Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Виды и требования к наглядности

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения

К демонстрационным относятся:

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

Что не относится к проекционным наглядным пособиямОпыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Что не относится к проекционным наглядным пособиямПриём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Что не относится к проекционным наглядным пособиямРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Что не относится к проекционным наглядным пособиямДидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Что не относится к проекционным наглядным пособиямВиды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.

Источник

Индивидуальные и демонстрационные наглядные пособия: виды и требования к ним

Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

К демонстрационным пособиям относят:

1. Предметы окружающей обстановки.

2. Счётные приборы: классные счёты, абаки для изучения нумерации чисел.

3. Наглядные пособия: арифметический ящик, образцы метрических мер (их модели), циферблат часов, весы и гири, счётный материал (изображения и модели предметов окружающего мира, геометрических фигур; отдельные палочки и пучки палочек по 10 и 100 штук); полоски с кружками; числовые фигуры; разрезные числа и знаки; модели корзин, ваз, тарелок (для того, чтобы разнообразить задания); оборудование для проведения дидактических игр.

Выделяют четыре группы таблиц по их назначению (деление условное):

Познавательные чаще всего используются при изучении нового материала (содержат новые сведения): таблица разрядов и классов; серия таблиц «Измерение длины», массы, площади и т.д.

Инструктивные дают указания:

— по выполнению арифметических действий;

— по формированию навыков написания цифр;

— по решению задач и др.

Тренировочные предназначены для проведения многократных упражнений с целью формирования вычислительных навыков или навыков счёта.

Справочные содержат материал, который часто бывает нужен учащимся при решении примеров и задач: таблицы сложения и умножения, таблицы метрических мер, мер времени и др.

К индивидуальным пособиям для учащихся относят:

— в первом классе: счётные палочки; индивидуальная счётная касса; коробка (конверт) с раздаточным материалом, набором геометрических фигур, моделей монет и т.д.

— во 2-4 классах: наборы перфокарт.

К средствам обратной связи относят: сигнальные карточки; книжки считалки; числовые абаки, веера.

Требования, предъявляемые к изготовлению и использованию средств наглядности:

1. Научность содержания (точное отображение объектов и явлений реального мира).

2. Соответствие учебной программе.

3. Соответствие возрастным особенностям.

4. Хорошая видимость на расстоянии, аккуратность выполнения, удобство пользования.

5. Сочетание предметно-образной наглядности и слова учителя.

6. Соблюдение меры в применении наглядности.

Содержание, построение и оформление стабильных учебников математики для начальной школы

Учебник – основной элемент в оснащении учебного процесса.

Основания для анализа учебников: содержание; построение; оформление.

В содержание учебника входят только те вопросы, которые предусмотрены программой. Учебник содержит систему заданий, обеспечивающих как усвоение включённых в программу вопросов теории, так и формирование умений и навыков.

Анализируя построение учебника, выделяют:

— как отмечаются границы урока, какие упражнения предусмотрены в рамках одного урока (подготовительные, для изучения нового, для закрепления);

— какой материал содержат форзацы учебника;

— где располагаются названия тем и разделов;

— чем завершается каждый раздел (есть ли система упражнений для закрепления или нет);

— в какой последовательности располагается материал (с нарастанием сложности).

Оформление учебника позволяет учащимся быстро ориентироваться в материале, усваивать его. Учителю помогает определить методы, методические приёмы, целесообразные для данного урока.

Учебники 1 класса насыщены иллюстрациями и красочными рисунками, во 2 – 4 классах их меньше, они более абстрактные, схематичные.

Источник

Виды наглядных пособий

Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Введение

В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.

На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.

Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.

Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.

Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.

Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.

Объект исследования: анализ применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть виды наглядных пособий.

2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.

3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.

4. Изучить современные требования к наглядным пособиям по русскому языку.

5. На практических примерах рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

Виды наглядных пособий

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).

Основные группы наглядности, применяемые в школе:

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

1. Предметы окружающей среды.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.

Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

Рис.1.1 Виды наглядных пособий

2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.

К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.

Что не относится к проекционным наглядным пособиям

3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.

По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы «Положение предметов», «Времена года», «Цвета», которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.

Дидактический материал можно подразделить на:

— предметный дидактический материал;

— дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Источник

Наглядность. Виды и типы наглядных пособий.

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения — 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необхо­димых данных для суждения. Чем больше органов чувств участ­вует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности, который состоит в том, что учащиеся идут к до­стоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обуче­ния изобразительному искусству. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы рас­крыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображения рисунок наносится легким касанием ка­рандаша, но на практике у него это не получается. Учитель пока­зывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и в конце концов протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и не­правильно намеченные линии.

Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций; схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп).

Виды наглядности.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность.К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

Типы наглядности.

Наглядные пособия можно выделить в следующие группы:

Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства.В качестве натуры могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных.

Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения.Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов, квадратов на подставках, вертушки для раскрытия закономерностей смешения цветов.

Методические схемы, рисунки и таблицы.Поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда. Заменяя рисунок учителя на доске они способствуют экономии времени. Динамические таблицы.

Репродукции с картин, рисунков, изображения предметов, декоративно-прикладного искусства.Знакомство с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев.

Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы,CD, DVD, диафильмы, диапозитивы).Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу, и в конечном итоге повышает эффективность урока.

Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок – показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения предмета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *