Что не относится к предтоварной стадии

СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Что не относится к предтоварной стадии Что не относится к предтоварной стадии Что не относится к предтоварной стадии Что не относится к предтоварной стадии

Что не относится к предтоварной стадии

Что не относится к предтоварной стадии

Рассмотренные выше физические свойства единичных экземпляров товаров и товарных партий формируются на разных стадиях технологического цикла товародвижения, даже если, они относятся к аналогичным количественным характеристикам. Так, масса, объем и другие размерно-массовые характеристики единичных экземпляров созда­ются на предтоварной стадии, а такие же характеристики товарных партий – на товарной стадии.

В связи с этим необходимо четко представлять основ­ные стадии и этапы технологического цикла, их влияние на формирование и сохранение количественных характерис­тик единичных экземпляров товаров и товарных партий.

Ниже показаны основные стадии и этапы технологичес­кого цикла:

I. Предтоварная стадия:1 – проектирование и/или разработка продукции, 2 – материально-техническое снаб­жение, 3 – приемочный контроль сырья, 4 – производст­во продукции (и/или разработка производства), 5 – окон­чательный контроль готовой продукции.

II. Товарная стадия:6 – формирование товарных пар­тий, 7 – хранение и транспортирование, 8 – предреализационная товарная обработка, 9 – реализация товаров, 10 – потребление (эксплуатация), 11 – послепродажное обслуживание при эксплуатации или консультирование.

III. Стадия утилизации отходов товаров:12 – по­вторное использование или уничтожение отходов.

Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначен­ная для удовлетворения потребностей других производите­лей или конечных потребителей. Не вся произведенная про­дукция становится товаром. Часть ее может быть отбрако­вана на 5-м этапе при окончательном контроле как дефект­ная и отправлена на промпереработку или уничтожение.

Этапы предтоварной стадии должны одновременно за­вершать и продолжать маркетинговые исследования, в ходе которых выявляются реальные или предполагаемые по­требности. Для этого 1-й этап – проектирование и/или разработка продукции – должен осуществляться совмест­но маркетологами и технологами. Целесообразно и участие товароведов крупных фирменных или специализирован­ных магазинов, будущих получателей продукции, для кор­ректировки характеристик товара на этапе его разработки.

Следующими этапами предтоварной стадии – матери­ально-техническим обеспечением, включающим заготовку сырья, вспомогательных и комплектующих изделий; их приемочным контролем по количеству и качеству; произ­водством продукции – занимаются технологи. Товароведы должны учитывать эти этапы лишь с позиций формирова­ния качественных и количественных характеристик това­ров, а также для выявления причин возникновения техно­логических дефектов.

Окончательный контроль качества в промышленных и сельскохозяйственных организациях обеспечивается или спе­циальными контрольными подразделениями, или техноло­гами. Назначение этого этапа – проверка соответствия ка­чества готовой продукции установленным требованиям для предотвращения реализации некачественной продукции.

Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначе­ны для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной про­дукции).

Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществля­ется на складе готовой продукции или в экспедиции пред­приятия-изготовителя. Признаки, по которым формируются партии, были указаны ранее, но порой применяются и слу­чайные признаки. Например, иногда недобросовестные изго­товители или продавцы при необходимости реализовать залежавшийся товар включают его в товарные партии вместе с продукцией, изготовленной в более поздние сроки.

Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предна­значены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Даже на этапе предреализационной товарной об­работки, несмотря на нарушение целостности единой то­варной массы в ходе разупаковывания, фасования, образо­вавшиеся части (фасованные изделия или отдельные эк­земпляры) принадлежат определенной товарной партии.

Что не относится к предтоварной стадии

При реализации товарных партий оптовыми организа­циями происходит их разделение на более мелкие партии, обладающие своей целостностью. При реализации в роз­ничной торговле целостность товарной партии полностью и безвозвратно утрачивается, так как потребитель приоб­ретает один или несколько единичных экземпляров товара и/или товар определенных массы или объема (100 г масла, 1 л молока, 1 кг гвоздей и т.п.).

В результате этого из-за отсутствия признаков, позво­ляющих идентифицировать товарную партию, трудно, а по­рой невозможно установить принадлежность купленного то­вара конкретной товарной партии. Дата покупки, указанная на товарном или кассовом чеке, не является достаточно на­дежным признаком для идентификации товарной партии. Особенно остро проблема стоит при предъявлении претен­зий покупателем по поводу недоброкачественности товаров, в том числе скоропортящихся пищевых продуктов.

Этапы товарной стадии не завершаются реализацией товара. Единичные экземпляры его используются однократно или многократно. Однократное использование товаров при­нято называть потреблением, а многократное – эксплуа­тацией.

При потреблениитовар либо полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть вновь применен по назначению, даже если он сохраняется (например, одно­разовые шприцы, гигиенические товары), либо полностью используется (пищевые продукты, парфюмерно-гигиенические средства, лакокрасочные материалы и т.п.). В послед­нем случае не имеет принципиального значения, использу­ется ли единичный экземпляр товара за один прием или многократно. Например, батон хлеба может быть исполь­зован за один прием пищи или за несколько. Мыло, зубная паста используются за ряд приемов. Многократное исполь­зование, когда разовые потребления товара разделены определенными промежутками времени, существенно влияет на изменение качества товаров и не рекомендуется для скоропортящихся товаров.

Не случайно на некоторых видах консервов, особенно для детского питания, указывают предельные сроки хране­ния продукта после вскрытия банки. Покупателей необходимо проинформировать, если товары имеют многоразовое использование и при хранении потребительские свойства их могут значительно изменяться.

Эксплуатация товаров– особый вид потребления. Вследствие многократного использования товара, при ко­тором он не утрачивает функционального назначения, по­степенно снижается его качество. Для замедления процессов, ухудшающих качество, а также для предупреждения или устранения дефектов необходим этап послепродажно­го обслуживания товаров при их наладке и эксплуатации. На этом этапе о рациональном потреблении товаров одно- или многократного использования может быть дана информация, например в форме консультаций.

Использованные товары, частично или полностью со­хранившиеся, но утратившие потребительские свойства, переходят в категорию отходов (ликвидных или неликвид­ных) и подлежат повторному использованию (промпереработке) или уничтожению.Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товар­ных отходов и контроль за их отправкой в специализиро­ванные организации по уничтожению отходов осуществля­ют представители органов санитарно-эпидемиологического надзора. Товароведы торговых организаций также прини­мают участие в этой работе.

Рассмотренный технологический цикл товаров отлича­ется от жизненного цикла товаров, принятого в маркетин­ге, тем, что последний изучает в основном стадии рыноч­ной «жизни» товара. Правильнее было бы назвать его «ры­ночным циклом товаров». С позиций товароведения и не­обходимости знания свойств не только готового товара, но и этапов предтоварной стадии, понятие «жизненный цикл товаров» в товароведении не может быть использован.

Источник

Технологический жизненный цикл товародвижения: стадии, этапы.

Технологический жизненный цикл товародвижения(ТЖЦТ) – совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.

ТЖЦТ включает четыре стадии:

I.Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.

1. Выявление запросов потребителей:

Запросы потребителей – это требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену. Они подразделяются на:

а) ожидаемые запросы – ожидания потребителей в отношении удовлетворения определенных потребностей с помощью товароведных характеристик.

Они появляются у потребителей в отношении новых для них или отсутствующих в продаже, а возможно, и не производимых товаров. Эти запросы возникают при появлении у потребителей новых потребностей, которые не могут удовлетворить уже известные товары или потребитель ими не удовлетворен.

б) реальные запросы – требования потребителей к характеристикам товаров, сформированные на основе проводимой ранее потребительской оценки использованных товаров.

Эти запросы потребителей заставляют изготовителей и продавцов обеспечивать стабильность товароведных характеристик товаров, хотя их цена может изменяться (например, за счет инфляции, удорожания затрат на производство).

2. Проектирование и разработка товаров – этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов.

Этот этап существует только для вновь разрабатываемых и внедряемых в производство товаров. Для данного этапа важно, чтобы требования потребителей, выявленные на первом этапе, и требования нормативной документации были близки. Но полного совпадения быть не может из-за отсутствия или нехватки либо дороговизны сырья, материалов, соответствующей материально-технической базы производства, утраты безопасности, надежности и других свойств товара. Этот этап завершается разработкой товара по замыслу.

3. Материально-техническое снабжение – подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимым сырьем, материалами, оборудованием.

От того, насколько сырье и другие объекты материально-технического снабжения отвечают предъявляемым к ним требованиям, будет зависеть, прежде всего, качество товаров.

4. Производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.

Цель данного этапа – обеспечение выполнения установленных требований. Для достижения этого необходимо соответствующее качество труда и производственных процессов, операционный контроль, который подразумевает прослеживаемость продукции. Результатом такого контроля являются коррекция при выявлении несоответствия путем переделки (переработки) или изъятие несоответствующего товара.

5. Окончательный контроль качества, а в некоторых случаях и количества (например, фасованных товаров, а также товаров с фиксированной массой, объемом). Назначение такого контроля – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.

При выпуске продукции, соответствующей всем установленным требованиям к товароведным характеристикам, продукция меняет свой статус, становясь товаром, что и завершает предтоварную стадию.

II. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.

1. Формирование товарных партий – этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара и (или) хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя.

На этом этапе и (или) этапе товарной обработки обеспечивается также однородность качества, ассортиментная и партионная идентификация при отборе товаров необходимого ассортимента. Важной операцией данного этапа является информационное обеспечение товарных партий путем оформления товарно-сопроводительных документов и проверки соответствия маркировки требованиям достоверности информации. Для обеспечения прослеживаемости товарных партий на маркировке должны быть идентифицирующие их признаки, совпадающие с основными признаками, указанными в товарно-сопроводительных документах.

2. Транспортирование и хранение – этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути.

Этому этапу присущи следующие операции: создание и поддержание оптимальных условий хранения и транспортирования, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), контроль за условиями и сроками хранения, приемка по количеству и качеству при разгрузке, размещение на хранение и отпуск со склада, обеспечение прослеживаемости товарных партий.

3. Товарная обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже.

Цель операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.

Операции товарной обработки делятся на:

сортировка товаров по качеству – операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. Если товарная партия представляет собой смесь сортов, ее разбраковывают по сортам.

калибровка – операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления – калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары (одинакового размера) имеют более привлекательный товарный вид, характеризуются лучшей сохраняемостью.

мойка – операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными, микробиологическими. При мойке удаляется от 30 до 100 % поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров.

фасовка – операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки – придание товару определенных количественных характеристик.

упаковывание – операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости их количества и качества.

4. Реализация – завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.

Деятельность по реализации товаров включает ряд торговых услуг: консультирование покупателей о преимуществах определенного товара, способах использования или правилах эксплуатации, информирование о возможных выгодах путем сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор.

III. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.

1. Послепродажное обслуживание – этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте.

Основное назначение указанных операций – сохранение качества и количества товара, а также повышение степени удовлетворенности потребителя при эксплуатации и создание положительной потребительской оценки.

Послепродажное обслуживание включает следующие операции:

Доставка товаров – торговая услуга по транспортированию приобретенных товаров по адресу, указанному потребителем. Ее назначением является обеспечение сохраняемости товаров в процессе транспортирования. Для этого используют дополнительное упаковывание в транспортную тару или специальные приспособления, транспорт и обученных для данных целей работников.

Монтаж (сборка), наладка сложнотехнических товаров, раскрой тканей, подгонка и переделка готовой одежды – торговые услуги, которые формируют новые или измененные потребительские свойства товаров, более полно удовлетворяющие реальные потребности покупателей.

При монтаже и наладке бытовые приборы, сборная мебель приобретают способность выполнять функциональное назначение. Например, стиральные машины автоматического типа не могут быть использованы без подключения к электросети, водопроводной и канализационным системам.

Техническое обслуживание – совокупность сервисных услуг, осуществляемых продавцом или специальными сервисными организациями и предназначенных для сохранения и (или) восстановления качества товаров в процессе их эксплуатации.

Перечень данных услуг зависит от особенностей сложнотехнических товаров.

Гарантийный ремонт – услуга, оказываемая потребителю изготовителем, и (или) продавцом, и (или) специальными сервисными организациями для восстановления функционального назначения ремонтопригодных товаров, на которые установлены гарантии изготовителя (или поставщика).

2. Потребление (эксплуатация) – комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и (или) социальному назначению.

Различают два вида потребления товаров:

Краткосрочное потребление с полной или частичной утратой товара характерно для всех пищевых продуктов, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, фармацевтических препаратов.

Длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара называют эксплуатацией.

Эксплуатация характерна для ассортиментных групп непродовольственных товаров длительного пользования. Особенностью этого этапа являются стадии:

Ø рабочаянапример, носка одежды, обуви, работа бытовых приборов;

Ø нерабочая – то есть отдыха и хранения. Для нее характерно частичное восстановление (релаксация) израсходованных ресурсов, что повышает долговечность эксплуатируемых изделий.

Эксплуатация – этап технологического цикла, который характеризуется чередованием рабочих стадий со стадиями отдыха и хранения, влияющий на обеспечение качества товара у потребителя.

Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации.

3. Перепродажа – повторная реализация ранее приобретенных и частично использованных или неиспользованных (новых) товаров. Используемые ранее товары, могут частично утратить потребительские свойства и количественные (размерные) характеристики, но должны сохранить ассортиментную принадлежность.

Например, антикварные, старинные, эксклюзивные товары могут частично утратить отдельные потребительские свойства (например, моду), но одновременно увеличивается уровень их психологических свойств и (или) свойств социального назначения.

IV. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.

Этой стадии присущи два взаимозаменяющих друг друга этапа: повторное использование или уничтожение.

1. Повторное использование – совокупность операций, предназначенных для формирования новых товароведных характеристик товаров и (или) устранения их несоответствий.

Повторному использованию подлежат условно пригодные товары, частично или полностью утратившие основные характеристики, за исключением безопасности. Например, деформированные пищевые продукты и утратившие функциональное или социальное назначение непродовольственные товары могут быть использованы как вторичное сырье для промышленной или домашней переработки.

Повторное использование осуществляется в трех формах:

Переработка – совокупность операций по формированию новых товароведных характеристик, включая ассортиментную. Результатом переработки является новый товар, получаемый из дефектных товаров и товарных отходов. Например, после отбраковки нестандартных плодов и овощей из них могут быть получены разнообразные продукты переработки (соки, консервы, сушеная продукция).

Переделка – этап, включающий совокупность операций по устранению несоответствий отдельных характеристик. Примером может служить перешив одежды, изменение ее размеров.

Ремонт – этап, включающий операции по замене и (или) исправлению отдельных деталей. При этом улучшаются лишь потребительские свойства, но не изменяется ассортиментная характеристика товара.

2. Утилизация – завершающий этап, предназначенный для уничтожения опасной продукции.

Этапы и операции стадии утилизации характерны для оптовой и розничной торговли. Особое значение имеют такие операции, как списание товарных отходов, их хранение и вывоз специализированными предприятиями. Контроль за их осуществлением проводят менеджеры, товароведы, представители санитарно-эпидемиологической службы. Правила утилизации регламентируются федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также соответствующими подзаконными актами.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 280 – 300

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 2592 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Технологический цикл товаров

Технологический цикл товаров — совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.

Основные стадии и этапы технологического цикла следующие:

I. Предтоварная стадия: 1 — проектирование и/или разработка продукции; 2 — материально-техническое снабжение; 3 — приемочный контроль сырья; 4 — производство продукции (и/или разработка производства); 5 — окончательный контроль готовой продукции.

II. Товарная стадия: 6 — формирование товарных партий; 7 — хранение и транспортирование; 8 — предреализационная товарная обработка; 9 — реализация товаров; 10 — потребление; 11 — хранение (при необходимости).

Что не относится к предтоварной стадии

III. Стадия утилизации отходов товаров: 12 — уничтожение отходов.

Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром. Часть ее может быть отбракована на 5-м этапе при окончательном контроле как дефектная и отправлена на промпереработку или уничтожение.

Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначены для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной продукции).

Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществляется на складе готовой продукции или в экспедиции предприятия-изготовителя. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения ее целостности по количеству и качеству.

Стадия утилизации является завершающим этапом, предназначенным для уничтожения опасной продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *