Что не относится к признакам империализма

Пять признаков империализма

Понятие империализма появилось на Западе одновременно с расцветом колониальных империй.

В начале ХХ века Владимир Ленин сузил понятие империализма и определил его как особую экономическую формацию – наиболее яркую и заключительную стадию развития капитализма. По мнению Ленина, наиболее развитые страны Запада находились на стадии империализма и были готовы к переходу в новую формацию.

Позднее учение об империализме как высшей стадии капитализма стало официальным учение советской историографии.

Что не относится к признакам империализма

Особенности их проявления в России

1. Концентрация про­изводства и образо­вание монополисти­ческих объединений

Монополистические объединения делились на коммерческие (картели, синдикаты), произ­водственные (тресты, концерны), и финансо­во-промышленные.

2. Концентрация бан­ковского капитала и сращивание его с промышленным

Крупнейшими коммерческими банками в Рос­сии начала XX века были Русско-Азиатский, Азовско-Донской, Русский для внешней тор­говли, Русский торгово-промышленный и Пе­тербургский международный.

3. Образование фи­нансовой олигархии

В Петербурге олигархия формировалась из высшего эшелона чиновничества (А. И. Путилов), в Москве — из старообрядче­ских кланов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские).

Россия главным образом ввозила иностранный капитал, вывозила же только в экономически-отсталые страны Азии: Иран, Китай, Корею.

5. Борьба на мировой арене за сферы эко­номического и поли­тического влияния

1904-1905 гг. – Русско-японская война;

1914-1918 гг. – Первая мировая война.

Хотя Россия в некоторых вопросах отставала от технологического развития Британской, Германской и других западных империй, выделенные Лениным признаки империализма имели проявления и в России. Первая мировая война и последовавшие за ней революции резко изменили вектор развития страны. Хотя Россия осталась огромным государством, она перестала быть империей в классическом понимании этого слова. Однако в странах, не перешедших на социалистическую модель развития, на смену империализму пришли постиндустриальные отношения.

Кратко и понятно, большое спасибо. Единственное, некоторые пункты стоило расписать чуть подробнее, чтобы суть империализма была ясной как белый день, а не казалась лишь набором стандартных терминов и дат.

Материал хорошо подан. Многое освежила в памяти. Спасибо.

А можно вывод к таблице?

Таблица норм спасибо) только нужен вывод

Добрый день
Дополнили статью выводом.

Все черты, указанные Лениным в определенной мере применимы для характеристики современных социально-экономических отношений. Первых три пункта всего-то надо отметить как состоявшиеся на новом уровне развития. И для постиндустриального общества надо добавить информационно-технологическую составляющую.

Гарик, вывод к таблице написан сразу после самой таблицы. В этом абзаце четко сказано все. Поэтому прочтите еще раз умозаключения Ленина.

Сайт просто топ, спасибо большее, респект 5 из 5!

Источник

Что такое Империализм

Империализм (от лат. imperium – власть, государство, повеление) — форма правления, при которой нация является империей; политическая доктрина и система управления, основанная на военной силе и политике завоевания территорий, с экономическим и политическим контролем над другими странами.

Империалист — человек, который поддерживает или практикует империализм.

Новый империализм

Волна колониальной экспансии, которая началась в конце 19-го века и продолжалась до Первой мировой войны. В течение этого времени многие европейские страны, Япония и Соединённые Штаты Америки захватили беспрецедентное количество земли по всему миру. Была жестокая конкуренция за заморские территории.

Империалистическая война

Империалистическая война — конфликт, в котором принимают участие империалистические страны (одна или более). Их главное намерение — захватить территории и ресурсы противника для образования своих новых колоний и экстенсивного экономического развития.

Пять признаков империализма

Владимир Ильич Ленин (политик и революционер) создал весной 1916 года экономическую работу «Империализм, как высшая стадия капитализма». Первая её публикация произошла в апреле 1917 года. Эта книга называет пять признаков империализма:

Разница между капитализмом и империализмом

Империализм привёл к обнищанию и ужасному голоду людей (например, во время викторианского периода в Индии).

Капитализм основан на добровольном обмене, который приносит пользу всем вовлечённым сторонам, а империализм — на эксплуатации и использовании политической власти, которая обычно поддерживается военной силой.

При капитализме ожидается глобальная свободная торговля между многими странами: между мировыми державами и менее развитыми странами, и между менее развитыми странами. При империализме этого не происходит.

Капитализм обвиняют во многих негативных явлениях, таких как: политическая коррупция, эксплуатация бедных или массовый голод, но эти обвинения неуместны.

Реальный капитализм должен способствовать улучшению условий для бедных путём добровольного обмена. Империализм же наносит ущерб бедным из-за политического или военного господства, которое позволяет поддерживаемым правительством предприятиям (или странам) получать прибыль за счёт других.

Теории империализма

Политические теории

Империализм — это простое проявление баланса сил и процесс, с помощью которого страны пытаются добиться благоприятного изменения своего статуса-кво. Целью империализма является снижение стратегической и политической уязвимости нации.

Консервативные теории Дизраэли и Киплинга

Империализм необходим для сохранения существующего общественного порядка в более развитых странах. Необходимо обеспечить торговлю, рынки, сохранить трудоустройство и вывоз капитала, а также направить энергию и социальные конфликты столичного населения в зарубежные страны.

Эта теория имеет очень сильное идеологическое и расовое предположение о превосходстве Запада.

Либеральные теории Гобсона и Энджелла

Джон Аткинсон Гобсон (1858–1940) был британский экономист.

Империализм — это выбор политики, а не неизбежное следствие капитализма.

Растущая концентрация богатства в более богатых странах приводит к недопотреблению в людских массах. Международная экспансия — это способ снизить затраты (и, следовательно, увеличить или сохранить уровни прибыли) и обеспечить новое потребление.

Однако международная экспансия не является неизбежной. Государство может решить проблему недопотребления путём:

Марксистские теории Ленина

Империализм также возникает потому, что повышенная концентрация богатства ведёт к недопотреблению.

Однако, поскольку государство представляет интересы капиталистов, невозможно эффективно снизить недопотребление посредством либеральных стратегий. Обе стратегии (Гобсона и Энджелла) предусматривали отбирать деньги у буржуазии, и Маркс и Ленин не считали это возможным.

В конечном итоге, по словам Ленина, мир будет полностью разделён и тогда богатые страны будут бороться за передел мира. Этот анализ послужил его объяснением Первой мировой войны.

Социально-психологические теории Шумпетера

Йозеф А. Шумпетер — экономист, родом из Австрии, но в возрасте 49–50 лет эмигрировал в Америку.

Империализм — это беспричинная экспансия, шаблон, извлечённый из поведения других наций и утвердившийся во внутриполитических процессах государства классом «воинов».

Этот класс «воинов» создаётся из-за необходимости защиты, но со временем у класса появятся основания для увековечивания своего существования, обычно путём манипулирования кризисами.

Эти теории были обновлены и изменены теоретиками, которые видят союз между классом воинов и корпоративными интересами.

Империализм в России

В конце XIX века российский капитализм переходит в стадию империализма. Одна из важных особенностей российской экономики во время империализма — это неравномерность развитости капитализма (отраслей и районов).

В. И. Ленин называл российский империализм военно-феодальным, объясняя это тем, что царское правительство, в отличие от западных стран, настойчиво вмешивалось в хозяйственную деятельность (т.е. уделяло особое внимание капиталистам, осуществляло промышленное предпринимательство).

Ленин не один раз отмечал, что в начале XX века Россия была обладателем новейших форм общественного хозяйства, типичных и для иных развитых капиталистических стран.

В то же время он указывал на схожесть главных экономических признаков российского империализма с мировым, но в социально-политической сфере, во внутренней и внешней политике оставались некоторые докапиталистические порядки.

Будучи слабой, русская буржуазия имела трудность освоить свои колонии (национальные окраины России) и не могла заполнить эти рынки своими товарами, как английская буржуазия.

Однако русский капитализм был довольно развитым, чтобы втягивать свои колонии в товарное обращение, и таким образом давал начальный толчок для развития их капитализма. Они начали развивать капитализм более активно, чем сама Россия (например, Прибалтика, Польша, Закавказье).

Царизм (форма правления, когда верховная власть принадлежит царю) консервировал и усиливал помещичье землевладение, он основывался прежде всего на внеэкономических формах принуждения, при этом использовал чиновничье-бюрократический и полицейский аппараты.

В. И. Ленин доказал, что в начале XX века в России капитализм «новейшего типа» совмещался с пережитками феодализма в виде самодержавия и помещичьего землевладения.

Он писал, что хотя Россия и имела все современные экономические формы (монополия, финансовая олигархия), но всё-таки ещё сохранялась «монополия военной силы», как пережитки феодализма и полукрепостнические методы эксплуатации трудящихся.

В этом и заключается специфика империализма в России: совмещение монополистического капитализма и феодальных пережитков, что повлияло на развитие экономики в России.

Источник

Пять признаков империализма

Для международных картелей использовались «крыши» союзов предпринимателей. Например, международный картель по стали в 1967-м создал «крышу» в виде Международного института чугуна и стали (МИЧС). Создание МИЧС, как было официально заявлено, имеет целью укрепление контактов между сталепромышленниками различных капиталистических стран, обмен информацией, касающейся положения на рынке чёрных металлов. В 1970 г. МИЧС объединял более 100 металлургических компаний 24 капиталистических стран, производивших около 95% стали в капиталистическом мире. Точное количество международных союзов предпринимателей назвать трудно. Они могут иметь самые разные названия: торговые и промышленные палаты, биржевые комитеты, отраслевые институты, ассоциации, комиссии и т.п.
Патентные картели
После войны появились патентные картели. В условиях развернувшейся научно-технической революции в международной торговле резко возросла доля товаров обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. Позиции корпораций, действующих в таких отраслях стали активно защищаться с помощью такого инструмента, как патенты (право на исключительное пользование техническим новшеством) и лицензии (разрешение на пользование техническим новшеством другим компаниям за лицензионное вознаграждение, участие в капитале или получение иных прав). Многие авторы поспешили заявить, что в условиях НТР традиционные международные картели «приказали долго жить», на их место пришли патентные картели, основанные на обмене патентами и лицензиями внутри узкого круга компаний разных стран. Причем, эти патентные картели не прятались, более того, они защищались патентными и иными службами, оберегающими интеллектуальную собственность крупного капитала.
Существовала «картельная блокада» Советского Союза и России и сегодня это особенно актуально. Интересно, что до сих пор нашими экономистами, политологами и историками абсолютно не затронут этот важнейший аспект советской экономической истории. На протяжении 70 лет своего существования СССР находился в плотном кольце международных картельной блокады.Советские внешнеторговые организации вели переговоры и заключали контракты с компаниями, входившими в состав различных международных картелей. Торговля СССР с компаниями, не входившими в картели, была крайне затруднена. Именно поэтому мы могли торговать с Западом, лишь последовательно проводя политику государственной монополии внешней торговли. Без такой монополии международные картели могли бы грабить нас нещадно, устанавливая монопольно высокие цены на товары, импортируемые Советским Союзом, и монопольно низкие — на товары, поставляемые нами на Запад. До конца СССР не удавалось преодолевать фактор «картельной блокады», его действие лишь смягчалось. Именно поэтому основополагающими принципами советской экономической политики была опора на собственные силы, а также приоритетное развитие торгово-экономических отношений со странами социалистического содружества.
После развала СССР и создания Российской Федерации «картельная блокада» против нашей страны не ослабла. Слава Богу, наша Федеральная антимонопольная служба (ФАС) это вовремя осознала. Ключевым направлением деятельности ФАС с 2014 г. стало расследование деятельности картелей с участием иностранных компаний. Правда, ФАС неоднократно заявляла, что борьба с международными картелями в России сильно затруднена. Главная причина — отсутствие международного акта, регулирующего совместные проверки ФАС с иностранными антимонопольными ведомствами, а также позволяющего обмениваться с ними конфиденциальной информацией.

Но вернемся в 1970-е гг., когда на первый план вышли патентные картели. Конечно, традиционные картели, охватывающие рынки сырья и полуфабрикатов, продолжали существовать. Некоторые из них полностью ушли в «тень», другие изменили свой статус. Они приобрели вид межгосударственных соглашений о защите рынков тех или иных товаров. Такие международные товарные соглашения (МТС) получили большое распространение в первые два-три послевоенных десятилетия. Это соглашения по цинку, олову и некоторым другим металлам, зерну, джуту, кофе, бананам и другим биржевым товарам. Наиболее известно соглашение по нефти, получившее название ОПЕК.

Считалось, что эти соглашения призваны защитить развивающиеся страны от неэквивалентного обмена стран бедного «юга» со странами богатого «севера», экспортирующего промышленную продукцию (так называемые «ножницы цен»). Однако надо иметь в виду, что за вывесками развивающихся стран зачастую скрывались транснациональные корпорации (ТНК), которые действовали в этих странах и были заинтересованы в таких картельных соглашениях межгосударственного типа. Яркий пример — ОПЕК. Это организация стран — экспортеров нефти. Основана в 1960 г. рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия и др.) с целью координации действий по объему продаж и установлению цен на сырую нефть. Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью (оценка на начало нынешнего столетия), она способна значительно влиять на уровень мировых цен.

Однако при этом не стоит забывать, что за ширмой ОПЕК стоят транснациональные корпорации. Еще в 1960-е годы у всех был на слуху международный нефтяной картель, получивший название «семь сестер». История нефтяного картеля началась 87 лет назад. 17 сентября 1928 года в шотландском городке Ахнакарри было заключено неформальное соглашение между Royal Dutch Shell, Англо-персидской нефтяной компанией (будущая British Petroleum) и Standard Oil of New Jersey (будущая Exxon).

Оно было призвано убрать жёсткую конкуренцию между этими гигантами нефтяного бизнеса. Для чего предусматривало сокращение добычи нефти в соответствии с тенденциями спроса на неё и сохранение существующей пропорции между добывающими компаниями. Уже к 1932 году в картель Ахнакарри вошли все семь крупнейших англо-американских компаний, создавших впоследствии «консорциум для Ирана». Примечательно, что антимонопольные службы США «благословили» создание нефтяного картеля, поскольку он укреплял позиции американских корпораций на мировом рынке нефти.

Сегодня о международном нефтяном картеле почти ничего не слышно. Зато в СМИ много говорят об ОПЕК.С легкой руки некоторых журналистов, ее стали даже называть «антикартелем», имея в виду, что она был создана для противостояния «семи сестрам». Ничего подобного: нефтяной картель продолжает существовать. Просто входящие в него «сестры» не раз уже успели поменять свои «девичьи» фамилии. А главное — они скрываются за ширмой организации ОПЕК, которую научились использовать в качестве своеобразного «троянского коня». В качестве примера можно вспомнить энергетический кризис 1973 года, когда цены на «черное золото» в течение нескольких месяцев выросли в четыре раза. Тогда во всем обвинили страны ОПЕК. Однако главными «бенефициарами» той «революции цен» стали все те же «семь сестер» (и ряд других, примкнувших к ним нефтяных корпораций), а также западные банки, куда стали поступать десятки миллиардов нефтедолларов из стран ОПЕК.
Да, конечно, в мире нефти в 70-80-е годы прошлого века произошли большие подвижки. Формально многие страны третьего мира объявили о национализации нефтяной промышленности. Но закупщиками нефти остаются все те же западные нефтяные корпорации. Члены международного нефтяного картеля занимают монопольные позиции в переработке нефти, транспортировке и реализации нефтепродуктов.
Бреттон-Вудская валютно-финансовая система
1970-е годы назвали закатом золотодолларового стандарта и началом «золотого века» международных картелей.С конца 1970-х гг. тема международных картелей постепенно исчезает из экономической литературы, СМИ, повестки заседаний международных организаций. В более поздние годы, если и имеют место публикации на тему международных картелей, то они содержат материалы и цифры, относящиеся к прошлым годам. Создается впечатление, что эпоха международных картелей закончилась. Но это иллюзия. Картели и раньше были в тени. Они и сейчас остаются в тени. Просто раньше антимонопольные службы периодически поднимали шум по поводу международных картелей, а сейчас их предпочитают не искать и не замечать. Объяснение подобного феномена следует искать в общем ослаблении (и даже демонтаже) антимонопольной функции современного капиталистического государства. А это ослабление, в свою очередь, обусловлено тем, что произошло достаточно радикальное изменение мировой валютно-финансовой системы. В 1970-е годы произошел переход от золотодолларового стандарта (Бреттон-Вудская валютно-финансовая система) к бумажно-долларовому стандарту (Ямайская валютно-финансовая система).

Суть этого перехода состояла в том, что раньше мировой валютной был доллар США, который эмитировался Федеральной резервной системой США, но эмиссия была ограничена золотым запасом США. После Ямайской валютно-финансовой конференции (январь 1976 г.) привязка доллара к золоту была отменена. Образно выражаясь, с «печатного станка» ФРС был снят «золотой тормоз». Хозяева «печатного станка» ФРС обрели почти полную свободу. Впрочем, оставалось одно и очень серьёзное ограничение — спрос на продукцию «печатного станка» ФРС — доллары. Тема того, как «хозяева денег» создавали и продолжают создавать спрос на доллары очень широкая, выходит за рамки данной беседы. Но первое, что пришло в голову «хозяевам денег» — снять контроль над ценами на все и вся. Энергетический кризис — первое и очень яркое проявление этой новой политики (как мы отметили, цены на «черное золото» взлетели в 1973 году за несколько месяцев сразу в четыре раза). В свете новых финансово-валютных реалий международные картели как раз очень необходимы «хозяевам денег». С одной стороны, мировая финансовая олигархия всячески оказывает содействие в создании международных картелей. С другой стороны, она, контролируя большую часть СМИ, делает все возможное для того, чтобы тема международных картелей вообще не «всплывала». На нее установлено негласное табу.
Банковские картели
Возвращаясь к работе Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», хочу обратить внимание на то, что «классик» обошел стороной один очень важный аспект темы международных картелей. Да, он перечислил много отраслей и производств, которые были картелированы к началу Первой мировой войны на международном уровне (электротехническая промышленность, морское торговое судоходство, производство рельсов и др.).
Можно картелировать и данковскую дейтельность, но тема банковских картелей табуирована. Еще раз подчеркнем, что картель — прежде всего соглашение о ценах. В банковской сфере производят не товары, а деньги, которые также имеют цену. Она выражается в виде процентов по активным (кредитным) и пассивным (депозитным) операциям. Банки (как на национальном, так и международном уровнях) могут договариваться о единых процентных ставках, а также делить рынки кредитных и депозитных операций. В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» второй раздел работы посвящен исключительно банкам («Банки и их новая роль»). Но в нем мы также не находим упоминания о банковских картелях. Вот о банковских трестах в Америке Ленин пишет: «Между немногими банками, которые в силу процесса концентрации остаются во главе всего капиталистически хозяйства, естественно всё больше намечается и усиливается стремление к монополистическому соглашению, к тресту банков. В Америке не девять, а два крупнейших банка, миллиардеров Рокфеллера и Моргана, господствуют над капиталом в 11 миллиардов марок». Но банковский трест возникает в результате слияния или поглощения одних банков другими».
Впрочем, один гигантский банковский картель возник за два года до того, как Ленин приступил к написанию своей работы. Речь идет о Федеральной резервной системе США. Ленин не обратил внимания на такое событие, как принятие Конгрессом США закона о Федеральном резерве в последние дни 1913 года. Что ж тут удивительного, что даже многие американцы не проявили интереса к какой-то мало понятной «Федеральной резервной системе». Между тем создание ФРС стало ключевым событием не только в американской, но и мировой истории. И это тема особого разговора. Сейчас нас интересует ФРС как банковский картель. А ФРС была именно картелем, объединив под своим началом львиную долю всех банков США. Причем это был легальный картель, статус которого определялся законом 1913 года. На то, что ФРС — банковский картель, обращают внимание, к сожалению, немногие.
Формально Федеральный резерв был национальным банковским картелем, действовавшим в пределах США. Но надо иметь в виду, что среди главных акционеров ФРС как частной корпорации были банкиры не только из Нового Света, но также из Европы. Среди них, в первую очередь, Ротшильды. Об этом еще в начале 50-х годов прошлого века поведал читателям американский исследователь Юстас Муллинс в своей книге «Секреты Федерального резерва». Поэтому можно с полным основанием полагать, что ФРС с самого начала была международным банковским картелем.
Интересно, что именно крупнейшие члены международного картеля «ФРС» стали главными бенефициарами Первой мировой войны, т.к. за годы войны выдали военных кредитов воюющим странам (прежде всего, Великобритании и Франции) на многие миллиарды долларов. Американский экономист Мюррей Ротбард писал:«Создание Федеральной резервной системы удачно совпало с началом Первой мировой войны в Европе. Существует общепринятое мнение, что только благодаря новой системе США смогли вступить в войну и не только финансировать свои собственные военные нужды, но и предоставлять значительные займы союзникам. За время войны Федеральный резерв приблизительно удвоил денежную массу в США и соответственно цены также выросли в 2 раза. Для тех, кто считает, что вступление США в Первую мировую войну было одним из самых ужасных событий XX в., повлекших за собой катастрофические последствия как для США, так и для Европы, возможность вступления США в войну едва ли является убедительным аргументом в пользу Федерального резерва».
По принципу картеля устроены банковские системы большинства стран мира. При этом «головой» таких картелей являются центральные банки, определяющие «правила игры» для частных коммерческих банков и следящие за соблюдением ими этих правил. Но все-таки это преимущественно национальные банковские картели. А вот в период между двумя войнами началось выстраивание действительно мирового банковского картеля. Речь идет о Банке международных расчетов (БМР) в Базеле, который был создан в 1930 году. Первоначально он предназначался для организации репарационных платежей Германией в пользу стран-победительниц. Однако через некоторое время его главной функцией стала координация деятельности крупнейших западных банков. После Второй мировой войны БМР официально стал координировать деятельность центральных банков. Нередко БМР называют «центральным банком центральных банков», или «клубом центральных банков». Фактически это «головка» мирового банковского картеля. Известно, что этот международный банковский суперкартель сыграл важную роль в подготовке и развязывании Второй мировой войны, а в годы войны осуществлял координацию действий банкиров противоборствующих стран. На конференции в Бреттон-Вудсе был поднят вопрос о преступной деятельности БМР, было (правда, с большим трудом) принято решение о ликвидации этого банковского суперкартеля. Однако решение конференции так и не было выполнено. Международный картель ростовщиков с «головкой» в швейцарском городе Базель по-прежнему продолжает управлять мировым рынком денег. А через рынок денег — всей мировой экономикой. Безусловно, что два мировых картеля — Федеральный резерв и Банк международных расчетов между собой тесно взаимодействуют. Их можно сравнить с двумя головами одной мировой гидры.
Ещё раз вернемся к работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ней «классик» постоянно говорит о законе неравномерного экономического и политического развития при капитализме. Под этой «неравномерностью» Ленин имеет в виду постоянное изменение соотношения сил на мировой арене отдельных капиталистических государств, а также крупнейших компаний на внутреннем и мировом рынках. Эта «неравномерность», в частности, порождает неустойчивость международных картелей. Многие картельные соглашения заключаются на срок, но нередко разваливаются намного раньше наступления согласованного срока. Какие-то участники международных картелей усиливаются (например, в результате поддержки своих государств), другие, наоборот, ослабевают. Это неизбежно вызывает соблазн пересмотра первоначальных договоренностей усилившимися монополиями. В некоторых случаях им удается добиться пересмотра. В других — нет. Тогда происходит распад картелей. Бывают случаи, когда о создании международного картеля вообще не удается договориться
Международные картели — реальная угроза мировой войны
Пожалуй, наиболее важный политический вывод, который содержится в анализе Лениным четвертого экономического признака империализма, заключается в том, что международные картели представляют собой угрозу для мира, являются источниками войн. Вывод, на первый взгляд, парадоксальный. Ведь, вроде бы картельные соглашения предусматривают прекращение конкурентных войн между монополиями за рынки, источники сырья и сферы приложения капитала. И в начале ХХ века некоторые экономисты и политики делали вывод о наступлении на земле «вечного мира», который несут человечеству монополии и интернационализация хозяйственной жизни. Ленин в своей работе, кстати, подвергает резкой критике Карла Каутского за его веру в то, что картели несут человечеству мир. Он пишет: «Капиталисты делят мир не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая ступень концентрации заставляет становиться на этот путь для получения прибыли; при этом делят они его «по капиталу», «по силе» — иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма. Сила же меняется в зависимости от экономического и политического развития».
Сегодня монополии для передела мира используютсобственные силовые возможности (ЧВК). Но их явно не хватает. Поэтому основной их силовой ресурс — государство с вооруженными силами, готовыми участвовать в военных операциях в любой точке мира. Раздел мира «по силе» делает неизбежным превращение частномонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм (ГМК).
Историю создания и развития международных картелей ХХ века позволяет нам сделать некоторые выводы, и не впадать в те иллюзии и утопии «вечного мира», которые были распространены среди «ученой публики» в начале прошлого века. Эпоха, когда транснациональные корпорации и транснациональные банки делили мир «по капиталу» близка к своему завершению.
Мы вступаем в эпоху, когда экстенсивное освоение мира монополиями (получившее название «глобализация») более невозможно. Монополии начинают делить мир «по силе», используя государственный военный потенциал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *