Что не относится к произведениям м ю лермонтова
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
итоговая работа по творчеству
М. ю. Лермонтова
Цель: выявить усвоение темы.
I. Чтение и анализ 1–2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности.
II. Тестовая работа.
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…».
6. «И скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».
— тема поэта и поэзии
Определите размер стихосложения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решеткой в темнице сырой. »
Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить…».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
— «Песня про купца Калашникова. ».
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?
2. Критический реализм.
4. Просветительский реализм.
Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
В чем трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию действий» ( В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
О ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. б ывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха. Да-с, с большими был странностями. »
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
3. Предисловие к журналу Печорина.
5. Окончание журнала Печорина.
Определите, чей это портрет.
«. Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист. а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого. Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Значение романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и драматург, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Родившись более двухсот лет назад, М. Ю. Лермонтов и по сей день остаётся одним из самых известных и узнаваемых русских авторов.
Творчество М. Ю. Лермонтова относится к Золотому веку русской литературы.
Лермонтов прожил лишь 27 лет, за это время успев создать множество гениальных произведений, занявших своё почётное место в списке лучших произведений российских авторов. После смерти поэта император Николай I объявил: «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Основные мотивы творчества М. Ю. Лермонтова — это тоска и одиночество.
Такие настроения связаны как с детством поэта, так и с политической ситуацией в России 1830-ых, разочаровавшейся в идеях декабристов.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
С самого юного возраста Лермонтов демонстрировал задатки своего поэтического таланта. Будучи болезненным ребёнком, развлечение будущий писатель находил не в обыкновенных детских играх и забавах, а в своём воображении. В неоконченное автобиографической повести Лермонтов писал: «Он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». Очень рано духовно развившись, поэт встретился со своим первым разочарованием: никто из окружающих не мог понять его душевных стремлений. Потому в ребёнке начали развиваться недовольство окружающим миром и вместе с тем сочувствие к тем, кто был так же, как он, одинок и несчастен.
Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.
Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа. Лермонтов часто обращался к теме природы и одиночества. В произведениях автора прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:
Границей между двумя этими периодами стала гибель А.С. Пушкина, которой Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта», прославившее его на всю страну.
Творчество Лермонтова кратко (самое важное), описание произведений
Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.
По-настоящему серьезно Лермонтов увлекся поэзией, учась в Московском благородном пансионе. В этот период написаны поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Демон» и «Монолог». В произведениях Лермонтов рисует образ измученного духовно человека, вступающего в бой с обществом, настоящего романтического героя. В этих поэмах мы видим мрачное настроение, глубокие размышления о жизни и судьбе.
Пик творческой деятельности приходится на 30-е годы XIX века. Лермонтов заканчивает пансион. В этот период происходит подавление восстания декабристов. Одним из самых ярких стихотворений Лермонтова этого периода является «Предсказание», в котором поэт выражает свою надежду на перемены в обществе «Настанет год… Когда царей корона упадет».
В эти годы Лермонтов поступает в Московский университет и продуктивно пишет стихи и поэмы. Он пытается выразить в стихах движение своей души. Драма «Странный человек» имеет много автобиографических мотивов, связанных с переживаниями автора.
После окончания школы прапорщиков Лермонтов живет в Петербурге и наблюдает за жизнью светского общества. Его негативные наблюдения стали основой драмы «Маскарад», написанной в 1834 году. В драме он отразил критику нравов светских личностей.
Именно здесь были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения.
Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии.
Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.
В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.
Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.
В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит,что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.
Во время лечения он встретился со старым товарищем, Н. Мартыновым, поссорился и был убит на дуэли. Многие осознали в тот момент, что литература «осиротела» и лишилась множества великих произведений.
Ранние годы творчества
Лермонтов рано пристрастился к чтению. Он занимался самообразованием под руководством учителей, знал английский, немецкий и французский достаточно хорошо, чтобы читать книги в оригинале, и прекрасно разбирался в европейской литературе.
Впервые к стихосложению М.Ю. Лермонтов обратился в возрасте четырнадцати лет. В это время в его семье разворачивался крупный конфликт между отцом поэта и его бабушкой, камнем преткновения для которых стал талант ребёнка. Отец хотел, чтобы Лермонтов развивал свои способности, всячески в этом поддерживая сына. Бабушка же этого энтузиазма не разделяла.
Первые стихотворения Лермонтова уже несут на себе характерный для всего творчества поэта отпечаток отчаяния и одиночества. Юношеский максимализм и мотив героической борьбы переплетались друг с другом в первых поэтических опытах Лермонтова, создавая базу для дальнейшего творчества.
Наброски «Демона» и «Думы», опубликованных много позже, были созданы на раннем этапе творчества Лермонтова.
Угнетённое состояние русского общества, ставшего свидетелем поражения движения декабристов, сильно влияло на настроения поэта и на его стихи.
Первый период творчества Лермонтова называют «лирическим». В это время поэт увлёкся произведениями известного английского писателя-романтика Байрона, который был источником вдохновения в том числе для А.С. Пушкина. Под влиянием произведений Байрона в творчестве Лермонтова появляются романтические мотивы и романтические герои, мечущиеся в поисках лучшего мира, независимые, свободные и вечно борющиеся с самими собой.
Романтический герой — исключительная личность в исключительных обстоятельствах.
На протяжении всего своего творчества Лермонтов придерживался романтизма, смешанного с реализмом на более поздних стадиях.
Романтизм — литературное направление, для которого было характерно противопоставление реальности некоему идеальному миру и изображение героя, оторванного от общества и борющегося с ним и с самим собой.
Ярко в творчестве поэта проявлялся мотив борьбы, связанный с романтическими идеями и образами. Этот мотив можно встретить в стихотворениях «Узник» и «Парус».
Значение М.Ю. Лермонтова в истории
Оба стиля поэтического творчества Лермонтова (эмоциональный и предметно-точный) развивались на протяжении всей литературной деятельности поэта. Первый стиль известен еще в юношеских стихах. Второй стиль, характеризующийся преломлением в особой лермонтовской манере пушкинских традиций, развивается постепенно, берет свое начало также в самом начале творческого пути Лермонтова.
История этого стиля ведет к прочному закреплению в поэзии Лермонтова народного начала, заимствованного в традициях пушкинского творчества и в устном народном творчестве.
Именно в развитии двух типичных для поэзии Лермонтова стилей раскрывается последующая история поэтической речи в русском литературном языке. От эмоционально-ораторского стиля Лермонтова идет прямая линия к Некрасову 40-х гг. с его сатирами и циклом «крестьянских стихов».
От второго стиля в поэзии Лермонтова тянутся нити к Толстому, с его точностью в значении слова при описании военных эпизодов в «Севастопольских рассказах» и затем в «Войне и мире».
Языком своих стихов и прозы Лермонтов подготовил путь гражданской поэзии Некрасова, прозе Тургенева и Толстого, Достоевского.
Он развил и углубил языковые традиции лучших представителей русской литературы – Пушкина и Гоголя и создал, не нарушая нормы языка своей эпохи, новые стилистико-языковые приемы.
Язык прозы Лермонтова оказал влияние и на журнальную публицистику 40-х гг. XIX в. Публицистический стиль в дальнейшей истории русского языка станет ведущим стилем. Проза и ораторский стиль Лермонтова оказали влияние и на Белинского, основоположника нового критико-публицистического стиля, набравшего силу в 40-е гг.
Поэзия Лермонтова оказала влияние на поэтические стили более позднего времени, о чем писали Блок, Бунин, Горький, отмечая предельную эмоциональность, красочность, музыкальность, искренность, изящество стихотворений Лермонтова.
В построении логически стройных и ясных синтаксических конструкций Лермонтов-прозаик является предшественником Тургенева, Толстого и Достоевского.
Язык Лермонтова высоко ценили Гоголь, Чехов, Некрасов, Тургенев.
Значение Лермонтова в истории русского литературного языка определяется именно тем новым и своеобразным, что он внес в культуру образного слова, в средства и приемы литературного выражения.
В языке Лермонтова была окончательно и бесповоротно преодолена и отвергнута традиция литературных стилей XVIII в.
Лермонтов пускает в широкий демократический оборот лучшие достижения романтической культуры художественного слова, очистив романтический стиль от крайностей имажинизма и от бессодержательных украшений романтической фразеологии.
Лермонтов осуществил тот национальный синтез повествовательного и «метафизического», отвлеченно-книжного языка, к которому стремился Пушкин.
Лермонтов углубил семантическую систему литературного языка, создав новые формы сжатого и образного выражения мыслей и сложных чувств.
В лермонтовском языке художественная сила и выразительность сочетаются с предельной смысловой глубиной.
Аналитический стиль изображения чувства был создан Лермонтовым и затем был углублен в разных направлениях Тургеневым, Толстым и Достоевским.
В стиле Лермонтова афористическая сжатость и острота языка достигают высшей степени.
Афористический стиль Пушкина приобретает у Лермонтова психологическую глубину, романтическую красочность и аналитическую расчлененность отвлеченного изложения.
Язык Лермонтова оказал влияние не только на стили художественной литературы, но наряду с языком Гоголя – на стили журнально-публицистической прозы, которые начинают с 40-х гг. занимать центральное место в системе русского литературного языка.
Тема 12.
основные тенденции развития русского литературного языка середины и конца xix в.
План:
1. Значение Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка.
2. Основные тенденции развития языка художественной литературы.
3. Основные тенденции развития языка публицистики в середине и конце XIX в. и вклад В.Г. Белинского в развитие русского литературного языка.
4. Взаимодействие художественных и нехудожественных стилей.
5. Обогащение словарного состава и грамматического строя русского литературного языка во второй половине XIX в.
5. 1. Развитие словарного состава в середине и конце XIX в.
5. 2. Изменения в орфоэпической, словообразовательной и грамматической системах языка.
6. Развитие лексикографии в 40-е – 90-е гг. XIX в.
Моё отношение к творчеству лермонтова
По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика — патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как «Парус» и «Два великана». Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта. В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения. Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности. Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма. Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем. Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы. За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.
Контрольный тест по творчеству М. Ю.Лермонтова. Материалы к уроку литературы в 9 классе
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Выбрать признаки, характеризующие романтизм:
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья
3. Что такое лирика?
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора
Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом
4. Указать, что не явилось уделом ЛГ ранней лермонтовской поэзии
А. Трагический разлад между мечтой и действительностью
Б. Эпикурейские мотивы
В. Сознание невозможности употребления сил и дарований
Г. Глубокая разобщенность между землей и небом
Д. Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
5. Соотнести фрагменты из произведений и их названия
А. Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Б. А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
В. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика
В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества
Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины
Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы
Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика
Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал
А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом
Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы
9. По данным аннотациям определить название произведения
А. В основу поэмы положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая
10. Назовите произведение по данному отрывку
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал, А. «Песня про купца Калашникова»
Как за минутою минута, Б. «Мцыри»
Однообразной чередой. В. «Демон»
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему.
11. Соотнесите характеристики и героев
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла
12. О ком из героев романа идет речь?
Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. Да-с, с большими был странностями.
А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер
13. Определить героя по портрету
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. От чьего лица НЕ ведется повествование?
А.Писатель-офицер Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю.Лермонтов
15. По приведенным признакам речи определить героя
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
1) Максим Максимыч 2)Печорин 3) Грушницкий
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
А. Свободолюбивая лирика В. Тема природы
Б. Тема поэта и поэзии Г. Тема одиночества
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись
Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора
В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза
Г. «Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение
Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты
18. В чем трагедия Печорина?
А. В конфликте с окружающими
Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме
В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям
19. Зачем Лермонтов «перемешал» главы романа, нарушив хронологическую последовательность?
А. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа и повысить его напряженность
Б. Чтобы усилить впечатление странности и противоречивости характера героя
В. Чтобы показать яркие, но трагичные возможности его загубленной натуры
Г. Все перечисленное
Д. Без всякого смысла
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Похищение Карагеза
21. Объяснить смысл названия романа
А. В типичности изображаемых героев
Б. В объективном изображении существующей реальности и обстоятельств жизни
В. В героическом начале главного персонажа
Г. Печорин – герой любого времени
Д. В критическом подходе автора к существующей общественно-политической обстановке в России того времени
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов родился в:
А. Петербурге Б. Москве В. Тарханах Г. Пятигорске
Выбрать определение художественного метода, характеризующего реализм
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Выявление социальных законов, метод, требующий изображения диалектических взаимосвязей и характеров, и обстоятельств
Соотнести определения с понятиями
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение
1) лирика 2) лирические отступления 3) лирическая оценка
Соотнести названия стихотворений ранней поэзии Лермонтова с мотивами лирики
А. «1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»
В. «Земля и небо», «Ангел»
1) Трагический разлад между мечтой и действительностью
2) Сознание невозможности употребления сил и дарований
3) Глубокая разобщенность между землей и небом
4) Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
Определить названия произведений по фрагментам
А. Что страсти? – ведь рано иль поздно
Их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка;
Такая пустая и глупая шутка…
Б. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
1) «Родина» 2) «И скучно, и грустно» 3) «Тучи»
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Ангел», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Смерть» 2) Любовная лирика
В. «Журналист, читатель и писатель»,
«Пророк» 3) Мотив богоборчества
Г. «Желание», «Прощай, немытая Россия» 4) Тема Родины
Д. «Родина», «Бородино» 5) Тема природы
Е. «На Севере диком», «Сосед», «Пленный рыцарь» 6) Философская лирика
Ж. «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите основные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить композицию стихотворения «Тучи» (1-3), в котором чувство одиночества выражается постепенным его нагнетанием
А. Сочувствие тучам
Б. Констатация движения туч, «вечных странников» В. Вопросы о причинах изгнания
9. В каком произведении Лермонтова в основу сюжета легла тема свободы и смысла человеческого бытия? Пафос поэмы – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни.
А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Демон» В. «Мцыри»
10. По отрывку определить произведение
Ты хочешь знать, что делал я
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Мцыри» В. «Демон»
11. Соотнести литературные понятия с определениями
А. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и образующих его основу
Б. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения
В. Главная мысль литературного произведения
12. Выбрать характеристику, которая соответствует Максиму Максимычу
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
13. О ком из героев романа идет речь?
У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет…
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. Определить героя по портрету
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две верхние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее черты порядочного человека…
А. Грушницкий Б.Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
15. Какая речевая характеристика относится к речи Максима Максимыча:
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря
А. Тема природы В. Свободолюбивая лирика
Б. Тема одиночества Г. Тема поэта и поэзии
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она» 1) антитеза
Б. «Тучки небесные, вечные странники!» 2) звукопись метафора
В. «Забытый, он угасал один…!» 3) метафора
Г. «Но светлая слеза – жемчужина страданья» 4) подхваты
Д. «Русалка плыла по реке голубой» 5) сравнение
18. В чем трагедия Печорина?
А.В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокой страстностью натуры и жадностью действовать»
Б. В постоянном конфликте с окружающими
Г. В стремлении к власти
19. Нарушив хронологию в романе, Лермонтов превратил произведение в цепь резко контрастных повестей. Найти и соотнести контрастность изображения характеров героев
А. Противоречивому сознанию Печорина в повести «Бэла» противопоставлена
Б. «Честным контрабандистам» из повести «Тамань», отличающимся непосредственностью и искренностью своих чувств, поступков, противопоставлена
1) условность и искусственность поведения «водяного общества»
2) цельность душевного, доброго Максима Максимыча
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Утро было свежее, но прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор; перед воротами расстилалась широкая площадь; за нею базар кипел народом, потому что было воскресенье…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Ожидание Максим Максимычем встречи с Печориным
Г. Прощание Максим Максимыча с Печориным
21. Объяснить смысл названия романа
А.Печорин совершил много подвигов и стал героем своего времени
Б. Печорин – типичный представитель бездействующего поколения
В. Печорин – «лишний человек», и потому не может быть героем своего времени
Г. Название романа звучит иносказательно, иронически