Что не относится к подъемно осмотровому оборудованию
Осмотровое и подъемно-осмотровое оборудование
ОСМОТРОВОЕ И ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
При выполнении ТО и ремонта автомобилей значительная доля работ (40. 45%) выполняется снизу, для чего АТО должны оснащаться осмотровым и подъемно-транспортным оборудованием (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Классификация осмотрового и подъемно-транспортного оборудования
К осмотровому и подъемно-осмотровому относится оборудование, обеспечивающее удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля при его ТО и ремонте. Работы по ТО и ремонту, выполняемые снизу автомобиля, могут производиться с полным или частичным вывешиванием или без вывешивания автомобиля.
Осмотровое оборудование включает в себя канавы и эстакады.
Осмотровые канавы(рис. 3.2) являются наиболее распространенными универсальными осмотровыми устройствами в АТО.
Рис. 3.2. Классификация осмотровых канав
По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы тупиковые и прямоточные (проездные). По ширине канавы подразделяются на узкие (межколейные) и широкие, по устройству — на межколейные и боковые, с коленными мостами и с вывешиванием колес, траншейные и изолированные.
Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, но не превышать ее более чем на 0,8 м. Глубина (учитывая дорожный просвет автомобиля) для легковых автомобилей составляет 1,4. 1,5 м, а для грузовых и автобусов — 1,2. 1,3 м. Ширина узких межколейных канав обычно не более 1,1м.
Узкие канавы обладают универсальностью и обычно используются в АТП небольшой мощности. Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько параллельных канав по их торцам, для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых траншейных канав траншею делают открытой. Прямоточные канавы имеют закрытую сверху траншею, используемую для прохода. Глубина открытой траншеи — 1,2. 1,6 м, закрытой — не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи.
Для входа и выхода из траншеи делают не менее одной лестницы на каждые пять канав.
Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм или металлической — толщиной 20. 25 мм, высотой не более 150 мм. Для фиксации продольного перемещения автомобиля тупиковые канавы в конце имеют упор под передние колеса.
Широкая канава с колейным мостиком имеет ширину, превышающую габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля.
Длина широкой канавы делается на 1,0. 1,2 м длиннее обслуживаемого автомобиля, ширина — на 1,4. 3,0 м. Для работы сбоку предусматриваются съемные трапы.
Широкие канавы с вывешиванием колес (рис. 3.3) имеют ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля. Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передними и задними мостами на опоры тележек, катящихся по рельсовому пути, проложенному посередине канавы. Колеса вывешиваются во время въезда автомобиля на канаву.
Канавы оборудуются электрическим освещением, вентиляцией и отоплением.
Недостатки применения осмотровых канав заключаются в ограниченном доступе ко всем узлам и агрегатам автомобиля, фиксированном уровне расположения персонала, в необходимости их строительства только на первых этажах зданий, не имеющих подвалов и т. п.
Эстакадыпредставляют собой коленный мост, расположенный выше уровня пола на 0,7. 1,4 м, с наклонными рампами — направлениями для въезда и съезда автомобиля, имеющими уклон 20. 25°.
Эстакады подразделяются на тупиковые и прямоточные (проездные). Они могут быть стационарными и передвижными (разборными), а по роду материала — железобетонными или металлическими. Для уменьшения высоты эстакады применяются полуэстакады, отличающиеся от эстакад понижением пола вокруг них.
Рис. 3.3. Канава широкого типа с вывешиванием колес:
1 — катушка со шлангом для раздачи солидола; 2 — катушка со шлангом для раздачи трансмиссионной смазки; 3 — тележки для вывешивания автомобиля
Рис. 3.4. Классификация подъемников
К подъемно-осмотровому оборудованию относятся подъемники, опрокидыватели и домкраты.
Подъемникислужат для подъема автомобиля над уровнем пола на требуемую для удобства обслуживания или ремонта высоту.
Классификация подъемников приведена на рис. 3.4, а их основные схемы — на рис. 3.5.
Гидравлические стационарные напольные подъемники. Подъемники могут быть одно- и многоплунжерными грузоподъемностью 2. 12 т и более. Гидравлический одноплунжерный подъемник (рис. 3.6) состоит из гидроцилиндра 7, платформ 3, насосной станции 4 и страховочной штанги 2. Платформа состоит из поперечины и четырех балок подхватов.
Рис. 3.5. Основные схемы гаражных подъемников
Рис. 3.6. Одноплунжерный подъемник:
1 — гидроцилиндр; 2 — страховочная штанга; 3 — платформа; 4 — насосная станция
Электромеханические стационарные подъемники могут быть одно-, двух-, четырех- и шестистоечными грузоподъемностью 1,5. 14 т и более. В этой группе подъемников используются винтовая, цепная, тросовая, карданная или рычажно-шарнирная силовые передачи. Приводом подъемника является электродвигатель.
Одностоечные подъемники (рис. 3.7, а) имеют грузоподъемность до 3 т, по типу установки бывают стационарные и передвижные, по типу привода — электромеханические и электрогидравлические, по конструктивному отличию — с подъемной платформой и с подъемной «лапой». Стационарные двухстоечные подъемники с электромеханическим приводом (рис. 3.7, б) состоят из двух стоек, четырех балок с подхватами и опорной рамы. На стойке в верхней части смонтирован электропривод подъема балок с подхватами.
Рис. 3.7. Типы напольных подъемников:
а — одностоечный стационарный с подъемной платформой; б — двухстоечный стационарный с электромеханическим приводом:
1 — стойка; 2 — электродвигатель; 3 — пульт управления; 4 — подъемная площадка («лапа»)
Групповые электромеханические подъемники с возможностью индивидуального перемещения каждой стойки получили название «подъемник-комплект передвижных стоек». Их использование целесообразно для крупногабаритных транспортных средств (например, для одновременного подъема всех звеньев сочлененного автобуса). Управление подъемом и опусканием всех стоек осуществляется с передвижного пульта, обеспечивающего их синхронную работу.
Четырехстоечные стационарные напольные подъемники платформенного типа (рис. 3.8) имеют централизованное управление при подъеме двухколейной платформы. Платформы бывают с односторонним заездом с упорами колес в рабочем положении, а также двусторонние проездного типа. Выбор четырехстоечного платформенного подъемника определяется геометрией производственной зоны.
Рис. 3.8. Четырехстоечный стационарный напольный подъемник платформенного типа с односторонним заездом:
1 — подъемная площадка; 2 — стойка; 3 — электродвигатель; 4 — пульт управления
Стационарные подъемники ножничного типа являются электромеханическими подъемниками с гидравлическим силовым элементом. Специальные подъемники, имея аналогичный силовой элемент, могут быть передвижными и рассчитаны на автомобили массой до 3 т.
Канавные подъемники применяются для вывешивания переднего или заднего моста при работах на канавах. Такие подъемники могут быть гидравлическими, электромеханическими, с одной, Двумя и четырьмя стойками и сменными подхватами. Канавные подъемники имеют грузоподъемность до 4 т и высоту подъема до 60 см. Привод может быть как ручной, так и электрический.
К преимуществам подъемников перед осмотровыми канавами можно отнести следующие: более рациональное использование производственных площадей; высокая производительность труда рабочих; обеспечение свободного доступа к большинству узлов и агрегатов автомобиля; возможность установки на вторых этажах зданий и др.
Домкраты гаражныепередвижные и переносные (механические, гидромеханические, с ручным приводом) грузоподъемностью 1,6. 12,5 т предназначены для подъема передних и задних частей автомобиля.
Электромеханический подъемник-опрокидыватель(рис. 3.9) позволяет наклонять автомобиль под разными углами в пределах 60°. Привод подъемной рамы — от электродвигателя с червячным редуктором и винтом с гайкой, расположенными в стойке подъемника. Опрокидыватели бывают стационарные (электромеханические) и передвижные (механические, гидромеханические, пневматические).
Рис. 3.9. Электромеханический подъемник-опрокидыватель:
1 — зажим крепления автомобиля; 2 — каретка; 3 — стойка; 4 — подъемная рама; 5 — неподвижная рама
Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование
К осмотровому и подъемно-транспортному оборудованию относятся: эстакады, осмотровые канавы, домкраты, подъемники и т.п.
Эстакады и осмотровые канавы. В некоторых предприятиях, а также в полевых условиях для технического обслуживания и ремонта автомобилей часто используют эстакады с наклонным въездом. Недостатком эстакад является их громоздкость. Полуэстакадами называют эстакады, уменьшенные по высоте и имеющие под собой углубления, которые позволяют работать, стоя в полный рост.
Осмотровые канавы. Удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта обеспечивают осмотровые канавы, причем автомобили остаются на уровне пола, а рабочие места располагают в осмотровой канаве ниже уровня пола.
На рисунке 16 показаны различные осмотровые канавы. В зависимости от того, в какую сторону автомобили съезжают с канав, их подразделяют на тупиковые и прямоточные (проездные). С тупиковых канав автомобили съезжают задним ходом, с прямоточных– передним ходом (сквозной проезд).
Тупиковая канава занимает мало места, но не позволяет устанавливать сразу несколько автомобилей и организовывать техническое обслуживание поточным методом.
Рис. 16. Осмотровые канавы: а и б – узкие межколейные прямоточная и тупиковая; в – широкая тупиковая; г – поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля; 1 – рельсовый путь; 2 – тележки для подъема автомобиля с опорами для переднего и заднего мостов; 3 – въездной трамплин; 4 – электротельфер; 5 – трос; 6 – толкающая тележка; 7 – подъемная горка; 8 – электромеханический подъемник; 9 – натяжное устройство
Узкие межколейные прямоточные канавы допускают работу стоя только снизу, для подъема колес автомобиля необходимо иметь подъемник.
Узкая межколейная тупиковая канава имеет ширину 0,9…1,1 м и глубину около 1,2 м. Во избежание падения автомобиля в канаву по ее краям сделаны реборды. В стенах канавы устроены ниши для размещения инструмента и осветительных приборов.
Широкую канаву оборудуют рельсами, по которым могут перемещаться тележки. Автомобиль, въехавший на канаву, устанавливают передним и задним мостами на тележки, и его колеса при этом вывешиваются.
Преимущества широких канав – хороший доступ ко всем механизмам автомобиля, возможность выполнения работ одновременно снизу и сбоку при постоянно поднятых колесах.
На рисунке 16,г показана поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля. Канава имеет вдоль правой стороны реборду из двух швеллеров, являющуюся одновременно направляющей коробкой для толкающих тележек 6, соединенных между собой тросом 5.
Передвигает тележки и автомобиль на поточной линии электротельфер 4, помещенный в конце осмотровой канавы. При работе электротельфера упоры тележек нажимают кожухи полуосей (приводных валов) или подушки рессор ведущего моста и заставляют автомобиль перемещаться. После перемещения на следующий пост автомобиль останавливается, а тележки возвращаются в первоначальное положение.
Передние колеса автомобиля поднимает горка 7, задние колеса – подъемник 8, установленный в канаве.
По обеим сторонам канавы у каждого поста могут быть установлены верстаки, барабаны с самонаматывающимися шлангами для раздачи масел и воды, а также подведен сжатый воздух, что позволит использовать пневматический инструмент, проверять и регулировать тормозную систему с пневматическим приводом при неработающем двигателе и накачивать шины.
В непосредственной близости от канавы могут быть расположены вспомогательные цеха, обеспечивающие все посты отремонтированными агрегатами, узлами, приборами и деталями.
На рисунке 17,а показан гидравлический подъемник. Он состоит из гидравлического цилиндра 9 с помещенным внутри поршнем со штоком 4. Подхватом 5 шток упирается в поднимаемую часть автомобиля. Цилиндр подъемника можно перемещать в поперечном направлении (относительно канавы) вместе с кареткой 12 по двум скалкам 2 для подъема мостов автомобиля, поставленного на канаву.
Рис. 17. Гидравлический подъемник: а – устройство подъемника осмотровой канавы; б – использование двух подъемников для вывешивания задней части автомобиля; 1 – каток; 2 – скалка; 3 – страхующий штырь; 4 – шток; 5 – подхват; 6 – гильза; 7 и 10 – направляющие; 8 – кран управления; 9 – гидравлический цилиндр; 11 – регулируемый упор; 12 – каретка
Скалки с одной стороны опираются на наклонные регулируемые упоры 11, а другие концы скалок имеют катки установленные в направляющих 7, закрепленных в бетонированной стенке канавы, по которым подъемник может перемещаться вдоль канавы. В средней части направляющих установлен кран управления 8.
Продолжение цилиндра подъемника– гильза 6, являющаяся опорой страхующего штыря 3, вставляемого в одно из отверстий штока после вывешивания колеса. Подъемник приводится в действие при помощи электродвигателя и эксцентрикового плунжерного насоса.
Разновидности используемых осмотровых канавизображены на рисунке 18.
Рис. 18. Схемы осмотровых канав: а – межколейная с внутренними ребордами; б – межколейная с наружними ребордами; в – широкого типа; г – безребордная; д – боковая; е – колейный мост
В настоящее время для технического обслуживания и ремонта автомобилей эстакады и осмотровые канавы применяются все реже. Это связано с широким использованием для этих целей различных подъемников (как для легковых так и для грузовых автомобилей).
Подъемно-транспортное оборудование. В качестве подъемно-транспортного оборудования в автомастерских в основном используются подкатные домкраты и подъемники.
Подкатные домкраты. Подкатные гидравлические домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству в работе способствуют съемные площадки, изменяющие высоту подхвата и подъема. В компактных моделях рукоятка делается складной и не является многофункциональной.
Подкатные гидравлические домкраты можно разделить на три группы.
1. Для личного использования автомобилистом. Их грузоподъемность – до 3 т (рис. 19а). Преимущества: быстрота подъема, большой рабочий ход. Главный недостаток – хрупкость конструкции.
2. Для автосервисов и шиномонтажных мастерских. Грузоподъемность –до 4 т (рис. 19б). Могут иметь педаль предварительного подъема для быстрого получения нужной высоты подхвата. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, быстрота подъема, большой рабочий ход. Недостаток – возможность работы только на ровном и твердом покрытии.
3. Для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники (инкассация, автопогрузчики и т.п.). Грузоподъемность – от 2 до 20 т (рис. 19г). Могут снабжаться педалью предварительного подъема и допускают использование дополнительных приспособлений, например раздвижной траверсы для поднятия стороны автомобиля (рис. 19в). У некоторых моделей с помощью приводной рукоятки можно поднимать или опускать груз, а также перевозить домкрат. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, высота подъема при использовании дополнительных приспособлений может доходить до 1 м. Недостатки: большой вес (от 60 до 225 кг), сложность оперативной подготовки домкрата к работе.
Рис. 19. Подкатные гидравлические домкраты: а – для личного использования автомобилистом; б – для автосервисов и шиномонтажных мастерских, г – для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники; в – раздвижная траверса
Подкатные ножничные домкраты. Подъем осуществляется за счет выдвижения поршня из гидроцилиндра, при этом изменяется угол между рычагами, соединенными с помощью шарниров (рис. 20). Иногда имеют два уровня подхвата, что дает возможность приподнимать автомобили с небольшим дорожным просветом на значительную высоту. Могут снабжаться карданной системой управления, клапаном давления и ручкой для переноски. Грузоподъемность таких домкратов обычно составляет от 4 до 7 т.
Преимущества: жесткость конструкции, мобильность, невысокое усилие на приводной рукоятке, небольшая начальная высота, значительная высота подъема. Недостатки: большой вес, высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии.
Рис. 20. Подкатной ножничный домкрат
Автомобильные подъемники по типу конструкции делятся на одностоечные, двухстоечные, четырехстоечные, параллелограммные (ножничные), плунжерные (рис. 21).
Одностоечный подъемник состоит из одной несущей стойки (колонны). Главным плюсом таких подъемников является малая занимаемая площадь. Одностоечные подъемники бывают стационарные и передвижные. Стационарные подъемники обладают большей грузоподъемностью (до 2,5 тонн), чем передвижные (до 250 кг). Подъем автомобиля таким одностоечным подъемником осуществляется с одной стороны автомобиля, либо за пороги, либо за колеса. Подъемник одностоечный прекрасно подойдет для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля, для антикоррозионной обработки днища, для шиномонтажа на станциях технического обслуживания с ограниченной площадью и гаражах.
Рис. 21. Разновидности автомобильных подъемников: а – одностоечный; б – двухстоечный; в – четырехстоечный; г – параллелограммный (ножничный); д – плунжерный
Двухстоечный подъёмник состоит из 2-х стоек, каждая из которых оснащена кронштейнами (лапами) для подъема. В зависимости от типа подъемника их грузоподъемность достигает 5 т. Подхват автомобиля в таких подъемниках осуществляется за поддомкратные площадки. Передние лапы подъемника имеют угол поворота 180 градусов, таким образом, обеспечивается быстрая установка автомобилей, как с длинной, так и с короткой базой. Подъемник двухстоечный с асимметричной конструкцией применяется для обслуживания широкобазных легковых автомобилей. Двухстоечные автомобильные подъемники подразделяются на симметричные и асимметричные.
В асимметричных подъемниках стойки развернуты несколько к задней части автомобиля и соответственно телескопические лапы имеют разную длину (передние короче), что позволяет дверям автомобиля открываться значительно шире. Такие автомобильные подъемники можно рекомендовать для не слишком тяжелых авто (до 3 тонн). Для более тяжелых и крупных автомобилей рекомендуется использовать симметричные автоподъемники, что предпочтительнее из-за большей устойчивости автомобилей на лапах подъемников симметричного типа. Двухстоечные подъемники бывают и с напольной рамой, что предпочтительно использовать для непрочных полов. Такая конструкция облегчает и установку подъемника.
Последнее время все большую популярность приобретают подъемники «с чистым полом». Они, обеспечивающим комфортный заезд автомобиля и работу автослесаря под поднятым транспортным средством. При расположении элементов синхронизации вверху, следует обратить внимание на такой важный элемент как высота верхней горизонтальной перемычки. Для обслуживания мини-венов с высокой крышей, ГАЗелей и.т.д., необходима минимальная высота от 4000мм. Подъемники применяются для общесервисных, шиномонтажных и арматурных работ.
Четырёхстоечный подъёмник состоит из четырех стоек и размещенной на них платформы для автомобиля. Благодаря встроенной в платформу гидравлической системе, подъемник работает очень тихо, а низкая высота платформы позволяет обслуживать автомобили с низким клиренсом, например, спортивным автомобилям. Подъемник четырехстоечный оснащается разными типами платформ: гладкой платформой, длинной гладкой платформой, платформой под развал-схождение с выемками под поворотные столы и укомплектованные скользящими пластинами под задние колеса, платформой с дополнительным микроподъемником. Четырехстоечные подъемники обычно используются для обслуживания грузовой техники, а также на постах контроля и регулировки углов установки колес (развал-схождение).
Параллелограммные (ножничные) подъемники. Существенным преимуществом этих подъемников является то, что в нерабочем положении они не занимают места (в модификациях с заглублением трапов). При наземной установке на поверхности располагаются лишь трапы и въездные аппарели. Ножничные подъемники, как правило, оснащены гидравлическими приводами, что обеспечивает бесшумность и долговечность работы оборудования.
Синхронизация между обеими сторонами ножничного подъемника осуществляется либо при помощи гидравлики, которая является очень надежной, бесшумной и предельно точной, либо электронным способом. Ножничные подъемники комплектуются дополнительными подъемными столами для вывешивания колес и комплектом для стенда «развал-схождение». Подъемники ножничной конструкции используются для совместной работы со стендами установки углов колес, а также для общесервисных работ.
Плунжерный подъемник. Конструкция плунжерных подъемников очень проста. Подъемные лапы, трапы или платформы закреплены на концевых частях поршней (плунжеров) гидроцилиндров, которые, в свою очередь, заглублены в полы в вертикальном положении.
Плунжерные подъемники могут иметь два исполнения – с наземным расположением подъемных приспособлений или с заглублением их в полы, причем во втором случае, когда подъемник находится в нерабочем положении, на поверхности пола вообще ничего нет. Когда автомобиль находится на подъемнике, к нему имеется свободный доступ с любой стороны.
Выносной блок управления позволяет эксплуатировать эти подъемники внутри помещений и на автомобильных мойках. Плунжерные подъемники являются идеальным решением при проведении общесервисных работ, в том числе при приемке и сдаче автомобиля. Предлагаются одно-, двух- или четырехплунжерные подъемники, причем последние отлично подходят для совместной работы со стендами «развал-схождение». Благодаря применению специальных схем синхронизации плунжерные подъемники могут объединяться в большие системы, для обслуживания, например, длинномерного и крупногабаритного транспорта.
По типу привода подъемники делятся на электромеханические, электрогидравлические и пневматические.
Подъемники с электромеханическим приводом. Достоинством таких подъемников до сих пор остаются низкая стоимость, позволяющая реализовать самый экономичный вариант оснащения автосервиса, и простота конструкции. Рабочим «органом» подъемников является пара винт-гайка, к периодичности обслуживания которой предъявляются высокие требования.
Подъемники с пневматическим приводом. Данный тип подъемника принадлежит к пантографным или ножничным подъемникам. В отличие от гидравлических подъемников, подъем платформы осуществляется за счет сжатого воздуха, что увеличивает скорость обслуживания автомобиля. Подъемник предназначен для использования на различных СТО и шиномонтажных мастерских. При помощи платформы можно вывешивать всю ходовую часть автомобиля и обслуживать все колеса автомобиля одновременно. Установка платформы на шиномонтаже позволяет, в межсезонье, проводить мелкий ремонт ходовой (замена шаровых опор, рулевых наконечников, тормозных колодок). В конструкции подъемника предусмотрен предохранительный стопор. Подъемник монтируется на бетонном, асфальтном или на другом подготовленном твердом и ровном полу в необходимом месте.