Что не относится к предтоварной стадии
СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Рассмотренные выше физические свойства единичных экземпляров товаров и товарных партий формируются на разных стадиях технологического цикла товародвижения, даже если, они относятся к аналогичным количественным характеристикам. Так, масса, объем и другие размерно-массовые характеристики единичных экземпляров создаются на предтоварной стадии, а такие же характеристики товарных партий – на товарной стадии.
В связи с этим необходимо четко представлять основные стадии и этапы технологического цикла, их влияние на формирование и сохранение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий.
Ниже показаны основные стадии и этапы технологического цикла:
I. Предтоварная стадия:1 – проектирование и/или разработка продукции, 2 – материально-техническое снабжение, 3 – приемочный контроль сырья, 4 – производство продукции (и/или разработка производства), 5 – окончательный контроль готовой продукции.
II. Товарная стадия:6 – формирование товарных партий, 7 – хранение и транспортирование, 8 – предреализационная товарная обработка, 9 – реализация товаров, 10 – потребление (эксплуатация), 11 – послепродажное обслуживание при эксплуатации или консультирование.
III. Стадия утилизации отходов товаров:12 – повторное использование или уничтожение отходов.
Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром. Часть ее может быть отбракована на 5-м этапе при окончательном контроле как дефектная и отправлена на промпереработку или уничтожение.
Этапы предтоварной стадии должны одновременно завершать и продолжать маркетинговые исследования, в ходе которых выявляются реальные или предполагаемые потребности. Для этого 1-й этап – проектирование и/или разработка продукции – должен осуществляться совместно маркетологами и технологами. Целесообразно и участие товароведов крупных фирменных или специализированных магазинов, будущих получателей продукции, для корректировки характеристик товара на этапе его разработки.
Следующими этапами предтоварной стадии – материально-техническим обеспечением, включающим заготовку сырья, вспомогательных и комплектующих изделий; их приемочным контролем по количеству и качеству; производством продукции – занимаются технологи. Товароведы должны учитывать эти этапы лишь с позиций формирования качественных и количественных характеристик товаров, а также для выявления причин возникновения технологических дефектов.
Окончательный контроль качества в промышленных и сельскохозяйственных организациях обеспечивается или специальными контрольными подразделениями, или технологами. Назначение этого этапа – проверка соответствия качества готовой продукции установленным требованиям для предотвращения реализации некачественной продукции.
Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначены для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной продукции).
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществляется на складе готовой продукции или в экспедиции предприятия-изготовителя. Признаки, по которым формируются партии, были указаны ранее, но порой применяются и случайные признаки. Например, иногда недобросовестные изготовители или продавцы при необходимости реализовать залежавшийся товар включают его в товарные партии вместе с продукцией, изготовленной в более поздние сроки.
Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Даже на этапе предреализационной товарной обработки, несмотря на нарушение целостности единой товарной массы в ходе разупаковывания, фасования, образовавшиеся части (фасованные изделия или отдельные экземпляры) принадлежат определенной товарной партии.
При реализации товарных партий оптовыми организациями происходит их разделение на более мелкие партии, обладающие своей целостностью. При реализации в розничной торговле целостность товарной партии полностью и безвозвратно утрачивается, так как потребитель приобретает один или несколько единичных экземпляров товара и/или товар определенных массы или объема (100 г масла, 1 л молока, 1 кг гвоздей и т.п.).
В результате этого из-за отсутствия признаков, позволяющих идентифицировать товарную партию, трудно, а порой невозможно установить принадлежность купленного товара конкретной товарной партии. Дата покупки, указанная на товарном или кассовом чеке, не является достаточно надежным признаком для идентификации товарной партии. Особенно остро проблема стоит при предъявлении претензий покупателем по поводу недоброкачественности товаров, в том числе скоропортящихся пищевых продуктов.
Этапы товарной стадии не завершаются реализацией товара. Единичные экземпляры его используются однократно или многократно. Однократное использование товаров принято называть потреблением, а многократное – эксплуатацией.
При потреблениитовар либо полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть вновь применен по назначению, даже если он сохраняется (например, одноразовые шприцы, гигиенические товары), либо полностью используется (пищевые продукты, парфюмерно-гигиенические средства, лакокрасочные материалы и т.п.). В последнем случае не имеет принципиального значения, используется ли единичный экземпляр товара за один прием или многократно. Например, батон хлеба может быть использован за один прием пищи или за несколько. Мыло, зубная паста используются за ряд приемов. Многократное использование, когда разовые потребления товара разделены определенными промежутками времени, существенно влияет на изменение качества товаров и не рекомендуется для скоропортящихся товаров.
Не случайно на некоторых видах консервов, особенно для детского питания, указывают предельные сроки хранения продукта после вскрытия банки. Покупателей необходимо проинформировать, если товары имеют многоразовое использование и при хранении потребительские свойства их могут значительно изменяться.
Эксплуатация товаров– особый вид потребления. Вследствие многократного использования товара, при котором он не утрачивает функционального назначения, постепенно снижается его качество. Для замедления процессов, ухудшающих качество, а также для предупреждения или устранения дефектов необходим этап послепродажного обслуживания товаров при их наладке и эксплуатации. На этом этапе о рациональном потреблении товаров одно- или многократного использования может быть дана информация, например в форме консультаций.
Использованные товары, частично или полностью сохранившиеся, но утратившие потребительские свойства, переходят в категорию отходов (ликвидных или неликвидных) и подлежат повторному использованию (промпереработке) или уничтожению.Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют представители органов санитарно-эпидемиологического надзора. Товароведы торговых организаций также принимают участие в этой работе.
Рассмотренный технологический цикл товаров отличается от жизненного цикла товаров, принятого в маркетинге, тем, что последний изучает в основном стадии рыночной «жизни» товара. Правильнее было бы назвать его «рыночным циклом товаров». С позиций товароведения и необходимости знания свойств не только готового товара, но и этапов предтоварной стадии, понятие «жизненный цикл товаров» в товароведении не может быть использован.
Технологический жизненный цикл товародвижения: стадии, этапы.
Технологический жизненный цикл товародвижения(ТЖЦТ) – совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
ТЖЦТ включает четыре стадии:
I.Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.
1. Выявление запросов потребителей:
Запросы потребителей – это требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену. Они подразделяются на:
а) ожидаемые запросы – ожидания потребителей в отношении удовлетворения определенных потребностей с помощью товароведных характеристик.
Они появляются у потребителей в отношении новых для них или отсутствующих в продаже, а возможно, и не производимых товаров. Эти запросы возникают при появлении у потребителей новых потребностей, которые не могут удовлетворить уже известные товары или потребитель ими не удовлетворен.
б) реальные запросы – требования потребителей к характеристикам товаров, сформированные на основе проводимой ранее потребительской оценки использованных товаров.
Эти запросы потребителей заставляют изготовителей и продавцов обеспечивать стабильность товароведных характеристик товаров, хотя их цена может изменяться (например, за счет инфляции, удорожания затрат на производство).
2. Проектирование и разработка товаров – этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов.
Этот этап существует только для вновь разрабатываемых и внедряемых в производство товаров. Для данного этапа важно, чтобы требования потребителей, выявленные на первом этапе, и требования нормативной документации были близки. Но полного совпадения быть не может из-за отсутствия или нехватки либо дороговизны сырья, материалов, соответствующей материально-технической базы производства, утраты безопасности, надежности и других свойств товара. Этот этап завершается разработкой товара по замыслу.
3. Материально-техническое снабжение – подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимым сырьем, материалами, оборудованием.
От того, насколько сырье и другие объекты материально-технического снабжения отвечают предъявляемым к ним требованиям, будет зависеть, прежде всего, качество товаров.
4. Производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.
Цель данного этапа – обеспечение выполнения установленных требований. Для достижения этого необходимо соответствующее качество труда и производственных процессов, операционный контроль, который подразумевает прослеживаемость продукции. Результатом такого контроля являются коррекция при выявлении несоответствия путем переделки (переработки) или изъятие несоответствующего товара.
5. Окончательный контроль качества, а в некоторых случаях и количества (например, фасованных товаров, а также товаров с фиксированной массой, объемом). Назначение такого контроля – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.
При выпуске продукции, соответствующей всем установленным требованиям к товароведным характеристикам, продукция меняет свой статус, становясь товаром, что и завершает предтоварную стадию.
II. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.
1. Формирование товарных партий – этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара и (или) хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя.
На этом этапе и (или) этапе товарной обработки обеспечивается также однородность качества, ассортиментная и партионная идентификация при отборе товаров необходимого ассортимента. Важной операцией данного этапа является информационное обеспечение товарных партий путем оформления товарно-сопроводительных документов и проверки соответствия маркировки требованиям достоверности информации. Для обеспечения прослеживаемости товарных партий на маркировке должны быть идентифицирующие их признаки, совпадающие с основными признаками, указанными в товарно-сопроводительных документах.
2. Транспортирование и хранение – этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути.
Этому этапу присущи следующие операции: создание и поддержание оптимальных условий хранения и транспортирования, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), контроль за условиями и сроками хранения, приемка по количеству и качеству при разгрузке, размещение на хранение и отпуск со склада, обеспечение прослеживаемости товарных партий.
3. Товарная обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже.
Цель операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.
Операции товарной обработки делятся на:
→ сортировка товаров по качеству – операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. Если товарная партия представляет собой смесь сортов, ее разбраковывают по сортам.
→ калибровка – операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления – калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары (одинакового размера) имеют более привлекательный товарный вид, характеризуются лучшей сохраняемостью.
→ мойка – операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными, микробиологическими. При мойке удаляется от 30 до 100 % поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров.
→ фасовка – операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки – придание товару определенных количественных характеристик.
→ упаковывание – операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости их количества и качества.
4. Реализация – завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.
Деятельность по реализации товаров включает ряд торговых услуг: консультирование покупателей о преимуществах определенного товара, способах использования или правилах эксплуатации, информирование о возможных выгодах путем сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор.
III. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.
1. Послепродажное обслуживание – этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте.
Основное назначение указанных операций – сохранение качества и количества товара, а также повышение степени удовлетворенности потребителя при эксплуатации и создание положительной потребительской оценки.
Послепродажное обслуживание включает следующие операции:
Доставка товаров – торговая услуга по транспортированию приобретенных товаров по адресу, указанному потребителем. Ее назначением является обеспечение сохраняемости товаров в процессе транспортирования. Для этого используют дополнительное упаковывание в транспортную тару или специальные приспособления, транспорт и обученных для данных целей работников.
Монтаж (сборка), наладка сложнотехнических товаров, раскрой тканей, подгонка и переделка готовой одежды – торговые услуги, которые формируют новые или измененные потребительские свойства товаров, более полно удовлетворяющие реальные потребности покупателей.
При монтаже и наладке бытовые приборы, сборная мебель приобретают способность выполнять функциональное назначение. Например, стиральные машины автоматического типа не могут быть использованы без подключения к электросети, водопроводной и канализационным системам.
Техническое обслуживание – совокупность сервисных услуг, осуществляемых продавцом или специальными сервисными организациями и предназначенных для сохранения и (или) восстановления качества товаров в процессе их эксплуатации.
Перечень данных услуг зависит от особенностей сложнотехнических товаров.
Гарантийный ремонт – услуга, оказываемая потребителю изготовителем, и (или) продавцом, и (или) специальными сервисными организациями для восстановления функционального назначения ремонтопригодных товаров, на которые установлены гарантии изготовителя (или поставщика).
2. Потребление (эксплуатация) – комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и (или) социальному назначению.
Различают два вида потребления товаров:
Краткосрочное потребление с полной или частичной утратой товара характерно для всех пищевых продуктов, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, фармацевтических препаратов.
Длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара называют эксплуатацией.
Эксплуатация характерна для ассортиментных групп непродовольственных товаров длительного пользования. Особенностью этого этапа являются стадии:
Ø рабочая – например, носка одежды, обуви, работа бытовых приборов;
Ø нерабочая – то есть отдыха и хранения. Для нее характерно частичное восстановление (релаксация) израсходованных ресурсов, что повышает долговечность эксплуатируемых изделий.
Эксплуатация – этап технологического цикла, который характеризуется чередованием рабочих стадий со стадиями отдыха и хранения, влияющий на обеспечение качества товара у потребителя.
Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации.
3. Перепродажа – повторная реализация ранее приобретенных и частично использованных или неиспользованных (новых) товаров. Используемые ранее товары, могут частично утратить потребительские свойства и количественные (размерные) характеристики, но должны сохранить ассортиментную принадлежность.
Например, антикварные, старинные, эксклюзивные товары могут частично утратить отдельные потребительские свойства (например, моду), но одновременно увеличивается уровень их психологических свойств и (или) свойств социального назначения.
IV. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.
Этой стадии присущи два взаимозаменяющих друг друга этапа: повторное использование или уничтожение.
1. Повторное использование – совокупность операций, предназначенных для формирования новых товароведных характеристик товаров и (или) устранения их несоответствий.
Повторному использованию подлежат условно пригодные товары, частично или полностью утратившие основные характеристики, за исключением безопасности. Например, деформированные пищевые продукты и утратившие функциональное или социальное назначение непродовольственные товары могут быть использованы как вторичное сырье для промышленной или домашней переработки.
Повторное использование осуществляется в трех формах:
Переработка – совокупность операций по формированию новых товароведных характеристик, включая ассортиментную. Результатом переработки является новый товар, получаемый из дефектных товаров и товарных отходов. Например, после отбраковки нестандартных плодов и овощей из них могут быть получены разнообразные продукты переработки (соки, консервы, сушеная продукция).
Переделка – этап, включающий совокупность операций по устранению несоответствий отдельных характеристик. Примером может служить перешив одежды, изменение ее размеров.
Ремонт – этап, включающий операции по замене и (или) исправлению отдельных деталей. При этом улучшаются лишь потребительские свойства, но не изменяется ассортиментная характеристика товара.
2. Утилизация – завершающий этап, предназначенный для уничтожения опасной продукции.
Этапы и операции стадии утилизации характерны для оптовой и розничной торговли. Особое значение имеют такие операции, как списание товарных отходов, их хранение и вывоз специализированными предприятиями. Контроль за их осуществлением проводят менеджеры, товароведы, представители санитарно-эпидемиологической службы. Правила утилизации регламентируются федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также соответствующими подзаконными актами.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 280 – 300
Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 2592 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Технологический цикл товаров
Технологический цикл товаров — совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
Основные стадии и этапы технологического цикла следующие:
I. Предтоварная стадия: 1 — проектирование и/или разработка продукции; 2 — материально-техническое снабжение; 3 — приемочный контроль сырья; 4 — производство продукции (и/или разработка производства); 5 — окончательный контроль готовой продукции.
II. Товарная стадия: 6 — формирование товарных партий; 7 — хранение и транспортирование; 8 — предреализационная товарная обработка; 9 — реализация товаров; 10 — потребление; 11 — хранение (при необходимости).
III. Стадия утилизации отходов товаров: 12 — уничтожение отходов.
Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром. Часть ее может быть отбракована на 5-м этапе при окончательном контроле как дефектная и отправлена на промпереработку или уничтожение.
Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначены для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной продукции).
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществляется на складе готовой продукции или в экспедиции предприятия-изготовителя. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения ее целостности по количеству и качеству.
Стадия утилизации является завершающим этапом, предназначенным для уничтожения опасной продукции.