказывались куда действеннее кровопускания, которое так любили предписывать больным средневековые врачи.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Что не относится к религиозным верованиям первобытного человека

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *