Что не относится к причинам сэв у педагогов
Эмоциональное выгорание у педагогов – каковы причины и признаки синдрома
Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Профессия педагога является весьма распространенной. На протяжении жизни ты сталкивалась с этой профессией очень много раз: сначала ты ходила в детский сад, где встречал тебя ласковый воспитатель, затем тебя обучали строгие, но добродушные учителя, далее ты получала профессиональное образование, а может быть и до сих пор получаешь.
Сейчас распространены курсы, на которых ты можешь повысить свой уровень знаний или приобрести новые. А возможно ты сама педагог. Так почему один педагог горит своим делом, весел и доброжелателен, а другой с трудом выполняет свои обязанности, хмур и груб? Причина — синдром эмоционального выгорания.
Понятие синдрома эмоционального выгорания в психологии
Наверное ты слышала, что эмоциональное выгорание связано с профессиональной деятельностью, а именно с профессиональным стрессом.
Это реакция организма, которая сопровождается постепенной потерей эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Проявляется эмоциональное выгорание в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления.
Интересный факт. Первые работы по синдрому эмоционального выгорания принадлежат американскому психиатру Герберту Фрейденбергеру, который в 1974 году предложил термин «выгорание» для описания состояния морального разложения, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
Для эмоционального выгорания характерно 3 фазы развития и для каждой из фаз определены следующие ведущие симптомы «выгорания»:
Профессиональное выгорание у педагогов
Причины проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Задумывалась ли ты о том, что одни профессии практически не вызывают эмоционального выгорания, а в других профессиях очень большой процент работников с данным синдромом?
Исследования педагогической деятельности показали, что профессия педагога обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную, то есть ситуации, возникающие в профессиональной деятельности оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние.
Giphy
Если коротко описать один день из жизни педагога, то получится что-то такое: провести шесть уроков и мероприятие, которое так-то не планировалась, но «сверху» сказали — надо, сделать отчет по этому мероприятию, заполнить кучу документов, проверить тетради, успокоить неадекватную мамочку в родительском чате, разрулить конфликт между учениками и объяснить, что кидаться стульями плохо, получить замечание от завуча, потому что «Ваша Настя накрашена, как «клоун», а Иван ходит по школе в шортах, а у него даже сегодня физкультуры нет!», поговорить с Настей и Ваней о приемлемом внешнем виде в школе, провести консультацию для неуспевающих учеников, подготовить на завтра конспекты уроков и презентации к ним.
А кроме этого есть еще и личная жизнь. Пока ты это читала, наверняка, испытала стресс, а каково педагогам каждый день?
Высокая эмоциональная напряженность, постоянное проявление эмпатии, большой объем работы, конфликты с участниками педагогического процесса (родители, обучающиеся, коллеги, администрация), нехватка времени на личную жизнь, высокие требования к личности и интеллектуальным способностям, несоразмерная заработная плата выполненной трудовой деятельности — и это только малая часть факторов стресса в профессиональной деятельности педагога. И как следствие — высокий процент педагогов с синдромом эмоционального выгорания.
Топ-5 признаков эмоционального выгорания у педагогов
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Профилактика начинается с распознавания и понимания сути проблемы эмоционального выгорания. А ты знала, что большинство педагогов не признают наличие у себя этого синдрома? А ведь важно именно на ранних стадиях определить наличие данного синдрома, так как это поможет предотвратить печальные последствия, к которым приводит эмоциональное выгорание.
Фото автора Michael Burrows: Pexels
В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:
Преодолеть проблему развития синдрома эмоционального выгорания можно вполне успешно, однако важно своевременно начать принимать меры. Будь внимательна к себе и к своим ощущениям!
Как не «перегореть»? Профилактика и лечение профессионального выгорания у педагогов
Согласно исследованию специалистов ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, педагоги наряду с медицинскими работниками и работниками уголовно-исправительной сферы входят в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Более того, у 60% педагогов со стажем больше 20 лет этот синдром уже сформирован. Как же педагогу избежать профессионального выгорания и возможно ли это?
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего у специалистов с СЭВ отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ. Для диагностики профессионального выгорания педагогов можно использовать готовые опросники, например, тест В.В. Бойко.
Почему педагоги подвержены развитию СЭВ?
Учителя входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Педагогическая деятельность требует беспрестанного самоконтроля, причем даже во внерабочее время. Если офисный сотрудник или заводской мастер после рабочего дня могут отвлечься и отдохнуть, то учителю приходится идти на педсовет или субботник, проверять тетради, отвечать на сообщения родителей в чате, составлять план занятий на следующий месяц и репетировать с детьми сценку для концерта.
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы. Возникают или обостряются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, сигаретами, переедание, игромания и другие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и его преодоление
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает.
Работодатель может понизить процент возникновения СЭВ у своих сотрудников, если обеспечит им возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
Профилактика профессионального выгорания педагогов зависит и от самих учителей. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
Повышайте квалификацию, чтобы не «перегореть»
Стрессовые ситуации – одна из главных причин развития СЭВ. А они часто возникают из-за недостаточного профессионализма. Например, класс перевели на дистанционное обучение, а учитель не владеет компьютерными технологиями. Или в классе появился ученик с ОВЗ, а у педагога очень отдаленные представления о том, что такое инклюзивное образование. Чтобы избежать стресса в таких ситуациях, повышайте квалификацию по незнакомым или сложным для вас темам. Тем более, сегодня это можно делать дистанционно*, не отрываясь от работы, – на курсах АНО «НИИДПО».
Вот только несколько программ повышения квалификации, которые мы рекомендуем для профилактики профессионального выгорания педагогов:
Синдром эмоционального выгорания педагога
В последнее время мы все чаще слышим термин «эмоциональное выгорание». Давайте разберем все же, что это за «напасть» и как с ней справляться.
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Эмоциональное выгорание мешает полноценному осуществлению учебно-воспитательного процесса.
Человек в любой трудной и стрессовой ситуации ищет пути защиты. Эмоциональное выгорание и служит одним из способов такой психологической защиты от нервно-психического напряжения, которому мы подвергаемся в своей профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание – развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоциональных и личностных ресурсов работающего человека.
На этом слайде вы видите зависимость проявления эмоционального выгорания от стажа работы. Как видите, пик проявления синдрома эмоционального выгорания приходится на 10-15 лет стажа работы. У 80 % педагогов работающих более 7 лет сформирован СЭВ и у 10-15% педагогов, работающих до 7 лет.
Причины возникновения эмоционального выгорания педагогов
Проявления эмоционального выгорания педагогов
Синдром эмоционального выгорания начинается, как правило, настолько тихо, что не всегда можно заметить его появление.
На второй стадии этого синдрома психологическое состояние проявляется на уровне эмоций. Ваша эмоциональная сфера начинает производить негативную энергию. Именно в этот период возникает недоброжелательное отношение к людям, с которыми приходится общаться каждый день: они раздражают, злят.
Наступает третья стадия — истощение. Больше нет эмоций, сил, воли… Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Вы в обиде на весь мир и самого себя.
Психофизиологические проявления: чувство постоянной усталости не только по утрам, но и по вечерам; ощущение эмоционального и физического истощения, общая слабость и снижение активности, частые беспричинные головные боли, изменения веса, бессонница, сонливое состояние, может быть ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.
Социально-психологические проявления: безразличие, скука, пассивность, чувство подавленности, вины, обиды, стыда, чувство беспокойства и тревожности, чувство страха, повышенная раздражительность, вспышки гнева, уход в себя, отказ от общения.
В состоянии эмоционального выгорания вас преследуют мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Вам свойственны следующие действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая следующие рекомендации, возможно не только предотвратить возникновение синдрома, но и вообще избежать встречи с ним.
Естественные способы регуляции эмоционального состояния
Вкусная еда, длительный сон, музыка, танцы, массаж, общение с природой и животными.
Помощь при эмоциональном выгорании педагогов
Есть несколько методов, которые помогут нейтрализовать синдром эмоционального выгорания.
Методы саморегуляции эмоциональной сферы.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Осваиваем саморегуляцию, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.
I. Способы, связанные с управлением дыханием.
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание способствует релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности и поддерживает нервно-психическую напряженность.
II. Способы, связанные с управлением тонуса мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечное напряжение. Умение расслаблять мышцы позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
III. Способы, связанные с воздействием слова.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.
IV. Способы, связанные с визуализацией (использованием образов).
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости вспомните одну из ваших рположительных ситуаций и как бы проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе.
— Способ «Признание своих достоинств».
Помните: СЭВ не такое уж и безобидное явление, не отмахивайтесь от этой проблемы, так как эмоциональное выгорание может привести к серьезным последствиям: возникновению различных заболеваний – гипертонии, язве, заболеваниям ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
Справиться с эмоциональным выгоранием каждый человек должен уметь самостоятельно. Для помощи вам были подготовлены памятки по профилактике эмоционального выгорания «Приемы защиты от эмоционального выгорания». Советы, предложенные в них помогут вам устранить СЭВ на ранних стадиях. Выбирайте те способы, которые больше всего вам подходят.
Воспитатель ГБУ ЦССВ «Возрождение» Н.Н. Чертюк
Влияние синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у педагогов на качество осуществления воспитательной деятельности
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, негативные последствия, педагогика, дети-сироты
Несмотря на многочисленные открытия в сфере психологии, касающиеся развития синдрома выгорания, многие вопросы все еще остаются без ответа. Является ли выгорание просто высоким уровнем стресса на работе или же результатом сложного синтеза социальных факторов (обстоятельств) и индивидуальных качеств (личностного поведения)? Нельзя отрицать тот факт, что изменения, происходящие в обществе и образовательной среде, приводят к трансформации требований к педагогу-воспитателю, что приводит к увеличению психологического и эмоционального стресса среди работников образовательных структур.
Термин «выгорание» впервые был употреблен в литературев начале 1970-х годов американскимпсихоаналитикомГ.Фрейденбергером,опубликовавшим одно из первых научных описаний синдрома как психического и физического расстройства личности.В своей работе он описал СЭВ как чувство эмоциональной перегрузки, умственного истощения и ‘пресыщенной’ или циничной реакции на тех, кто нуждается в помощи. В 1981 году Кристина Маслач ввела еще более широкое определение термина,который до сих пор наиболее часто используется в исследованиях и литературе по психологии. Она представляла синдром в форме трехфакторной модели, состоящей из эмоционального истощения, деперсонализации (отгораживания от других людей) и редукции профессиональных достижений.
Выгорание может значительно повлиять на моральный дух и эффективность работников, и сотрудники, испытывающие высокий уровень выгорания, могут испытывать целый ряд симптомов. Проявление симптомов у пациентов с эмоциональным выгоранием обычно многомерно и связано с психиатрическими, психосоматическими, соматическими и социальными расстройствами. В дополнение к хронической усталости и постоянному эмоциональному истощению, описывая данный синдром, прежде всего упоминают «психическую дисфункцию». Этот термин включает в себя нарушения концентрации и памяти (отсутствие точности, дезорганизация), отсутствие энергии и даже внутренние изменения характера личности (отсутствие интереса к любой деятельности, цинизм, агрессивность). У специалиста с синдромом выгорания «приглушаются» эмоции, исчезает острота переживания, увеличиваются конфликты с коллегами, просыпается полное безразличие к своей деятельности и переживаниям окружающих. Крайними проявлениями синдрома иногда становятся тревожные и депрессивные расстройства, а также развитие зависимостей (например, алкоголь, курение). Распространенными соматическими симптомами являются головные боли, желудочно-кишечные расстройства (раздражение желудка, диарея) или сердечно-сосудистые нарушения, такие как тахикардия, аритмия и гипертония.
Этот синдром часто настигает тех, кто предъявляет высокие требования к себе или одержим совершенством. Они прилагают все свои усилия дляпрофессионального развития и часто пренебрегают личными потребностями и совсем не уделяют время себе. Демографические факторы сильно влияют на уровень выгорания: это и возраст работника, и его семейное положение. Возраст имеет корреляцию с количеством опыта работы в данной области и, как правило, считается той переменной, которая наиболее эффективно предсказывает уровень выгорания. Как ни странно, но исследования показали, что молодые сотрудники испытывают самый высокий уровень выгорания, в то время как сотрудники на более поздних этапах своей карьеры, по-видимому, гораздо менее восприимчивы к этому синдрому. Кроме того, люди, состоящие в браке, имеют стабильно более низкие показатели выгорания, чем одинокие люди. В дополнение к первичной структуре личности (например, ее идеализм, перфекционизм, робость, неуверенность, эмоциональная нестабильность), негативными факторами, влияющими на индивидуальную стрессоустойчивость, являются неадекватные или отсутствующие стратегии борьбы со стрессом в рабочей организации, разочарованные ожидания или негативный опыт и образ жизни. Предикаторами выгорания также считаются неоднозначность профессиональных ролей, перегрузка работой, качество взаимодействия между коллегами и руководителями. Вовлеченность сотрудников в рабочий процесс часто рассматривается как антитеза выгорания. Сотрудники, которые заинтересованы в своей работе, гораздо менее склонны к выгоранию.
Проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении в последние годы стала особенно острой. Деятельность работника образовательной сферы, независимо от разновидности выполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных групп людей, в нашем случае детей, воспитывающихся в ГБОУ. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога-воспитателя мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
С точки зрения психологии профессиональная деятельность воспитателя и учителя является одной из наиболее интенсивных видов деятельности и входит в группу специальностей с большим наличием стрессорных факторов. Проведя мониторинг статей, посвященных синдрому выгорания, мною была выведена следующая тенденция: первое место по количеству публикаций занимают работы, касающиеся деятельности специалистов в сфере образования. Любая профессия, предполагающая взаимодействие с детьми, считается одной из самых сложных и эмоционально изматывающих.
Психологи выделяют три спектра влияния СЭВ у педагога на развитие ребенка. Во-первых, равнодушный и циничный воспитатель снижает степень субъективного восприятия у ребенка: у него формируются страхи, учащаются тревожные состояния, так как большинство детей обладает низкой физиологической сопротивляемостью стрессу. В результате негативного отношения со стороны воспитателя у ребенка происходит деформация рефлексивных характеристик. Во-вторых, воспитатель с СЭВ, вероятнее всего, будет иметь трудности в коммуникации с детьми, так как успех любого взаимодействия определяется мотивацией, которая не характерна для эмоционально выгоревших педагогов. Воспитанники не будут открыты такому педагогу: отстраненность и замкнутость в последствии могут привести к тяжелым депрессивным состояниям или проблемам с нарушением закона, а воспитатель даже знать об этом не будет. Третья трудность связана с эмоциональными переживаниями и проявлениями, которые чрезвычайно необходимы ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, но которые он не получит от педагога с СЭВ. Эмоциональные ресурсы воспитателя исчерпаны, он не в состоянии адекватно эмоционально реагировать на действия воспитанника (как положительные, так и отрицательные). Эмоциональная сдержанность воспитателя вызывает трудности в продуцировании собственного опыта эмоционального реагирования у ребенка, что в последствии сказывается на низко сформированных коммуникативных навыках. Получается, что такой воспитатель только усугубляет и так большой набор психологических трудностей ребенка, и вместо того, чтобы корректировать поведенческие проблемы, он «воспитывает» нездоровую личность с яркими признаками фрустрации, апатии и маргинального поведения.
Педагог, страдающий симптомами выгорания, не может поддерживать продуктивность своей деятельности на должном уровне. Более того, уже переживший профессиональное выгорание, работник может стать фактором выгорания коллег и учреждения в целом. Формирование у воспитателя психоэмоциональных симптомов психического и физического выгорания может привести к своеобразному профессиональному выгоранию всего учебно-воспитательного заведения.
Профилактика СЭВ должна носить комплексный характер и быть направлена на устранение нарушений психофизического состояния специалиста. Современная профилактика психофизического выгорания –это целый комплекс мероприятий, который можно условно разделить на три направления:
Þ Организация работы. Обеспечение возможностей карьерного роста, четкое разделение обязанностей и должностных инструкций, повышение уровня мотивации работников, формирование благоприятного психологического климата коллектива – все эти действия должна совершать администрация для поддержания здорового климата в учреждении.Рациональная организация рабочего места и распорядка дня играет важную роль в профилактике профессионального выгорания.
Þ Социальная поддержка. Трудности эмоциональной разгрузки можно решить с помощью участия в психологических тренингах, способствующих формированию толерантности и взаимопонимания
Þ Индивидуальная работа, связанная с эмоциональной разгрузкой специалистов, повышением уровня стрессоустойчивости, формированием навыков саморегуляции и контроля своего психофизического состояния
Итак, феномен эмоционально выгорания носит деструктивный характер и отрицательно влияет не только на деятельность организации, но и на личность ребенка, с которым он работает. Предсказать развитие синдрома невозможно, поскольку специфика профессионального выгорания зависит от индивидуальных особенностей личности, условий его работы и различных стечений обстоятельств. Сегодня процесс обучения и воспитания принято называть личностно-ориентированным. Это приводит к тому, что индивидуальные качества педагога активно взаимодействуют с личностными качествами воспитанников, поэтому эффективность и успешность воспитательного процесса напрямую зависят от личности воспитателя. Сохранение психофизического здоровья воспитателей приобретает актуальность в связи со значимостью результатов их деятельности, в повышении качества воспитательного процесса. Гармонично развитая личность педагога, широта его кругозора, уровень знаний методик, а также эффективность и умение противостоять стрессу – гарант воспитания здоровой и эмоционально-зрелой личности.
1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
2. Зборовская И.В., «Саморегуляция психической устойчивости учителя», Прикладная психология, 6, 55-65, 2001.
3. Орел В.Е., Синдром психического выгорания личности, Институт психологии РАН, Москва, 2005, 330.
4. Пашук Н.С. Профилактика выгорания: способы и формы обращения // Издательство МИУ. Минск, 2008. С. 412-413.
5. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей: Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.