Что не относится к понятию педагогическое проектирование

Общее подходы к понятию педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование – явление многоаспектное, подходя к рассмотрению вопроса о проектировании, можно столкнуться с большим количеством подходов к определению сущности этого понятия.

В педагогической литературе проектирование рассматривается:

Педагогическая технология обеспечивается педагогическим проектированием.

Проектировать в педагогике – значит, на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса:

Традиционно под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Различают два типа проектирования:

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педагогическая система – это особое образование, которой присущи специфические признаки:

Педагогический процесс – динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика.

Педагогический процесс – главный для педагога объект проектирования.

Педагогическая ситуация – это составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Другой подход к пониманию сущности педагогической ситуации трактует ее как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации.

Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами), субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом — избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается и означивается им, предстает для него как определенное со-бытие.

Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью — значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию.

Педагогическое проектирование может быть фиксировано в документах, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим основные.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований.

Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Модель – аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель выпускника образовательного учреждения, в которой отражены приоритетные качества личности, над формированием которых работает педагогический коллектив.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

В педагогической практике сложились принципы педагогического проектирования, реализация которых обеспечивает эффективность образовательного процесса построенного на использовании этого метода:

Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным и предполагает:

Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Порядок действий по проектированию педагогического объекта:

Проверка качества проекта:

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) –это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Источник

Что такое педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование — подготовительный этап к предстоящей учебной деятельности, проработка ее основных элементов и деталей.

Педагогическое проектирование является составной частью работы каждого учителя. Эта часть также значима, как и организаторская, коммуникативная. Учитель создает предполагаемые варианты будущей деятельности и прогнозирует ее результаты. Объектом проектирования являются педагогические системы, процесс и ситуации. Самым крупным объектом считается педагогическая система, объединяющая все факторы, которые способствуют достижению целей, связанных с развитием ребенка.

Педагогические системы как объекты проектирования

Это сложные образования, состоящие из компонентов разного качества. Система — это люди: учащиеся, учитель, родители; материально-техническая составляющая: ТСО, ЭВМ. Природа, структура, функционирование и возможности этих подсистем абсолютно разные.

Рассматривают малые, средние, большие, супербольшие педагогические системы. К малым можно отнести отдельные специализированные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ работают системы производственного обучения, профориентационной, правовой, профилактической деятельности. К средней системе можно отнести деятельность конкретного учебного заведения, школы, училища, лицея, гимназии. Такая система имеет связи внешнего характера, кроме того, малые системы в ней связаны между собой. Большой системой является сфера образования города, района, края. Включает в себя социально-педагогические комплексы, куда помимо учебных заведений вписываются учреждения культуры, быта, производства. Суперсистемы создаются для крупных регионов, республик, с соответствующими целями и задачами.

У каждой системы есть свое назначение и свой набор компонентов. При проектировании необходимо учитывать все компоненты, входящие в систему, хотя практика показывает, что не всеми педагогами используется весь набор компонентов.

Свои специфические признаки имеют подсистемы:

Педагогический процесс и педагогическая ситуация как объекты проектирования

Под процессом понимается целостное объединение трех компонентов, способствующих развитию учащихся и учителей в их взаимодействии. Ситуация существует в границах процесса, а через него оформляется в какой-либо подсистеме.

Педагогическая ситуация является только частью пед. процесса. Она характеризует его с точки зрения конкретного временного отрезка и конкретного пространства. Основным свойством ситуации является конкретность. Педагогическая ситуация возникает во время урока, экзамена, внеклассного мероприятия, причем, как правило, разрешается сразу. Пед. ситуации проектируются в рамках проектирования педагогического процесса. Через ситуацию можно дать оценку всему процессу, отметить его достоинства и недостатки. Внешне пед.ситуация проста по структуре. Она состоит из двух субъектов деятельности и способов их взаимодействия. Но как раз взаимодействия между учителем и учеником бывают очень сложными, основанными на реализации сложного внутреннего мира каждого. Ситуации возникают спонтанно, можно предварительно спроектировать пед. ситуацию. Но и те ситуации, которые возникают неожиданно, решаются с применением метода предварительного проектирования.

Можно выделить три этапа педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

Первый этап — создание модели. Разрабатываются планы, цели, общие идеи создания пед. системы, процесса или ситуации, предлагаются пути решения задачи.

Второй этап — создание проекта, то есть модель разрабатывается с целью ее практического применения.

Третий этап — создание конструкта. Детальная проработка проекта для конкретных условий с конкретными участниками.

Принципы педагогического проектирования

Формами пед. проектирования называют документы, описывающие создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций. Разработка таких документов подчинена определенным принципам:

Источник

Реферат «Сущность педагогического проектирования»

Реферат на тему:

«Сущность педагогического проектирования»

Выполнила воспитатель II категории

Опочанова Лира Раисовна,

«Мини – центр» при КГУ ОСШ № 3

2. Основная часть стр. 2-

2.2. Сущность педагогического проектирования. стр. 4

3. Заключение. стр. 10

5. Список литературы стр. 12

Педагог в отличие от инженера, конструктора не является профессиональным проектировщиком и в большинстве случаев не знаком с основами проектировочной деятельности. Я полностью согласна с высказыванием Локтионовой Т. Е, что на всех этапах педагогического проектирования возникает ряд проблем, как профессионального, так и личностного характера.

Подготовительная стадия педагогического проектирования не содержит проектных материалов и поэтому в исследованиях часто называется предпроектной. На предпроектной стадии возрастает процесс связанных с саморазвитием человека с преобразованием его сознания.

Анализируя подготовительную стадию проектирования К. Джонс, который определяет её, как «расхождение»пишет: «Необходимо отметить что работа на этой стадии включает в себя как логические, так и интуитивные действия и требует больше беготни, чем размышлений в кресле».

Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношении педагогов к собственной профессиональной деятельности к собственному педагогическому опыту к сформировавшимся годами стереотипам и традициям. По мнению К. Джонса на этом этапе задача проектировщика заключается в сознательном увеличении своей неуверенности в освобождении от заранее заданных решений в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задач.

Перед педагогом проектировщиком встает весьма нелегкая задача, анализируя психолого – педагогический аспект организации процесса профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений.

Другая проблема исследуемого процесса заключается в необходимости учиться для того, чтобы в дальнейшем успешно осуществлять педагогическую проектировочную деятельность. Проектировщик, как субъект создающий нечто новое это всегда человек учащийся и прежде всего учащий себя сам. Безусловно, мы понимаем, что сознательно учиться столь же трудно, как и сознательно создавать новое сознательно творить.

Проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к

собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, к сформировавшимся годами стереотипам и традициям.

Сущность педагогического проектирования.

-выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения;

— построение ценностных основ и стратегий проектирования;

— определение целей и задач;

— поиск методов и средств реализации педагогического проекта.

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Таким образом, он совершается целенаправленно и результативно.

Проектирование — это наука. Науку проектирования нужно освоить, а умение проектировать — сформировать, в этой области можно накопить опыт, понять скрытые процессы.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.

Функции педагогического проектирования:

1. повышение эффективности педагогического процесса;

2. технологизация образовательного процесса;

3. связующее звено между педагогической теорией и практикой;

4. прогнозирование развития образования;

5. средство научного исследования.

Обьект педагогического проектирования

педагогический процесс педагогические ситуации.

Педагогический процесс состоит из отдельных педагогических ситуаций, возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризует переход педагогического процесса из одного состояния в другое.

Педагогическая ситуация-составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия

Также объектам педагогического проектирования относятся:

педагогические системы,

педагогические технологи,

Также существуют вида педагогических систем:

— малые (подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.);

— средние (деятельность образовательного учреждения в целом);

— большие (система образования города, района, области); супер большие (системы образования регионов, республик, стран).

Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их

Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.

Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.

Педагогическое проектирование- это сложный, многоступенчатый

процесс, поэтому необходимо выделить последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели до точного описания конкретных действий на уроке.

Выделяют три этапа педагогического проектирования: моделирование,

проектирование

Этапы педагогического проектирования:

1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.

2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – на этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.

3. Педагогическое конструирование – детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.

Основные принципы педагогического проектирования:

1. Принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей;

2. Принцип саморазвития – означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям.

3. Принцип реальности – означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.

Порядок действий при педагогическом проектировании:

1.Подготовительная работа: анализ объекта проектирования; выбор

формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирование;

методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально техническое обеспечение

3. Проектирования; правовое обеспечение проектирования.

4. Разработка проекта: выбор системообразующего фактора; установление взаимозависимости компонентов; написание проектной документации.

5. Проверка качества проекта: мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта;

принятие решения об использовании проекта.

Я занимаюсь проектированием, и могла бы рассказать о том, как мобилизуются все силы и возможности для обогащения педагогического процесса или ситуации. Если педагогический процесс построен только как научный, он далеко отстаёт от истинной педагогики. Воспитывающий педагогический процесс соединяет науку с искусством. Таким образом, достоинства спроектированных систем, процессов, ситуаций не только в их научности, а в обогащении науки искусством. У многих будущих педагогов может возникнуть неверие в свои творческие способности. Но, во-первых, вы не знаете всех своих возможностей, вы не испытывали все свои качества. А во-вторых, ещё не поздно начать упорно готовиться к педагогической деятельности. Вы будете проектировать педагогические объекты, учитывая свои личные качества. Иначе проект будет не вашим, взятой из далёкой и сухой науки. Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь,- отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании, в некотором смысле, — полёт мысли в неизведанное

Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания.

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко).

Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. (Дж. К. Джонс)

Педагогическое проектирование – деятельность по созданию проекта образовательно – воспитательной системы, ориентированной на массовое использование. (Н. О. Яковлева)

Педагогический проект – мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки всей этой деятельности. (О. Г. Прикот)

2. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. —Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). —Казань : Бук, 2016. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 11.02.2021).Библиографическое описание: Гаффоров, А. Х. Психологические основы педагогического проектирования / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31690/ (дата обращения: 11.02.2021).

3. Джонс Д. К «Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа» перевод с английского М. Мир

Что не относится к понятию педагогическое проектированиеФотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства «Педагогическая.

Что не относится к понятию педагогическое проектированиеФотоотчет о проведении итогового педагогического совета 31 мая 2016 года в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» прошел итоговый педагогический совет. За основу проведения взяла методические.

Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.

Что не относится к понятию педагогическое проектированиеКонсультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Источник

Теоретические основы педагогического проектирования

Что не относится к понятию педагогическое проектирование

Теоретические основы педагогического проектирования

1. Понятие педагогического проектирования.

2. Этапы педагогического проектирования.

3. Формы и принципы педагогического проектирования

4. Проектирование педагогического объекта.

1. Понятие педагогического проектирования.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.

Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания.

К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.

Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

— они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

— ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

— любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. К ним относятся: урок, система учебных занятий, учение как процесс решения познавательных задач и др.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуации входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуации огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.

Структура педситуации внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему.

Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций. Но при этом взаимодействие педагога и обучающегося всегда является ключевым условием проектирования.

2. Этапы педагогического проектирования.

Что не относится к понятию педагогическое проектирование

Этапы педагогического проектирования.

Третий этап проектирования – это педагогическое конструирование (создание конструкта). Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования.

Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Это мысленное ощупывание будущих действий учителя и учеников связано с созданием идеальной модели деятельности, которая позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

3. Формы и принципы педагогического проектирования

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Принципы педагогического проектирования.

выделяет следующие принципы педагогического проектирования[1]:

— Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

— Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

— Жестко и детально не проектируйте, оставляйте учащимся и себе возможность для импровизации.

— При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

— Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

4. Проектирование педагогического объекта (Общий алгоритм педагогического проектирования ()

Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т. е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.

2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций.

3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педпроцессов или ситуаций. Например, рекомендуется иметь поурочные папки. В них преподаватель накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность.

4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Урок по информатике и вычислительной технике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, — это разные уроки.

Реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого.

Временное обеспечение проектирования — это соотношение проекта со временем по его объему, т. е. вмещающейся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т. д.

Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.

5. Материально-техническое обеспечение предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.

Можно выделить пять эпох развития педагогической деятельности:

I — эпоха «индивидуального педагога», работающего «вручную»;

III — эпоха аудиовизуальных средств;

IV — эпоха простых средств автоматизации управления обучением;

V — эпоха адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ.

6. Правовое обеспечение проектирования — это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образованием.

8. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т. е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.

12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка.

2. Педагогическое проектирование, возникшее как результат взаимодействия новых тенденций в развитии педагогических теорий и инновационной практики, становится важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя. Результатом проектной деятельности преподавателя является педагогический проект (содержание учебной дисциплины, тexнологии обучения и т. д.)

3. Педагогическое проектирование имеет и нормативный, и творческий характер. В педагогическом проектировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения.

4. Проекты различаются по виду деятельности (тип проекта), по объему деятельности и охвату участников, деятельности, сложности и сфере применения.

5. Основными принципами педагогического проектирования являются принципы человеческих приоритетов и саморазвития систем. Проектирование включает 14 основных шагов:

анализ объекта проектирования,

выбор формы проектирования,

теоретическое обеспечение проектирования,

методическое обеспечение проектирования,

пространственно-временное обеспечение проектирования,

материально-техническое обеспечение проектирования,

выбор системообразующего фактора,

установление связей и зависимостей компонентов,

экспертная оценка проекта,

принятие решения об использовании проекта.

6. Проектирование в педагогической деятельности носит инновационный характер, так как вносит в образовательную систему изменения, инициируемые внешней средой. Изменения могут вноситься в форме трех основных стратегий: локальных, модульных и системных нововведений.

7. Условиями успешности проектирования являются: готовность руководства и педагогического коллектива к участию в проектной деятельности, наличия стратегии инновационной деятельности.

8. Критериями оценки результативности проектов являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость, вариабельность проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *