Что не относится к педагогическим задачам технологии портфолио
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Результатом деятельности образовательной организации, равно как и педагога, является выпускник, владеющий опытом профессиональной деятельности в определенной сфере экономики.
Новое время диктует новые подходы к подготовке в учреждениях СПО специалистов, которые должны обладать не только высокой квалификацией, но и коммуникативными умениями, навыками, быть гибкими, мобильными, способными быстро адаптироваться на производстве, самореализовываться и самоутверждаться.
Главная цель профессиональной подготовки – дать выпускникам качественное профессиональное образование и подготовить конкурентоспособного специалиста.
Профессиональная подготовка ведется по разным специальным дисциплинам, междисциплинарным курсам, но основным направлением является учебная практика.
Современное учебное занятие представляет собой динамичную структуру, в которой заданный алгоритм подготовки и проведения занятия сочетается с творчеством, свободой выбора педагога и обучающихся.
Анализ литературы, посвященной применению ПОРТФОЛИО в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации бучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время.
Ценность ПОРТФОЛИО состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые качества, которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Применение технологии ПОРТФОЛИО на уроках учебной практики на мой взгляд:
— является способом фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов учащегося;
— позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной;
— является заранее спланированной и специально организованной индивидуальной подборкой материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося;
— является доказательством прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
В этом направлении мною разработано методическое обеспечение для уроков учебной практики по специальности «Дизайн (по отраслям)» на основе образовательной технологии «Портфолио»
При создании разработки я поставила для себя следующие задачи :
— рассмотреть понятие «педагогическая технология», найти ее место в современном образовании, признаки, классификации;
— раскрыть сущность технологии «Портфолио»;
— разработать структуру и содержание Портфолио (папки) студента.
В процессе работы я подобрала литературу по теме, проанализировала, выбрала необходимые теоретические сведения.
Далее я систематизировала задания для уроков УП, опираясь на профессиональную характеристику и рабочую программу по профессиональному модулю.
В результате ПОРТФОЛИО студента-дизайнера представляет собой личный сайт с несколькими страницами и субстраницами (цветовое решение, дизайн страниц и субстраниц предоставляется авторам).
Обязательные элементы продукта.
Структура портфолио студента-дизайнера.
Приветствие (содержит название образовательной организации, ФИО (ФИ) студента, фотографию, контактную информацию (номер телефона, Email, Skype, ссылки на личные страницы в социальных сетях и т.д.).
Мои работы (учебная и внеаудиторная самостоятельная деятельность: примеры работ, краткое описание работ):
— Рисунок и живопись
— Дизайн-проекты в материале
Профессиональный опыт (участие в мероприятиях профессиональной направленности, их организация и проведение):
— Участие в мероприятиях (мастер-классах, семинарах, выставках и т.п.)
Научно-исследовательская работа (подтверждается грамотами, сертификатами, дипломами и т.п.):
— Участие в конкурсах
— Выступление на конференциях
Моя жизненная позиция (Взгляд на свое «Я»)
Обратная связь: форма для сообщения, форма для отзыва, контакты.
Таким образом, ПОРТФОЛИО является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения.
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.
4. Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся.
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Педагогическая технология портфолио
Скокова Вера Вячеславовна
Педагогическая технология портфолио
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Технология «Портфолио дошкольника»
в условиях ФГОС ДО
Актуальность. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способ-ностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Термин портфо-лио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду-альных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой», показать все, на что ты способен».
Технология «Портфолио» является одной из образователь-ных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то,что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольни-ка, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновремен-но форму, процесс организации и технологию работы.
Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интере-сов, склонностей. Введение портфолио позволит воспитателю це-ленаправленно собирать, систематизировать информацию о ре-бенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скач-кообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
определить форму и содержание портфолио;
привлечь родителей воспитанников к активному взаимо-действию
по оформлению портфолио;
активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;
обеспечить психологическое благополучие и здоровье де-тей в период адаптации к школе.
Функции портфолио:
Чтобы портфолио достигло своей цели,необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио.Она может быть различной:
• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
• накопительной, когда информация собирается за опреде-лённый период. Таким образом, можно увидеть путь раз-вития ребёнка за определенный отрезок времени;
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и со-держание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ре-бёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразу-мевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио:
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид система-тизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством инте-ресных эффектов.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлека-телен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаёт-ся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь са-мого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстра-ции.
Рубрики портфолио:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту».Эту рубрику можно подразделить на две:
«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладо-шку ребёнка на разных возрастных этапах.
«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, кото-рые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисун-ки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные ре-чевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и внесадиковских образовательных сетях.
Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы запол-няются постепенно, в соответствии с возможностями и достиже-ниями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражаю-щий их жизни в детском саду и за его пределами.
Алгоритм работы над портфолио.
1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет со-бираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка»про-водили следующим образом:
Работа с педагогами;
Взаимодействие с родителями:
• Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
• Разработка структуры портфолио.
• Оформление образца портфолио ребенка.
• Индивидуальная работа по внедрению портфолио ре-бенка.
• Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ, рассматривание образцов портфолио.
• Индивидуальная беседа с детьми. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомле-нию с портфолио ребенка.
• Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодуш-ных родителей. Проводили консультации, семинары по оформле-нию и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фикси-ровать, записывать.
Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систе-матически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Философия метода портфолио предполагает:
2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;
Портфолио первоклассника выполняет несколько функций:
·Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
·Целеполагания – поддерживает учебные цели.
·Мотивационная– поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
· Развивающая– обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
· Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является не только «визитной карточкой» ученика, но и предметом изучения для педагога:
личности ребенка и его готовности к обучению,
особенностей адаптационного периода,
системы обратной связи семьи и школы,
эффективности методик и приемов преподавания,
уровня учебных результатов обучающихся (качества знаний).
В настоящее время существуют разные варианты портфолио первоклассников, но наибольший интерес представляет «Портфолио 1 класс» А.В.Иванова. К нему тем же автором разработано пособие для учителя, позволяющее координировать технологию метода портфолио.
В «Портфолио 1 класс» А.В.Иванова (Москва, «Просвещение», 2011г.) в доступной для детей форме рассказывается о том, что такое портфолио, для чего собирают портфолио, как работать с ним. Далее идут страницы самопрезентации и целеполагания на начало учебы: «Это я!», «Мир моих интересов», «Презентация дошкольника», «Когда я закончу первый класс, я научусь…», «Первое сентября». В течение 1 четверти дети учатся анализировать свою деятельность, искать свои плюсы, оценивать свою учебу. И в этом им помогают такие страницы, как: «Читаю, слушаю, смотрю», «Мои увлечения», «У меня есть такой плюс», «Вот творчество мое», «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи (спидометр успехов)», «Кружки и секции, в которых я занимаюсь», «Совместные дела с моим участием».
Работа с портфолио проводится в игровой форме с участием родителей, которые не только помогают своим детям, но и открывают новые грани личности своего ребенка.
К портфолио прилагается накопительная папка с детскими работами и отзывами к ним. Каждый ребенок отбирает лучшие работы для накопительной папки, собирает отзывы учителя, родителей и других, значимых для него людей. Все это развивает самооценку и самостоятельность ученика, мотивацию и качество обучения.
Таким образом, метод портфолио помогает:
► создать ситуации успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
► максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка,
► развить познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
► формировать установку на творческую деятельность и умения творческой деятельности, развить мотивацию дальнейшего творческого роста;
► формировать положительные моральные и нравственные качества личности; стимулировать к самосовершенствованию;
► приобретать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»),
► выявить, от какого комплекса свойств личности зависит неуспех обучения, и установить те причины, которые приводят ребенка к неудовлетворительным результатам.
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
Педагогические науки
Похожие материалы
В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.