Что не относится к основным функциям предприятия возможен множественный выбор
ТЕМА 1 «Структура национальной экономики. Предприятие как первичное звено экономики»
ТЕМА 2. «Предприятие как субъект предпринимательской деятельности»
1. Какой критерий отнесения по доходам действует для малых предприятий:
2. По цели деятельности выделяют предприятия:
3. Какое понятие имеет более широкое значение:
4. К элементам внешней микросреды предприятия НЕ относятся:
— Органы законодательной власти.
5. Кто устанавливает цели деятельности предприятия:
— Собственник или собственники предприятия.
6. Какой фактор не относится к элементу внешней среды предприятия:
7. В соответствии с законодательством РФ предпринимательской деятельностью является:
— Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
8. Основной целью деятельности коммерческой организации является:
9. Среди перечисленных характеристик предпринимателя выберите наиболее важную:
10. Среди перечисленных признаков предпринимательства выберите наиболее важный:
11. Субъектами предпринимательской деятельности являются:
— Юридические лица и индивидуальные предприниматели.
12. Какой критерий отнесения по численности сотрудников действует для малых предприятий?
13. Что НЕ относится к особенностям интрапренерства:
—Максимальная свобода действий.
14. Развитие предпринимательства в стране приведет к: (УКАЖИТЕ ЛИШНЕЕ)
— Расслоению общества и росту социальной напряженности.
15. Какой критерий отнесения по доходам действует для средних предприятий :(2млрд)
— нет правильных ответов
ТЕМА 1 «Структура национальной экономики. Предприятие как первичное звено экономики»
1. Какой из следующих признаков относится к критерию классификации предприятий – «структура производства»:
2. Какая из следующих отраслей относится к непроизводственной сфере согласно российскому классификатору:
3. К субъекту собственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относится:
4. Какая из следующих отраслей не относится к непроизводственной сфере:
5. Кто из перечисленных ниже субъектов является основным покупателем экономических ресурсов:
6. К основным признакам предприятия не относится:
7. Наиболее значимыми хозяйствующими субъектами национальной экономики являются:
— Домашние хозяйства и предпринимательский сектор.
8. К субъекту собственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ не относится:
9. Принцип эффективного и рационального использования экономических ресурсов предполагает:
— Минимизации затрат при максимизации результата.
10. К объекту собственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относится:
11. Какая из следующих отраслей не относится к производственной сфере:
12. Третий этап развития отраслевой структуры национальной экономики связан с:
— Развитием сферы услуг.
13. Согласно классификационному признаку «отраслевая и предметная специализация» не выделяют предприятия:
14. Подразделение национальной экономики на … осуществляется с точки зрения участия их в формировании валового внутреннего продукта и национального дохода.
15. Сопоставьте понятия и определения:
16. Второй этап развития отраслевой структуры национальной экономики связан с:
— Развитием производства и строительства.
17. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, выполняющие схожие функциональные задачи в:
— Процессе общественного производства.
18. Кто из перечисленных ниже субъектов является основным владельцем ресурсов в экономике:
— Сектор домашних хозяйств.
19. К основному признаку предприятия относится:
20. Первый этап развития отраслевой структуры национальной экономики связан с:
— Развитием сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых.
21. Какую структуру национальной экономики рассматривают в рамках дисциплины «Экономика предприятия»:
22. Что не относится к основным функциям предприятия: (возможен множественный выбор):
— Сохранение рыночного равновесия.
23. Какой сущностью не обладает категория «собственность»?
24. Какая из следующих отраслей относится к производственной сфере:
25. Какие организации признаются коммерческими:
—Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
26. К объекту собственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ не относится:
27. Сопоставьте понятия и определения:
28. Какая сфера народного хозяйства преобладает в экономике стран с развитой рыночной экономикой:
29. Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием:
30. Какую структуру национальной экономики не рассматривают в рамках дисциплины «Экономика предприятия»:
31. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, выполняющие схожие функциональные задачи в:
— Процессе общественного производства
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Основные функции предприятия
К основным функциям предприятия можно отнести:
§ изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
§ продажа и поставка продукции потребителю;
§ материально — техническое обеспечение производства;
§ управление и организация труда персонала на предприятии;
§ повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
§ уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
§ соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
§ степени специализации и кооперирования;
§ наличия социальной инфраструктуры;
§ взаимоотношений с местными органами власти.
Производственная функция
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
Реализационно-маркетинговая функция
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.
Ресурсно-спросовая функция
Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.
Финансово-инвестиционная
Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетная функция предприятия
Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
Градообразующая
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция предприятия
Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.
Познавательная
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.
Образовательная
Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.
Воспитательная
Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.
Инновационная функция предприятия
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Институциональная
Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.
Информационно-сигнальная
Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.
Консолидирующая функция
Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.
Стабилизационная, антикризисная
Обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности»
Типы предприятий
Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно — правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:
По виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятияпроизводственной и непроизводственнойсферы, далее — по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно- финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственноотраслевые и подотраслевыетипы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
По размерам предприятия.
Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:
§ мелкие — до 50 занятых;
§ средние — от 50 до 500 (иногда до 300);
§ крупные — свыше 500, в том числе
§ особо крупные — свыше 1000 занятых.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.
Особенностью малых предприятий является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.
По формам собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:
§ предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций;
§ и, в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный.В смешанных государственно-частных компанияхгосударство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
По принадлежности капитала.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяютнациональные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.
Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называютсясовместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.
Цели и задачи предприятия
В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:
§ какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
§ на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
§ как выбрать оптимальную технологию производства;
§ какие материалы приобретать и как их использовать;
§ как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
§ каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой предприятия или компании.
Основными целями предприятия могут быть:
§ завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
§ добиться более высокого качества своего товара;
§ занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
§ добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
§ повысить прибыльность своих операций;
§ добиться максимально возможного уровня занятости.
В результате деятельности деловая политика определенного предриятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:
1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
§ каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
§ каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).
Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то. Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.
Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели. Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.
Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).
Задачами действующего предприятия являются:
§ получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
§ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
§ обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
§ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
§ охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
§ недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).
Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Фомирование цели фирмы
Политика как и стратегия относится к категории средств. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?.
На фирме к процессу формулирования цели предъявляют определенные требования:
§ цели должны быть достижимы и реальны;
§ цели должны быть понятны и недвусмысленно сформулированы;
§ цель должна быть описана максимально в терминах и получить требуемое количественное оформление;
§ цель должна иметь сроки исполнения;
§ цели должны мотивировать действия исполнения в правильном направлении;
§ цель должна быть формулируема и формализована;
§ цели индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимы;
§ цели направлены на определенный эффект и должны быть пригодны для проверки и корректировки.
При формировании целей любое предприятие обязательно проводит анализ среды своего существования. Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказывать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. При анализе среды фирмы различают внутреннюю и внешнюю среду.
Факторами внутренней среды предприятия выступают персонал, средства производства, информационные и денежные ресурсы. Результатом взаимодействия этих факторов становится готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внутренняя среда состоит из элементов, служб, отделов, которые непосредственно участвуют в процессе производственной деятельности и включают маркетинг, менеджмент, персонал, организацию процесса деятельности, мотивацию. Изменение этих элементов в той или иной степени определяет деятельность фирмы. Это те элементы, на которые фирма непосредственно воздействует.
Факторами внешней среды предприятия выступают потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно обусловливает эффективность работы предприятия. Внешнее окружение включает в себя поставщиков, потребителей, государство, конкурентов, общество, природу, финансовые инструменты, фискальную политику. Внешняя среда состоит из рабочей и общей среды.
Рабочая среда — это непосредственные элементы, с которыми предприятие соприкасается. Для каждой фирмы рабочая среда может быть более или менее одинакова в зависимости от отраслевой принадлежности и общей деловой политики. Поставщики, потребители, конкуренты формируют ближайшее окружение, т. е. рабочую среду, остальное все входит в дальнее окружение, которое формируется из социальных, политических, экономических и технологических факторов.
Общая среда формирует стратегию фирмы и определяет направление ее развития. При этом фирма обязательно учитывает влияние рабочей среды и свои внутренние возможности. Совокупность внутренней и внешней среды является организационной средой предприятия.
Функции предприятия
Основные функции предприятия
К основным функциям предприятия можно отнести:
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.
Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.
Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетная функция предприятия
Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция предприятия
Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.
Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.
Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.
Инновационная функция предприятия
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.
Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.
Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.
Обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности»
Типы предприятий
Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно — правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:
По виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее — по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно- финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
По размерам предприятия.
Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.
Особенностью малых предприятий является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.
По формам собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
По принадлежности капитала.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.
Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.
Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными.
По организационно-правовым формам.