Что не относится к произведениям художественной литературы поэмы словарные статьи
Что не относится к произведениям художественной литературы поэмы словарные статьи
Поэма, как литературный жанр
Что такое поэма
Поэма – это литературный жанр, зарождение которого связано с существовавшими ещё в первобытном строе лиро-эпическими песнями. Авторы подобных текстов традиционно придерживались эпопейной композиции, предусматривающей наличие нескольких сюжетных линий.
У поэм чётко взаимосвязанная структура. Их композиция обычно предусматривает наличие:
Особенности жанра
Поэма – это произведение среднего или большого объёма. В ней достаточно часто фигурирует борьба личности с негативными внешними факторами.
Выделяют перечисленные ниже особенности литературного жанра:
История возникновения
В русской культуре наблюдается зарождение поэмы из былинных песен. Прародителем литературы подобного жанра считается «Слово о полку Игореве».
Важная веха в истории поэмы – период проторенессанса. В это время произошёл переход от Средних веков к Возрождению. В данный период была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери. В этом стихотворном тексте оказались затронуты как богословские, так и философские, политические темы.
Во времена Возрождения литературный жанр тяготеет к древнегреческим канонам. Впоследствии наблюдается привнесение комического в поэму. К примеру, пародийное сатирическое произведение «Орлеанская девственница» содержит вовсе не возвышенный пафос, а юмор и фарс.
В XVII веке был написан «Потерянный рай» Д. Мильтона. Автор этого художественного текста осмелился высказать собственные теологические взгляды, осветить важные библейские темы.
В эпоху предромантизма и романтизма на первом плане в литературе оказывается нравственно-философская проблематика. Романтические произведения тех лет нередко носят социально-философский характер. В данный период были написаны:
Жанр литературного произведения
Классификация книг
Для удобства читателей (а также издателей и книгопродавцев) существуют всевозможные классификации книг, которые позволяют рассортировать их и поставить на подходящие полки в книжных магазинах.
Все книги делятся на издания для взрослых и для детей, на художественные произведения и нехудожественные (худлит и нон-фикшн соответственно). А те, в свою очередь, поделены на жанры и категории.
Зачем автору нужно разбираться в жанрах?
а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не “вообще всем”, а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.
Что такое художественная литература?
Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.
Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы — с сюжетом, героями и пр.
А вот поэзия, в том числе и тексты песен, — это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.
Типы художественной литературы для взрослых
Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Жанровая литература
В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.
Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).
Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.
Основные сюжетные схемы в жанровой литературе
Детектив: преступление — расследование — изобличение преступника.
Любовный роман: герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца.
Триллер: герой жил своей обычной жизнью — возникает угроза — герой пытается спастись — герой избавляется от опасности.
Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.
Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.
Примеры: “современный любовный роман”, “фантастический боевик” (боевик — это приключения), “исторический детектив”, “детская приключенческая повесть”, “сказка для младшего школьного возраста”.
Жанровая проза, как правило, публикуется сериями — либо авторскими, либо общими.
Мейнстрим
В мейнстриме (от англ. mainstream — основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное — нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.
Еще один важный признак мейнстрима — такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что “Унесенные ветром” — это только любовный роман или только историческая драма.
Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, — это тоже признак мейнстрима.
Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме “хорошая книга”.
При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.
Возникновение термина
Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.
Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.
Интеллектуальная проза
В отличие от мейнстрима, который должен апеллировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересуют искусство ради искусства и возможность поделиться с миром чем-то наболевшим.
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.
Основные жанры художественной литературы
Примерная классификация
При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр — чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.
Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.
Что такое нехудожественная литература?
В категорию нон-фикшн попадают учебники, энциклопедии, словари, биографии, публицистика и пр. То есть все книги, которые описывают жизнь как она есть.
Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).
Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги — например, учебник по писательскому мастерству.
Входной контроль по литературе в 10 классе
Входной контроль по литературе в 10 классе
1.Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:
2. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями:
3. Повествование об отдельном событии из жизни человека:
4. Небольшое произведение (преимущественно в стихах) нравоучительного характера, аллегорического содержания:
5. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:
6. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:
7. Мотив определяется как:
а) предмет, основное содержание произведения
б) замысел, определяющий содержание произведения
в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора
8. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:
б) лирическое отступление
9. Эзопов язык представляет собой:
10. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:
11. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:
12. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.
13.Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
14. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…
15. Назовите художественный приём:
В сто сорок солнц закат пылал…
16. Назовите художественный приём:
Сгорели в танках мои товарищи –
До пепла, до золы, дотла.
17. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
18. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
19. Стихотворение из 14 строк:
20. Определите способ рифмовки:
«…Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. »
21. Продуктивный художественный метод, положивший в основу литературных произведений выявление социальных законов, взаимосвязи характеров и обстоятельств:
22. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:
23. Предшественником романтизма был:
24. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:
Входной контроль по литературе в 10 классе
1. Малый жанр повествовательной (эпической) литературы:
2. Народное поэтическое творчество:
3. Крупное многочастное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией:
4. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:
5. Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:
6. Повествование об отдельном событии из жизни человека:
7. Эзопов язык представляет собой:
8. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:
9. Предшественником романтизма был:
10. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:
«Бедная Лиза», Н. Карамзин
12. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:
13. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:
14. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.
15. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:
16. Мотив определяется как:
а) предмет, основное содержание произведения
б) замысел, определяющий содержание произведения
в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора
17. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:
б) лирическое отступление
18. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
19. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…
20. Назовите художественный приём:
В сто сорок солнц закат пылал…
21. Назовите художественный приём:
Сгорели в танках мои товарищи –
До пепла, до золы, дотла.
22. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
23. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
24. Определите способ рифмовки:
«…Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь. »
Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями теста по литературе (входной контроль в 10 классе)
1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
Что не относится к произведениям художественной литературы поэмы словарные статьи
2300 дн. с момента
до начала нового учебного года
Словарь литературоведческих терминов
ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).
Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.
Метафора – Употребление слова в переносном значении.
Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.
Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»
Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.
Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.
Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.
Сарказм – Высшая степень проявления иронии.
Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.
Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».
Троп – Изобразительное средство.
Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.
Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.
Что считать литературой?
Слово «литература» происходит от лат. litteratura (literatura), что означает «написанное, рукопись, сочинение».
Обычно говоря о литературе, имеют в виду ее художественную разновидность, то есть литературу как отдельный вид искусства. Но данное понятие, которое сложилось в эпоху романтизма, не стоит прямо относить к культуре более ранних эпох.
Так, древние религиозно-мифологические произведения и научные трактаты — такие, к примеру, как «О природе вещей» Лукреция и «Теогония» Гесиода — с точки зрения современных исследователей не противопоставляются, к примеру, эпическим поэмам, таким как «Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия, как нехудожественная литература художественной.
Российские критики еще в 1820 гг. считали «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина лучшими образцами русской прозы. Поэтому художественную литературу прошлых эпох трудно отделить от религиозных, философских, научных, публицистических сочинений.
Тем не менее, существует ряд признаков, что принято считать литературой, но у каждого свойства определенные оговорки.
Авторские тексты
К литературе во всех культурах относятся только авторские тексты, в том числе и анонимные, написанные инкогнито или под псевдонимом, и коллективные, то есть созданные определенной группой лиц, например, если речь идет об энциклопедическом справочнике.
То есть принадлежность текст определенному автору или авторам, имеет значение не с юридической и не с психологической точки зрения, а потому, что наличие у сочинения определенного создателя обеспечивает данному произведению законченность: именно автор ставит заключительную точку, после чего этого текст начинает свое существование.
Однако истории знакомо множество текстов, которые существуют по другим правилам, — к примеру, фольклорные. Поскольку авторство не закреплено, то в текст может вносить любые изменения тот, кто его переписывает или пересказывает.
Те или иные записи подобных тестов могут быть связаны с именем ученого или писателя, который осуществил такую запись, к примеру, «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева, однако подобная литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможность существования других его вариаций, и Афанасьеву принадлежит именно эта запись, а не сами сказки.
Письменные тексты
С предыдущим свойством связано и следующее: к литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество не считается литературой, поскольку оно, предшествуя письменности, исторически не поддавалось фиксации.
Однако в XIX веке появились письменные формы фольклора, к примеру, девичьи альбомы. Известные и другие переходные и пограничные случаи.
Так, в национальных культурах XX и XXI столетий сохраняются сказители, которые занимаются устным, граничащим с песней, творчеством. Раньше подобные произведения сразу относились к фольклору, изменяясь и развиваясь в устном виде других исполнителей. Но сегодня многие из таких сочинений, к примеру, фольклорные тексты Джамбула Джабаева письменно фиксируются сразу после создания, поэтому получают возможность существовать как литературный тест.
Еще один способ превратить устное произведение в письменное сочинение — так называемая «литературная запись»: к примеру, воспоминания матери Александра и Зои Космодемьянских, которые неоднократно издавались отдельной книгой, были записаны с ее слов и обращены в литературный текст интервьюировавшей ее писательницей Фридой Вигдоровой.
Читайте тексты: Стили и типы текста: создание текстов различных стилей.
Тексты человеческой речи
К литературе относятся только тексты, состоящие исключительно из элементов человеческого языка – слов, буквенной передачи звуков человеческой речи. Синтетические (созданные из нескольких компонентов) и синкретические слова (с нерасчлененным значением) не могут считаться материалами для создания литературы.
Однако при этом существуют тексты, в которых словесная форма не может быть отделена от визуального, музыкального или какого-либо другого компонента.
Сами песни или опера не считаются литературой, но если музыка написана композитором на уже авторский текст, написанный поэтом, тогда музыкальное произведение может считаться литературным. К примеру, песня «Дорогая», которую исполняет группа «Кукрыниксы» с музыкой А. Горшенева на стихи С. Есенина.
В XX веке создано множество произведений, автор которых одновременно создает словесный текст, музыку и часто сам исполняет его. Но тут возникает дискуссионный вопрос о правомерности отделения словесной формы из общего произведения и рассмотрения теста в качестве самостоятельного литературного сочинения.
Поэтому в некоторых случаях синтетические произведения считаются литературные, если несловесных элементов в них относительно мало (к примеру, известная «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» Лоренса Стерна или рисунки в знаменитой детской книге Синкен Хопп «Волшебный мелок») или если их роль принципиально подчиненная (например, формулы в учебной литературе, даже если они занимают большую часть текста).
Но иногда количество несловесных компонентов настолько велико, что литературным тестом произведение можно назвать уже с большой натяжкой. К примеру, сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц», важной частью которой является множество визуальных элементов — авторских рисунков.
Всем вышеназванным критериям не в полной мере соответствуют некоторые древние тексты, традиционно считающиеся литературными. К примеру, «Илиада» и «Одиссея», поскольку существование такого единого автора как Гомер не подтверждено.
Вполне возможно, что тексты этих произведений сложены из древнегреческого фольклора в виде песен. При том, что письменно они были зафиксированы намного позже, но все это случилось так давно, что их причисление к литературе можно считать оправданным.
Тексты социального значения
Еще одно свойство относится не к структуре, а к функции литературных текстов.
Так, к литературе относятся тексты, представляющие социальную значимость или написанные с расчетом на это. Из этого следует, что литературными текстами НЕ являются: личные дневники, записки, частная и служебная переписка, школьные сочинения и т.д.
Этот критерий кажется вполне очевидным, однако и здесь возникает ряд сложностей. Известно много случаев, когда личная переписка авторитетных авторов стала литературным текстом (художественным или научным). К примеру, в сборниках писателей, поэтов или научных трактатах часто включают раздел писем, в которых содержатся ценные и важные для науки или искусства сведения.
Иногда эти собрания содержат главы, в которых опубликованы школьные сочинения или первые наброски научных открытий будущих политиков, писателей, философов, ученых, политиков. Эти вкрапления в область литературы необходимы, чтобы объяснить, что привело к написанию того или иного произведения, творческих работ авторов в целом. Например, первые наброски «Маленького принца» 14-летний Сент-Экзюпери сделал, когда писал сказку по заданию в школе.
Кроме того, в ряде случаев поэты, философы, критики, публицисты специально превращают свои дневники или частную переписку в факт литературы: пишут их целенаправленно для постороннего читателя, публично печатают отрывки, издают тексты и т. Д. Так, литературой считаются, примеру, дневник Сергея Есина, письма русских писателей 1820‑х годов, состоявших в литературном обществе «Арзамас», переписка Вячеслава Курицына и Алексея Парщикова и пр.
С другой стороны, статус литературности остается проблематичным в отношении творчества неизвестных авторов, тексты которых являются достоянием их личным достоянием и узкого круга их знакомых. К примеру, спорным считается правомерность рассмотрения как литературное явление поздравление в стихах, сочиненное служащими ко Дню рождения своего руководителя.
Еще больше сложностей появилось в условиях всемирной глобализации, когда любой желающий может свободно поделиться своим творчеством в Интернете.
Современные деятели (к примеру, социолог Пьер Бурдье и его последователи) стремятся очертить социальные рычаги, определяющие литературу, науку, искусство, науку и отгораживающие их от любительской деятельности, но предложенные ими механизмы не стали общепринятыми и являются объектом ожесточенных споров. Поэтому однозначного мнения, что считать литературой пока нет.
Литература и носители текста
Таким образом, литературный текст является таковым, независимо его материального воплощения. Это может быть книга, рукопись, файл на компьютере или страничка в Интернете. Эволюция людей, как носителей языка, влияет и на развитие литературы.
Состояние литературы во многом определяется цивилизационной революцией, когда Гутенбергом было изобретено книгопечатание: до этого времени запись любого длинного текста требовала существенных затрат сил и времени писца, что накладывало значительные ограничения на характер и количество письменных текстов, распространяющихся в широкие массы.
В конце XX века новейшая революция цивилизации принесла два качественно новых носителя литературного текста: аудиокнига и компьютерный файл. Вполне реально, что в скором будущем появятся новые серьезным изменения в структуре литературного пространства.