Что не относится к педагогическим задачам технологии портфолио

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Результатом деятельности образовательной организации, равно как и педагога, является выпускник, владеющий опытом профессиональной деятельности в определенной сфере экономики.

Новое время диктует новые подходы к подготовке в учреждениях СПО специалистов, которые должны обладать не только высокой квалификацией, но и коммуникативными умениями, навыками, быть гибкими, мобильными, способными быстро адаптироваться на производстве, самореализовываться и самоутверждаться.

Главная цель профессиональной подготовки – дать выпускникам качественное профессиональное образование и подготовить конкурентоспособного специалиста.

Профессиональная подготовка ведется по разным специальным дисциплинам, междисциплинарным курсам, но основным направлением является учебная практика.

Современное учебное занятие представляет собой динамичную структуру, в которой заданный алгоритм подготовки и проведения занятия сочетается с творчеством, свободой выбора педагога и обучающихся.

Анализ литературы, посвященной применению ПОРТФОЛИО в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации бучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время.

Ценность ПОРТФОЛИО состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые качества, которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.

Применение технологии ПОРТФОЛИО на уроках учебной практики на мой взгляд:

— является способом фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов учащегося;

— позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной;

— является заранее спланированной и специально организованной индивидуальной подборкой материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося;

— является доказательством прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

В этом направлении мною разработано методическое обеспечение для уроков учебной практики по специальности «Дизайн (по отраслям)» на основе образовательной технологии «Портфолио»

При создании разработки я поставила для себя следующие задачи :

— рассмотреть понятие «педагогическая технология», найти ее место в современном образовании, признаки, классификации;

— раскрыть сущность технологии «Портфолио»;

— разработать структуру и содержание Портфолио (папки) студента.

В процессе работы я подобрала литературу по теме, проанализировала, выбрала необходимые теоретические сведения.

Далее я систематизировала задания для уроков УП, опираясь на профессиональную характеристику и рабочую программу по профессиональному модулю.

В результате ПОРТФОЛИО студента-дизайнера представляет собой личный сайт с несколькими страницами и субстраницами (цветовое решение, дизайн страниц и субстраниц предоставляется авторам).

Обязательные элементы продукта.

Структура портфолио студента-дизайнера.

Приветствие (содержит название образовательной организации, ФИО (ФИ) студента, фотографию, контактную информацию (номер телефона, Email, Skype, ссылки на личные страницы в социальных сетях и т.д.).

Мои работы (учебная и внеаудиторная самостоятельная деятельность: примеры работ, краткое описание работ):

— Рисунок и живопись

— Дизайн-проекты в материале

Профессиональный опыт (участие в мероприятиях профессиональной направленности, их организация и проведение):

— Участие в мероприятиях (мастер-классах, семинарах, выставках и т.п.)

Научно-исследовательская работа (подтверждается грамотами, сертификатами, дипломами и т.п.):

— Участие в конкурсах

— Выступление на конференциях

Моя жизненная позиция (Взгляд на свое «Я»)

Обратная связь: форма для сообщения, форма для отзыва, контакты.

Что не относится к педагогическим задачам технологии портфолио

Таким образом, ПОРТФОЛИО является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:

1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся.

2. Поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения.

3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.

4. Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся.

6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Источник

Педагогическая технология портфолио

Что не относится к педагогическим задачам технологии портфолио Скокова Вера Вячеславовна
Педагогическая технология портфолио

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»

Муниципального образования г. Обь Новосибирской области

Технология «Портфолио дошкольника»

в условиях ФГОС ДО

Актуальность. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способ-ностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Термин портфо-лио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду-альных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой», показать все, на что ты способен».

Технология «Портфолио» является одной из образователь-ных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то,что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольни-ка, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновремен-но форму, процесс организации и технологию работы.

Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интере-сов, склонностей. Введение портфолио позволит воспитателю це-ленаправленно собирать, систематизировать информацию о ре-бенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скач-кообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

определить форму и содержание портфолио;

привлечь родителей воспитанников к активному взаимо-действию

по оформлению портфолио;

активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;

обеспечить психологическое благополучие и здоровье де-тей в период адаптации к школе.

Функции портфолио:

Чтобы портфолио достигло своей цели,необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио.Она может быть различной:

• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);

• накопительной, когда информация собирается за опреде-лённый период. Таким образом, можно увидеть путь раз-вития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и со-держание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ре-бёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразу-мевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Виды портфолио:

1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид система-тизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством инте-ресных эффектов.

2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлека-телен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаёт-ся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь са-мого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстра-ции.

Рубрики портфолио:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту».Эту рубрику можно подразделить на две:

«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладо-шку ребёнка на разных возрастных этапах.

«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, кото-рые ребёнок приобрёл за прошедший год.

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисун-ки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные ре-чевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и внесадиковских образовательных сетях.

Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы запол-няются постепенно, в соответствии с возможностями и достиже-ниями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражаю-щий их жизни в детском саду и за его пределами.

Алгоритм работы над портфолио.

1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет со-бираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка»про-водили следующим образом:

Работа с педагогами;

Взаимодействие с родителями:

• Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

• Разработка структуры портфолио.

• Оформление образца портфолио ребенка.

• Индивидуальная работа по внедрению портфолио ре-бенка.

• Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ, рассматривание образцов портфолио.

• Индивидуальная беседа с детьми. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомле-нию с портфолио ребенка.

• Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодуш-ных родителей. Проводили консультации, семинары по оформле-нию и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фикси-ровать, записывать.

Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систе-матически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Источник

Философия метода портфолио предполагает:

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

Портфолио первоклассника выполняет несколько функций:

·Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

·Целеполагания – поддерживает учебные цели.

·Мотивационная– поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

· Развивающая– обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

· Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является не только «визитной карточкой» ученика, но и предметом изучения для педагога:

личности ребенка и его готовности к обучению,

особенностей адаптационного периода,

системы обратной связи семьи и школы,

эффективности методик и приемов преподавания,

уровня учебных результатов обучающихся (качества знаний).

В настоящее время существуют разные варианты портфолио первоклассников, но наибольший интерес представляет «Портфолио 1 класс» А.В.Иванова. К нему тем же автором разработано пособие для учителя, позволяющее координировать технологию метода портфолио.

В «Портфолио 1 класс» А.В.Иванова (Москва, «Просвещение», 2011г.) в доступной для детей форме рассказывается о том, что такое портфолио, для чего собирают портфолио, как работать с ним. Далее идут страницы самопрезентации и целеполагания на начало учебы: «Это я!», «Мир моих интересов», «Презентация дошкольника», «Когда я закончу первый класс, я научусь…», «Первое сентября». В течение 1 четверти дети учатся анализировать свою деятельность, искать свои плюсы, оценивать свою учебу. И в этом им помогают такие страницы, как: «Читаю, слушаю, смотрю», «Мои увлечения», «У меня есть такой плюс», «Вот творчество мое», «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи (спидометр успехов)», «Кружки и секции, в которых я занимаюсь», «Совместные дела с моим участием».

Работа с портфолио проводится в игровой форме с участием родителей, которые не только помогают своим детям, но и открывают новые грани личности своего ребенка.

К портфолио прилагается накопительная папка с детскими работами и отзывами к ним. Каждый ребенок отбирает лучшие работы для накопительной папки, собирает отзывы учителя, родителей и других, значимых для него людей. Все это развивает самооценку и самостоятельность ученика, мотивацию и качество обучения.

Таким образом, метод портфолио помогает:

► создать ситуации успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

► максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка,

► развить познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;

► формировать установку на творческую деятельность и умения творческой деятельности, развить мотивацию дальнейшего творческого роста;

► формировать положительные моральные и нравственные качества личности; стимулировать к самосовершенствованию;

► приобретать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»),

► выявить, от какого комплекса свойств личности зависит неуспех обучения, и установить те причины, которые приводят ребенка к неудовлетворительным результатам.

Источник

Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе

Педагогические науки

Похожие материалы

В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.

«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Педагогическая идея портфолио предполагает:

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.

Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Обучающиеся должны научиться:

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *