Что не относится к принципу защиты жертв правонарушений
Средства защиты жертв преступлений должны быть эффективнее
Эксперты предлагают разработать и принять закон о потерпевших от преступлений
9 сентября члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации обсудили проект тематического доклада Уполномоченного «Защита прав потерпевших в уголовном процессе». Заседание прошло преимущественно в очном формате. В режиме видео-конференц-связи в заседании приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник. Высоко оценив качество доклада, они высказали мнение, что в основном нарушения прав потерпевших происходят на стадии возбуждения уголовного дела, и раскрыли причины этого. Также Юрий Пилипенко высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений, пояснив, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно, чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых.
Доклад представили первый врио руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ И.В. Чечельницкий и начальник Управления защиты прав человека в уголовном процессе Л.В. Филипп. Эксперты рассмотрели основные положения доклада, обсудили проблемы защиты прав потерпевших, внесли свои дополнения и рекомендации. В результате совместной работы была принята соответствующая резолюция. Замечания экспертов будут учтены в итоговой редакции доклада.
Проект предусматривает ряд предложений, адресованных органам государственной власти. Так, Федеральному Собранию Российской Федерации предлагается разработать законопроекты о потерпевших от преступлений и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве, а также определить правовые основы создания и деятельности фонда поддержки потерпевших.
Правительству РФ будет предложено внедрить автоматизированную систему регистрации и учета сообщений о преступлении, а также (совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации) ввести системное государственное статистическое наблюдение за соблюдением прав потерпевшего в уголовном процессе, изменив критерии в системе отчетности правоохранительных органов, считая при этом главным обеспечение прав и законных интересов потерпевшего.
В тексте доклада приводятся сведения о количестве жертв преступлений, правах потерпевших в уголовном процессе, обращениях пострадавших в результате преступлений, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Отмечается, что «уровень защищенности личности от угроз, связанных с преступностью, а также качество правовых механизмов восстановления нарушенных преступлением прав во многом определяют эффективность уголовно-правовой политики в целом».
Самым распространенным нарушением является незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, говорится в документе. Длительные сроки принятия решений о возбуждении уголовного дела ведут к утрате доказательств, возможностей розыска лиц, причастных к совершению преступления, сокрытию имущества, на которое могло быть обращено взыскание. В текущем году Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ) принято важное решение по вопросу нарушения права потерпевших на осуществление судопроизводства в разумный срок. Законодателем уже внесены соответствующие поправки, однако они не в силах разрешить системные проблемы нарушения права пострадавших от преступлений на доступ к правосудию.
Неэффективность правовых средств защиты прав жертв преступлений заставляет их обращаться в Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). По искам против Российской Федерации только за первое полугодие текущего года ЕСПЧ признал в отношении 21 потерпевшего нарушение ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) и 7 потерпевших – нарушение ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции. Размер компенсации по данным решениям составил свыше 1,2 млн евро (1 215 903,5). В 2019 г. размер компенсации по данным решениям составил почти 11 млн евро (10 917 799).
Анализ решений Европейского Суда по правам человека свидетельствует, что проблемы защиты прав человека на стадии предварительного расследования связаны с вопросами неэффективности расследования уголовных дел. Решения Конституционного Суда РФ, возлагающего на федерального законодателя обязанность внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, не выполняются своевременно, остается также актуальным вопрос исполнения приговоров суда по удовлетворенным судами гражданским искам о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
«Лица, потерпевшие от преступлений, не являются центральной фигурой для правоохранительных органов. Их обращения к уполномоченным по правам человека, как правило, происходят после длительного и мучительного хождения по кабинетам правоохранительных органов, многочисленных жалоб и обращений к должностным лицам, в обязанности которых входит обеспечение им доступа к правосудию. Для изменения сложившейся ситуации требуется система мер: и совершенствование нормативного регулирования порядка приема, регистрации и проверки обращений потерпевших, и совершенствование процессуального регулирования возбуждения уголовного дела», – сказано в документе.
В нем также отмечается, что до настоящего времени не решен вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти; сокращение полномочий прокурора не способствует обеспечению законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Содержится указание на необходимость в создании фонда поддержки потерпевшим (как это практикуется в зарубежных странах), откуда им будет оказана необходимая помощь не только в возмещении ущерба, но и вреда, например, вреда здоровью, причиненных преступлением.
В документе обозначены проблемы и направления совершенствования правоприменительной практики в вопросах защиты прав потерпевших: судебной практики, деятельности органов дознания и следствия; с учетом решений ЕСПЧ, КС РФ, международного опыта, предложений ученых, собственных обобщений. Приводятся аргументы создания автоматизированной система учета, позволяющей своевременно и без споров решать вопросы о направлении заявлений компетентным органам расследования и оставлять их на контроле до самого принятия решения о начале расследования. Заявления и сообщения могут направляться в автоматизированную систему через различные органы (полицию, медучреждения, контрольные органы и др.) в зависимости от того, где, когда и какое совершено преступление. Обязанность рассмотреть каждое из сообщений, дать заявителю ответ о дальнейшем движении дела и отражать эти данные в автоматизированной системе закрепляется за компетентными должностными лицами. Даются общие рекомендации по повышению эффективности защиты прав человека.
Комментируя обсуждение доклада, вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник отметил, что необходимо вносить изменения в процедуру возбуждения уголовного дела. Эта стадия, которая не была известна в Российской империи и в первые годы существования Советского государства, претерпела за последнее время кардинальные изменения, в результате чего «доследственная проверка превратилась в полноценное расследование, лишенное процессуальных гарантий». До возбуждения уголовного дела можно провести любые следственные действия (экспертизы, осмотры, опознания).
«В результате таких улучшений эта проверка оказалась совершенно непригодной. И единственная причина постоянного разбухания доследственной проверки и препятствования возбуждению уголовного дела, банальная причина – при существующей системе оценки следственные органы опасаются прекращения уголовного дела, поэтому предпочитают просто не возбуждать его, порой нанося тем самым ущерб правам потерпевшего», – отметил Генри Резник. Он сказал, что трехдневная проверка вначале проводилась для того, чтобы «отбраковать явно фейковые сообщения о преступлениях», а далее дело возбуждалось и шло обычное расследование.
Цель-то была благая – предупредить необоснованные решения об уголовном преследовании, а на деле она лишила потерпевших права на доступ к правосудию, добавил вице-президент ФПА РФ.
Второй, более дискуссионный, вопрос – о возмещении потерпевшему от преступления ущерба не преступником, а государством или каким-то фондом. «В ряде стран это существует, но у нас нужно при создании такого фонда учитывать экономические возможности государства и определить какие-то категории дел и наиболее социально незащищенных потерпевших, которым бы выплачивался ущерб в первую очередь», – полагает Генри Резник.
Говоря о том, являются ли потерпевшие менее защищенной группой, чем обвиняемые, адвокат однозначно заявил, что «равенства прав здесь нет и быть не может, так как в отношении обвиняемых действует презумпция невиновности, а потерпевших защищает государство».
Наконец, затронув тему возможного расширения полномочий прокуратуры, вице-президент ФПА РФ напомнил, что «прокурор является хозяином уголовного преследования, предварительное следствие проводится для поддержания прокурором обвинения в суде. Однако, после провозглашения принципа самостоятельности следствия, на практике роль прокурора стал исполнять начальник следственного отдела». В докладе, по его словам, отмечается, что контроль усилился, но прокурор лишился ряда полномочий, он не вправе прекратить уголовное дело, он даже не утверждает обвинительного заключения, но вправе вернуть дело следователю. И этот «пинг-понг» может продолжаться месяцами, что затрудняет реализацию потерпевшими своих прав.
«Доклад Уполномоченного по правам человека получился вполне добротный, и это наша общая позиция с уважаемым Генри Марковичем Резником, также принимавшим участие в его обсуждении, – сказал президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. – Тем не менее я высказался в пользу необходимости соблюдения баланса между интересами потерпевших и тех, кого обвиняют в совершении преступлений». Он пояснил, что, судя по количеству и пропорции обвинительных и оправдательных приговоров, на стадии судебного разбирательства у потерпевших дела обстоят более чем позитивно. Чуть хуже обстоят дела с защитой прав обвиняемых, считает Юрий Пилипенко.
Президент ФПА РФ отметил, что «в основном нарушения прав потерпевших происходят на стадии возбуждения уголовного дела и, как правило, связаны с затягиванием этого процесса, отказом в возбуждении или ненадлежащем расследовании». На это, по его мнению, нужно обратить особое внимание, в том числе и для того, чтобы понимать, где и в каком месте требуется «расшивать узкие места».
Права граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений.
УМВД России по Псковской области разъясняет что делать, если в отношении гражданина совершено противоправное деяние.
О правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены – следует как можно быстрее сообщить об этом в полицию.
С заявлением (или сообщением) о преступлении, либо об административном правонарушении можно обратиться в любое время:
— лично в территориальные органы МВД России,
— через официальные сайты,
Соответственно, заявление (сообщение) может быть изложено как в письменной, так и в устной форме.
Сегодня также развиваются специализированные интернет-сервисы, посредством которых можно обратиться с заявлением в полицию. Один из примеров – сайт «Забизнес.рф», который работает с ноября 2019 года и представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
При приеме заявления и сообщения о преступлении или административном правонарушении в дежурной части заявителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении, где указан регистрационный номер, который позволит отследить проводимую по Вашему делу работу.
Информация о решении по заявлению в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. По каждому заявлению о преступлении может быть принято одно из решений:
Если уведомление не получено – обращайтесь в территориальный орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Информацию о ходе и результатах рассмотрения Вашего заявления и сообщения также можно получить, записавшись на личный прием к руководителям органа внутренних дел, в котором оно было подано.
Имейте в виду:
Помните, что отказ полицейских в возбуждении уголовного дела далеко не всегда означает потерю перспективы наказания совершившего преступление. Возможно, в Вашей ситуации имеет место уголовное дело частного обвинения, заявление о котором подается в суд.
Не забывайте о том, что для эффективной защиты Ваших прав Вам необходимо не только обратиться в органы внутренних дел, но и самостоятельно предпринять определенные шаги:
1. Выполняйте все советы, которые Вам по телефону или лично дают сотрудники полиции. К примеру, если совершена квартирная кража – не следует ходить по жилищу и прикасаться к вещам, чтобы случайно не уничтожить возможные улики. Бывают случаи, в которых от вас потребуется активная помощь расследованию.
2. Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, необходимо не делать с мобильным телефоном никаких операций, которые способны уничтожить данные о звонках. Лучше всего его выключить до прибытия сотрудников полиции.
Также следует как можно быстрее обратиться в банк с заявлением о блокировке операций с Вашим счетом и об отзыве сомнительного перевода.
Если Вы – «потерпевший»
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с момента возбуждения уголовного дела принимается решение о признании жертвы преступления потерпевшим.
Потерпевший в ходе уголовного процесса и судопроизводства имеет целый ряд прав:
— вправе знать о предъявленном обвинении лицу
— давать показания (при этом отказываясь свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и близких родственников)
— иметь представителя и бесплатного переводчика для дачи показаний на родном языке
— представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы
— получать копии процессуальных документов, в том числе затрагивающих его интересы
— участие в разбирательстве уголовного дела в судах всех инстанций.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность участия потерпевшего с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, ознакомления с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, постановлениями о назначении судебных экспертиз и заключениями эксперта.
По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться с материалами уголовного дела полностью или частично, снимать копии с документов и делать выписки в любом необходимом объеме.
— выступать в прениях,
— знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания,
— приносить жалобы на действия и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда.
Потерпевший имеет право знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях, подавать на них возражения. (!) В случае угроз в свой адрес или в отношении своих близких – ходатайствовать о применении мер безопасности.
После вынесения приговора потерпевший вправе его обжаловать, равно как и судебные определения и постановления.
Возможно для потерпевшего заявить ходатайство о получении информации о передвижениях осужденного, к примеру – о времени его освобождения из мест лишения свободы.
По гражданскому иску потерпевшего ему обеспечивается возмещение причиненного преступлением имущественного и морального вреда, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
Во время рассмотрения дел об административных правонарушениях потерпевший приобретает ряд прав. В частности, он вправе знакомиться со всеми материалами своего дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу и участвовать в его рассмотрении.
Пресс-служба УМВД России по Псковской области
Памятка о правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
О правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены – следует как можно быстрее сообщить об этом в полицию.
С заявлением (или сообщением) о преступлении, либо об административном правонарушении можно обратиться в любое время:
— лично в территориальные органы МВД России,
— через официальные сайты,
Соответственно, заявление (сообщение) может быть изложено как в письменной, так и в устной форме.
! Сегодня также развиваются специализированные интернет-сервисы, посредством которых можно обратиться с заявлением в полицию. Один из примеров – сайт «Забизнес.рф», который работает с ноября 2019 года и представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
При приеме заявления и сообщения о преступлении или административном правонарушении в дежурной части заявителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении, где указан регистрационный номер, который позволит отследить проводимую по Вашему делу работу.
Информация о решении по заявлению в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. По каждому заявлению о преступлении может быть принято одно из решений:
Если уведомление не получено – обращайтесь в территориальный орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Информацию о ходе и результатах рассмотрения Вашего заявления и сообщения также можно получить, записавшись на личный прием к руководителям органа внутренних дел, в котором оно было подано.
Имейте в виду:
Помните, что отказ полицейских в возбуждении уголовного дела далеко не всегда означает потерю перспективы наказания совершившего преступление. Возможно, в Вашей ситуации имеет место уголовное дело частного обвинения, заявление о котором подается в суд.
Не забывайте о том, что для эффективной защиты Ваших прав Вам необходимо не только обратиться в органы внутренних дел, но и самостоятельно предпринять определенные шаги:
1. Выполняйте все советы, которые Вам по телефону или лично дают сотрудники полиции. К примеру, если совершена квартирная кража – не следует ходить по жилищу и прикасаться к вещам, чтобы случайно не уничтожить возможные улики. Бывают случаи, в которых от вас потребуется активная помощь расследованию.
2. Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, необходимо не делать с мобильным телефоном никаких операций, которые способны уничтожить данные о звонках. Лучше всего его выключить до прибытия сотрудников полиции.
Также следует как можно быстрее обратиться в банк с заявлением о блокировке операций с Вашим счетом и об отзыве сомнительного перевода.
Если Вы – «потерпевший»
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с момента возбуждения уголовного дела принимается решение о признании жертвы преступления потерпевшим.
Потерпевший в ходе уголовного процесса и судопроизводства имеет целый ряд прав:
— вправе знать о предъявленном обвинении лицу
— давать показания (при этом отказываясь свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и близких родственников)
— иметь представителя и бесплатного переводчика для дачи показаний на родном языке
— представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы
— получать копии процессуальных документов, в том числе затрагивающих его интересы
— участие в разбирательстве уголовного дела в судах всех инстанций.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность участия потерпевшего с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, ознакомления с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, постановлениями о назначении судебных экспертиз и заключениями эксперта.
По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться с материалами уголовного дела полностью или частично, снимать копии с документов и делать выписки в любом необходимом объеме.
— выступать в прениях,
— знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания,
— приносить жалобы на действия и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда.
Потерпевший имеет право знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях, подавать на них возражения. (!) В случае угроз в свой адрес или в отношении своих близких – ходатайствовать о применении мер безопасности.
После вынесения приговора потерпевший вправе его обжаловать, равно как и судебные определения и постановления.
Возможно для потерпевшего заявить ходатайство о получении информации о передвижениях осужденного, к примеру – о времени его освобождения из мест лишения свободы.
По гражданскому иску потерпевшего ему обеспечивается возмещение причиненного преступлением имущественного и морального вреда, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
Во время рассмотрения дел об административных правонарушениях потерпевший приобретает ряд прав. В частности, он вправе знакомиться со всеми материалами своего дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу и участвовать в его рассмотрении.
Принципы международных пактов о защите жертв преступлений и их отражение в отечественном законодательстве и практике правоприменения
Мусаев М.А., зав. кафедрой адвокатуры Государственной классической академии им. Маймонида.
Рассматривается категория защиты прав жертв преступлений; анализируются международные нормативные акты и законы Российской Федерации, определяющие принципы охраны жертв преступлений; делается вывод, что охрана граждан от преступных посягательств, обеспечение компенсации вреда, причиняемого жертвам преступлений, являются актуальными задачами современного Российского государства и общества.
Ключевые слова: общество, жертва преступления, права человека, компенсация, закон, норма, преступление.
Principles of the international pacts about protection of victims of crimes and their reflection in the domestic legislation and practice law enforcement
The category of protection of the rights of victims of crimes is considered; the international statutory acts and the laws of the Russian Federation defining principles of protection of victims of crimes are analyzed; the conclusion becomes that a protection of citizens from criminal encroachments, maintenance of indemnification of the harm caused to victims of crimes are actual problems of the modern Russian state and a society.
Key words: a society, a victim of a crime, human rights, indemnification, the law, norm, a crime.
Одним из несомненных завоеваний демократических преобразований в России конца XX века явилось признание отдельных достижений мировой правовой мысли. Россия стремительно вошла в правовое поле современной цивилизации европейского типа. По крайней мере, декларативно. Конституцией РФ 1993 года было установлено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). Под общепризнанными принципами и нормами международного права имелись в виду прежде всего пакты ООН о правах человека и их защите. Важнейшими из них, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой теме, являются:
Раздел X Венской декларации предусматривает необходимость поощрять создание фондов для жертв преступлений (п. 30b); содействовать применению средств примирения сторон, главным образом в случае мелких правонарушений. Для этого предлагается использовать такие институты, как посредничество (медиация), возмещение ущерба или заключение соглашений, на основе которых правонарушитель предоставляет потерпевшему компенсацию (п. 47c); содействие формированию условий, благоприятствующих посредничеству и реституционному правосудию, среди правоохранительных, судебных и социальных органов, а также местных общин (п. 47d). Вопросы так называемого реституционного правосудия рассматривались X Конгрессом Экономического и социального совета ООН, который принял Резолюцию 2002/12 от 24.07.2002 «Основные принципы применения программ реституционного правосудия». Реституционными признавались такие процессы, в ходе которых преступники и потерпевшие участвуют непосредственно либо через посредников в решении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного преступлением.
Реализация решений, обеспечивающих осуществление принципов защиты прав личности (в частности, жертвы преступных посягательств), возлагалась на законодателей стран ООН, а их практическое воплощение ожидалось от правоохранительных органов. В этой связи были подготовлены:
Вступление России в Совет Европы в феврале 1996 года и подписание в 1998 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод вели к распространению на правовой статус граждан нашей страны европейских стандартов в области прав человека и условий их защиты.
В отечественный правовой обиход входили акты Совета Европы:
Ряд документов Совета Европы касался вопросов правовой помощи, распространяясь на жертв преступлений. К ним относятся:
Основополагающим международным пактом, сыгравшим значительную роль в развитии национальных правовых систем, является Всеобщая декларация прав человека. В ее формулировках принципов и норм, касающихся прав человека, не содержится прямых указаний о статусе жертв преступных посягательств, однако ряд положений несомненно выводит на проблемы защиты личности от преступлений. Приведем некоторые из них: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3); «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст. 8); «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены» (ст. 28).
Главным международным пактом о защите жертв преступных посягательств является Декларация основных принципов правосудия, которая в преамбуле напоминает, что миллионам людей во всем мире наносится ущерб в результате преступлений и злоупотребления властью и что права этих жертв не признаются должным образом; подтверждает необходимость принятия национальных и международных мер по обеспечению всеобщего и эффективного признания и уважения прав жертв преступлений и злоупотребления властью; призывает государства-члены принять необходимые меры по осуществлению положений, содержащихся в данной Декларации. Государствам-членам следует прилагать усилия по осуществлению социальных мер, мер в области здравоохранения, включая охрану психического здоровья, образования, экономики, а также конкретных мер по предупреждению преступности в целях сокращения виктимизации и содействия предоставлению помощи жертвам, находящимся в бедственном положении; по созданию и укреплению средств выявления, судебного преследования и наказания виновных в совершении преступлений и пр.
Под термином «жертвы» Декларацией основных принципов правосудия «понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека» (п. 18). В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия «то или иное лицо может считаться «жертвой» независимо от того, был ли установлен, арестован, передан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию» (п. 2). В пункте 4 Декларации основных принципов правосудия подчеркивается, что «к жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством». Предусматривается предоставление надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства; обеспечение их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести; предотвращение неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнение постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам. Нормы Декларации основных принципов правосудия определяют возможность реституции и выплат жертвам за счет не только виновных, но и государства и социальных фондов (в необходимых случаях).
Зорькин В.Д. Не теряйте веру в торжество закона // Российская юстиция. 2006. N 3. С. 3.
Перспективной идеей является напоминаемое в документах IX Конгресса ООН предложение о создании типового закона о правах жертв и кодекса обращения с жертвами преступлений, обсуждавшееся на международном симпозиуме в Аделаиде (Австралия).
Конвенция 1983 года содержит ряд важных положений, определяющих порядок возмещения убытков. В основе этих принципов лежит осознание объективной реальности, состоящей в том, что интересы потерпевших далеко не всегда могут быть удовлетворены за счет реституции. Причин тому несколько: неплатежеспособность большинства преступников, причинивших ущерб жертве; применение мер наказания, лишающих осужденных иметь доходы для возмещения ущерба; латентность преступлений. Конвенция 1983 года устанавливает: если возмещение убытков не может быть обеспечено за счет виновного и из других источников, государству следует взять это на себя в отношении тех, кому в результате умышленного насильственного преступления был нанесен серьезный урон, и тех, кто находился на иждивении погибшего в результате такого преступления. Компенсация должна покрывать следующие части ущерба: потерю дохода, затраты на лекарства, госпитализацию и похороны, содержание иждивенцев, алименты. Возмещение ущерба может быть ограничено верхним пределом и сроком, уменьшено или отменено с учетом финансового положения запрашивающего, а также в связи с поведением жертвы во время или после совершения преступления. К Конвенции 1983 года присоединились почти все европейские государства. С 1 февраля 1988 г. она вступила в силу. Рекомендации Конвенции 1983 года нашли воплощение и развитие в национальных программах государственной компенсации ущерба от преступлений в странах Европы, США, Канаде. В этих программах, как правило, предусматривается государственный орган, в который следует обращаться за компенсацией, минимальный и максимальный размер компенсации в зависимости от тяжести характера телесных повреждений и их связи с утратой трудоспособности и пр.
В феврале 1990 года Англией принята Хартия жертв преступлений, закрепившая общие принципы защиты жертв преступлений.
12 октября 1984 г. в США принят закон о защите жертв преступлений, упорядочивший сложившуюся практику помощи жертвам. Революционный характер этого закона был связан с созданием, в дополнение к программам, существовавшим в отдельных штатах, Федерального фонда помощи жертвам. Размеры этой помощи увеличивались из года в год. К 1993 году выплаты компенсаций ущерба 150 тыс. потерпевших составили 260 млн. долл. Компенсации в большинстве штатов выплачиваются за физический ущерб от насильственных преступлений, включают в себя расходы на медицинскую помощь, на возмещение временной потери трудоспособности и заработка. Право на получение государственной компенсации имеют сами потерпевшие, их родственники, а также те, кто пытался пресечь преступление и задержать преступника.
В 1990 году в США принят закон, в котором выделены принципы судопроизводства в отношении жертв преступлений. Декларированы права на справедливое и уважительное отношение к потерпевшим с соблюдением достоинства личности и конфиденциальности; защиту от обвиняемого; информированность о судебном заседании; возможность представлять свои интересы и быть выслушанным; реституцию и информацию об обвинении, приговоре, об отбывании наказания преступником и о дате его освобождения из заключения.
Российское законодательство в решении подобных вопросов существенно отстает. Оно ограничивается краткосрочной оплатой больничных листов, бесплатной медицинской помощью жертвам, как и всем гражданам, назначением и выплатой пенсий в случае установления инвалидности. Жертвам террористических актов выплачиваются, как правило, единовременные пособия. В отношении правовой защиты жертв и потерпевших действуют нормы материального права и процессуального законодательства. УПК РФ содержит нормы о потерпевшем и гражданском истце. Чаще всего эти процессуальные фигуры совпадают. «Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства» (части 3, 4 ст. 42 УПК РФ).
«Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда» (ст. 44 УПК РФ).
Пленум ВС РФ в своих постановлениях обращает внимание судов общей юрисдикции на выполнение этих требований закона. Так, в п. 21 Постановления от 29.04.1996 N 1 «О судебном приговоре» указывается: «Судам надлежит иметь в виду, что лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, которая в соответствии с законом осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. При разрешении подобного рода исков следует руководствоваться положениями статей 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, степень вины подсудимого, его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования справедливости и соразмерности».
Пленум ВС РФ, рассматривая практику денежных компенсаций морального вреда, проявляет осторожность, уклоняясь от оценки взыскиваемых в пользу потерпевшего сумм. «Компенсация морального вреда виновным должностным лицом или гражданином либо средством массовой информации определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера такой компенсации суд принимает во внимание обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 11 Постановления от 18.08.1992 N 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).
Очевидно, что в руководящем разъяснении высшего органа судебной власти повторяются нормы законодательства без дополнения какой-либо новой информацией о судебной практике по поводу денежного выражения компенсации потерпевшему. Это порождает решения, ставящие размер взыскания в зависимость от социального статуса сторон и произвольного усмотрения судьи. Нередко взыскания носят символический характер.
В ряде стран приобретают популярность различные формы альтернативной юстиции в виде примирительных процедур. И это не только известные нашей отечественной практике третейские суды, разбирающие гражданско-правовые споры на компромиссной основе, но и примирительные способы решения уголовно-правовых конфликтов по делам, не представляющим большой общественной опасности (чаще всего эта форма урегулирования споров распространяется на дела несовершеннолетних, которые, как правило, изымаются из сферы официального правосудия).
В июле 1995 года в г. Барселоне Совет Европы провел семинар «Урегулирование отношений между жертвой и преступником: подходы, проблемы, достижения в их решении». Россия к тому времени не входила в Совет Европы, и ее представители участвовали в семинаре в роли приглашенных гостей.
Были заслушаны доклады о положении потерпевшего при отправлении уголовного правосудия по материалам западноевропейских стран и стран Восточной Европы, а также региональные доклады на тему «Урегулирование отношений между жертвой и преступником: правовые основы и практика».
Адвокаты и официальные лица судебной системы в примирительной процедуре не участвуют, примирение не может быть принудительным. При достижении соглашения соответствующий документ направляется в прокуратуру или суд, и на этом деятельность органов уголовной юстиции по делу прекращается при условии, что стороны исполняют соглашение и конфликт ликвидируется.
УПК РФ сохранил нормы о прекращении дел небольшой и средней тяжести в связи с деятельным раскаянием лица (ст. 28), а также в случае, если после совершения преступления лицо добровольно явилось с повинной, способствовало расследованию и раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным (ст. 75). Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ) предусмотрено в случае, если лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.
В научных публикациях отмечается, что институт примирения не только снижает конфликтность в сфере уголовно-процессуальных отношений, но и создает для потерпевшего возможности выработки приемлемых условий, порядка и сроков совершения обвиняемым конкретных действий, направленных на возмещение материального и морального вреда. Нормы, закрепляющие особый порядок судебного разбирательства, при котором исключается необходимость исследования доказательства, повышают значение позиции потерпевшего и способствуют возмещению вреда. Упрощенный порядок осуществления правосудия допускается по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы, при условии согласия подсудимого с предъявленным обвинением, а также при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего. Реализация этих условий предполагает предварительные переговоры участников процесса о примирении.
29 июня 2009 г. был принят Федеральный закон от N 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым вводились дополнения, связанные с введением института уголовного права и процесса о порядке, условиях и правовых последствиях заключения досудебного соглашения о сотрудничестве подозреваемого (обвиняемого) с органами уголовного преследования и судом. Такое соглашение призвано облегчить раскрытие преступлений, стимулируя подозреваемого (обвиняемого) рядом правовых льгот. К сожалению, и этот закон, и внесенные в связи с его принятием многочисленные изменения в УПК РФ никак не связаны с положением потерпевшего, не облегчают возможности получения им компенсации ущерба. Напротив, предусматриваются некоторые ограничения в представлении ему материалов дела для ознакомления, а правовые льготы для сотрудничающего преступника вполне могут вести к ущемлению интересов потерпевшего в плане возмещения морального вреда.
См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 14.
Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 88.
Представляется, что правовые принципы международных пактов должны иметь ориентирующее значение для национального законодателя, не ограничивая правовой суверенитет государства. Но этому взгляду противостоит формула ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. Достаточно категоричны в подтверждении приоритетного значения общепризнанных принципов и норм международного права в отечественной правовой системе руководящие разъяснения Пленума ВС РФ.
Так, в п. 5 Постановления от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Пленум ВС РФ указал: «Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Эти позиции были в последующем подтверждены и конкретизированы в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Реализация прав отдельным субъектом в конкретных случаях не должна вести к нарушению прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). По сути, этой нормой, в полной мере отвечающей общепризнанным правовым актам о правах человека, устанавливается необходимая граница индивидуальной свободы и социальной активности личности, выход за пределы которой может привести к правонарушающим деяниям, к злоупотреблениям субъективными и служебными (должностными) правами.
Как видим, указания достаточно определенны и категоричны. Однако обилие международных пактов ООН и Совета Европы, чаще всего дублирующих, а нередко и дополняющих друг друга, а также различных подходов международной практики защиты жертв преступных посягательств и наличие определенного отечественного опыта, не всегда достаточно последовательного, подтверждают актуальность идеи создания закона о правах жертв и кодекса норм обращения с жертвами преступлений, их правовой и социальной защиты.
Более подробный анализ отечественного законодательства в этой части даст возможность представить дополнительные аргументы в пользу специального закона.
Представляется, что таким нормативным актом может стать Кодекс о правах и социальной защите жертв преступлений, содержащий разделы, посвященные понятиям жертвы преступления и потерпевшего; правам потерпевшего как участника уголовного судопроизводства; обязанностям должностных лиц правоохранительной системы по обеспечению прав потерпевшего; содержанию потенциального вреда, причиняемого преступными посягательствами; источникам материальных компенсаций в случаях несостоятельности обвиняемого либо неустановления его; правовой помощи жертвам преступлений и способам их судебной защиты. Составной частью Кодекса о правах и социальной защите жертв преступлений должно стать положение о государственных и общественных фондах помощи жертвам преступлений.
Таким образом, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, являющиеся конституционной обязанностью государства, особое значение приобретают в сфере борьбы с преступностью, ставящей под угрозу жизнь, здоровье, доброе имя и имущество значительной части населения.
Охрана граждан от преступных посягательств, обеспечение материальной и психологической компенсации вреда, причиняемого жертвам преступлений, становятся одной из актуальных задач современного Российского государства и общества.